2 Октябрь 2016

«Русский мир» и национальная идея современной Украины

190814ob""

Прошло уже более двух лет с момента начала драматических событий на Украине, решительным образом повлиявших не только на ситуацию внутри этой страны, но и на развитие всего современного мира. За этот промежуток времени было написано огромное количество научных и публицистических статей, высказано множество точек зрения, в которых украинские события получали различную, часто взаимоисключающую, интерпретацию в зависимости от политических позиций, взглядов на историю, понимания цивилизационных и социокультурных процессов в современном глобализирующемся мире.

События на Украине как уроки для России

Наибольший интерес к украинским событиям был проявлен в российском научном и общественно-политическом дискурсе, причины чего вполне понятны, если учесть многовековые исторические и культурные связи между Россией и Украиной. Эти связи настолько крепки и органичны по своей сути, что само противопоставление «Россия–Украина», выраженное в слове «между», имеет во многом искусственный характер. По крайней мере в рамках концепции «Русского мира», согласно которой русские и украинцы — это по сути один и тот же народ, носитель одной и той же культуры, имеющий одну и ту же историю.

Следует отметить, что смысловая конструкция «Русского мира» не столь проста и понятна, как кажется на первый взгляд. «Выражение “русский мир” взято теперь в оборот едва ли не всеми СМИ и всеми без исключения политиками, но от того оно не стало ни прозрачнее, ни понятнее» 2 . Сложность данного понятия обусловлена в первую очередь многообразием контекстов, в которых оно употребляется. Во-первых, «Русский мир» понимается как геополитическая реальность, стремящаяся вернуться к своим естественным границам.

Во-вторых, «Русский мир» осознается с геоэкономических позиций как сеть сообществ, где происходит концентрация и повышается производительность русского капитала с целью формирования инновационной экономики, развития человеческих ресурсов и совершенствования институтов в ядре русского мира — России. В-третьих, «Русский мир» воспринимается как уникальная этнокультурная общность людей, объединенных русским языком, своей историей, нормами и ценностями и проживающих не только в России. Наконец, в-четвертых, «Русский мир» позиционируется как православная цивилизация, включающая под именем Святой Руси, помимо России, также Белоруссию, Украину и Молдову3 . Отметим, что здесь перечислены только наиболее распространенные интерпретации «Русского мира», которыми богатейший смысловой потенциал данного понятия далеко не исчерпывается.

Несложно заметить, что все вышеприведенные трактовки «Русского мира» так или иначе переступают государственные границы Российской Федерации и апеллируют как минимум к постсоветскому пространству. Также важны и хронологические рамки «Русского мира» — они простираются глубоко в историческое прошлое, и это отнюдь не случайно, поскольку почти в любой конструкции «Русского мира» настоящее и будущее всецело детерминированы прошлым. Если окинуть данный пространственно-временной континуум даже поверхностным взглядом, первым объектом в нем после самой России, заслуживающим внимания, будет Украина, которая составляет важную и даже атрибутивную часть «Русского мира», без которой последний существовать не может. Более того, Украина — это не просто часть «Русского мира», а его сущностное ядро, генетическое в культурном и этническом смысле начало.

Именно на территории современной Украины Владимир Красное Солнышко крестил Древнюю Русь, именно здесь он сделал исторический цивилизационный выбор, определяющий развитие российской цивилизации по сей день. Российская цивилизация — это отнюдь не только Российская Федерация. По словам патриарха Кирилла, «Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем “Русским миром”. “Русский мир” — это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. “Русский мир” — от киевской купели Крещения. “Русский мир” — это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, называющие сегодня себя разными именами — и русские, и украинцы, и белорусы» 4 .

Однако приходится констатировать, что сегодня в ядре «Русского мира» наметился серьезный раскол, и касается это не только Украины. В Белоруссии все последние годы идет процесс белоруссизации5 , который направлен не столько на суверенизацию социокультурного пространства, сколько на отрыв белорусского социума, особенно молодежи, от России и «Русского мира». В этом смысле белорусский опыт весьма напоминает украинский, хотя в Белоруссии гораздо меньше внутренних социокультурных и исторических предпосылок для антироссийского Майдана.

Что касается украинского Майдана, в России закрепилась тенденция оценивать события 2013–2014 годов как полностью или почти полностью детерминированные извне. Действительно, как признал сам Барак Обама, США способствовали передаче власти на Украине. Можно вспомнить в связи с этим и посещение Киева В. Нуланд в разгар Майдана, и частые визиты Дж. Байдена, которого на Украине всегда принимают с особыми почестями, а однажды даже усадили в премьерское кресло.

Можно вспомнить, наконец, и о пяти миллиардах долларов, которые американцы, по собственному их признанию, потратили на подготовку определенных политических сил, интеллектуальной и культурной элиты украинского общества к событиям на Майдане и соответствующую оценку данных событий. Учитывая эти факты, а также многие другие, появляющиеся буквально каждый день в недолгой еще истории «постмайданной» Украины, невозможно отрицать огромный вклад США во все эти драматические события, приведшие к существенному изменению внешнеполитического курса украинского государства, но, главное, отчетливо высветившие крайне агрессивно-негативную настроенность некоторой части украинского социума к «Русскому миру» вообще и России в частности.

Однако было бы большим заблуждением полагать, что подобная негативная настроенность стала следствием действий России, связанных с ювелирно проведенной операцией по воссоединению с Крымом и той поддержкой, преимущественно информационной и гуманитарной, которую Россия оказала и продолжает оказывать Донбассу. Во-первых, эти действия России имели ответный характер, но самое главное — украинский национализм, исторически проникнутый отчаянной русофобией, возник достаточно давно.

Его возникновение было связано с процессом становления украинской нации, который с самого начала основывался на принципиальном и непреодолимом противопоставлении Украины России, а украинцев — русским. Существуя долгое время в качестве маргинального проекта, интересовавшего лишь некоторую часть украинской интеллигенции, симпатизирующую Европе, украинский национализм всплывал на поверхность сознания украинского социума только во времена великих потрясений, как, например, в 1918 году после распада Российской империи.

Когда в 1991 году впервые в истории возникло независимое украинское государство, перед украинским национализмом открылись новые перспективы. Антироссийский украинский национализм развивался весь постсоветский период, пока в результате «революции гидности» не превратился в национальную идею Украины. Концентрированным выражением украинской ультрарадикальной антироссийской позиции стали различные публикации, в которых множатся предельно одиозные ультранационалистические призывы: «убить “Русский мир”», «регулярно очищать свое жизненное пространство от русни» и т. д. При этом «Русский мир» характеризуется как «мир дураков, предателей и подлецов» . Следует подчеркнуть, что в украинских средствах массовой информации ведется постоянная пропагандистская работа, направленная на еще большее раздувание националистической истерии.

Целью этой кампании, идеологически и финансово подпитываемой местной проамериканской элитой и получающей всестороннюю поддержку со стороны США, является окончательное отторжение украинского социума от России. Важным последствием и в то же время индикатором доминирования ультранационализма в сознании современного украинского социума является процесс декоммунизации, который на практике часто выливается в тотальное отрицание всего того, что связано с Россией, «Русским миром», российской культурой и историей. Переименовывают отнюдь не только улицы с советскими названиями, но также улицы, названия которых были даны в честь выдающихся деятелей российской истории и культуры. Например, в Ивано- Франковске были переименованы улицы Дмитрия Донского, Багратиона, Кутузова, а также бульвар Пушкина .

То же самое происходит и в других городах Украины (и отнюдь не только в западных областях). Разумеется, речь не идет о том, что все украинцы — националисты и русофобы, никогда не считавшие Украину частью «Русского мира». Действительно, необходимо признать, что за последние два года отношение к России на Украине значительно ухудшилось, однако в последний год проявилась обратная тенденция. Так, по данным исследования Института Горшенина (Украина), проведенного в начале 2016 года, «среди стран в целом украинцы хуже всего относятся к России. Как точно плохое свое отношение к РФ оценил 41 % опрошенных, скорее плохо к России относятся 21 %, скорее хорошо — 17,9 %, точно хорошо — 10,5 %, затруднились ответить — 9,6%»8 . Однако если сравнивать эти данные с прошлогодними замерами, можно сделать вывод о том, что в украинском обществе улучшилось отношение к России. Если год назад к ней хорошо относились 24,7 % опрошенных, то сейчас — 28,4 %. Доля негативно настроенных граждан снизилась почти на 5 % — с 66,9 до 62 %.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что раскол в украинском обществе на, условно говоря, пророссийский Восток и проевропейский Запад не преодолен, более того, сегодня он проявляет себя в форме открытого гражданского конфликта. Представители радикальных националистических группировок, составлявшие силовой костяк Майдана, при поддержке верховной власти, которая стала таковой только благодаря этим группировкам, пытаются распространить свой антироссийский и антирусский национализм на все украинское общество и сделать его полноценной национальной идеей. После трагических событий в Одессе 2 мая 2014 года мало кто отваживается открыто им противостоять внутри Украины.

Сторонники России и «Русского мира», которых на Украине очень много, вынуждены скрывать свои подлинные чувства и даже иногда в целях самосохранения применяют антироссийскую риторику. В этой ситуации Россия как центр «Русского мира» просто обязана своей активной политикой оставлять этим людям надежду на позитивные изменения в скором будущем. Борьба за Украину — это борьба за саму Россию, за возможность реального существования «Русского мира», и проиграть эту борьбу нельзя.

Б. В. Аксюмов

Другие новости и статьи

« Стратегические императивы военной политики США

Осенний призыв - 2016: желающие служить, «уклонисты» и «альтернативщики» »

Запись создана: Воскресенье, 2 Октябрь 2016 в 18:19 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика