3 Март 2020

Что такое история и как ее изучают?

oboznik.ru - Что такое история и как ее изучают?

#история#наука#обучение#образование

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек – существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в исторический процесс.

История России как неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности русской истории

История помогает человеку определить свое место в мире; дает знания о том, что человечество думает о себе и как оно изменяется с течением времени. Изучение истории субъективно, каждый историк (группа историков) для изучения прошлого выделяет в нем свое основное – предмет, исходя из которого он (они) и выстраивают логику исторического процесса.

Предметом изучения может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая и др. история. Выделение предмета истории связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в реализации его естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю «как науку о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности человека.

Но какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (время, пространство), исторический факт; методологическую интерпретацию исторического процесса.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд, который не является простой совокупностью несвязанных событий.

Историческое мышление основывается на предположении о существовании внутренних связей между событиями во временном ряду. Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в различных построениях исторического процесса его периодизации. На периодизацию влияет мировоззрение историков той или иной эпохи. В античности периоды истории различались по правлению государей или деятельности великих преобразователей.

Французские историки эпохи Просвещения в историческом процессе выделяли стадии дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на несколько формаций. На рубеже XXI века технологическая периодизация делит историю человечества на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих во времени на определенной территории.

Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология; складываются особенности социально-политической и культурной жизни. С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов.

Понятие «историческое пространство» нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский – синонимом Востока. Исторический факт – это реальное событие, явление, процесс прошлого, то, что считается общепризнанной истиной (Египетские пирамиды, Войны Александра Македонского, Крещение Руси и др.)

В исторической науке выделяются простые и сложные исторические факты. Если первые сводятся к событиям, происшествиям, то вторые уже включают в себя момент интерпретации, то есть некоторые смысловые схемы, в которых объясняются несколько или множество простых фактов. К числу сложных исторических фактов можно отнести такие, которые описывают процессы и исторические структуры (войны, революции, крепостничество, абсолютизм). В целях четкого разведения научных категорий мы считаем возможным говорить лишь о простых фактах – общепризнанных истинах. Из исторических источников содержатся исторические факты. Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления деятельности человека. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кинофотодокументы.

Методологическая интерпретация определяется предметом истории и стоит между историческим фактом (событием, процессом, явлением) и соответствующими ему выводами. Интерпретация – логическая схема причинно-следственных связей, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты действительности» ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от представления эпохи, в которой он живет, а также от идейно-теоретических взглядов самого историка. Что отличает одну методологическую интерпретацию от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс.

Каждая схема-интерпретация из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику . Исходя из предмета исторического исследования, каждая интерпретация выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию . Различные интерпретации выявляют только «свои» особенности исторического процесса и предлагают «свое» видение исторического прошлого, делают «свои» прогнозы на будущее. Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно.

Тенденциозно подобранные факты и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему без объяснения и выводов являют собой лукавство историка-идеолога, придерживающегося одной из интерпретаций. Различные методологические интерпретации, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они «правдивы, объективны, верны» и отражают различие систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной методологии с позиции другой некорректна, так как подменяет предмет изучения. Попытки объединить разные предметы изучения обречены на неудачу, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым, не стыкуемым выводам. Таким образом, научное осмысление прошлого возможно только на основе выделения предмета истории и изучения его в рамках исторических научных категорий.

Многоконцептуальная история России. Книга I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. / Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 2000.

Другие новости и статьи

« Что нужно иметь при себе при отправке на сборный пункт?

Первые дни в армии: что нужно знать? »

Запись создана: Вторник, 3 Март 2020 в 3:16 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика