XXI век: реорганизация моделей семьи
Кризис традиционных семейных моделей и взрывной рост экспериментирования с самыми разнообразными формами семейной организации связаны с тем, что городская инфраструктура легко допускает автономность, «разрывает» семейный уклад и ставит под вопрос необходимость совместного существования.
Семьи находятся в поиске идентичности и смысла своего существования и им может помочь новое образование для семей, направленное на выявление смыслов совместного существования. В ближайшие годы начнут широко распространяться модели «семейных университетов», в которых семьи могут, опираясь на собственный «образ будущего», совместно получать необходимые им для совместного существования и развития компетенции и перекрестно обучать друг друга полезным навыкам.
Частью программ этих университетов могут стать программы компетентного родительства более близкие не к курсам, а к менторинговым программам, сопровождающие родителей от беременности и вплоть до совершеннолетия ребенка. Другая важная функция внутрисемейного образования это передача межпоколенческого опыта, относящегося к жизни данной семьи, ее собственной персональной истории, создание «отпечатка семьи» (в т.ч. в цифровых мирах), а также реинтеграция поколений семьи (от прадедов до правнуков) в совместной игре или творчестве.
Наконец, новым продуктом образовательных систем могут стать «семейные команды», выстроившие свою идентичность вокруг своей общественной миссии (в частности, в логике перезапуска профессиональных династий или семейных бизнесов). Инициаторами изменений в семье могут выступать не только взрослые, но и дети. Сейчас мы находимся в точке существенного изменения, когда у детей в развитых странах появляется возможность превратить свой «детский» интерес в деятельность, приносящую существенный экономический доход. Как следствие появляются ранне-самостоятельные дети, которые могут принимать решение о своей занятости, об активном участии в делах семьи, об отдельном проживании и пр.
Новое образование способно дать возможность некоторым ученикам достигать не только интеллектуальной, но и эмоциональной и социальной зрелости значительно раньше, чем это принято сейчас. Модель «автоматической инициации по достижении нужного возраста» может быть заменена моделью «инициации при прохождении заранее определенного уровня личных достижений», а в дальнейшем профилем достижений, открывающим двери ко все расширяющемуся спектру видов деятельности.
Иными словами, всевозрастное тотальное образование по мере распространения модели раннего взросления может заменить физический возраст социальным. Распространение новых технологий в детском и семейном образовании может давать не только бонусы, но и отрицательные последствия. Регулярно обсуждается проблема «детей планшетников» новых «Маугли, выученных компьютерами». Это именно проблемы текущего дня и существующих сейчас интерфейсов, и «угроза планшетов» не является системной быстрое развитие технологий на следующем шаге позволит интегрировать все окружающее ребенка пространство (будь то его собственная комната, игровая в детском саду или центр развлечений в торговом комплексе) в модель мира, в котором реальность, виртуальность и дополненная реальность органично достраивают друг друга. Однако в перспективе, мы можем ожидать несколько недооцененных, но более серьезных проблем в отношении формирования сложных психических структур, в частности:
«новая дислексия», когда сложные когнитивные действия (правильное написание слов, навыки сложного поиска информации, настройка устройств и пр.) поддерживаются автоматическими службами и рекомендательными сервисами, и способность к их совершению постепенно атрофируется.
«плавающая» мораль и картина мира, когда основной развивающей средой для ребенка становятся виртуальные миры с произвольно сконструированными физическими и этическими законами и правилами, а основная система мотивации строится на получении игровых достижений, дизайн игровых миров будет определять представления о мире и возникает поколение с крайне неустойчивой и искаженной (с точки зрения сегодняшнего дня) системой ценностей, которая может начать противоречить задачам развития индивида и общества.
Эти угрозы указывают на фундаментальную трудность, с которой уже сейчас сталкивается новое образование. Новые технологии по остаточному принципу учитывают цели, связанные с развитием отдельных людей и человеческих сообществ. Катастрофические последствия новых технологий для психики нового поколения пока не наступили но ответственность за их ненаступление лежит именно на производителях новых программных решений и виртуальных миров.
Программистскому сообществу нужна поддержка с точки зрения стандартов и норм эффективной работы с детским сознанием. Это означает, в числе прочего, формирование определенных правил для интерфейсов, предназначенных для разновозрастного использования. В пределе необходимо принятие развивающей парадигмы в архитектуре программного обеспечения в качестве ключевой.
edu2035.org
Другие новости и статьи
« Особенности предназначения и диалектика направленности обучения в учреждениях кадетского образования
XXI век: смена структуры занятости и образа жизни людей »
Запись создана: Понедельник, 25 Май 2020 в 0:02 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика