8 Январь 2022

Методологические интерпретации в трудах российских историков и философов

oboznik.ru - Что такое история и как ее изучают?
#история#философия#интерпретация#общество

Научная категория методологическая интерпретация определяется предметом исторического изучения и представляет собой логическую цепочку причинно-следственных связей, в которую вплетены конкретные факты истории. Выводы различных интерпретаций значительно отличаются друг от друга. Методологические интерпретации являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания.

Мировоззрение летописцев – первых историков – было религиозным. История государства и общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за добродетели и наказание за грехи. В летописях история государства тесно переплетена с религией – христианством. Возникновение государства связано с принятием христианства в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву (местонахождение митрополита и патриарха). С этих позиций история общества рассматривалась как история государства, основой которого являлось христианство – православие.

Расширение государства и распространение христианства были неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая традиция стала делить население Восточной Европы и Сибири на «наших» – православных и «ненаших» – иноверцев. Мысль об особом пути России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV–XVI вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем – это было учение «Москва – Третий Рим». Согласно этому учению, Первый Рим – Римская империя – пал в результате того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй Рим – Византия – пал под ударами турок. «Два Рима пали, а третий стоит, четвертому не бывать» – писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное в других странах, указать путь развития всему остальному миру. В XVIII веке российские историки под влиянием западных историков перешли на позиции всемирно-исторической интерпретации, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако мысль об особом, отличном от западноевропейского, развитии России продолжала существовать в русском обществе. Она нашла свое воплощение в теории «официальной народности», основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX века министром народного просвещения России, графом С.С. Уваровым.

Суть ее в том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех основополагающих принципах: «Самодержавии, православии, народности». Впечатление разорвавшейся бомбы произвело «философическое» письмо П. Я. Чаадаева, опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп». Он усматривал главное отличие в развитии Европы и России в их религиозной основе – католичестве и православии. В Западной Европе он видел хранителя христианского мира, Россию же воспринимал как страну, стоящую вне мировой истории. Спасение России П. Я. Чаадаев видел в скорейшем приобщении к религиозно-католическим началам западного мира.

Письмо оказало огромное влияние на умы интеллигенции, положило начало спорам о судьбах России, появлению в 30-х – 40-х гг. XIX века течений так называемых «западников» – сторонников всемирно-исторической интерпретации – и «славянофилов» – представителей локально-исторической интерпретации. Западники исходили из концепции единства человеческого мира и считали, что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно и успешно осуществляя принципы гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Задача России – отсталой, невежественной страны, которая лишь со времени Петра Великого вступила на путь культурного общечеловеческого развития как можно скорее изжить косность и азиатчину и, примкнув к Европейскому Западу, слиться с ним в одну культурную общечеловеческую семью. Локально-историческая интерпретация получила значительное распространение в середине и второй половине XIX века.

Представители этой интерпретации, славянофилы и народники, считали, что не существует единой общечеловеческой общности, а, следовательно, единого пути развития для всех народов. Каждый народ живет своей «самобытною» жизнью, в основе которой лежит идейное начало, «народный дух». Для России такими началами являются православная вера и связанные с ней принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является крестьянский мир, община, как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки. По мнению славянофилов, западные принципы формально-юридической справедливости и западные организационные формы чужды России. Реформы Петра I, считали славянофилы и народники, повернули Россию с естественного пути развития на чуждый ей западный путь. С распространением на рубеже XX века в России марксизма всемирно-историческая интерпретация вытеснила локально-историческую.

После 1917 г. одна из ветвей всемирно-исторической методологии – материалистическая – стала официальной. Была разработана схема развития общества, исходящая из методологии общественно-экономических формаций. Материалистическое направление всемирно-исторической интерпретации дало новую трактовку места России во всемирной истории. Она расценила Октябрьскую революцию 1917 г. как социалистическую, а строй, установившийся в России, как социализм. Согласно К. Марксу, социализм – это общественный строй, который должен прийти на смену капитализму. Следовательно, Россия автоматически превращалась из отсталой европейской страны в «первую в мире страну победившего социализма», в страну, «указывающую путь развития всему человечеству». Часть российского общества, которая оказалась в эмиграции после событий 1917–1920 гг., придерживалась религиозных воззрений. Ряд исторических трудов, осмысливавших события в русле религиозной интерпретации, принадлежит генералу П.Н.Краснову.

Его взгляд на события 1917 года и последовавшие за ним был взглядом православного верующего, корнем проблем для которого была «потеря Россией Бога», то есть забвение христианских ценностей и греховные искушения. Другой генерал, А.И.Деникин, свой труд о гражданской войне прямо назвал «Очерками русской смуты». В среде эмиграции получила значительное развитие и локальноисторическая методология, в русле которой сложилось «евразийское направление». Вышел ряд сборников, а также манифест «Евразийство» (1926). Публиковались ежегодники «Евразийский временник», «Евразийская хроника». К евразийскому направлению относили себя экономист П.Н.Савицкий, этнограф 1 Н.С.Трубецкой, историк Г.В.Вернадский и др.

Основные идеи евразийцев – это, во-первых, идея об особой миссии России, проистекающая из особого «месторазвития» последней. Евразийцы считали, что корни русского народа не могут быть связаны только со славянскими. В образовании русского народа большую роль сыграли тюркские и угро-финские племена, населявшие единое с восточными славянами «месторазвитие» и постоянно взаимодействующие с ними. В результате сформировалась русская нация, объединившая разноязычные народы в единое государство – Россию. Во-вторых, это идея о российской культуре как культуре «срединной, евразийской». «Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той и других». Русская культура была создана в результате синтеза славянского и восточного элементов.

В-третьих, история Евразии – это история многих государств, в конечном итоге приводящая к созданию единого, большого государства. Евразийское государство требует наличия единой государственной идеологии. *** На рубеже XXI века в России начинает распространяться историкотехнологическое направление всемирно-исторической интерпретации, которое получило наиболее полное отражение в исследованиях Ф.Броделя, учебниках С.А.Нефедова. Согласно историко-технологическому направлению всемирно-исторической методологии история представляет динамичную картину распространения фундаментальных открытий в виде культурнотехнологических кругов, расходящихся по всему миру. Культурнотехнологические круги сравнимы с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Это могут быть фундаментальные открытия в области производства пищи, позволяющие увеличить плотность населения в десятки и сотни раз.

Это могут быть фундаментальные открытия в области вооружения, позволяющие раздвинуть границы обитания за счет соседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими. Завоевания норманнов в IX–X веках объясняются созданием новых боевых кораблей, «дракаров», а завоевание монголов в XIII веке – созданием ими мощного лука, стрела из которого за 300 шагов пробивала любой доспех. В середине XVIII века в России состоялось фундаментальное открытие – была изобретена легкая пушка – гаубица «единорог», стреляющая всеми видами снарядов: ядрами, картечью, разрывными бомбами. В течение второй половины XVIII века границы России достигли Вислы и Дуная, а население страны увеличилось более чем в два раза. Таким образом, идет процесс постоянного осмысления и переосмысления истории России, но во все века исторические факты группировались мыслителями в русле интерпретаций: религиозной, всемирноисторической, и локально-исторической.

Многоконцептуальная история России. Книга I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие. / Под ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 2000.

Другие новости и статьи

« О доках и докерах

О порядке уплаты отчислений в художественный фонд союза ССР »

Запись создана: Суббота, 8 Январь 2022 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика