2 Октябрь 2018

Целостная картина мира

В науке понятие «картина мира» определяется как «система представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов». Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности.

Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней – человек с его социальными проблемами и извечными философскими вопросами, встающими перед каждой личностью и нередко остающихся без ответа:

1. Как устроен мир? Познаваем ли он?

2. Что такое добро, зло, красота, справедливость, истина и ложь?

3. Зачем мы живем?

4. Для чего мы родились? и др.

В учении К.Д. Ушинского целостная картина мира – это «модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно­временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско­религиозных, научных, художественно­эстетических образов. Ее формирование возможно, если образование ребенка осуществляется в системе ценностных ориентиров, составляющих «собственно человеческое измерение», а именно: родной язык, история, вера, философия, наука, религия, культура, литература, традиции, образ мысли, образы Родины, природы, человека, переживания человека, привычки, семья.

Человек сам строит образ мира, фиксируя и конструируя , существующие в мире связи и отношения, что определяет выбор стратегии поведения. Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему» (К.Д.Ушинский, 1945).

На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности. Каждая картина мира состоит из четырех сюжетов: 1 – «человек и космос», 2 – «человек и природа», 3 – «человек и человек», 4 – «человек и нечто (непознанное)». Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отводя себе в нем вполне определенное место.

В процессе развития ребенка происходит постоянное прибавление знаний и их совокупность складывается в целостную картину мира, которая на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Детям необходимо представить все четыре сюжета в каждой возрастной группе и соответствующее возрасту поле познания. Картина мира должна восприниматься простой и очевидной, добро и зло – конкретными и осязаемыми, отношение к миру должно строится на позитивных позициях. С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду является обязательным условием гармоничной жизни каждого и общности людей в целом.

Именно взаимоотношения людей позволят ребенку осознать такие понятия как дом, семья, народ, Родина, Отечество и что особенно важно в наше время, что мы все — земляне. Семья и дом – это особая духовно­психологическая общность, где главное – атмосфера любви, самопожертвования ради близких людей, взаимопонимания. Многообразный мир живой и неживой природы: растений и животных, Земли и небесных светил, красок и звуков может быть представлен с помощью поэтических живописных и музыкальных произведений, позволяющих увидеть красоту и гармонию в обычных явлениях. И уже с дошкольного возраста необходимо формировать отношение к таким важнейшим человеческим ценностям как Родина и Отечество. Родина – это и природа и люди того места, где мы родились.

Народ, родственники, родник и даже родинка – однокоренные слова, которые привязывают нас к к моменту и месту рождения. Отечество тесно связано с именем, которое носит человек: имя собственное, имя отца (отчество), имя семьи (фамилия), имя народа, которому принадлежишь (национальность), имя семьи народов, объединенных в одном Отечестве. Работа воспитателя в сфере познания, т.е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности. Одним из важнейших условий достижения результата в формировании целостной картины мира является непрерывность образования и реализация преемственности в отборе и распределении содержания. Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.

Андреевская Е.Г.

Другие новости и статьи

« Военно-политическая обстановка к середине ноября 1942 г.

Патриотизм как социально-историческое явление »

Запись создана: Вторник, 2 Октябрь 2018 в 13:49 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика