11 Сентябрь 2018

История военной службы в Российской Федерации

oboznik.ru - Офицер и знамя

Аннотация В статье рассматривается военная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации. Проведено изучение российского законодательства, касающегося военной службы, начиная с 1722 г. «Табель о рангах» и заканчивая современными нормативно-правовыми актами. Изучено понятие «военная служба», ее сущность и отличительные черты от других видов государственной службы.

Ключевые слова: Вооруженные силы Российской Федерации, военная служба, государственная служба. Степень изученности темы: JI.H. Гумилев, Н.В. Устрялов, Э.А. Поздняков, К. В. Плешаков, К.Э. Сорокин, К.С. Гаджиев, А.Г. Дугин, B.C. Пирумов, Ф. Ратцель, Ю.Р. Челлен, А.Т. Мэхэн, Х.Д. Маккиндер, Н.Д. Спикмен и др.

Cм. также статьи по теме: призыв на военную службу

Военная наука неразрывно связана с военным правом, благодаря ее становлению происходило развитие военного права. Реформирование военного права, улучшение законодательства, регулирующего военное право является показателем развития военной науки. Принципиально новый взгляд на формирование вооруженных сил встал в 18 веке, который стал реализовывать Петр 1.

Начиная с правления Петра 1 и по сей день, армия и военная служба отличается особым положением. Это выражается не только в социальной защищенности, но и финансовой. Издавна самой уважаемой и значимой профессией в России (Российской Империи) являлась профессия офицера. В период 18-19 вв. военную службу отличает высокий статус, благодаря ранее подготовленным на Руси отношением к этому виду службы.

Относиться к числу военных, носить оружие и выполнять долг считалось благородным делом, поэтому дети военных старались идти по стопам отцов, что давало основание считать род исключительным. В Российской Империи офицерский корпус относили к высшему сословию. «Всем офицерам дать дворянство и первое место среди дворян» - писал Петр 1.i В 1722 г. Петр опубликовал законодательный акт «Табель о рангах» ii , который превратил дворянство в открытое служилое сословие. В данном акте точно определенно место офицера в иерархии как военной, так и гражданской службы: военные чины объявлялись выше гражданских и придворных чинов. Лицам, достигшим первого офицерского чина (14 класс - прапорщик) присваивалось потомственное дворянство, когда гражданским служащим лишь по достижению чина 8 класса (коллежский асессор).

В 18 в. офицер являлся представителем как военной, так и государственной власти. Высокий статус военных обусловлен историческими фактами: в то время происходило расширение российских границ, благодаря чему Россия стала сильнейшей мировой державой. 18-19 вв. стали «золотыми» для российской государственности. Процесс расширения границ продолжился и во времена СССР. Для военных целей необходима была сильная и могущественная армия.

Главной целью власти стало привлечение молодежи и квалифицированных профессионалов, в связи с чем 20 вв. отличается пропагандистскими настроениями в военной службе. «Партия воспитывает коммунистов, всех советских людей в духе постоянной готовности к защите социалистической отчизне, любви к своей армии. Она будет всесторонне способствовать дальнейшему развитию деятельности общественных оборонных организаций.

Защита Отечества, служба в Советских Вооруженных силах – высокая и почетная обязанность советского гражданина…» iii . В это время особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию с целью подготовки кадров для военной службы. В школах проводилось формирование патриотического мировоззрения: проводилась начальная военная подготовка, положение которой утверждено Министром обороны СССР 17 июня 1968 г. В 1970-х принимаются меры по повышению образовательного уровня военных посредством обнародования новых нормативных актов, регламентирующих этот процесс. iv Среднее военное и специальное образование в Вооруженных силах осуществлялось в средних военно-учебных заведениях.

«Положение об экстернате при военных училищах Министерства Обороны СССР» (приказ Министра Обороны от 25 сентября 1974 г. №218) давало возможность военнослужащим получать образование без отрыва от службы. Также военные имели право пользоваться иными льготами в области образования. vi В период 20 в. эффективным средством государственного регулирования общественных отношений являлось законодательство в сфере устройства, жизни и деятельности Вооруженных Сил. В 80-х было принято ряд нормативно-правовых актов, определяющих права и обязанности военнослужащих, их ответственность, а также основы государственной политики по отношению к военнослужащим, включающей в себя ответственность со стороны государства в правовой области и социальной защиты военнослужащих, а также граждан уволенных с военной службы и членов их семей.

В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами военные дифференцировались на несколько категорий: 1) Военнослужащие срочной службы; 2) Военнослужащие сверхсрочной службы; 3) Прапорщики и мичманы; 4) Офицерский состав; 5) Военнослужащие - женщины. Для каждой из этих категорий был разработан отдельный закон («Положение о прохождении военной службы офицерским составом ВС СССР», «Положение о прохождении действительной сверхсрочной службы в ВС СССР» и т.д.), Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденное постановлением СМ СССР от17 февраля 1981 г. №193, и ряд других законов, касающихся прав, свобод и обязанностей военнослужащих. В перечисленных нормативно-правовых актах регламентировался порядок приёма на военную службу и увольнения с военной службы, права и обязанности военнослужащих, правовые, социальные и иные гарантии защиты.

Обязанности военнослужащих регламентировались в Уставах Вооруженных Сил СССР. В период 20 в. нормативно-правовая база в сфере военного дела была достаточно полно сформулирована и охватывала все аспекты жизнедеятельности военнослужащих. Однако с изменениями, произошедшими в России в период 90-х, возникла необходимость изменить положения в военной сфере. 12 декабря 1993 г. с принятием Конституции Российской Федерации потребовалось изменить многие законы и подзаконные акты в области Вооруженных Сил: 1) Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №76-ФЗ; 2) Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. №722 « О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту» (в редакции Указа Президента РФ от 11 ноября 1998 г. №1356) Но, начиная с 90-х, численность военнослужащих уменьшается в связи со спадом производства, нехваткой бюджетных средств и кризисом, обрушившимся на Россию. Однако военная служба имеет высокую значимость для государства, потому что военная служба – это особый вид государственной службы, представляющий профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государстваvii .

К военной службе применимы общие принципы государственной службы в Российской Федерации, обусловленные:

1) Законностью;

2) Приоритетом прав и свобод человека и гражданина, их непосредственным действием, обязательностью признания, соблюдением и защитой;

3) Равным доступом граждан к государственной службе;

4) Открытостью государственной службы и ее доступностью общественному контролю, объективному информированию общества о деятельности государственных служащих;

5) Профессионализмом и компетентностью государственных служащих;

6) Защитой государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц; Отличие военной службы от иных видов государственной службы является обязательное принятие военнослужащими присяги. После принятия присяги военный принимает полный объем своих прав, свобод и обязанностей. Важно отметить, что военнослужащий, нарушивший присягу несет дисциплинарную или уголовную ответственность.

В настоящее время военная служба существенно трансформировалась: в 2003 году военную службу стали определять как вид государственной службы, а также согласно законодательству военная служба стала одной из разновидностей федеральной государственной службы. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" описал новое определение военной службы, согласно которому военная служба – это особый вид государственной службы, уникальность которой обусловлена возможностью применять средства вооруженной борьбы. Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" п. 2 ст. 2 военная служба исполняется как на добровольной основе, так и по призыву граждан.

Правовая основа военной службы включает в себя:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";

3) Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

4) иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны. Статус военнослужащих определяется правами и свободами, гарантированными со стороны государства и выполнением обязанностей со стороны военнослужащих. Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" ст.1 к обязанностям военнослужащего относят подготовку к вооружённой защите, беспрекословному выполнению поставленных задач. Так как военную службу относят к особому виду государственной службы, то военнослужащим предоставляются гарантии во всех сферах общества, а также любого вида компенсации.

Согласно новому законодательству военнослужащими являются: 1) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; 2) офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; 3) офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; 4) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву 5) сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву 6) курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта. Стоит отметить, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть уволены из-за viii : организационных мероприятий, невыполнения условий контракта, отказа в допуске к государственной тайне, наличия уголовной ответственности, перевода на федеральную государственную гражданскую службу.

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяют порядок прохождения военной службы. Прохождение военной службы состоит из: 1) назначения на воинскую должность, 2) присвоения воинского звания, 3) аттестации, 4) увольнения с военной службы. В заключение хотелось бы сказать, что военная служба как вид государственной службы играет важную роль в государстве, поскольку главной ее задачей является защита и оборона, обеспечение национальной безопасности страны. Также задачей военной службы является сохранение государственного суверенитета государства, которая достигается различными способами, в том числе исполнением воинской обязанности.

1) Конституция РФ,2002

2) Военная администрация.– М.: ВКИ, 1991

3) Военное право. /Под редакцией Кузнецова Н.И. – М., 1996

4) Военное право./Под редакцией Мигачева Ю.И.,– М.: «Бизнес Консалтинг центр»,1997

5) Военное право./«Государство и право» // Государство и право, 1994, №8– 9

6) А. Е. Калинин. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

Киекбаева Асель Михайловна

Другие новости и статьи

« Почему произошла революция в 1917 году?

Условия заключения брака офицерами в конце XIX - начале XX веков: возрастные и материальные условия »

Запись создана: Вторник, 11 Сентябрь 2018 в 7:32 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика