25 Январь 2021

Россия VS запад: война цивилизационных проектов

#война#запад#Россия

1. Информационно-психологические войны атрибут постиндустриального общества.

Ключевой проблемой и атрибутом современной цивилизации являются информационно–психологические войны, инициированные глобальными игроками, формирующими «новый мировой порядок». Специфика информационных войн состоит в их «консциентальном характере» (Ю.Громыко) – в противоборство вступают конкурирующие формы организации сознаний, а предметом поражения становятся ментальные матрицы «врага».

Это войны за умы и ценности, жизненные установки и поведенческие паттерны. Стратегическая задача информационно–психологических войн – «мягкими» методами дискредитировать ценности и смыслы национального мира противника, взорвать межэтнические отношения, разрушить традиционные основания национально–культурной идентичности, сформировать «внутренние» силы влияния – так называемые структуры «гражданского общества», способные дестабилизировать действие ключевых социальных институтов, обеспечивающих функционирование государства и общества.

Поражающим оружием в информационно–психологической борьбе является информация, дискредитирующая национальных референтов, девальвирующая значимые события прошлого, деформирующая духовную основу общества и разрушающая социально–психологический климат, консолидирующий граждан в национально–культурную общность «мы». Технологический репертуар информационных войн включает широкий набор деструктивных приемов и манипулятивных практик, обеспечивающих: перемещение государства–мишени в «образ врага», в том числе путем оснащения этого образа устрашающей для мира символикой; «утилизацию» национальных культур, «переформатирование» и деструкцию их духовных матриц (в том числе с помощью доказательства преимущества привносимых в «мишень агрессии» ценностей либерализма и демократии, активного утверждения идеологии потребительства); «героическую упаковку» биографий и судеб представителей оппозиции; «демонизацию» политических лидеров страны–оппонента; дегуманизацию образа противника и т.д. .

Информационные кампании субъектов глобализации, позиционируемые себя как «ненасильственные», по своей разрушительной силе приравниваются к «боевыми» информационным действиям – нередко их результатом становятся гражданские войны, разрушающие ключевые государственные институты тех стран, которые избираются в качестве «мишеней» агрессии. Опасность информационной войны состоит в том, что общество и власть атакуемой страны не всегда своевременно понимают и осознают степень реальной опасности информационного воздействия, поэтому интеллектуальная элита пока не выработала эффективных механизмов сдерживания деструктивных информационных потоков и энергий, способных уничтожить духовные матрицы национальных культур и нанести непоправимый урон душевному здоровью гражданского населения «врага».

2. Приоритеты информационных стратегий Запада.

Для Западного мира, и прежде всего США, стратегическим объектом информационно-психологического воздействия является Россия. В основе информационной стратегии и политики Запада по отношению к России (и к миру в целом) лежат два приоритета:

Первое. Утверждение западного «цивилизационного проекта». Запад уже много лет осуществляет глобальную геополитическую стратегию: транслировать и утверждать любым способом (в том числе и в рамках информационных войн) либеральный проект модерна, в основе которого лежит модель человека, общества и государства. Мировоззренческий стержень этой модели составляет гуманистический идеал человека, который изначально строился на ревизии христианской антропологии: «европейский гуманизм» утверждает приоритет разума, рациональности, он рассматривает человека как субъекта своей судьбы и его центра вселенной .

«Имиджевой упаковкой» за падного проекта являются: ценности прав и свобод человека (включая их се годняшнюю ультра–либеральную версию), демократическое устройство по литической системы, а также европейская модель «социального государст ва». Максимальную эффективность западному «цивилизационному проекту» обеспечивает его опора на национальную идею страны–агрессора. Именно американская идея «глобального порядка» стала ресурсом информационной экспансии США, радиус которой приобрел в последние десятилетия обще мировые масштабы. Национальная идея этого государства стала основанием «американской мечты», которая создала Америку как геополитический центр и законодателя ценностей современного мира и до сих пор играет роль госу дарственной идеологии и ключевого критерия национальной идентичности.

Второе. Дискредитация образа России как главного конкурента за ми ровое влияние и господство (и прежде всего – духовное). В рамках информа ционно–психологических войн усилия глобальных «игроков» направлены на подрыв доверия к России на международной арене. Агрессивная и целенаправленная информационная политика стран– лидеров западного мира преследует вполне очевидные геополитические за дачи: деформировать образ России в глазах мировой общественности, пред ставив ее в качестве «врага» современной цивилизации. По всем каналам и направлениям идет жесткое противостояние возрождению России, ее попыткам руководствоваться национальными интересами во внешней политике. Стратегическая цель информационных кампаний – выдавить Россию из Европы и изолировать от цивилизованного мира, лишить экономику иностранных инвестиций, создать предпосылки для установления в России политического режима, способного выполнить волю мировых держав в осуществлении внешнеполитического курса, предоставить им контроль над использованием энергетических ресурсов (О.Малеева).

Для реализации данной цели задействованы колоссальные административные, финансовые и интеллектуальные ресурсы – от массированных атак ведущих СМИ, индустрии Голливуда и до публичных антироссийских высказываний первых лиц западноевропейских государств (С.Н.Бухарин). Объектом разрушения становится прошлое, в том числе роль СССР и России во Второй мировой войне. Все активнее усилия, направленные на реабилитацию идеологии нацизма, следствием которой станет неизбежный пересмотр итогов войны. Смысл данного проекта – выбить из–под русской цивилизации базовое основание национально– культурной идентичности – Подвиг, и тем самым дискредитировать историческую миссию России, ее базовый вклад в спасение народов Европы от нацистской чумы. Неотъемлемым компонентом информационной экспансии Запада становится русофобия, которая сегодня объединяет обе стороны Атлантического океана. Ведущие западные СМИ целенаправленно пытаются представить Россию, с одной стороны, в качестве источника «мирового зла», с другой стороны – как слабо развитую в экономическом, политическом и социальном плане страну, пораженную коррупцией, включая высшие эшелоны государственной власти. СМИ изображают Россию как угрозу миру, используя выражения, уместные для характеристики тоталитарных режимов и расистских идеологий: «русское варварство», «русская агрессия» и т.д. Информационная экспансия Запада заставляет нас совершенствовать «атакующий инструментарий», вырабатывать программы и сценарии ответных действий. Россия в последние годы предпринимала значительные шаги по оптимизации своего образа в мире, однако результаты оказались весьма скромными, а по некоторым позициям привели к обратному эффекту.

К сожалению, негативное отношение европейского сообщества к России продолжает усиливаться – сегодня образ России в глобальном информационном пространстве выглядит более негативно, чем во времена холодной войны (К.Косачев), а отношение к России влиятельных мировых СМИ хуже, чем к некоторым откровенно диктаторским режимам. О невозможности изменить отношение Запада к России свидетельствует празднование в 2015 году Дня Победы – события, которое спасло Европу и мир от нацистской чумы. К сожалению, Россия оказалась почти в одиночестве – Европа попыталась организовать бойкот 70–летнего юбилея Победы, и протокольное мероприятие, призванное подчеркнуть «союзнический дух антигитлеровской коалиции», внезапно превратилось в поле интенсивного культурно–символического конфликта (Е.Холмогоров).

3. Конфликт антропологических матриц – ключевой фактор негативного отношения Европы к России. Иллюзия быстрого и радостного «вхождения в мировую цивилизацию» и «возвращения к общечеловеческим ценностям» была рождена либералами в постперестроечные годы, которые видели Россию уже как «часть мирового сообщества» и «свободного мира». Мировоззренческим контрастом эйфории политической элиты от «темпов» вхождения огромной евразийской страны в «европейский дом» были статьи публицистов патриотического направления, которые выступили оппозицией по отношению к открыто заявленной в 1990– е годы политике «вхождения России в мировую цивилизацию» – они писали о бессмысленности усилий России улучшить свой образ в глазах западного мира, о преступности решать эту проблему путем изменения духовного ядра русской культуры .

Дело в том, что негативное отношение Запада к России – исторически устойчивое явление, и нет оснований считать, что оно поменяется в ближайшее время. Образ России в общественном мнении Запада, и прежде всего в сознании политической элиты, всегда был отвратительный, и такое отношение стало устойчивой традицией западного мира. И сами европейцы приводят много фактов и аргументов в пользу такой точки зрения, отмечая, что «в реальной политике Запад XXI века – это, по сути, Соединенные Штаты Америки, которые, в свою очередь, получают поддержку от своего верного сторонника и союзника – Великобритании» 4 . Эти родственные по духу государства составляют ядро англо–саксонского мира, который всеми средствами будет стремиться сохранить господство на мировой арене любой ценой, воспринимая Россию как основную угрозу.

Причины негативного восприятия России Западом (и даже враждебного отношения Европы к России) давно известны – более ста лет тому назад Н.Я.Данилевский писал, что «Европа видит в России и славянстве не только чуждую, но и враждебную силу, эта враждебность сохраняется, несмотря на большие жертвы, которые Россия понесла во имя спасения Европы». Поэтому нам не следует «брать на себя напрасный труд по просвещению общественного мнения Европы» – причины «непонимания» или «неверного понимания» Западом внутренней и внешней политики России, движущих сил её истории, психологии её народа кроются не в дефиците информации о нас – они лежат «в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против их воли и сознания) к неведомой для них цели» 5 . Вражда Запада к России имеет провиденциальные корни, она отвечает божественному историческому замыслу о России. Причины этой вражды кроются в ментальном диссонансе, сказывается и разница в возрасте – Европа вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Кроме того, Россия и Европа принадлежат к различным культурно–историческим типам: Россия – это еще культура, а Запад – уже цивилизация. Основная причина негативного отношения Запада к России – диссонанс антропологических матриц, лежащих в основе русской и европейской культуры. Европейский «гуманизм» – начиная с эпохи Возрождения – это возврат к языческой модели человека, ценностной доминантой которой являются автономия, успех, богатство, наслаждение.

Русская культура изначально формировалась как культура христианская, европейская (о чем неоднократно говорил и писал академик Д.С.Лихачев). Первое и самое глубокое «окно в Европу» было прорублено князем Владимиром – «окно» в духовный мир Византии, откуда на Русь пришла аутентичная, подлинная христианская традиция, органично впитавшая гуманистический пафос и энергетику античной культуры. Русская культура сохранила дух и сущность подлинно христианской культуры (а значит, и подлинно европейской), вопреки всем выпавшим на ее долю соблазнам и тяжким испытаниям (а может быть, благодаря им). Культура западной Европы складывалась, безусловно, как христианская, но со временем она утратила духовную сущность христианства. «Мировоззренческой развилкой», где разошлись пути русской и западноевропейской культуры, стали 15–16 века. Именно в те времена Русь начинает осознавать свою духовную миссию во всемирной истории, сущность которой была выражена формулой: «Москва – Третий Рим». Европа примерно того же периода переживает этап реформирования с противоположным вектором движения.

Это период известен как Реформация, которая была обусловлена глубинным духовным кризисом западноевропейской культуры. Именно тогда сформировалась новая идеология (в рамках кальвинизма, протестантизма), составившая основу современной западной цивилизации (видимым толчком для реформ стали пороки церкви позднего средневековья – торговля индульгенциями, продажность, разврат и т.д.). Ядром социально–экономической парадигмы западной цивилизации стала капиталистическая модель жизнеустройства, которая начала складываться еще в XVI–XVII веках и продолжила свою духовную экспансию в интеллектуальном пространстве Европы XVIII века.

Процесс становления и культурной легитимации капиталистической системы носил концептуальный, ценностный, идеологический характер и состоял в принципиальной корректировке (а по сути – в смене) цивилизационной матрицы христианской культуры. Последующие изменения национально–культурного этоса и онтологического ядра европейской ментальности, определившие трансформацию антропокультурного типа, свидетельствуют о глубинном надломе христианского духа европейской культуры. Сегодня в пространстве европейской цивилизации стремительно расширяется социальная база носителей «новой антропологии», в аксиологическом ядре которой доминируют ценности гедонизма, индивидуализма, стремление к успеху и материальному процветанию, а нравственность и духовность вытесняются на периферию.

Данный антропологический тип оказывается в оппозиции к христианской антропологии, которая возвышала человека верой в добро, созидание и духовные возможности, утверждала эту веру в образах художественной культуры, в текстах философско– религиозной мысли, в этических и педагогических концепциях. Именно взаимоисключающие ценностные доминанты культурных систем стали причиной многовекового взаимонепонимания России и Запада. Глубинная оппозиция русской культуры и западной цивилизации очевидна: если культура утверждает духовность, социальность, соборность, она стыдлива и греховна, то цивилизация агрессивна и самодостаточна, она не знает стыда и греха; если в культуре действуют моральные регуляторы, то в цивилизации доминирует сила и внешние формы принуждения, основанные на законе. И сегодня главный объект непонимания (и даже ненависти) для политической элиты и европейского обывателя – русский человек, с его ценностями, менталитетом, духовным вектором жизненных помыслов, которые всегда были немым упреком западному обывателю (повторившему в Новое время «подвиг» апостола Петра в своем отречении от этического идеала Нагорной проповеди Христа). В этом смысле мы всегда представляли «угрозу» существования западной цивилизации – своим образом жизни, способностью к самоотверженности во имя блага Родины.

«Идеальная» устремленность русского сознания всегда была сущностной ментальной чертой: народ нередко демонстрировал глубинную жажду «космического преображения» жизни, он готов был отдать свои силы и «положить живот» во имя спасения Святой Руси, защиты Отечества, строительства коммунизма и т.д. Русские классики, отмечая в русском народе сострадательность, невоинственность, жертвенность, считали, что именно русским суждено преобразовать мещанскую бездуховную западную цивилизацию, видели смысл русского мессианства «не в гордыне самоутверждения, а в жертвенном горении духа, в духовном порыве к новой жизни» (П.Гуревич). Но в таком контексте оптимизация образа России в глобальном мире предполагает отказ от национально–культурной идентичности и копирование Запада во всех его «цивилизационных пакостях», включая официальное признание однополых браков, утверждение толерантности и политкорректности, благодаря которым откровенная содомия возводится в ранг национальной гордости, участие в легитимации педофилии и инцеста.

Именно легализация «инициатив» европейских извращенцев становится обязательным условием вступления в ряды «цивилизованных стран» – в другом качестве Запад не способен приять нас в качестве равного субъекта европейской цивилизации. Следовательно, в сегодняшней ситуации оптимизация образа России по «западноевропейским сценариям» – это путь, ведущий к разрушению духовно– нравственных матриц русской цивилизации, а в конечном итоге – к системной катастрофе России, ибо смерть национальной «души» с неизбежностью заканчивается гниением «тела» страны. В условиях происходящих глобальных изменений и усиления международной конкуренции актуальной задачей внутренней и внешней политики становится, во–первых, разработка проекта своего ближайшего будущего. События последних лет говорят о том, что мир вступает в глобальную конкуренцию за смену гегемонии (С.Глазьев). И чтобы остаться субъектом мировой истории, России необходим инновационный «рывок» в экономике, требующий сверхусилий народа – в противном случае, и особенно после снижения ядерного потенциала, Россия неизбежно выйдет из состава ведущих держав мира.

Во–вторых, стратегической задачей является повышение статусного положения России в мире, и прежде всего путем продвижения по глобальным каналам коммуникаций ее «культурно-символического капитала». Решение этой задачи предполагает: целенаправленную трансляцию миру (в том числе и через систему национальных брендов) историко–культурной уникальности страны, ментальной и духовно–нравственной самобытности ее народа, демонстрацию «картины будущего» – дружеского и конструктивного послания, обещающего народам мира историческую перспективу и гарантирующего справедливое устройство.

4. Цивилизационный проект России – базовый ресурс информационной политики. Стержнем образа России и утверждения ее в качестве полноценного субъекта международных отношений должен стать «цивилизационный проект» минимизации и разрешения глобальных проблем, который страна может адресовать миру. Основу такого проекта могут составить различные геополитические и социально-культурные модификации «национальной идеи», способные резонировать с проблемами, надеждами и чаяниями народов мира, а именно: 1. Образ России как страны традиционных христианских ценностей с конкурирующим «полюсом смыслов». Информационно–психологическая война – это противоборство не столько технологий, сколько конкуренция интеллектуальных возможностей народа, противоборство ментальных матриц, соревнование духовного потенциала противников.

В этом плане Россия имеет ощутимое преимущество – ее гуманитарная культура, исторический и духовный опыт народа (в том числе и трагические уроки ХХ века) в состоянии представить миру «полюс» ценностей и смыслов, альтернативный западному потребительству и в тоже время привлекательный для народов и стран, стремящихся в условиях современного несправедливого миропорядка сохранить свою национально–культурную идентичность и отстоять цивилизационную независимость. 2. Идея России как центра евроазиатской цивилизации, характеризующая страну как особый культурно–исторический мир, синтезирующий в себе восточную и западную культуру, как уникальный и самодостаточный центр евразийского континента.

3. Мессианская парадигма России как всемирного лидера народов– изгоев (А.С.Панарин), духовным ресурсом которой является духовность и аскетизм русской культуры, которая всегда стремилась обеспечить человеку смысл и достоинство помимо его социального статуса и экономического успеха.

4. Вполне конкурентоспособным является становящийся образ России как Центра гармонии цивилизаций» – пространства консолидации народов и государств на принципах сотрудничества и развития, гаранта сохранения миропорядка и противостояния системным угрозам глобального характера. Утверждение в информационном пространстве роли России как посредника между конфликтующими странами, которую она активно играет в последние годы, реально преодолевая противоречия мирового масштаба, будет способствовать разрушению стереотипа России как мирового полицейского и утверждению страны в качестве инициатора и сторонника открытых дискуссий на трибунах универсальных международных организаций. Для утверждения этой важнейшей грани образа России необходимо систематически вбрасывать в мировое общественное сознание информацию о событиях исторического прошлого, позиционирующих великую роль России как спасительницы Европейской цивилизации – от монголо–татарского нашествия, османского ига, Наполеона, в ХХ веке ценой великих жертв Советский Союз спасает мир от нацистской чумы.

5. Важной для мирового сообщества гранью проекта «Россия – гарант сохранения миропорядка» станет утверждение России как страны, обеспечивающей сохранение институтов и норм международного права. Сегодня западные страны, преимущественно члены НАТО, и прежде всего США, нередко игнорируют мнение ООН, считая эту организацию слишком устаревшей, относящейся к формату биполярного мира (Ю.П.Бойко). В такой ситуации Россия выступает адвокатом сохранения норм международного права, утверждая ООН как организацию, содействующую слаженности, взаимодополняемости и координации на глобальном уровне решений, обеспечивающих мир, порядок и развитие. 6. Россия может предложить миру модель этнокультурной и религиозной толерантности, основу которой составляет многовековой позитивный опыт межнационального и межконфессионального взаимодействия и сотрудничества в границах русского мира.

Значимая составляющая указанного выше направления – позиционирование государственного устройства России на демократических принципах федерализма. Эта черта позволит улучшить имидж в глазах бывших союзников, отношения с которыми были разорваны в сложные для страны годы перестройки, когда страна ошибочно надеялась таким образом изменить негативное отношение к себе со стороны Запада. В истории Россия была единственной из европейских империй, построенной не по принципу метрополия (национальное ядро) – колониальные страны и зависимые территории (угнетенные нации) – она была структурирована по принципу взаимовыгодного сосуществования народов на Восточно–европейской равнине (Ю.П.Бойко). Это наследие позволяет внести в образ современной России значимую для Европы черту, позиционируя страну как сохранившую толерантность в межнациональных отношениях задолго до того, как европейцы обратились к этому понятию. Для «русской цивилизации» этнокультурная и религиозная толерантность являются естественными принципами организации национального бытия. Как известно, универсалистские, духовные основания идентичности глубинно встроены в национально– культурную матрицу России.

Русская государственность формировалась как полиэтничная цивилизация, и модель отечественной полиэтничности принципиально отличается от политики мультикультурализма (как и русское понимание и прощение – с идеологией толерантности). В русском мира национальность всегда была внеэтнической (надэтнической) системой идентичности. Русский здесь – это не «кто ты», а «чей ты». В «теле» русской нации этнический, родовой фактор в значительной степени вытесняется и замещается символом Родины как общности «мы» по месту рождения, территории.

Данный критерий консолидации общности «мы» становится важнейшей гранью и символом национально–культурной идентичности, в том числе основой чувства патриотизма, которое не разделяет людей по этнической принадлежности. Общность Родины в древнерусских текстах схчена концептом Мир, который включает в себя смыслы духовного единства и организованного пространства совместного существования – мир как отсутствие войны и условие осмысленного совершенствования (В.А.Малахов). Утверждение в мире «цивилизационного проекта» России, основу которого составят базовые модификации (или формулы) национальной идеи, сможет «облагородить» сегодняшний проект глобализации, модифицироваться ему в новый этап развития, в основе которого будет понимание человеческой цивилизации как «единого живого организма, во всем многообразии ее цивилизованных типов», а планеты – как нуждающейся в сбережении среды обитания (Л.Г.Ивашов). Консолидирующая парадигма цивилизационного проекта России станет альтернативой сегодняшней глобальной идеологии, основанной на конкуренции, угнетении и эксплуатации слабых, она будет расширять общее пространство развития, способствуя переходу цивилизаций от противоборства к диалогу и сотрудничеству.

Марков А.П.

Другие новости и статьи

« Дошкольное образование в условиях пандемии

Владимир Барановский »

Запись создана: Понедельник, 25 Январь 2021 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика