16 Апрель 2019

Что мешает воспитанию патриотизма?

#патриотизм#воспитание#Родина

Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть. а равнодушие к ним. Б. Шоу

Убеждён, что при анализе этой проблемы не обойтись не только без социальной, но и без этнической, национальной, исторической, цивилизационной психологии. Многие препятствия уходят корнями в глубинные национальные психологические установки, которые постепенно навязала народу российская власть и интеллигенция.

В первую очередь, это массовое глубинное убеждение, что всё лучшее во всех сферах создано за границей, и России с её отсталостью остаётся только присоединиться к передовому и прогрессивному человечеству. Именно это качество побуждало министерство образования во чтобы то ни стало присоединить образовательную систему страны к Болонской системе, а российское правительство любой ценой войти в ВТО.

Именно это убеждение заставляет российское телевидение делать ремейки западных передач, копируя в них всё, от обсуждаемых тем до шуток телеведущих. Как справедливо заметил историк Андрей Фурсов, “одна из линий метафизической войны против России всегда заключалась в том, чтобы убедить нас, что мы неполноценная, недоделанная, недостроенная Европа”.

И мы легко, с удовольствием и даже с самоубийственным ражем принялись воплощать эту внушённую нам установку во внешней и внутренней политике 90-х годов и до сих пор выполняем её во многих областях жизни. Пётр Чаадаев называл эту черту “склонностью к подражательству”. На бытовом уровне это подражательство проявляется как желание соответствовать модным тенденциям. Сегодня эта наша национальная черта стала мишенью западных технологий, сформировавших не только вне нашей страны, но и внутри неё особый мем: критиковать агрессивную и отсталую Россию — это признак принадлежности к продвинутому классу и хорошему обществу.

В Америке критика России — условие успешного карьерного продвижения, без неё не стать ни успешным политиком, ни известным журналистом-международником. Запад сумел внушить своё убеждение и какой-то части нашего населения. Поскольку ругать Россию модно, то очень многие, включая молодёжь, соревнуются в этом навыке в соцсетях.

Во-вторых, неверие в Россию и недооценка собственных национальных достижений. Всё, что сделано в России за тысячелетия её существования, обесценивается, а исключения (русская литература, ядерное оружие и современные виды вооружений) лишь подтверждают правило. Главным объектом недооценки и критического отношения является русский народ, лучшие государственнические инстинкты которого объявляются проявлением рабской психологии. Неверие в Россию проявляется и в виде запрета на поиски самостоятельного пути, который постоянно звучит в высказываниях либералов, ухитряющихся сегодня заявлять, что они тоже патриоты. Не о них ли говорил в своё время Достоевский: “Тот патриотизм, который в самостоятельность русского развития не верит, может быть искренний, но, во всяком случае, смешной патриотизм”?

В-третьих, разрыв исторической преемственности, стремление вычеркнуть и объявить нелегитимными целые периоды истории, прежде всего, советские 70 лет, когда были одержаны самые грандиозные победы в истории, и страна превратилась во вторую в мире по мощи мировую сверхдержаву. С прерыванием традиции естественным образом прерывается и патриотизм, который становится усечённым, разорванным чувством. В-четвёртых, склонность к отождествлению бюрократического класса в данную эпоху со всей страной в её вечном измерении, когда недостатки этого класса, по сути, объявляются недостатками каждого жителя России. Так тезис “Россия — страна, где воруют" (причём воруют, прежде всего, чиновники всех мастей) превращается в тезис, что каждый россиянин реальный или потенциальный вор, а главное, что так будет всегда. В-пятых, экономизм и прагматизм российской правящей элиты, привыкшей измерять ценность жизни размерами денежных сумм.

Если патриотизм не приносит дивидендов, не помогает делать карьеру, не вызывает одобрения начальства, то очень многие практичные люди теряют к нему интерес. Но если он становится выгодным предприятием, как сейчас, то чиновники входят в раж и превращают тонкую творческую задачу воспитания патриотизма в уродливый и безвкусный китч. Если в советское время воспитание патриотизма было заменено скучными мероприятиями и казёнными речами, в пафос которых никто не верил, то сегодня это, чаще всего, фальшивый оживляж и позитивчик вроде концертов “звёзд” во время дней любого российского города.

Расцвету патриотизма мешает и гигантский объём отчётности, придуманный чиновниками для оправдания собственного существования и мешающий учителям, вузовским преподавателям и работникам культуры заниматься своим главным делом — патриотическим образованием и просвещением людей. Сократить отчёты, которые не читают проверяющие, и высвободить время для создания главного — вот задача из задач для России, которую, наверное, не решить без воли первого лица.

Так и хочется воззвать к лидеру нации, чтобы он помог решить эту проблему и вошёл бы в историю как царь-освободитель от ненужной отчётности! В-шестых, недооценка идеального и гуманитарного фактора жизни. Те, кто сегодня задают повестку дня — чиновники, руководители СМИ, тележурналисты, “звёзды”, политики, — крайне мало читают русскую классику, плохо знают русское искусство и не придают гуманитарной сфере должного значения. В-седьмых, отношение к творцам патриотизма — русским поэтам, писателям, музыкантам, режиссёрам, художникам национального направления, а также к интеллигенции в целом — преподавателям, научным сотрудникам, работникам культуры.

Что касается людей творческих профессий, то власть, в лучшем случае, не замечает их (разумеется, за исключением “звёзд” и “випов”), а в худшем случае — сдерживает их творческую активность. До сих пор не готов закон о творческих союзах, а профессия писателя вообще исчезла из реестра профессий. Если же говорить о школьных и особенно вузовских преподавателях, научных сотрудниках, работниках культуры, которые как раз являются профессиональными носителями и воспитателями патриотизма, то отношение к ним со стороны государства далеко не всегда поддерживает в душах и сердцах этих людей патриотические настроения.

Ликвидация надбавок к зарплатам у преподавателей в вузах, сокращения, проходящие в культурных организациях, постоянно снижающиеся зарплаты — всё это в науке ведёт к тому, что научная молодёжь уезжает на Запад (согласно статистике, более половины молодых учёных Сибири готовы уехать в Америку и Европу при первой возможности), а уволенные высококвалифицированные работники культуры устраиваются на работу курьерами и вахтёрами. Будут ли любить страну эти люди после такого отношения к ним со стороны государства и станут ли они транслировать патриотизм в мир, вопрос излишний. Если их патриотизм сохранится, то таким людям нужно при жизни ставить памятник, они — соль земли.

К сожалению, таких высоких мастеров своего дела и талантливых творческих людей, выброшенных из профессиональной среды, в России очень много. Долго ли ещё Россия будет оставаться страной невостребованных людей? Вообще родимым пятном нашего государства и его чиновников является равнодушное, недостаточно благодарное и нередко жестокое отношение к простым работникам. Если мы срочно не начнём исправлять эту ситуацию, у нас ещё долго будут проблемы с истинным патриотизмом.

Но всё-таки главным фактором, мешающим воспитанию патриотизма, является равнодушие элиты, глубинный непатриотизм и всепоглощающая любовь к Западу со стороны нашей элиты, словно вирус проникающий в иммунную систему всех слоёв населения и растлевающий его дух. Ещё недавно правительственные чиновники имели двойное гражданство, недвижимость за границей, детей и жён, живущих в Европе и США, и с удовольствием проводили летний отдых на Лазурном берегу, а зимний — в Куршавеле.

Сегодня обстоятельства заставляют их отказываться от второго гражданства, продавать имущество, приобретённое на Западе, публично произносить патриотические речовки, но насколько искренен их сегодняшний патриотизм? Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Если в дореволюционное время царское правительство было “главным европейцем в стране”, то сегодня оно в своём большинстве “главный американец”. К чему это приводит? К политике равнодушного и негативного отношения к человеку со стороны государства, выражающемся в стремительном росте бедности и нищеты и увеличении разрыва между стремительно беднеющими и стремительно богатеющими слоями населения. Сохранится ли у нас тренд патриотизма как долгоиграющий?

C. Ключников

Другие новости и статьи

« К вопросу о значении морального фактора в осмыслении перестройки

Что такое патриотизм? »

Запись создана: Вторник, 16 Апрель 2019 в 1:22 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика