Поиск ключей к будущему



Поиск ключей к будущему

#будущее#общество#кризис

Введение

О будущем можно с определенностью сказать лишь то, что оно нам доподлинно неизвестно, и что оно неизбежно наступит. Речь, однако, должна идти не просто о будущем, а о таком, которое, как минимум, было бы приемлемым, а в пределе – истинно благополучным и счастливым. Это особенно важно в условиях современного системного кризиса, охватившего не только экономику и финансы, но и многие другие стороны жизни людей. Характерно, что те меры по преодолению кризисных явлений, которые вполне срабатывали в прошлом, сейчас не дают ожидаемых результатов. Вопреки бодрым уверениям некоторых аналитиков, коренной поворот к лучшему не наступает нигде, и неуверенность в будущем и даже страх перед ним не покидает человечество.

Дело в том, что произошло сущностное изменение многих аспектов действительности, так что нет больше такого звена, «ухватившись за которое можно было бы вытащить всю цепь». В контексте данной работы можно сказать, что «золотого ключа» к желаемому будущему нет. Образно можно представить, что это будущее заперто на сложный замок, который открывается совместным действием ряда ключей, управляемых разными силами.

Попытаемся обозначить самые необходимые из этих ключей, не рассчитывая на то, что их окажется достаточно для выхода в лучшее будущее. Интегральный критерий такого будущего – счастье, а для верующих (в существование Бога, в жизнь души в мире ином и воздаяние за содеянное) – еще и спасение души, при котором это воздаяние оказывается вознаграждением. (Отметим сразу, что счастье, в отличие от простого удовольствия или наслаждения, обязательно включает в себя значимую духовную компоненту).

По мере возможности, будем проводить самостоятельный и непредвзятый поиск истины, используя, как и ранее, метод ИНФОР, который позволяет конструктивным образом объединять результаты исследований в областях Науки, Философии, Искусства, Религии и Опыта жизни. Этот метод подразумевает также перекрестную проверку результатов с целью возможно лучшего приближения к истине [1].

Псевдоключи к будущему

Рассмотрим кратко расхожие представления о том, какие факторы должны, казалось бы, обеспечивать наше благополучное будущее.

Рыночная экономика.

На самом деле свободного Рынка, который оптимизировал бы экономику и торговлю, у нас нет и быть не может – не те обстоятельства, не та фаза развития капитализма. Фактически доминируют разного рода монополии, которые стараются максимизировать свою прибыль, прибегая к всевозможным приемам, включая сговор и «параллельное поднятие цен». (Пример: когда Антимонопольный комитет объявил амнистию в случае добровольного признания вины, то, по словам его председателя И.Артемьева, около 500 компаний заявили о своем участии в таких преступлениях). Рынок во многом отвергает истинные человеческие ценности и вводит свои, сужая мир человека до сферы производства и, главное, до потребления материальных благ.

Общество потребления.

Известно, что культ безудержного потребительства насаждается («Бери от жизни все!», «Бери в кредит!») в целях наживы и сверхприбылей, а в итоге жители стран так называемого «золотого миллиарда» страдают, с одной стороны, от ожирения, а с другой, – от превращения в трудоголиков, от хронического переутомления, от стресса. (Пример: в Японии от этого умирают в год более 10 тысяч работников.) Все это сопровождается потреблением лекарств в неимоверных количествах, что не только не спасает, а, наоборот, ухудшает положение.

Экономисты говорят об «эпохе бешеных денег», когда мир становится все более безумным. Общество как будто проверяет: «Все ли можно купить за деньги?» Ответ на этот вопрос получен давно: невозможно купить ни любовь (ни личную, ни народную), ни подлинную дружбу (примеры у всех на слуху), ни доверие (из-за этого, к примеру, страдает банковское дело), ни верность (на любом уровне), ни душевный покой…

Все это очень важные вещи – без них не бывает счастья. (Сошлемся, к примеру, на Н.Макиавелли («Государь»): «Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время».)

Гражданское общество.

Отличительными чертами такого общества являются «верховенство закона» и действенность разного рода неправительственных организаций (НПО). На практике оказывается, что одними внешними законами (при недостатке «внутреннего закона» в людях) должный порядок обеспечить невозможно. При выработке законов лоббируются частные интересы в ущерб потребностям общества (существуют «заказные» законы). Законы множатся, а беззаконие нарастает, расширяется и поле коррупции; вместо реального решения проблем людей огульно отсылают в суды». (Пример: в 2009 году в нашей стране было подано 10 млн. гражданских исков; это сопровождается большим числом обжалований, проблемами с соблюдением формальных правил, а также беззастенчивым отрицанием преступниками собственной вины даже перед лицом прямых доказательств.)

Еще Екатерина Вторая говорила: «Нет ничего опаснее, как захотеть на все сделать регламент».

Развитие науки и техники.

Это развитие само по себе не в состоянии решить глубинные проблемы общества. Бесспорно, что «знание – сила», но куда эта сила будет направлена, уже не определяется наукой. Модернизация, инновации, нанотехнологии и тому подобные меры сами по себе не способны обеспечить желаемое будущее: чрезмерный упор на науку и технику уводит в сторону от человека, тогда как именно человек должен быть в центре внимания. В принципе, уже достигнутый технический прогресс (материальная база) вполне достаточен для того, чтобы люди жили счастливо.

Подумаем: разве сейчас счастье человека так уж зависит от развития этих технологий?

Прагматизм.

Как практическая направленность прагматизм, безусловно, нужен в каждом деле; если же этот принцип используется как «определяющий значение истины ее практической полезностью», если он подразумевает достижение результата «здесь и сейчас» (не особенно стесняясь в средствах), то получаем узкий и близорукий практицизм, который не задумывается о будущем, об отдаленных последствиях предпринятых действий. Открывается поле для произвола: кто и по каким критериям будет определять искомую «полезность?» Вспомним сентенцию из недавнего прошлого: «Полезно все, что служит интересам рабочего класса» – к чему это привело?

И еще: прагматик, по определению, в любом случае не забывает о своих собственных интересах.

Конкуренция.

Превозносить конкуренцию в качестве эффективной движущей силы развития (как это делалось сравнительно недавно) уже не приходится: присущие ей недостатки перекрывают ее достоинства. О свободной, честной и справедливой конкурентной «борьбе по правилам» забывают, когда нарастает накал соперничества и когда необходимо победить любыми средствами: тогда фактически переходят к «борьбе без правил». Законы борьбы подразумевают, что на пути к победе надо не только наращивать свой потенциал, но и подрывать потенциал соперника.

Поскольку потенциалы обеих сторон являются, по большому счету, частями общественного потенциала, то обществу наносится значительный ущерб. (Пример: сколько мы слышим сообщений о пожарах-поджогах складов, производственных помещений, торговых точек.) Даже если нет прямого уничтожения материальных ценностей, то есть их нерациональное использование из-за раздутой рекламы или из-за излишнего дублирования услуг. (Пример: при организации сотовой связи каждая из конкурирующих компаний покрывает сетью своих приемо-передатчиков одну и ту же обслуживаемую территорию, чтобы получать свою долю прибыли; такова цена, которую общество платит за то, что несколько компаний «бьются за клиента».) Естественным и более эффективным решением вопроса была бы организация сотрудничества между компаниями и общая оптимизация предоставления услуг с точки зрения реальных потребностей общества и имеющихся ресурсов.

Информационное общество.

Формирование постиндустриального, информационного общества давало определенные надежды на решение накопившихся проблем, поскольку информация представляет большую ценность. Кроме всевозможных баз данных появились базы знаний, внедряются электронные методы делопроизводства, а также эффективные системы поиска информации и обмена ею. Создаются государственные и частные структуры, соответствующие такому обществу. Однако возникли и новые проблемы, которые не решаются в рамках самого информационного общества. В частности, Интернет становится не «кладезем ценных сведений», а свалкой всякой всячины или даже «помойкой».

С небывалой широтой распространяются ложные сведения и разного рода вредоносные материалы, не говоря уже о разрушительных вирусах. Корневая причина этих бед кроется в безответственности, нечестности и злом умысле тех, кто это делает. Здесь уже начинается борьба и даже своеобразная война, которой не видно конца. Из-за ограниченности объема данной работы отметим коротко, что ни «борьба за права и свободы человека», ни «политкорректность», ни «толерантность», «плюрализм», «многопартийность», «системы сдержек и противовесов», различные организационные меры, кадровые перестановки (список можно продолжить) не могут решить ключевых проблем, стоящих перед страной и человечеством.

Дело здесь осложняется пренебрежением обязанностями, потерей чувства долга, злоупотреблением свободой (приходим к вседозволенности – «Теперь можно все!»), формализмом, проявлениями эгоцентризма и безразличия к другим. «Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона» (Жермена де Сталь). Для оценки потенциала каждого из перечисленных подходов можно провести мысленный эксперимент: проследить ход дальнейшего развития общества на основе такого подхода и посмотреть, не заведет ли он в тупик.

В итоге оказывается, что данные подходы, являясь в определенной степени полезными и важными, не способны открыть надежную дорогу к благополучному и счастливому будущему. Недаром участники Всемирного экономического форума «Давос-2010», убедившись, что прежние методы и средства уже не дают эффекта, сформулировали слоган: «Надо пересоздавать мировую систему». Дело осложняется тем, что у руководителей пока нет ни принципов столь коренного преобразования мира, ни образцов, которым можно было бы следовать. Действительно, сейчас даже наиболее развитые страны страдают от множества проблем, которые они не в состоянии решить, – они не являются благополучными по критерию счастья. Поэтому и на национальном уровне, и в международном масштабе продолжается прежняя линия антикризисных мер («наложение заплат на старую одежду»); это означает, что возникнут новые кризисы. Для осуществления желанных преобразований и предназначены рассматриваемые далее «ключи». Их новизна обусловлена прежде всего тем, что в новых условиях даже известные положения должны быть осмыслены заново. Основное внимание будет уделено тому, как можно использовать каждый из ключей на практике

Ключ 1.

Установление прочного и надежного мира Главнейшие проблемы имеют решение исключительно в условиях мира, в пределах жизни. Жизнь – это величайший дар; по отношению к ней можно различать добро и зло: «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни; зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» (Альберт Швейцер). Казалось бы, человечество имело возможность многократно убедиться в том, что война не столько решает проблемы, сколько создает новые, еще более сложные, что кровь не бывает «малой», что «выиграть войну так же невозможно, как невозможно выиграть землетрясение».

После Первой мировой войны, потрясшей умы и души людей, родился лозунг «Штык в землю!», и была создана «Лига наций». После Второй мировой войны стали говорить: «Отвоевались!», «Никогда больше!», «Ничего нет важнее мира» – и была организована ООН. Эта организация стала более успешной, чем предыдущая, но ее главный недостаток состоит в том, что ее решения не являются обязательными для исполнения. К сожалению, человечество еще не исчерпало «лимита» войн; более того, оно, судя по развитию событий, близится к тому, чтобы исчерпать «лимит длительности относительно мирного времени» (когда ведутся только локальные войны).

Ужасы прежних разрушительных войн забываются, и возникает готовность к новым: «Спите тихо, братцы – все придет опять: новые родятся командиры, новые солдаты будут получать вечные казенные квартиры» (Б.Окуджава). Однако будущее одно на всех: в эпоху глобализации будет либо глобальная война, либо глобальный мир. Сколько ни принимай охранных мер, а оружие массового поражения, в конце концов, попадет в руки террористов, либо фанатиков, либо иных безответственных авантюристов, которые не преминут пустить его в ход.

Снова стали утверждать, что «есть вещи и поважнее мира»; снова набирает обороты гонка вооружений, которую подталкивают со всех сторон, – и это при том, что оружие становится все более мощным, точным и дорогостоящим. (Пример: недавно испытанный наш военный самолет 5-го поколения стоит 500 млн. американских долларов.) При этом нельзя не видеть, что никакое вооружение отдельно взятой страны не может обеспечить ее безопасность: надежной может быть только система коллективной безопасности.

Предупреждение: вряд ли удастся избежать катастрофической войны; речь, однако, должна идти о том, чтобы можно было побыстрее остановить бойню и уменьшить ее последствия. Человечество должно осознать, что оно представляет собой единый род, и поэтому любая война является гражданской, братоубийственной войной. «Человечество должно покончить с войной – или война покончит с человечеством» (Джон Кеннеди). Путь честных и открытых переговоров – единственно достойный и, в конечном счете, эффективный путь решения любых спорных вопросов как внутри стран, так и на международной арене. Нам же, простым людям, нужно на своем уровне укреплять доверие между представителями разных групп и народов, а также развивать «культуру мира», которая должна прийти на смену «культуре войны».

Ключ 2. Духовно-нравственное возвышение человека и общества.

Ясно, что высококачественную систему невозможно создать из недостаточно качественных элементов. Подобно этому для построения общества, которое воплощало бы принципы добра и справедливости, необходимо, чтобы его члены отличались высокой духовностью и нравственностью. Как говорится, «каков демос, такова и демократия», «каков народ, таково и народное самоуправление». Всем известно, что еще полтора века назад Ф.И.Тютчев отмечал, что именно «дух растлился в наши дни». Сегодня положение двояко: с одной стороны, человечество приобрело огромный положительный опыт (индивидуальные и массовые примеры благородных поступков, проявления альтруизма, жертвенности, общечеловеческой любви), а с другой стороны, расширилась бездна пороков и преступлений (здесь и коррупция в невиданных масштабах и формах, и заказные убийства, и киберпреступность, и еще многое другое). Все яснее мы осознаем справедливость слов Ф.М.Достоевского о том, что «человеческое общество основывается на нравственности».

Новым здесь является то, что внешние меры предупреждения и сдерживания, которые давали эффект на прошлой стадии развития общества, теперь теряют силу. Сколько ни ставим решеток и стальных дверей, сколько ни создаем систем наблюдения и охраны, преступность растет, принимая новые, более изощренные формы. (Пример: как можно бороться с таким явлением, как вандализм в лифтах, на транспорте, в лесу?) В итоге, никто не может чувствовать себя в безопасности, и все мы фактически являемся заложниками разного рода преступников и криминальных структур.

В конечном счете, остается надежда на то, что общество, дойдя в своем падении до порога терпения, одумается и начнет решать задачу повышения морали и нравственности. Нетрудно видеть, что без этого невозможно конструктивное переустройство общества, невозможно достижение материального благополучия. Как это делать. Задача столь необходимого духовного пробуждения и возвышения совсем не такая трудная, какой кажется на первый взгляд.

Конечно, глупо было бы ожидать, что в одночасье все преобразятся, но даже малый сдвиг внутри человека будет вызвать цепочку позитивных изменений. Если призыв к совершенствованию найдет отклик, то появятся яркие примеры, и люди начнут шаг за шагом, все более уверенно, продвигаться вверх по духовной лестнице. Добро не менее заразительно, чем зло; доброе дело несет награду в самом себе, тогда как злое дело влечет неизбежное наказание (если не со стороны закона и окружающих людей, то со стороны собственной совести человека и Высших Сил, которые действуют не только в мире духа, но и в мире материи). Сегодня у нас есть все необходимое для такого восхождения. Верующие найдут опору прежде всего в учении своей религии, а атеисты – в общечеловеческих ценностях, которые вполне созвучны основным положениям религиозных учений. Каждому предстоит сделать выбор: жить ли только для себя либо также и для других.

Ключ 3. Укрепление семьи

Приведем для сравнения два определения брака. Научное: «Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям» [БСЭ]. Религиозное: Брак и семья – это Божье установление, согласно которому мужчина и женщина составляют «одну плоть» и «одну душу», чтобы совместно совершенствоваться, производить и воспитывать детей, а также содействовать продвижению цивилизации, делая все во славу Божию и готовясь к жизни вечной в мире ином [3].

Видно, что эти определения не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга. Поскольку у науки и у религии одна цель – изыскивать возможности для оздоровления и укрепления семьи, то целесообразно объединение усилий этих некогда враждовавших сторон. Добавим также, что внешние меры, такие как «брачные контракты», внедряемая теперь «ювенальная юстиция», а также давно уже принятые законы «О семье» и «О молодежи», хотя и помогают решать частные вопросы, но не способны придать семье устойчивость и прочность. Следует со всей категоричностью подчеркнуть, что никакие отклонения от традиционно установленной формы семьи не пойдут на благо ее членам и обществу в целом. В истории человечества такого рода отклонения нарастали в каждом переходном периоде, способствуя развалу общества, и шли на спад после его завершения. Это замечательно, что Русская Православная Церковь твердо стоит против однополых «браков», несмотря на то, что руководители некоторых конфессий сдают позиции в этом вопросе.

Ключ 4. Построение справедливого Нового мирового порядка

С древних времен философы и мыслители задумывались об установлении справедливого государственного устройства, а с начала эпохи Великих географических открытий, когда европейцы познакомились с другими континентами и народами, этот вопрос стал приобретать общемировой масштаб. Так, Томмазо Кампанелла (1568-1639), говоря о наилучшем миропорядке, «соединял программу общественного переустройства на основе справедливости с задачей всемирного объединения, которое мыслилось не как деспотическое правление сильнейшего государя, а как «своего рода союз государств и народов».

Он предлагал «учредить Сенат из правителей всех земель мира (или их представителей), постановления которого будут обязательны для всех государей. Безусловно воспрещаются всякие войны, споры должны решаться путем мирного обсуждения. Если какой-нибудь тиран вздумает начать войну, то все остальные государи клятвенно обязуются совместно выступить против нарушителя общего мира» [5, С. 218]. «Духовную общность» людей в новом Государстве обеспечивает религия, роль которой будет выполнять «обновленное христианство».

Для эмоционального описания нового века Кампанелла прибегал к стихам: «Соединятся цари, воедино сольются народы; Солнечным названный Град воздвигнет великий герой». Сознавая, что в то время не было условий для практического воплощения такого проекта, Кампанелла писал: «Век будущий рассудит нас, ибо нынешний распинает своих благодетелей; но потом они воскресают – через три дня или через три столетия». И он оказался прав: во второй половине XIX века и в первой половине XX века реальная программа построения справедливого Мирового порядка была представлена в Писаниях зародившейся в 1844 году религии Бахаи.

Сейчас уже видно, что реализация этой программы, как говорится, стоит «на повестке дня». Дадим ее краткое описание [6]. Общество продвигается в направлении нарастания степени единства. Такие его формы, как семья, племя, малые государства, нации уже получили развитие. Следующий шаг – мирное объединение человечества в единое сообщество. Это будет мировое федеративное государство, в котором представители всех наций, рас, конфессий и классов станут жить в тесном, нерушимом единстве и при безоговорочном признании как автономии входящих в него государств, так и личной свободы и инициативы каждого человека. Это содружество будет основано на духовности, справедливости, любви и братстве. Будет положен конец соперничеству наций, ненависти и вражде; канут в прошлое религиозные распри; будут стерты многовековые классовые различия. Женщины войдут во все учреждения и будут принимать участие во всех сферах жизни.

Ключ 5. Возвращение человека к Богу

Приведем слова норвежского путешественника и ученого Тура Хейердала, сказанные им на «Конгрессе тысячелетия» (СПб, 2000 год): «Двадцать первый век либо будет веком религиозной веры, либо его не будет вовсе». Вспомним глубоко символичную библейскую притчу о блудном сыне. Это рассказ о жизненной судьбе каждого человека и человечества в целом. Всем знакомы чувство свободы, зов неизвестных жизненных дорог, волнующий вкус запретных плодов, азарт опасной игры, пьянящий риск. Но знаем ли, ценим ли мы естественную радость быть верным себе, иметь мужество сказать «нет» искушениям, получать одобрение совести, ощущать спокойствие сердца?

Человек может опуститься до уровня свиньи, но его душа будет тосковать по дому. Высокое происхождение человека отличает его от животных: он предназначен быть наследником Божьего мира, его заботливым управителем, а не рабом низких страстей и приземленных удовольствий. Мы сами ушли от Бога, чтобы жить, как хотим, строить свою судьбу и придумать свою игру. Мы сами вытравили внутреннюю веру в людях, а теперь сетуем на неспособность религии противостоять злу.

В итоге мы оказались в тупике, в кризисе, и ощущаем тревогу и опустошенность. Ошибки блужданий ставят под удар не только нас самих, но и наших родных, близких людей. Мы живем теперь в мире без Бога и при этом обвиняем Бога, что Он молчит, что Он не пресечет творимое нами зло, не накажет плодимых нами преступников, не сделает нас справедливыми и добрыми.

На самом же деле мы сами должны делать все от нас зависящее, чтобы исправить сотворенное нами – тогда сможем рассчитывать на Его щедрую помощь. В этом состоит принцип сотрудничества, и никто (включая Бога) не будет делать нашу работу вместо нас самих. Дело за нами – когда мы поймем, что жизнь без Бога (и, как мы убеждаемся, без должного стыда и совести) нас убивает, тогда мы порвем с греховным прошлым, вернемся к Отцу и займем свое достойное место в Его доме.

Дверь Божьего дома открыта всегда и для всех [7, С. 29-31]. Итак, нам нужно, с одной стороны, не отрицать Бога-Создателя (о котором со всей очевидностью свидетельствует вся природа), полагаясь только на самих себя, и, с другой стороны, не сидеть в бездействии, моля Бога о даровании нужного нам, а вместе с Ним, по Его слову, с помощью Его Духа приложить усилия к совершенствованию самих себя и общества. «Никакое развитие знаний и блеск материальной культуры не может возместить упадка веры» – Сергей Булгаков.

О всенародной мечте

Сначала скажем несколько слов на тему о национальной идее. Буквально на наших глазах крепнет осознание единства человеческого рода: здесь и концепция мира как «большой деревни», и образ планеты как общего космического корабля, и представление об общем будущем. Взаимосвязанность стран такова, что они подобны сообщающимся сосудам. Становится ясным, что «в одной отдельно взятой стране» невозможно построить особое социальное устройство, существенно лучшее, чем в других странах, – это можно сделать только во всемирном масштабе.

Кроме широты охвата, искомая идея обязательно должна быть в достаточной степени возвышенной и даже идеальной. В качестве такой идеи не может выступать, например, распространяющийся лозунг «Обогащайся, кто как может!», или так называемая «американская мечта» – «К моменту смерти иметь счет в банке с максимальным количеством нулей», или даже призыв предоставить должное жизнеобеспечение какой-либо группе населения (будь то офицеры, пенсионеры или молодые семьи).

Надо также учитывать, что опора только на разум недостаточна: ведь зачастую люди знают, что нужно и чего не нужно делать, что полезно и что вредно, но не следуют этому. Для того, чтобы подвигнуть человека на большое дело, нужно задействовать его разум, чувства, волю; нужно возбудить воображение, вызвать воодушевление; нужно пробудить не простое, а жгучее желание, неодолимое стремление достичь поставленную цель. А для этого нужна Мечта, народная Мечта. В недавней истории есть убедительные примеры действенности такой Мечты: это мечта Махатмы Ганди о независимости Индии, это мечта Мартина Лютера Кинга об освобождении цветного населения США от расовой дискриминации, это мечта Нельсона Манделы о новой ЮАР.

Все эти мечты успешно осуществились буквально на наших глазах, причем практически мирным путем. Мы знаем, что у нас была (а у многих все еще есть) светлая мечта о построении коммунистического общества, причем – во всем мире. Люди представляли коммунизм как общество справедливости, мира, братства, высокой морали, заботы о людях, как общество благосостояния для всех его членов в соответствии с принципами гуманизма.

Посмотрев в Писание, нетрудно увидеть, что такими же чертами наделено и Царство Божие на земле, в котором эти черты обусловлены выполнением людьми не только человеческих законов, но, прежде всего, Божьих заповедей и запретов. Различие состоит, главным образом, в средствах достижения цели: коммунизм строится с применением насилия, в борьбе с врагами, включая и Бога, тогда как Царство Божие строится на основе любви, без применения силы, с постепенным преображением врагов в друзья, в соответствии со Словом Божьим и с опорой на Его помощь.

Бога победить никому не дано (об этом, в частности, свидетельствуют прискорбные судьбы всех богоборцев и богоборческих обществ) – следовательно, общество благоденствия в виде коммунизма построить невозможно. Отсюда же следует вывод и о том, что в сотрудничестве с Богом построение такого общества вполне возможно и даже исторически неизбежно. Что сейчас делать нам, простым людям? «Нужно перестать указывать другим, что и как делать, перестать судить и критиковать других, а действовать самим – каждому из нас.

Иначе ничто не спасет человечество от всевластия материальных сил, наращиваемых наукой и техникой, – сил, которые без контроля совести могут полностью разрушить цивилизованный мир. Ныне великий человеческий гений, не озаренный светом духовности, устремлен к злу и саморазрушению. Нет ничего, кроме сдерживающих сил нашей собственной души, что могло бы удержать его в нужном русле. И если осталась еще какая-то надежда на то, что этот мир принесет добрый плод, то это надежда на нас самих, ибо великие силы человека, в которых заключается его превосходство над миром природы, – это его внутренние силы: его способность к творчеству и к бескорыстной любви, его вера в себя и в невидимого Бога, который, как интуитивно чувствует человек, стоит за всем, что есть во Вселенной, в том числе и за ним самим. Все эти силы нужно развивать, нужно владеть ими и направлять их на благо»[8].

Сила любви как фактор преобразования мира Любовь – самая надежная и долговечная созидающая сила в мире. Говорят, что Наполеон Бонапарт, вспоминая былые годы, сказал: «Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий и я создали великие империи. Но на чем они покоились? Они покоились на силе. Но столетия назад Иисус начал создание своего царства, основанного на любви, и даже сегодня миллионы готовы умереть за него". Трудно не согласиться с этими словами. «Когда власть любви превозможет любовь к власти, наступит мир», – сказал Э.Хэмингуэй. А вот как характеризует любовь наш современник Михаил Черенков: «Нет другого слова, которое так точно и содержательно передавало бы природу Бога и способ Его присутствия в нашей жизни, чем любовь. В любви я и ты становятся близкими, но не поглощают, не присваивают друг друга. В любви относительное вырастает в абсолютное. В любви мы приняты во всем несовершенстве, но любя, совершенствуемся и преображаемся. В любви мы не должны друг другу, но дарим себя другому, отдаем без остатка, находя в отдаче радость и счастье» [7, С.84].

Религия ставит вопрос о гармонии на основе любви: любовь – это средство, а гармония – необходимое условие выживания. Тогда в социальной, политической, экологической и других сферах деятельности людей на первое место выходит единение и сотрудничество (вместо всяческой розни и борьбы) как средство установления гармонии при сохранении разнообразия.

О будущем

В своем историческом развитии человечество последовательно проходило стадии коллективного младенчества (с его беспомощностью перед силами природы), детства (с его мифологическим сознанием), юности (с ее бурным физическим развитием, со склонностью к противоборству – включая бунт против Бога) и теперь мучительно переходит к стадии зрелости, когда конфликты будут разрешаться мирным путем и человечество утвердит свое единство.

Поведение, вполне естественное для возраста юности, неприемлемо для взрослого человека. Поэтому и необходимы глубокие перемены в сознании людей, в их отношениях друг с другом. Представляется целесообразным привести описание признаков обретения зрелости человечеством. Во-первых, возникнет наука, условно названная «Божественной философией», одним из достижений которой будет открытие принципиально нового подхода к превращению (трансмутации) элементов.

Это будет свидетельством величия того знания, которое в будущем получит поразительное развитие. Во-вторых, будет принят единый язык для международного общения. Этот язык будет изучаться в учебных заведениях всех стран в дополнение к родному языку. Тем самым будет выполнено одно из важных условий будущего сплочения человечества в единую семью народов. Эксперты из различных областей знаний должны будут подготовить материал для принятия решения: будет выбран либо один из существующих языков, либо новый язык, специально разработанный для этой роли. Фактически на эту роль все больше выдвигается английский язык.

В-третьих, «не останется желающих нести бремя царской власти в одиночку. Таковой день станет днем, когда мудрость воссияет среди человеков» (Бахаулла). Иными словами, это будет время действительного воплощения принципа коллективного руководства (при коллективной же ответственности). Людям предстоит избавиться от порочной страсти властолюбия, и тогда удастся избежать действия известного закона: «Всякая власть портит человека, абсолютная – абсолютно». Т. Кампанелла писал в трактате «О Царстве Божьем»: «Так как всеобщее счастье всего человеческого рода, желанное от века и проповеданное науками, не может не осуществиться, и все ненавистные бедствие не могут прекратиться иначе, как в Царстве Божьем, и не может быть тщетным это всеобщее стремление, и не могут не наполниться писания пророков, я желаю теперь сказать нечто о Царстве Божьем в утешение всем народам и ради согласия, надежды и утешения государей». [4, С. 230[ Россия призвана сыграть ключевую роль в этом движении, как говорил, например, Н.А.Бердяев в статье «О святости и честности»: «Мы всего более нуждаемся в развитии в себе мужественного религиозного начала во всех отношениях.

Мы должны развивать в себе сознание ответственности и приучаться возлагать как можно больше на самих себя и на свою активность. От этого зависит Будущее России, исполнение ее призвания в мире. Русский человек должен перестать возлагаться на то, что за него кем-то все будет сделано и достигнуто. Исторический час жизни России требует, чтобы русский человек раскрыл свою человеческую духовную активность».

Заключение

Рассмотренные ключи составляют систему (хоть и неполную – надо бы рассмотреть вопросы укреплении семьи, гармонизации науки и религии, роли женщин…), что предполагает их совместное применение. Эффектом этой системы будет переход человечества на новый уровень цивилизации, что будет означать конец его прежней истории («конец времен»), прошедшей под флагом соперничества и войн, и начало новой истории, когда утвердится сотрудничество и мир.

Вполне вероятно, что кому-то эти ключи представляются сейчас недостаточно действенными или неосуществимыми. Однако можно с уверенностью предсказать, что человечество, перебрав все возможные средства решения проблем и все пути выхода из углубляющегося кризиса, в конце концов обратится именно к ним.

Фактически, общество стоит перед выбором: «Духовное преображение или продолжение деградации». Поэтому переход к альтернативной цивилизации будет выполнен непременно – жизнь заставит.

Литература

1. Ключ. Альманах Пушкинского центра аналитических исследований и прогнозирования. Вып.1. – СПб.: Химиздат, 2009. – 168 с.

2. Обещание мира во всем мире. – М., 1989. – 16 с.

3. Номоконов В.Н. Семья: вчера, сегодня, завтра. – СПб., 2008. – 44 с.

4. Китаб-и-Агдас. Наисвятая Книга. – СПб., Единение, 1998. – 376 с.

5. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. М.: «Мысль», 1969. – 247 с.

6. Номоконов В.Н. Новый мировой порядок. – СПб.: 2008. – 40 с. (Тексты брошюр Номоконова В.Н. можно получить по электронной почте: nomok@mail.ru)

7. Черенков М. Своими словами. – СПб.: Мирт, 2009. – 192 с. 8. Максвелл М. Тайна жизни. – СПб.: Единение, 1995. – 212 с.

В.Н.Номоконов

См. также: Философия современного образования

Философия и будущее России

Глобальный вызов философам: нужна ли России антикризисная философия экономики?

Философская исповедь Н.А. Бердяева

Русская философия как философия любви и добра

«МЫ – онтология» как онтология русской философии

Евразийский фокус русской философии

Русская философия – форма проявления русского разума



Другие новости и статьи

« Основные типы гражданского сознания современной российской молодежи

Идеология в современных социально-политических системах »

Запись создана: Пятница, 12 Апрель 2019 в 1:20 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы