16 Сентябрь 2018

Нарушения при проведении медицинского освидетельствования (обследования) призывников

oboznik.ru - Фирмы для уклонистов - сплошной обман

Под медицинским освидетельствованием понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития призывников в целях определения их годности к военной службе. Нарушения прав граждан при прохождении медицинского освидетельствования – один из самых распространенных и массовых видов нарушений во всех без исключения субъектах Федерации, где проводился мониторинг. Подобные нарушения имеют серьезные негативные последствия, поскольку призыв в армию граждан, не годных по состоянию здоровья к прохождению военной службы, не только нарушает право данных граждан на охрану здоровья (а в некоторых случаях - и на жизнь), но и существенно подрывает боеспособность российской армии, дестабилизирует общество.

Вооруженные силы пополняются военнослужащими, которые объективно не в состоянии в полном объеме исполнять обязанности военной службы. В результате имеющиеся заболевания у них нередко обостряются и достигают степени, при которой может наступить инвалидность (а в некоторых случаях даже смерть). Впоследствии эти военнослужащие не всегда могут стать полноценными гражданами общества. При досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья ему положены страховые выплаты, а в случае, если в течение года он будет признан инвалидом, дополнительные выплаты, которые осуществляются из бюджета.

Мониторинг 2013-2015 годов в очередной раз продемонстрировал, что граждане слабо информированы о медицинских основаниях для предоставления отсрочки и освобождения от военной службы, не знают, в каком документе они зафиксированы, как можно с этим документом ознакомиться. В семьях часто существует недостаток финансовых средств на полноценное обследование и лечение. Немалую роль играет

отсутствие медицинских учреждений в сельских населённых пунктах и удаленность больниц. Но главное здесь - отсутствие культуры заботы о здоровье детей и наивная вера родителей в то, что медицинское освидетельствование в военкомате выявит все заболевания, и молодой человек, если это соответствует его состоянию здоровья, будет освобожден от призыва.

В силу социально-экономических причин в последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья граждан призывного возраста. При этом жалобы призывников на плохое состояние здоровья часто игнорируются (равно как и предоставляемые призывниками медицинские документы, подтверждающие наличие у них заболеваний, препятствующих прохождению военной службы). Зачастую призывники слышат стандартные ответы: «Все равно пойдешь служить!», «с этим все служат», «если с таким заболеваниями не призывать, служить будет некому» (примеры 2-5, 52).

Как выявлено практически во всех регионах, где проводился мониторинг, определение категории годности к военной службе по медицинским показателям часто происходит без необходимой тщательности, нередко - в отсутствие медицинских документов, отражающих состояние здоровья призывника (в том числе, без изучения амбулаторной карты, без проведения флюорографического исследования органов грудной клетки, анализа крови, мочи, электрокардиографического исследования и т.п.). Такая практика является незаконной, поскольку согласно «Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья» (Далее – Инструкции), перед началом каждого призыва военный комиссар района должен истребовать из медицинских учреждений сведения на призывников и запрашивать в медицинских учреждениях списки лиц, состоящих на диспансерном учете.

Медицинское освидетельствование призывников не может быть проведено без флюорографического исследования органов грудной клетки, анализа крови, мочи, электрокардиографического исследования. Без результатов этих обязательных исследований старший врач не должен принимать решение об определении категории годности к военной службе. Данные исследования должны быть проведены не ранее, чем за 30 дней до освидетельствования. Они естественным образом полагаются в основу любого решения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья. Тем не менее, известны случаи, когда призывные комиссии принимали решение о призыве, не дожидаясь результатов обязательных медицинских исследований либо вовсе не направляя призывников на них (примеры 6-7, 47).

Прохождение призывниками медицинского освидетельствования зачастую носит формальный и поверхностный характер, с нарушением Расписания болезней, содержащегося в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2003г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (далее - Расписание болезней), и не сопровождается всесторонним и глубоким изучением состояния их здоровья (примеры 8-13, 47).

Кроме того, сотрудники военных комиссариатов часто не принимают во внимание медицинские документы призывников, в которых имеются диагнозы, освобождающие от призыва на военную службу (примеры 14-15).

Зачастую сотрудники военных комиссариатов под различными предлогами необоснованно направляют призывников, имеющие медицинские документы с диагнозами, освобождающими их от призыва на военную службу, на дополнительное обследование. В результате подобных обследований не только значительно занижается ранее установленный диагноз, но и наносится серьезный вред состоянию здоровья призывника (в случае направления на повторные рентгенологические снимки, например) (пример 16).

Нередки случаи направления призывников в городских (районных) военных комиссариатах на повторное медицинское обследование по тому же заболеванию. Сотрудники военных комиссариатов с целью ввести призывников в заблуждение называют данную процедуру «контрольным медицинским освидетельствованием», хотя она таковой не является. Согласно п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. №123, призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов. При необходимости проводится очное контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Медицинский осмотр и контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Таким образом, направление на КМО в городской (районный) военный комиссариат является по сути повторным мед. освидетельствованием, которое нигде в законодательстве не предусмотрено (примеры 17-18).

Вместе с тем, во многих регионах распространены случаи отказов призывникам в направлении на дополнительное обследование в медицинское учреждение, когда это необходимо для определения вопроса о годности к военной службе по состоянию здоровья. Это также является нарушением законодательства, поскольку согласно п. 4 ст. 5.1 ФЗ «ОВОиВС», при невозможности дать медицинское заключение о годности гражданина к военной службе непосредственно при прохождении медицинского освидетельствования, законом предусмотрена возможность направления призывника на стационарное или амбулаторное обследование в медицинскую организацию (пример 19).

Заключение «годен» без направления на обследование в больницу, т. е. без углубленного медицинского обследования, принимается очень часто, даже в случае наличия жалоб призывников, которые игнорируются. При этом в п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе прямо указано, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях определения годности гражданина к военной службе (примеры 20-21).

В ряде случаев надлежащее медицинское освидетельствование вообще не проводилось, и призывнику сразу предоставлялась отсрочка в связи с обучением, несмотря на то, что согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно- врачебной экспертизе. Согласно п. 13 данного Постановления, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника (в том числе и о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу) только после определения его категории годности его к военной службе. Если категория годности непризывная, то в таком случае должно быть принято решение об освобождении от призыва на военную службу, а не о предоставлении отсрочки (примеры 22-25).

Как показал мониторинг, много нареканий у граждан возникает по поводу объективности заключений о годности призывников военно-врачебными комиссиями субъекта Федерации, иных нарушений в их работе.

Пунктом 2 статьи 29 ФЗ «ОВОиВС» определено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Она вправе отменять решения нижестоящих призывных комиссий, а также принимать любые решения, входящие в их компетенцию. Нередко эти полномочия используется вышестоящими комиссиями с целью выполнения плана призыва вне зависимости от того, нарушаются или нет при этом права призывников. Так, достаточно частым явлением в 2013 году была необоснованная отмена решений нижестоящих призывных комиссий и изменение категории годности призывной комиссией субъекта РФ (примеры 26-30).

Следует отметить, что подобная практика отмены решений об освобождении от военной службы по призыву и изменении категории годности призывными комиссиями субъекта РФ является незаконной, поскольку согласно ст. 29 ФЗ «ОВОиВС», призывной комиссией субъекта РФ организуется контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Согласно п. 3 ст. 29 ФЗ «ОВОиВС», призывная комиссия субъекта РФ имеет право отмены решения комиссии первой инстанции по итогам контрольного медицинского освидетельствования и медицинского осмотра. При этом отмена решения нижестоящей ПК возможна только по результатам дополнительных обследований, показавших иной результат. Кроме того, все документы, подтверждающие наличие заболеваний, должны быть учтены призывной комиссией субъекта РФ (пример 31).

Отдельным нарушением является изменение категории годности на КМО заочно, без явки призывника, которая должна быть обеспечена отделом военного комиссариата по месту жительства (пример 32). Серьезной проблемой в отдельных регионах является нахождение военно-врачебной комиссии субъекта Российской Федерации непосредственно на сборном пункте. Подобное расположение определяет доступ призывников только через контрольно- пропускной пункт, смешивание призывников, освидетельствуемых перед отправкой в войска и тех, в отношении которых контролируется правильность решений городских (районных) медкомиссий. У призывников фиксируются опасения, что подобное расположение может быть использовано для принудительного оставления их после принятия решения военно-врачебной комиссии на сборном пункте для отправки в армию (примеры 33-34 ).

Масштабы указанных выше проблем, которые могут служить темой отдельного комплексного исследования, в данном докладе точно определить не представляется возможным, но, очевидно, что эти явления носят далеко не единичный характер. 1 января 2014 года вступила в силу новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации № 565, которым было утверждено новое Расписание болезней, существенно снижающее требования к состоянию здоровья молодых людей, призываемых в армию.

В частности, был разрешен призыв юношей с такими заболеваниями, как: односторонние стойкие сухие перфорации барабанной перепонки, адгезивный средний отит, тимпаносклероз, а также с состояниями после произведенной 12 и более месяцев назад радикальной операции или тимнанопластики открытого типа на одном ухе при полной эпидермизации послеоперационной полости; перенесенный инсульт с восстановимым неврологическим дефицитом; пороки сердца – пороки межпредсердной перегородки, аневризма, открытое овальное окно без сброса крови; сколиоз II степени, если призывник не сможет доказать наличие нарушений функций позвоночника; разрыв сетчатки (если отсутствуют сопутствующие нарушения функций глаза); плоскостопие II степени; при однократном эпилептическом приступе в анамнезе (более 5 лет); дефицит веса при отсутствии заболеваний.

Такое смягчение требований к состоянию здоровья граждан, направляемых для прохождения военной службы (что предполагает существенные дополнительные нагрузки на организм), может повлечь увеличение числа заболеваний среди военнослужащих по призыву, а также случаев, в которых необходимо досрочное увольнение из армии в связи с плохим состоянием здоровья (пример 12). Тем не менее, стоит отметить, что в новое Расписание болезней были внесены и позитивные поправки: так, например, с 2014 года всех призывников проверяют на наличие ВИЧ, гепатитов В и С и, соответственно, не направляют для прохождения военной службы при наличии таких заболеваний.

См. также: Отправка в армию

Cкоро в армию: что важно знать призывнику?

Призывнику: прибытие в воинскую часть

Первые дни в армии: что нужно знать?

Нарушения прав при призыве на военную службу (примеры из практики)

Нарушения прав при прохождении военной службы (примеры из практики)

Какие законы защищают права призывников?

Способы защиты прав призывников и солдат срочной службы

О военной службе по призыву

Какие документы регламентируют службу по призыву и как солдат может отстоять свои права?

Что считается уклонением от призыва на военную службу?

Другие материалы по теме: призыв

Другие новости и статьи

« Обмундирование русского солдата в период Крымской (Восточной) войны 1953-1856 гг.

Культура чтения художественной литературы »

Запись создана: Воскресенье, 16 Сентябрь 2018 в 7:35 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика