27 Февраль 2020

Об индивидуализации в образовании

#образование#карьера#будущее

С глубокой древности образование строилось как процесс индивидуального взаимодействия между наставником и наставляемым, однако в индустриальную эпоху произошла перестройка образовательных подходов на «массовую обработку человеческого материала». ИКТ позволяют вернуть индивидуальный подход в центр образовательного процесса ­и, в силу своей дешевизны, легко позволяют сделать его массовым.

Единым основанием индивидуальных форм обучения становятся компетенционные модели, позволяющие переходить к обучению на протяжении всей жизни. Поскольку профессиональная сфера становится местом получения новых компетенций (т.е. образовательным пространством), то процесс развития стоит описывать как образовательно-карьерные траектории, где образование создает предпосылки для карьеры, а карьера задает предпосылки для дополнительного образования.

Кроме этого, профессиональное образование и карьера ­только определенный аспект проявления личностью своих способностей, только одна из возможностей самоактуализации. В этом смысле личный профиль компетенций будет создаваться, достраиваться и применяться на протяжении всей жизни и во всех ее сферах ­учеба, игра, хобби, волонтерство, нетворкинг, сексуальные отношения. Более того ­реиндивидуализация образования станет устойчивой именно тогда, когда все эти сферы ­от игры до секса ­будут естественно и «бесшовно» встроены в процесс построения личного профиля компетенций.

В радикальной перестройке существующей образовательной инфраструктуры в сторону индивидуализации у учащихся есть сильный союзник ­бизнес, заинтересованный в привлечении новых талантов. Уже сейчас на эту задачу работает ряд инструментов, от личного портфолио работ с рекомендациями и описанием ключевых умений до индивидуальных профили компетенций по внутрикорпоративным моделям компетенций и электронных дипломов школ и университетов. Главный технический вопрос состоит в том, чтобы сделать эти данные отчуждаемыми от конкретных образовательных учреждений, работодателей и отраслей. Переход к дипломам компетенций ­следующий естественный шаг в развитии инфраструктуры образования и рынков труда. Появление компетенционных моделей сделает процесс получения образования более управляемым со стороны студента и рынка труда ­и студентам ставить вопрос о вкладе каждого образовательного элемента в персональный компетенционный профиль. Кроме этого, новым и чрезвычайно важным для образования трендом является возможности инвестировать в таланты напрямую (напр. успешный стартап Upstart позволяет инвесторам сделать до 200 тыс. долл. инвестиций в талантливого юношу или девушку, который несет обязательство по выплате в течение 5 или 10 лет части своего дохода, превышающего прожиточный минимум).

Фактически, эта модель уже действует на рынках звезд (киноактеры и спортсмены), но сейчас она может стать массовой ­особенно с развитием компетенционных моделей и систем datamining, позволяющих вычислять наиболее продуктивные образовательно-карьерные траектории. Мы ожидаем к началу 2020-х появление первых «людеардеров» ­ владельцев инвестиционных портфелей, собранных из талантов, с совокупной стоимостью (по ожидаемому доходу) более миллиарда долларов.

В перспективе модель прямых инвестиций может оказаться и одной из популярных новых пенсионных фондов ­фактически, это будет модифицированная модель бисмарковской системы, где специально отобранные высокопроизводительные работники работают в интересах «избранных» пенсионеров-инвесторов. Появление спроса на индивидуализацию обучения со стороны работодателей и инвесторов подхлестнет развитие системы управления своим образованием и соответствующей инфраструктуры рынков образования.

В частности, мы ожидаем появления стандартных индикаторов для описания курсов с точки зрения их вклада в профиль компетенций (что-то вроде ‘nutritional facts’ на упаковках пищевых продуктов). Мы также ожидаем появления в течение 2-3 лет полноценного поисковика по образовательным онлайн-сервисам ­вероятнее всего, как тип поиска внутри крупнейших поисковых сервисов, таких как Google, Baidu и Yandex. Кроме этого, очень вероятно, что на базе специализированных сервисов -агрегаторов образовательного контента появятся предложения «брэндированных» образовательных траекторий, позволяющих сформировать целевой профиль компетенций (например, усредненный профиль состоявшегося профессионала в отрасли или конкретный профиль одного из «героев» ­ лидеров отрасли).

В перспективе эти «брэндированные» траектории могут превращаться в «круглосуточных» виртуальных учителей на базе искусственных интеллектов, гибко адаптирующих образовательную траекторию по мере ее прохождения, в зависимости от текущих результатов, задач и психофизиологического состояния студента. Кроме того, развитие инструментов индивидуального развития будет создавать огромные возможности для той части студентов, которые готовы предъявлять осознанный спрос на образование.

Растущий спрос на аутентичность ­поиск возможностей двигаться по своему уникальному маршруту жизни, ориентируясь на собственные глубинные интересы и стремясь максимально раскрыть свой творческий потенциал ­уже становится значимым социальным явлением, и «живое» образование будет все более мигрировать именно в сторону форм, связанных с развитием аутентичности, возвращая учительству его первоначальное содержание и смысл.

Часть инструментов, которые сегодня воспринимаются в качестве развивающих персональные качества или чисто психотерапевтических, по мере развертывания парадигмы «обучения всю жизнь» будет интегрировано в единую систему развития индивида. Процесс саморазвития длиной в жизни ­а по сути, сопровождение самой жизни ­и станет той осью, на которую будут нанизываться образовательные формы будущего.

edu2035.org

Другие новости и статьи

« Новая модель науки

Этиология и патогенез коронавируса »

Запись создана: Четверг, 27 Февраль 2020 в 0:50 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика