Две составляющие единой системы тылового обеспечения



Две составляющие единой системы тылового обеспечения

oboznik.ru - Две составляющие единой системы тылового обеспечения

При проведении военной реформы важнейшими вопросами ее содержания являются проблемы всестороннего обеспечения войск (сил) и пути их решения. Среди них тыловому обеспечению войск (сил) всегда отводятся особое место и роль. Его совершенствование проводится по ряду направлений.

Одним из основных аспектов совершенствования тылового обеспечения ВС и других войск РФ в современных условиях является создание и развитие единой системы тылового обеспечения войск (сил) по территориальному принципу. Предполагается, что системы тылового и технического обеспечения войск (сил) рано или поздно будут интегрированы в единую систему.

Представляется, что сегодня речь должна идти не о единой системе тылового обеспечения, а о СОПЖ - системе обеспечения повседневной жизнедеятельности войск (сил). Такой подход к решению вопроса обусловлен и структурой существующей системы тылового обеспечения войск (сил), которую можно условно разделить на две части: стационарную и подвижную.

Стационарная часть общей системы обеспечения войск (сил) создается и развивается в интересах обеспечения повседневной жизнедеятельности войск (сил), их боевой и мобилизационной готовности и боевой подготовки. Она, по своей сути, представляет собой часть народного хозяйства, выделенную для удовлетворения материальных, технических и иных потребностей войск (сил) в мирное время, и фактически выполняет сугубо гражданские задачи с некоторыми специфическими особенностями. Иными словами, стационарная часть общей системы обеспечения войск (сил) - это не что иное, как нынешнее войсковое хозяйство, основу которого составляет материально-техническая база, включающая в себя стационарные объекты хозяйственного, технического, медицинского назначения, а также учебно-материальной базы войск (сил).

Подвижная часть общей системы обеспечения войск (сил) существует в интересах обеспечения воинских частей и подразделений в боевых условиях (в условиях военного времени, вооруженного конфликта и т.п.) и представляет собой часть Вооруженных сил, выделенную для выполнения специальных задач в ходе подготовки и ведения операций (боев). Фактически это армейские (флотские) подразделения, участвующие в подготовке боя и ликвидации его последствий, но не принимающие непосредственного участия в самом бою. Хотя, как показывает опыт ведения войн, при определенных условиях или крайней необходимости и это не исключается.

Особо отметим, что в военное время лишь незначительная часть войскового хозяйства, а именно та, которая уходит в составе воинской части в район боевого предназначения, участвует в решении задач тылового обеспечения. Все объекты материально-технической базы остаются на прежнем месте, без прежних хозяев и практически перестают работать на Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования.

Кроме того, имеющаяся система обеспечения войск (сил) представляет собой достаточно громоздкий механизм, в котором все его составные части крутятся не по единой команде, а как бы по нескольким, иногда взаимоисключающим, сигналам.

У объектов войскового хозяйства только номинально один хозяин - командир войсковой части, а на практике они живут по различным законам, финансируются из разных служб и подчиняются, как минимум, двум структурам.

Видимо, исходя из существующих условий, интеграция систем тылового и технического обеспечения в мирное время должна идти по пути слияния двух стационарных частей каждой из систем. В связи с этим целесообразным представляется создание новых структурных учреждений, состоящих из подразделений тылового и технического обеспечения, а также иных подразделений, которые в будущем могли бы составить СОПЖ всех войск (сил) в мирное время.

Суть предлагаемого варианта сводится к тому, чтобы в определенном территориальном районе (на определенном участке) все, начиная от земельного участка, материально-технической базы и материальных средств и заканчивая подъездными путями, принадлежало некоему учреждению. Назовем его базой жизнеобеспечения войск или сил (далее - просто “база”).

При таком варианте воинская часть или несколько воинских частей, дислоцирующихся в конкретном районе (на конкретном участке), после приписки к базе получают от нее полный комплекс услуг и по заявке обеспечиваются всеми материальными средствами в соответствии с установленными нормами. За правильность составления заявки и ее соответствие установленным нормам и лимитам отвечает командир воинской части, а за полноту и качество выполнения заявки - начальник базы.

При этом воинские части должны иметь в своем составе подразделения материального и технического обеспечения с установленными запасами материальных средств, но использование их по прямому назначению допускается только с момента объявления боевой тревоги, а расходование запасов материальных средств - только с началом автономных действий. То есть с момента, когда отсутствует возможность прикрепления воинской части к какой-либо базе.

Непременным условием создания СОПЖ войск (сил) является то, что она изначально не должна входить в военную сферу деятельности и представлять отдельную от военных структуру, подчиненную непосредственно правительству России. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, в соответствии с Федеральным законом “Об обороне” именно правительство РФ “организует оснащение ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам и…обеспечение…материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по заказам” (ст. 6). То есть Минобороны России и другие силовые ведомства должны только “оформлять” заказы (заявки), представлять их в правительство РФ, а не заниматься самообеспечением.

Во-вторых, в этом же документе определены функции Минобороны России (ст. 14). В частности, четко указано, что оно “заказывает и финансирует производство и закупку вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств”. Это означает, что, в соответствии с законом, Минобороны уже может выступать единственным заказчиком материальных средств для всех силовых ведомств, что не исключает наличия в его составе некой структуры, которая бы решала все вопросы обеспечения. Так поставлено дело материально-технического обеспечения армий в некоторых развитых зарубежных странах. Однако для российских условий наиболее приемлемым вариантом является тот, когда система строится по принципу отдельного ведомства.

В-третьих, очевидно, что развитие системы обеспечения войск (сил) должно происходить по общеэкономическим законам. Адаптируясь к рыночным условиям и развиваясь с учетом их изменений, СОПЖ постоянно будет ориентирована на перспективы и особенности развития военного искусства.

Подвижная часть тыла, в свою очередь, должна и будет развиваться только по законам вооруженной борьбы и военного строительства. Главное значение здесь имеет адекватность ее состава, структуры и оснащения задачам и готовности обеспечиваемых войск (сил). Что бы ни происходило в экономике, подвижная часть системы обеспечения войск должна быть в постоянной готовности к выполнению поставленных задач в полном объеме и с высоким качеством. В этом одно из главных принципиальных отличий альтернативной точки зрения.

См. также: “Варианты построения единой системы тылового обеспечения”

Использованы материалы статьи: Петр Корытин. “Тыл следует объединить”. 2000 г.



Другие новости и статьи

« Элементы тестирования в ходе изучения войскового и оперативного тыла

Варианты построения единой системы тылового обеспечения »

Запись создана: Вторник, 28 Октябрь 2008 в 15:33 и находится в рубриках Расквартирование войск, Реорганизация 90-х годов, Управление тылом.

Метки: , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы