11 Апрель 2019

Российский чиновник как национальная идея второго плана

#идея#власть#чиновник

Говоря с молодыми литераторами, он [Ф. Булгарин] утверждал, что существенной разницы между ним и Пушкиным не было. Всегда оба старались быть полезными по начальству. 1

Характерной чертой российского национального сознания является мессианизм – идея об особом предназначении России. Долгое время эта установка выражалось в идеологеме Москва – Третий Рим, затем – в идее построения коммунизма. Сегодня на смену пришла пока еще не очень отчетливо сформулированная концепция Новой демократической России в многополярном мире.

Национальная идея в России: исторические модификации и особенности формирования в современных условиях

Национальная идея как смысл и судьба «русской цивилизации»

Всякий мессианский проект имеет сложную структуру, включает ряд сопутствующих идей, касающихся условий его реализации, лидеров и сторонников, с одной стороны, противников, с другой, и т.д. В российском национальном сознании к числу таких «идей второго плана» относится идея власти и персонифицирующая ее фигура чиновника. Лучшие отечественные умы посвятили этой теме сотни страниц своих произведений. «Номенклатура», благодаря М. Восленскому, стала неотъемлемой чертой образа России на Западе.

Любопытно, что с точки зрения мессионисткой парадигмы тандем – «власть – чиновник» играет противоречивую роль. Первая в лице государства выступает локомотивом, чиновник – тормозом. Естественно, образ государева (служилого) человека несопоставим по масштабам с концепцией мессианизма, претендующей на цивилизационную значимость. Вместе с тем в силу особенностей исторического развития страны концепт чиновника был и остается по сию пору призмой, сквозь которую вольно или невольно рассматриваются любые существенные новации в национальном сознании и жизнеустройстве. Начало этому положила опричнина; петровский Табель о рангах придал проекту общенациональный характер,

свое всеобъемлющее воплощение бюрократическая машина получила в советской административно-командной системе. Несмотря на тотальный характер фигура чиновника остается для массового сознания загадочно-демонической. «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» 2 . Одна из причин тому: рационально-теоретический дискурс по поводу бюрократии всегда жестко контролировался властью. Сегодня ситуация меняется. Во-первых, резко возрос интерес к проблемам корпоративной этики как одному из важнейших факторов формирования гражданского общества. Не случайно в последнее время кодексы профессиональной этики приняты во многих ведомствах – в Министерстве внутренних дел, Прокуратуре РФ, Федеральной антимонопольной службе и т.д.

Во-вторых, и в теории, и на практике наметился переход к Новому государственному управлению. Концепт базируется на доверии как основе власти, трактовке государства как поставщика услуг, освобожденного от любых политических интересов кроме удовлетворения запросов потребителей. Вместе с тем анализ литературы показывает – в работах по государственному строительству, теории управления, социологии власти развернутое понятие чиновника отсутствует. Теоретические построения сводятся к разделению чиновников3 на гражданских управленцев и сотрудников силовых структур, а также к детальной проработке прав и обязанностей государственных служащих; последние изложены в Федеральном законе о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Таким образом, в теоретическом плане образ современного чиновника носит по-преимуществу дискрептивный, а не аналитический характер, отягощен набором мифологем и стереотипов, по большей части с отрицательным знаком. Сегодня при слове «чиновник» у рядового гражданина обычно возникают следующие ассоциации: принадлежность к «аппарату» как некоей тесно связанной официальными и неофициальными отношениями и закрытой от внешнего мира структуре управления (власти); интеллектуальная ограниченность; отсутствие специфических знаний и умений; некомпетентность в своей зоне ответственности; доступ к общественным благам как функция места, а не собственных профессиональных и личностных качеств; дефицит моральных ограничений, демагогичность, лицемерие, бездушие, формализм, низкий официальный заработок, коррумпированность, амбициозность, чинопочитание. Не отрицая справедливости приведенных характеристик, подчеркнем: необходимо реконструировать образ государственного служащего, который способен выполнять и выполняет сложные задачи по поддержанию и развитию общественного организма.

Государственные служащие являются предметом изучения различных наук: государства и права, истории, психологии, социологии, теории управления. Можно выделить и несколько подходов к проблеме психологический, исторический, институциональный. Отечественная наука также располагает эмпирической базой по рассматриваемой теме (см., напр.: [1; 2; 3]).

Учитывая сложность и многообразие феномена чиновничества, наличие превращенных и латентных форм его бытования, наиболее адекватным, на наш взгляд, является междисциплинарный подход к проблеме. В рамках такой парадигмы предлагается следующее определение: Государственные (муниципальные) служащие – социальнопрофессиональная группа, объединяющая лиц преимущественно с высшим образованием, занимающихся деятельностью, связанной с управлением в различных сферах общественной жизни, то есть с ее планированием, организацией и распределением ресурсов, в системе личностных регулятивов которой (деятельности) преобладает опосредованная (или так называемая отложенная) мотивация, закрепленная в корпоративных нормах и ценностях. Кое-что надо пояснить. ● Под «различными сферами общественной жизни» понимаются локальные социальные пространства (социальные институции) формирующиеся

как поле столкновения разнонаправленных интересов, проблем, требующих решения4 . Для их согласования, в идеале – оптимизации, необходимы особые социальные (управленческие) технологии, граничащие, порой, с искусством. Главным из таких искусств является умение «решать вопросы». ● Опосредованная мотивация рассматривается как оппозиция непосредственной мотивации деятельности; среди ее важнейших стимулов: ожидание, что высокие показатели в работе обязательно (или с большой долей вероятности) повлекут рост материального вознаграждения; высокая удовлетворенность трудом; возможность систематически проявлять свои творческие способности и т.п. В опосредованной мотивации эти параметры предстают как потенциальные или реализуемые в долгосрочной перспективе.

Так, материальное поощрение в управленческих структурах госслужбы непосредственно не коррелирует с эффективным решением, предложенным специалистом. Вопервых, потому, что в социальной сфере положительные последствия принятых мер, как правило, проявляются по прошествии определенного времени. Во-вторых, система государственного управления устроена таким образом, что всякое «гениальное» решение (предложение, проект), прежде чем быть реализовано, должно пройти массу согласований, после чего проблема «авторства» теряет смысл. Поощрением в такой системе выступает накопление социального (символического) капитала, обеспечивающее карьерный рост. ● Неотъемлемым, системообразующим качеством чиновника (государственного служащего) выступает язык общения. Наличие профессиональной лексики – обязательное условие существования любого корпоративного сообщества. С этой точки зрения упомянутый параметр не может рассматриваться в качестве необходимого и достаточного. Вместе с тем значение специфического языка общения выходит за рамки жизнедеятельности управлен-

ческой корпорации. В известном смысле чиновники для того и существуют, чтобы транслировать, разъяснять, доводить до сведения населения, законы, юридические нормы, распоряжения власти, то есть переводить канцеляризмы на обыденный язык. Резюмируя сказанное, отметим: специфический характер мотивации и языка представляют собой важнейшее слагаемое «Я-концепции» чиновника и одновременно – элемент корпоративной этики. Это обязательный элемент характеристики социально-профессиональной группы государственных служащих, наряду с наличием специального образования и навыков, с такими личными качествами как ответственность, исполнительность, коммуникабельность, моральная чистоплотность.

Дальнейшая разработка концепта «чиновник» помимо теоретических и прикладных задач имеет важное значение для демифологизации фигуры чиновника, демонтажа сложившегося вокруг него ореола национального символа (пусть и сомнительного). По моему мнению, понятие «чиновник (государственный служащий)», как и представление о любой другой общественнополезной профессии, не имеет отрицательных коннотаций. Более того чиновник, добросовестно выполняющий свой профессиональный долг, отстаивающий интересы граждан по праву может считаться и защитником национальных интересов.

Литература

1. Мануильский М.А., Соколова И.Ф. Как стать министром (должностное продвижение управленческих кадров) // Социологические исследования.1988. № 1.

2. Писарькова Л.Ф. Российский чиновник на службе в конце XVIII — первой половине XIX века. 1995. № 3–4.

3. Российский чиновник: социологический анализ жизненного мира государственных и муниципальных служащих/Под ред. Д.М. Рогозина. М.: ФГБУН Институт социологии РАН. 2015. 316 с.

Другие новости и статьи

« Цивилизационная идентичность России

Боевые действия русской армии летом 1758 года »

Запись создана: Четверг, 11 Апрель 2019 в 10:01 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика