12 Сентябрь 2016

Антибюрократические реформы

oboznik.ru - Антибюрократические реформы

Бюрократ только во французском языке управленец. В русском бюрократ – это недобросовестный чиновник. Суть недобросовестности бюрократа состоит в том, что в исполнении своих обязанностей он свои собственные интересы ставит выше интересов порученного ему дела. Так как последние соблюдаются бюрократом по остаточному принципу, бюрократ неконкурентоспособен – всегда проигрывает добросовестному чиновнику.

В такой ситуации бюрократ может выжить только в том случае, если вокруг него будут только бюрократы. Поэтому у бюрократии лишь один способ выживания – плодиться и размножаться, заполняя своим кадрами все кабинеты властных контор. В этом смысле у нас чисто бюрократической царство – во всех властях и на всех этажах расплодились бюрократы, связанные друг с другом клановыми, земляческими, родственными отношениями.

Криворукость, с которой власть осуществляет любую реформу, демонстрирует это с удручающей очевидностью. Поэтому разрушение бюрократического царства – основное условие, без выполнения которого наше общество не удастся привести в божеский вид в части эффективности. Для существенного ослабления бюрократии нужно совершить переворот в деле подчиненности специалистов. Например, сегодня учеными в большинстве случаев руководят менеджеры – начальники институтов. О том, что часто они неполноценные ученые свидетельствует придуманное для них название – ученый-менеджер. На самом деле это все те же бюрократы, занявшие свои должности аппаратными маневрами, а не своими часто весьма сомнительного качества достижениями в научной деятельности.

Именно бюрократия, а не система организации научной среды являются главной проблемой развития науки – управляя финансовыми потоками бюрократы распределяют их в первую очередь в своих интересах, которые часто лишь формально совпадают с интересами науки. Так как талантливый ученый чрезвычайно редко бывает толковым, а тем более квалифицированным менеджером, нужно ввести практику, по которой институтские начальники будут управлять только инфраструктурой научного процесса.

Тогда как все предназначенные науке ресурсы должны предоставляться непосредственно ученым, занимающимся финансируемым обществом исследованиями. И сами ученые будут оплачивать из этих средств аренду лабораторий, научного оборудования, обслуживающего персонала. Эта модель требует от ученого минимальной управленческой квалификации и потому доступна всем ученым. Аналогично требуется перестроить здравоохранение. Сегодня в лечебных учреждениях царит бюрократия – больничное начальство. Тогда как врачи находятся в их полном подчинении. И распоряжаются всеми ресурсами только сами бюрократы. Состояние российского здравоохранения показывает, что это порочная модель управления. Нужно организовать работу медучреждений по аналогичной описанной выше схеме.

В ней деньги за лечение больных от страховых компаний должен получать врач. И из них оплачивать услуги медицинской инфраструктуры – медсестер, лабораторий, хозяйственных служб, аренду кабинета. В результате заработок врача будет полностью зависеть от его собственной квалификации, а не от воли больничного начальства. В свою очередь современное компьютерное обеспечение сделает управление деньгами для врачей простым и не требующим особых затрат времени делом. Чтобы элита и народ полноценно, добросовестно в социальной среде и добропорядочно в интеллектуальной взаимодействовали, и результаты этого взаимодействия обеспечивали эффективное развитие общества, они должны быть просвещенными – обладать качественным миропониманием.

Фактически в меру своих возможностей люди должны быть личностями, что в конечном итоге значит хотя бы чуть-чуть быть философами-любителями – понимать цель управляющей вселенной эволюции, организацию мироздания и общества, их и свое собственное предназначение в жизни и в эволюции. Разумеется, нельзя добиться, чтобы все люди стали личностями. Но добиваться того, чтобы способные стать личностями люди имели возможность достигать этого результата, единственный путь повышения качества общественного сознания. Соответственно, роста КПД его деятельности. Так что не случайно великие нации создавали не монархи или герои, а системы просвещения.

И единственным способом – повышением доли личностей в составе общественного сознания. А так как личность закладывается в процессе развития до 15-16 лет, ключевое значение для личностного развития играет начальное и общее образование. Соответственно, обществу требуются система начального и общего образования, ориентированная на развитие личности, как самый важный институт формирования просвещенного общества. Советская система начального и общего образования имела в конечном счете ориентацию на формирование полноценной личности члена общества. И хотя к ней можно предъявлять замечания, все они касаются не ориентации системы, а ее эффективности. Но и последней нашему обществу хватило ускоренно пройти этап индустриального развития и даже первыми из развитых стран его завершить.

Проводимая российской властью реформа общего образования отнюдь не ставит цель повысить ее эффективность. Настоящее предназначение школьной реформы – перейти от формирования личности к подготовке работника. То есть, решает задачу принципиально изменить цель общего образования. Причины, по которой власть решила так кардинально сменить ориентацию системы общего образования две. Первая «идейная» – заказ Запада своей «пятой колонне» в российской власти обеспечить пролетаризацию нашего общества.

Остальная часть власти это вредительство поддерживает, потому что ей тоже не нужно, чтобы в нашем обществе было слишком много личностей. Потому что управлять ими эта власть просто не способна. Соответственно, вечно править не сможет – не удастся даже долго править, не говоря уже о возможности когда-то передать ее своим последышам. Вторая причина банальна, но для нашей власти близка и понятна – экономия. И так как ремеслуха является самой дешевой и предметной формой образования, власть именно до ее уровня хочет довести всю систему образования. В итоге получается, что она не только действует в интересах наших стратегических конкурентов, но и рассчитывает погреть на этом руки – сэкономить в свою пользу имеющееся в ее распоряжении общественные ресурсы. Обществу требуется кардинально повысить квалификацию всех участников общественных отношений, в первую очередь самых сложных – экономических и политических.

В них самыми важными участниками являются политики и предприниматели. Почему от врачей и юристов для занятия своей деятельностью требуется соответствующее и при этом еще и высшее образование, а предпринимателям и политикам, своей деятельностью изменяющим окружающий мир, можно быть малограмотными? Тем более, что мы на каждом шагу сталкиваемся с негативными результатами их деятельности, имеющими своей причиной как раз их некомпетентность. Необходимо переходить к практике доступа к экономической и политической деятельности только специалистов, имеющих соответствующую квалификацию. Это в итоге существенно повысит эффективность экономической и политической сфер общества. Так же крайне важно решить, наконец, проблему низкой квалификации чиновников.

Так как чиновник является управленцем, он должен уметь делать все, что положено уметь менеджеру. А чтобы в госорганы приходили не только грамотные, но и опытные менеджеры, разумно ввести правило, по которому назначаться на чиновничью должность может только кандидат, проработавший не менее пяти лет в бизнесе и на должности аналогичного уровня. Понятно, что для этого требуется создать общий для всех менеджеров трудовой рынок – работающих в бизнесе и на госслужбе. Это все равно придется когда-то делать – потому что разный уровень оплаты труда управленцев одной квалификации в бизнесе и на госслужбе приводит к тому, что последней достаются только низкоквалифицированные или вороватые кадры. А это никогда не позволит подтянуть эффективность госслужбы к эффективности бизнеса. Выравнивание качества управленцев позволит в разы сократить аппарат госуправления. И что еще важнее, в разы повысит эффективность использования общественных ресурсов. Эти результаты с лихвой окупят такую реформу.

М. Кругов

Другие новости и статьи

« Военная полиция Минобороны помогает жителям затопленных районов Приморья

О реформе избирательной системы »

Запись создана: Понедельник, 12 Сентябрь 2016 в 8:26 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика