9 Июнь 2021

Нарушения прав военнослужащих на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь

oboznik.ru - Мошеничество организации «Призывник»
#военнослужащий#право#закон

В статье 20 (часть 1) Конституции Российской Федерации, статье 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод провозглашено право на жизнь. Из содержания данных норм вытекает обязанность государства сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности. Понятие «право на жизнь для военнослужащих» конкретизировано в международных (европейских) документах, следовать которым обязалась и Россия.

Право на жизнь для военнослужащих означает, по крайней мере, следующее: a) военнослужащие не должны вовлекаться в ситуации, в которых их жизнь будет поставлена под угрозу без четких и законных военных целей, или в условиях, когда угроза их жизни была проигнорирована; b) всегда должно быть произведено независимое и эффективное расследование любой подозрительной смерти или предполагаемого нарушения права на жизнь любого из военнослужащих; c) государство должны принимать меры для поощрения сообщений о нарушениях, угрожающих жизни военнослужащих, и предусмотреть меры защиты от мести для тех, кто сообщает о таких нарушениях; d) военнослужащие никогда не должны быть казнены или приговариваться к смертной казни. Пункт d) реализуется полностью - в России до настоящего момента действует мораторий на смертную казнь, так что военнослужащие не приговариваются к смертной казни. Относительно пункта c) - насколько защищены военнослужащие, сообщающие о преступлениях, - следует проводить отдельное исследование.

Степень соблюдения обязательств по пункту a) оценить сложно, поскольку в России с конца 2008 года не публикуется официальная статистика гибели военнослужащих Вооруженных сил. Более того, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", «сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций», отнесены к государственной тайне. Относительно выполнения обязательств по пункту b) следует отметить, что в нашу организацию поступало обращение, в котором сообщалось о непроведении независимого от командования расследования смерти военнослужащего. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащих закреплено в статье 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» В соответствии с ней, охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы. Согласно п. 335 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Устав), охрана здоровья и физическое развитие военнослужащих - неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих (п. 81).

Данные нормы закона выполняются далеко не во всех случаях. Так, зачастую командиры не обращают должного внимания на создание благоприятных условий военной службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов военной службы; приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих также отдается не во всех случаях. Многие жалобы, поступавшие в организацию, были связаны с несвоевременным выявлением заболеваний и оказанием ненадлежащей медицинской помощи в воинских частях и госпиталях, что в ряде случаев привело к трагическим последствиям. Согласно п. 347 Устава, при обнаружении в полку инфекционного больного начальник медицинской службы немедленно докладывает об этом командиру полка и старшему медицинскому начальнику, проводит активное выявление, изоляцию и госпитализацию заболевших, дезинфекцию в подразделениях, наблюдение за лицами, бывшими в контакте с больным, и усиливает медицинский контроль.

А в соответствии с п. 357 Устава, военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются немедленно, в любое время суток, в медицинский пункт полка (госпиталь), а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения. Эти требования закона выполняются далеко не во всех случаях обнаружения инфекционных заболеваний.

Также были зафиксированы многочисленные случаи неоказания или оказания ненадлежащей медицинской помощи (пример 4-7, 32, 33 из Приложения 2), что является нарушением прав военнослужащих, поскольку статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает принцип приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступности и качества медицинской помощи, и недопустимости отказа в оказании медицинской помощи. Нарушение права на охрану здоровья наблюдается также в случаях привлечения к особо опасным работам военнослужащих, не прошедших специальное обучение.

Как указывал в своем экспертном заключении на предмет правовой оценки использования военнослужащих срочной службы на работах, связанных с уничтожением боеприпасов, член НЭПС и Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, д.ю.н., профессор В.И. Миронов, из права на жизнь и здоровье вытекает обязанность государства сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности. Привлечение неподготовленных лиц к уничтожению боеприпасов и их составных частей создает опасность для их жизни и окружающих. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что использование неподготовленных лиц в работе с боеприпасами и их составными частями приводит не только к нарушению права на жизнь, но и к невыполнению государством обязанности по созданию необходимых условий, обеспечивающих безопасность жизни военнослужащих и окружающих их лиц.

Не менее распространенным нарушением права военнослужащего на здоровье является отказ в досрочном увольнении по состоянию здоровья. Как правило, с такой проблемой сталкиваются военнослужащие, которые были призваны в армию с нарушением процедуры, имея заболевания, препятствующие прохождению военной службы согласно Расписанию болезней, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе". Однако были зафиксированы и такие случаи, когда при приобретении заболевания во время прохождения военной службы врачи дезинформировали военнослужащих о серьезности такого заболевания и совместимости его с дальнейшим прохождением военной службы. При этом следует отметить, что сроки досрочного увольнения военнослужащих по состоянию здоровья в законодательстве четко не установлены, в результате чего зачастую превышают разумные пределы.

Согласно п. 133 Положения "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации", утв. Приказом Министра обороны РФ от 20.08.2003 N 200 (далее – Положение), освидетельствование военнослужащих гарнизонными или госпитальными ВВК (ВЛК) проводится не позднее трех недель со дня начала обследования военнослужащего. Однако в случае невозможности вынесения заключения о состоянии здоровья этот срок может быть продлен.

Согласно п. 242 Положения, заключение ВВК, не подлежащее утверждению штатной ВВК, оформляется в день освидетельствования и выдается на руки освидетельствованному или направляется в воинскую часть. Однако, как правило, заключение подлежит утверждению штатной ВВК, поэтому свидетельство о болезни с заключением, подлежащим утверждению штатной ВВК, направляются в штатную ВВК не позднее 5 дней после освидетельствования. Именно на этом этапе процедура досрочного увольнения по состоянию здоровья может существенно затянуться, поскольку в законодательстве не указано, в какой срок штатная ВВК должна утвердить заключение госпитальной ВВК. Иногда документы находятся на утверждении в течение нескольких месяцев. В некоторых случаях всё это время военнослужащие, имеющие заболевания, препятствующие прохождению военной службы, находятся в военно-медицинских учреждениях или в воинских частях, исполняя свои обязанности.

При этом направление военнослужащих из военно-медицинских учреждений в воинскую часть для увольнения, привлечение их к службе или нахождение в медицинской части при воинской части в некоторых случаях, даже при непродолжительном сроке, влечет серьезное ухудшение их состояния здоровья. Военнослужащие имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно- медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В нарушение этих прав поступило множество сообщений об отсутствии в санитарных и медицинских пунктах лекарственных средств перовой необходимости (от простудных заболеваний, ушибов, болевых синдромов и т. п.). Кроме того, поступило большое количество обращений, касающихся санитарных условий, ставящих в опасность здоровье военнослужащих, — отсутствие питьевой воды в воинских частях, а также на полигонах, педикулез.

См. также: Отправка в армию

Cкоро в армию: что важно знать призывнику?

Призывнику: прибытие в воинскую часть

Первые дни в армии: что нужно знать?

Нарушения прав при призыве на военную службу (примеры из практики)

Нарушения прав при прохождении военной службы (примеры из практики)

Какие законы защищают права призывников?

Способы защиты прав призывников и солдат срочной службы

О военной службе по призыву

Какие документы регламентируют службу по призыву и как солдат может отстоять свои права?

Что считается уклонением от призыва на военную службу?

Другие материалы по теме: призыв

Другие новости и статьи

« Семья военнослужащего: иждивенство и порядок его подтверждения

Право военнослужащих-контрактников на учебные отпуска »

Запись создана: Среда, 9 Июнь 2021 в 0:12 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика