26 Сентябрь 2016

Призыв граждан, имеющих отсрочки от призыва, либо не являющихся призывниками

oboznik.ru - Есть ли в России всеобщая воинская обязанность?

Результаты мониторинга показали, что нередко призывные мероприятия осуществляются военными комиссариатами и призывными комиссиями в отношении граждан, которые согласно ФЗ «ОВОиВС» призыву на военную службу не подлежат. Согласно пункту 1 статьи 22 ФЗ «ОВиВС», призыву на военную службу подлежат граждане, достигшие возраста 18 лет, при этом в пункте 4 указанной статьи прямо говорится, что решение о призыве гражданина может быть принято только после достижения им 18 лет. Тем не менее, по-прежнему отмечена практика осуществления действий по призыву в отношении граждан, не достигших возраста 18 лет, то есть лиц, не являющихся призывниками.

В данных случаях несовершеннолетних граждан, которым исполняется 18 лет в конце призывной кампании, принуждают «заранее», до достижения совершеннолетия, проходить медицинское освидетельствование и призывную комиссию. Таким образом, заключение о категории годности к военной службе по состоянию здоровья или решение о призыве выносится в отношении гражданина, который еще не достиг совершеннолетия. Практически во всех регионах, где проводился мониторинг, по-прежнему актуальной проблемой является осуществление военными комиссариатами призывных действий в отношении обучающихся (в период действия отсрочек по обучению).

В первую очередь это касается обучающихся, призываемых до окончания нормативных сроков обучения. Согласно законодательству, граждан, имеющих отсрочки от призыва на военную службу и оформивших их надлежащим образом, в период действия отсрочки нельзя привлекать к прохождению призывных мероприятий, в том числе к прохождению медицинского освидетельствования и призывной комиссии, поскольку в п. 2 ст. 22 ФЗ «ОВОиВС» прямо указано, что «на военную службу не призываются …граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу». Также в ст. 59 вышеуказанного закона закреплено право граждан пользоваться отсрочкой от призыва на военную службу до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Кроме того, согласно п.7.

Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663 «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва. При этом под моментом окончания обучения следует понимать не день сдачи последнего экзамена или защиту дипломной работы. В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации.

Ранее выхода такого приказа граждане являются учащимися, то есть лицами, обладающими отсрочками от призывных мероприятий, и осуществление в отношении них действий по призыву противоречит действующему законодательству. Основанием для прекращения данной отсрочки является направление в военный комиссариат ВУЗом информации об отчислении призывника из образовательного учреждения (а не даты последнего экзамена или защиты дипломной работы). Таким образом, до получения военным комиссариатом информации об отчислении учащегося или студента от образовательного учреждения, он не вправе осуществлять в отношении гражданина мероприятия, включенные в понятие «призыв». На практике же широко распространено проведение этих двух стадий призыва в отношении лиц, не подлежащих призыву.

При этом и военные комиссариаты, и призывные комиссии считают призывом только непосредственно отправку призывников в войска, что противоречит указанной норме закона. Порой, для создания видимости законности, военные комиссариаты вызывают студентов «для уточнения документов воинского учета», а по прибытии в военный комиссариат заставляют их проходить медицинскую и призывную комиссию, грозя ответственностью за уклонение от военной службы. Эта проблема актуальна именно для весеннего призыва, когда в большинстве образовательных учреждений заканчивается учебный год. У всех студентов последних курсов обучения существует возможность воспользоваться последипломными каникулами. Согласно части 17 статьи 59 Федерального закона «Об образовании», «Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования».

Поэтому отчисление студентов, воспользовавшихся последипломными каникулами, происходит, как правило, после 15 июля — окончания весеннего призыва на военную службу. Названные положения законодательства служат гарантией права студентов на продолжение обучения, поступления на следующий уровень образования (магистратуру, аспирантуру и др.) и получения отсрочки от призыва на военную службу. Несмотря на это, призыв студентов последних курсов обучения остается системной, повсеместной проблемой. Военные комиссариаты отказываются признавать право студентов последних курсов обучения на поступление в магистратуру, аспирантуру. Представляется, что такая позиция военных комиссариатов, противоречащая действующему законодательству, одобрена Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ.

Позвонив на горячую линию по вопросам призыва, работающую в Генштабе ВС РФ, юрист задал вопрос о законности вынесения решения о призыве студента 4 курса бакалавриата, которому была вручена повестка на 12 июля для отправки к месту прохождения службы. При этом студент был рекомендован для зачисления в магистратуру, экзамены в которую должны проводиться 14 июля. Полковник, отвечающий на вопрос, указал, что такое решение вынесено законно. Вместе с тем, в судах студентам удается добиться признания таких решений ПК незаконными, но, к сожалению, не каждый обладает достаточным уровнем правовой информированности и способностью обратиться в суд.

Отдельная проблема призыва студентов на военную службу связана с реформой образования и переходом на болонскую систему, в результате которого во многих высших учебных заведениях программы обучения были изменены со «специалиста» со сроком обучения 5 лет на бакалавриат со сроком обучения 4 года. Студенты, поступающие на обучение в 2011 году по программе подготовки специалистов, к 2014 году сдавали государственные экзамены и поступали в магистратуру. Первая отсрочка давалась этим студентом на 5 лет.

Однако статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на получение второй отсрочки дается только поступающим в магистратуру, если первая отсрочка была предоставлена для обучения на бакалавриате. На этом основании военные комиссариаты отказывают студентам, поступившим после специалитета в магистратуру, в праве на отсрочку. При этом игнорируются положения абзацев 12, 13 подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которым право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином, перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год.

При поступлении после специалитета в магистратуру срок обучения увеличивается не более чем на год. Таким образом, неправильно применяя закон, военные комиссариаты умаляют право студентов на обучение. Отдельно следует выделить случаи вынесения решений о призыве на военную службу граждан, имеющих основания для отсрочки от призыва на военную службу по семейным обстоятельствам.

См. также: Отправка в армию

Cкоро в армию: что важно знать призывнику?

Призывнику: прибытие в воинскую часть

Первые дни в армии: что нужно знать?

Нарушения прав при призыве на военную службу (примеры из практики)

Нарушения прав при прохождении военной службы (примеры из практики)

Какие законы защищают права призывников?

Способы защиты прав призывников и солдат срочной службы

О военной службе по призыву

Какие документы регламентируют службу по призыву и как солдат может отстоять свои права?

Что считается уклонением от призыва на военную службу?

Другие материалы по теме: призыв

Другие новости и статьи

« Нарушение установленных сроков призыва на военную службу

Осенью в российскую армию призовут 152 тысячи человек »

Запись создана: Понедельник, 26 Сентябрь 2016 в 20:04 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика