Основные типы гражданского сознания современной российской молодежи



Основные типы гражданского сознания современной российской молодежи

#молодежь#патриотизм#общество

Общий подход к гражданскому сознанию предполагает философско- социальное миропонимание современных социальных процессов и места в них человека, как в глобальном мировом пространстве, так и в собственной стране. В исторически переходные периоды, когда продолжается внутреннее противоборство, такое миропонимание почти всегда оказывается фрагментарным и противоречивым.

Поэтому гражданское сознание является относительно адекватным представлением о современном обществе и месте человека в нем. Официально (по документам) каждый человек является гражданином какой- либо конкретной страны. Но в современном мире демократического плюрализма и все возрастающей глобализации в самосознании людей особенно значимыми становятся мироощущение и ощущение себя в мире.

Действительно, одни являются активными гражданами своей страны, другие ориентируются на мировое сообщество и не чувствуют привязанности к конкретной этнокультурной истории и земле, к своему народу, а третьи вообще признают только свой край, своих земляков и соседей. Разумеется, вторая и третья категории людей ориентированы на образные установки, обладающие большой личностно–эмоциональной значимостью и в значительной мере определяющие жизненное поведение человека.

Проблема гражданского сознания существовала на всех этапах исторического развития и дошла до наших дней. Уже Аристотель понимал, что гражданином является человек, прямо или косвенно участвующий в управлении государством. Разумеется, такой человек будет стремиться к тому, чтобы это было государство, в котором бы он комфортно себя чувствовал. И в этом случае его усилия будут направлены на то, чтобы стимулировать процесс его развития именно в этом направлении. При этом уже в те времена обнаружились различные подходы к пониманию государства. Один из них, сформулированный стоиками, сводился к тому, что государство и человек подчиняются внешним закономерностям (судьбе, року), и в этом случае приобщение к тому или иному государству есть одновременно и приобщение к миру как целому, и человек здесь становится гражданином мира. Такая позиция получила название космополитизма и получила затем широкое распространение, особенно в римской империи. Античная космополитическая традиция получила распространение и в современном техногенном обществе. Однако здесь она приобретает специфические особенности, которые определяются характером современной техногенной ситуации, сложившейся в Европе и в Америке в последнее столетие.

История и принципы развития гражданского сознания людей объясняют причины различия моделей гражданского общества, сложившихся в разных демократических странах. В конце ХХ – начале ХХI века значительно изменились представления о международных отношениях. «Концепция глобального гражданского общества является сегодня одной из наиболее известных в рамках неолиберальной идеологии, суть которой заключается в том, чтобы привести в перспективе к полному исчезновению национального государства в международной политике» [3].

Однако, особенности ментальности, которые формируются на протяжении истории под воздействием географических, политических, экономических, социально-психологических и духовно-культурных факторов, в конечном счете, определяют специфику и определенную направленность развития гражданского общества. Демократические реформы 90-х годов прошлого столетия упразднили руководящую роль КПСС и отменили партийно-государственную систему и создали новые условия для более свободной человеческой жизни. При всех тяжелых, а порой и трагических условиях перестройки и личного выживания большинство населения, как показали выборные компании и многочисленные социологические исследования, поддержало социальные изменения в стране.

Было показано, что все это полностью относится и к молодежи. При этом чуждые ранее для россиян понятия типа «рынок», «демократия» и пр. прочно вошли в повседневную речь, хотя термин «гражданское общество» использовался крайне редко. В чем же причина? Как показывает практика и многочисленные исследования (социологические, филологические, психологические), она состоит в том, что пропагандируемое «гражданское общество» часто преподносилось в явно западном варианте в смысле сообщества свободных индивидов, совершенно не зависящих от государства и каких-либо других властных структур [4].

Как показывает практика, это не соответствует ментальности и исторической памяти русских людей. Это подтверждают и исследования современной российской молодежи, которая в подавляющем большинстве выражает потребность в сочетании индивидуальных демократических свобод и государственных интересов. В то же время часть молодежи в современных условиях сверхплюрализма в известном смысле настроена космополитически, что выражается в настроенности в сегодняшних условиях на так называемое «глобальное», то есть мировое гражданское сообщество. Проводимые авторами исследования молодежи показывают, что в настоящее время в нашей стране сформировалось два четко выраженных типа гражданского сознания.

С одной стороны, это российское гражданское сознание, исторически хорошо прочувствованное, ориентированное на содействие развитию и процветанию страны и на противостояние как внешним, так и внутренним угрозам. Среди людей с таким сознанием четко выделяется группа, ориентированная на понятие «малой родины». С другой стороны, сформировалось глобальное гражданское сознание, в котором отсутствует чувство исторической родины и на первый план выступает формально-правовое выполнение обязанностей перед государством. В форме социального идеала оно стремится к реализации прав и свободы личности независимо от специфических особенностей того или иного государства и тем самым способствует формированию мирового глобального сообщества, полностью исключающего национальные особенности.

Ориентация на «малую родину» имеет исключительно большое значение для России как многонационального государства. Именно здесь имеет место приобщение к специфической национальной культуре, что часто создает у людей ощущение комфортности. Это повышает уровень социального здоровья, и такие ощущения постепенно распространяются на весь российский социум, а также и на другие, входящие в его состав социальные общности, разумеется, при условии отсутствия конфронтации.

Это обстоятельство отмечалось, начиная с глубокой древности. Установка на «малую родину» формировалась в рамках замкнутого традиционного общества. Фундаментальными понятиями здесь выступают этнические особенности, специфические компоненты национальной культуры, а также экологическая ситуация, в рамках которой формировалась та или иная социальная общность. Л.Н.Гумилев убедительно показал, что ментальность человека неизменно включает специфические особенности природной среды, в рамках которой формируется тот или иной этнос (степи, леса, горы и пр., которые он называл «кормящим ландшафтом»).

В результате и возникает ориентация на такие факторы, совокупность которых мы и называем термином «малая родина». Значительную роль здесь играют такие компоненты как ментальность, традиции, образно-эмоциональные представления, привязанность к предкам, к особенностям истории страны и т.д. Понятно, что отношение ко всякого рода инновациям в таком контексте будет отрицательным. Вообще установки на «малую родину» в значительной мере носят образно-эмоциональный характер и зачастую не проходят через контроль сознания. Известно, что в России такого рода установки формировались в рамках общины.

Для молодого человека, вступающего в жизнь, основной проблемой является самореализация, как смысложизненная, так и профессиональная (творческая). Ее направленность и реальное воплощение будет определяться, с одной стороны, внутренними ценностями, задатками и способностями, а с другой, - внешними социокультурными условиями микро- и макросреды. К фундаментальным ценностям относятся и гражданские установки молодежи. Проведенные социологические исследования учащейся молодежи позволяют понять некоторые процессы, происходящие в современном российском обществе. В настоящее время здесь быстро реализуются тенденции, представляющие реальную угрозу для развития науки. Это связано с тем, что значительное сокращение финансирования делает практически невозможной самореализацию человека в области естественных наук (физика, химия, биология и пр.). Дело в том, что в настоящее время в учебных заведениях и во многих научно- исследовательских центрах России техническая оснащенность остается на уровне конца Х1Х–начала ХХ в. В результате творческая самореализация молодых людей в этой сфере является практически невозможной, и у них имеется только одна возможность,- выехать за границу в промышленно развитые страны, где есть соответствующие условия. В последние десятилетия эта ситуация получила название «утечки мозгов» и она начинает приобретать все более угрожающий характер.

Страна во все больших масштабах теряет творческих людей, у которых нет иного выхода. В этих условиях особую значимость приобретает установка молодых людей либо на возвращение на родину после пребывания за границей, либо на то, чтобы остаться там при обещании высокой оплаты, карьерного продвижения и т.п. А это, в конечном счете, определяется ценностными ориентациями либо на российскую культуру, либо на общечеловеческие ценности.

Социологические исследования показали, что значительное число учащихся естественного профиля ориентируется на временное пребывание за границей. Что касается желания постоянно жить за границей, то это в большей мере относится к молодым людям, относящих себя к «гражданам мира». Практика также подтверждает, что действительно так ориентированные люди больше остаются за границей на постоянное место жительства. Естественно, для России это представляет значительные потери.

Выясняется также, что люди, ориентированные на Россию и ее культуру, в большей мере стремятся вернуться на родину. Представители же «граждан мира» гораздо чаще оказываются привязанными к материальному благополучию, карьере, почестям и т.п. Самореализация как самостоятельный фактор представляет для них значительную ценность. Такие люди легко вписываются в «общество потребления» и комфортно чувствуют себя в нем. Однако, в конечном счете, творческая самореализация отступает у них на задний план и быстро наступает разочарование. Исходя из всего сказанного, можно констатировать, что в настоящее время существует действительно актуальная проблема в форме противоречия между острой социальной потребностью в гражданской активности и профессиональной самореализации молодежи и ее недостаточно высоком уровне.

Выдвигается гипотеза, что характер самореализации молодого человека зависит от трех основных типов гражданского сознания, обоснованных нами в данной статье. Решение этой проблемы может оказать значительное влияние на характер жизни российского общества. В соответствии с выше поставленной проблемой была сделана попытка выявить исходную мировоззренческую направленность гражданского сознания современной российской молодежи и ее взаимосвязь с самореализацией. (Социологическое исследование «Формирование гражданственности молодых россиян» проведено в 2008 году в Петербурге в других городах России (опрошено более 1500 человек) лабораторией проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ под руководством профессора А.А.Козлова).

Как показали результаты конкретно– социологического исследования, большинство молодых людей считает себя гражданами России, что в общем, соответствует как их формальному статусу, так и внутреннему самоощущению. В то же время многие отметили только неформальную сторону гражданского сознания. Из них каждый четвертый считает себя гражданином «малой родины» и связывает себя с тем местом, где родился и вырос. Каждый пятый из опрошенных назвал себя «гражданином мира», то есть ориентировался на космополитическую традицию, органично не связанную с историей своего народа. Помимо констатации гражданской мировоззренческой позиции значительный интерес представляет личное эмоциональное отношение, которое вызывает у молодого человека российское гражданство.

Так обнаружилось, что молодые люди, определившие себя в качестве граждан России и ориентированные на «малую родину», в подавляющем большинстве гордятся своим гражданством (этой позиции придерживается около половины опрошенных). Отождествляющие же себя с «гражданами мира» испытывают такие чувства значительно меньше. Более половины из них вообще выражают безразличие, и даже недовольство. В таких подгруппах молодежь различно оценивает как перспективы будущего развития, так и место России в современном мире.

Более половины «граждан России» прогнозирует, что в ближайшие10 – 15 лет страна превратится в высокоразвитую державу, в одну из ведущих стран мира. Что касается «граждан мира», то они разделяют это мнение в гораздо меньшей степени (только каждый третий из опрошенных). Если посмотреть на нравственно-психологические качества молодых людей, с которыми они вступают в жизнь, и на какую поддержку они при этом рассчитывают, то в целом картина выглядит следующим образом. Оказывается, что на себя меньше всего рассчитывают представители граждан «малой родины». Что касается представителей «граждан России» и «граждан мира», то они в большинстве своем рассчитывают исключительно на себя.

Обе эти группы проявляют более зрелые нравственно–психологические качества. Однако в своих конкретных жизненных установках они часто выражают полярные ориентации, обусловленные различной степенью близости с современной и будущей Россией. В дальнейшем мы попытаемся сравнить эти две подгруппы. Определяя личностные качества, которые в наибольшей степени влияют в наше время на формирование гражданской позиции, подавляющее большинство молодых людей в первую очередь указывает на такие черты характера, как самостоятельность и уверенность в себе, независимость и свобода, патриотизм, а также гражданская активность.

Если сопоставить наиболее значимые установки «граждан России» и «граждан мира», то вырисовывается следующая картина. Обе группы синхронно отмечают необходимость своеобразной внутренней силы личности в форме самостоятельности и уверенности в себе. В то же время «граждане России» больший акцент делают на социальные качества в виде патриотизма, в то время как «граждане мира» гораздо больше внимания уделяют таким факторам как свобода, независимость, индивидуализм.

Ближайшие жизненные планы этих групп молодежи в еще большей мере подтверждают принципиальное различие их ценностных ориентаций, направленных на будущую самореализацию. В этом контексте приоритетами в жизненных планах всей молодежи являются следующие: получение хорошего образования, надежное трудоустройство, материальное благополучие, создание прочной семьи, успешная карьера. При этом следует отметить, что из всей российской молодежи целенаправленной совокупностью позиций четко выделяются молодые люди, идентифицируюшие себя с представителями группы «граждан мира». По сравнению с общими тенденциями они значительно чаще фиксируют набор своих ближайших жизненных планов, среди которых можно отметить такие как: - уехать в другую страну; - овладеть иностранными языками; - посвятить себя активной творческой деятельности.

Созвучно этим установкам формируется и мотивация их личной трудовой деятельности. Так, если в целом большинство молодежи рассматривает труд как средство зарабатывания денег для удовлетворения своих материальных потребностей, и только каждый четвертый смотрит на труд как на способ своей самореализации и самоутверждения, то у «граждан мира» эта доля возрастает до каждого третьего.

Гражданское сознание любой мировоззренческой ориентации требует юридической грамотности. При известном правовом нигилизме, характерном для исторически сложившейся российской ментальности, следует отметить, что современная молодежь в последние десятилетия в значительно большей мере связана с этими знаниями. Действительно, наши социологические исследования, проведенные в 2005 году, показали, что больше трети студентов вузов включает в свои жизненные планы овладение юридическими знаниями, прикладной психологией и иностранными языками.

И не случайно, что вузовская молодежь часто выражает неудовлетворенность уровнем преподавания этих дисциплин в контексте учебного процесса. В современных условиях интенсивно возрастающей глобализации значительно усиливается также воздействие неолиберальной идеологии, ведущей к значительному ослаблению роли отдельных национальных государств и, соответственно, национального самосознания.

В связи с этим одной из главных задач исследования было выявление в молодежной среде отношения к своей национальности. В контексте современного индустриального общества большое значение своей национальности придают «граждане России» (каждый третий из опрошенных), тогда как среди «граждан мира» она не пользуется большой популярностью (на нее ориентируется только каждый шестой). В наше время многие социологи и экономисты пишут о значительной социально-имущественной поляризации общества. При этом возникает вопрос, как в условиях демократических свобод и частно-рыночной экономики можно добиться объединения людей и реализации их социальной активности?

В нашем исследовании были выявлены основные факторы, которые гипотетически могут способствовать достижению единства страны. Исключительно значимым здесь является определение зависимости оценки этих факторов от ориентированности гражданской установки молодежи. Проведенное социологическое исследование убедительно показало, что у всей молодежи на передний план (3-4 места) выдвигаются такие факторы, как историческое прошлое, родной язык (русский), культура, любовь к своей земле, родной природе, к своей стране, своим согражданам. Детально анализируя особенности трех названных выше групп молодежи, можно констатировать, что те, кто идентифицирует себя с гражданами «малой родины», в основном воспроизводят общую тенденцию, несколько больше акцентируя внимание на любви к своей земле, родной природе и т.п. Здесь снова воспроизводится более значимое различие оценок в двух других группах. Например, молодые люди, определяющие себя как «граждане России», значительно выше ставят стремление защищать родину от каких-либо посягательств извне по сравнению с «гражданами мира». Совокупность факторов, отмеченных группой «граждан мира» убедительно показывает, что они почти все названные выше характеристики, кроме культуры и стремления к социальной справедливости, отодвигают на задний план.

Несмотря на то, что эта группа несколько выше ценит российскую культуру, что в известной мере связано с ее активной ориентацией на собственное самоутверждение и индивидуализм, она, тем не менее, мало озабочена культурной и образовательной политикой в стране. Молодые люди в составе этой группы не считают важным наличие положительного героя в современной литературе и в средствах массовой информации (кино и пр.).

Этим они отличаются от представителей «граждан России», которые в подавляющем большинстве считают это необходимым. Таким образом, к определяющим тенденциям социального портрета современной российской молодежи относятся и значительные изменения в массовом гражданском сознании молодых людей, которые разделяются на три основные группы. Подавляющее большинство российской молодежи определяет себя гражданами России и имеет достаточно целостный мировоззренческий характер гражданского сознания, ориентируясь на индивидуальную, профессиональную и творческую самореализацию и социальную направленность, выражающуюся в органичной связи с историческим прошлым страны и современными демократическими преобразованиями.

Около четвертой части молодежи, идентифицирующей себя с «гражданами малой родины» выявили большую привязанность к родной земле, несколько больший индивидуализм и меньшую степень самоутверждения. Почти пятая часть молодых людей (в основном, школьники старших классов), определяющих себя как «граждане мира», оказались более других ориентированными на творческое самоутверждение и одновременно на менее выраженную связь с историческим прошлым и настоящим страны, вплоть до стремления уехать работать за пределы России.

Конечно, такая ситуация является следствием тенденции мировой глобализации и усилением воздействия информационно-технотронного влияния на молодежь в сфере образования и культуры. Из сказанного можно сделать определенные выводы по поводу возвращениия или невозвращения специалистов, временно выехавших в другие страны. Это позволяет делать определенные прогнозы по поводу научного потенциала России, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Одновременно такие прогнозы являются предостережением для руководителей и чиновников, планирующих финансирование науки. Исследование выявило органическую взаимосвязь характера установки молодежи на самореализацию и ее мировоззренческой гражданской позицией. Результаты наших социологических исследований последних лет и практика работы с молодежью показывают, что необходимы радикальные изменения всей культурно-образовательной политики как в учебных заведениях, так и в средствах массовой информации. Эта проблема требует дальнейшего серьезного научно- практического анализа.

Особое внимание необходимо обратить на усиление духовно-нравственного содержание образовательных программ и расширение культурно-исторического кругозора учащихся. Активно проводимая в последние годы установка в образовании на компьютерную грамотность должна идти не в ущерб духовно-гуманитарному формированию у личности достоинства и уважения к родной стране, ее истории и ее согражданам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тулаков С.Ж. Концепция глобального гражданского общества // Гражданство. СПб., 2003. - С. 35.

2. Будущее России в молодежном сознании под ред.Зобова Р.А., Козлова А.А., СПб., 2003. С. 101.

3. Молодежь и социальное здоровье под ред.Зобова Р.А. СПб., 2006. 4 Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: проблема самореализации. СПб: СПбГУ, 2008.

Р.А.Зобов доктор философских наук СПбГУ, Л.И.Сугакова старший научный сотрудник СПбГУ



Другие новости и статьи

« Прошлое. Ценности и проблемы

Поиск ключей к будущему »

Запись создана: Пятница, 12 Апрель 2019 в 1:05 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы