22 Июль 2020

Проснется ли Россия до 2030 года?

#общество#Россия#2030

Многие сегодня утверждают, что Россия спит. Что подлинной активизации и мобилизации населения не происходит. Народ вяло отнесся к недавним думским выборам к «транзиту доверия» (Глеб Павловский) от Владимира Путина к его окружению. Видимо, совсем без энтузиазма пройдут выборы и нового президента. Пожалуй, действительно Россия ныне спит и безмолвствует. Молчит, как народ в гениальной пушкинской трагедии «Борис Годунов». «А что говорить, когда нечего говорить?» Не случайно Сергей Кургинян, анализировавший ген бунта и революций в своем «Театре на досках», так долго и тщательно изучал комбинирование персонажей и лиц в этом произведении, когда один актер мог исполнять сразу несколько ролей. Сам переход от молчания населения к народному бунту заслуживает весьма пристального внимания.

Да и вообще переходы человеческих сообществ от одних форм к другим между Бегемотом революции и Левиафаном тоталитарного государства составляют важнейший предмет англосаксонского уразумения, начиная с родоначальника политической философии Томаса Гоббса. Существуют сон наяву (так называемый day dream) и сон со сновидениями. Сон со сновидениями может интерпретироваться по-разному: как свинцовое дурманящее забытье, как подготовка к будущему серьезнейшему выбору, как оставление этого мира и переход в вечность, как выздоровление и накопление сил после тяжелейшего истощения и истерического неистовства, как возвращение к себе и нахождение во сне своей собственной идентичности и архетипа.

Но со сном со сновидениями все проще он резко противопоставлен состоянию бодрствования. Для самосознания есть либо сон, либо бодрствование, за исключением случаев деперсонализации и расщепления личности. А вот со сном наяву все иначе. Человек может спать, находясь в состоянии бодрствования. В свое время я пересказал выдающейся личности, человеку, у которого я учился в тот период, Георгию Щедровицкому отношение к советским ребятам студента Университета дружбы народов имени Пагриса Лумумбы из Боливии. Он сказал буквально следующее: «Вы, советские люди, все время спите. У вас нет полноты мобилизации и полноты присутствия в ситуации почти никогда. Ухаживаете за девушкой спите, садитесь в автобус спите, выполняете задания начальника спите, пишете статьи спите». Эта байка боливийца в дальнейшем стала одной из любимых реприз Георгия Петровича, которую он постоянно рассказывал на оргдеятельностных играх. Обратной стороной сна наяву, разбавляющего бодрствующее сознание и понижающего его уровень, является отсутствие глубокого полноценного сна-забвения со сновидениями.

С одной стороны, сознание почти никогда не спит, оно бодрствует, а с другой стороны, бодрствует на очень низком уровне пробужденности и трезвления. Конечно, после пробуждения души сама архитектоника такого сознания может полностью перестроиться а промоленное протрезвленное сознание способно довольствоваться только небольшими паузами глубокого сна. Но это психофизиология другого сознания, по крайней мере не сознания неврастеника, который мучается бессонницей и грезит наяву. Было бы очень хорошо, если бы истощенное постсоветское сознание русских людей погрузилось в оздоравливающую летаргию.

Но никаких подобных признаков мы не видим. То, что значительные массы людей не прореагировали на трескотню о самообогащении и не стали заниматься поголовным воровством и продажей детей на органы, а также очень вяло отнеслись к бравурным призывам партийного строительства, развернутого начальниками всех мастей, еще ни о чем не говорит. Стимулы для пробуждения слабые, контакта с историческим архетипом пусть болезненным и страшным, но оздоравливающим пока не происходит. Очень важно в этом контексте указать на реальное пробуждение, на его своеобразную литургию, когда развертывающееся и раскрывающееся сознание тождественно не наличному бытию к смерти и к ничто, а к Благобытию. Возможно, для обретения этого сознания Благобытия необходимо прохождение через ужас осознания наличного бытия к смерти. Но именно с таким опытом и может быть связано пробуждение.

Подобное пробуждение обязательно предполагает обращение к собственному преданному и отринутому архетипуэто еще очень важно выдержать и не сойти с ума. Такого типа антропология предполагает, как объяснял Евгений Шифферс, обязательный выход за рамки антропологии «Краткого курса» Иосифа Сталина, в соответствии с которой за гробом ничего нет. Но мы не собираемся поносить Сталина. Как указывал Шифферс, глумление над фигурой Сталина слишком напоминает святотатство Дон Жуана над фигурой убитого им командора после соблазнения его жены. Командор, если над ним издеваться, может прийти назад. И это одна из самых страшных перспектив русской истории. Ведь Сталин не просто упырь и деспот с психопатологическими отклонениями. Такое понимание советской истории является, конечно же, издевательством над правдой. Оказавшийся внутри кровавой опухоли под названием «Россия», Сталин потащил страну к тотальной мобилизации. Если бы не мобилизация, то дальше гангрена и смерть исторического тела страны. И поклонимся подвигу этой мобилизации, но одновременно придем в ужас от опухоли. Итак, начинать здесь приходится с самого главного Господь не в силе, а в правде. И правда здесь заключается в наличии сферы свободного самодействия, которое предполагает основанную на любви самоотдачу всех своих сил служению Родине.

Узурпация и захват подобной сферы, подмена свободного самоопределения внешним принуждением, действием сил социальной иерархии (должностями, постами, местами, страхом наказания) уничтожает сферу свободного самодействия, делает невозможным свободное, основанное на любви служение. Государь это антропологическая фигура, которая конституирует сферу свободного самослужения. Диктатор, вождь, партийный лидер это тот, кто придумывает внешнюю прагматическую функцию использования служения, обнаруживает, для чего необходимо служение, создает механизмы насильственного понуждения к героическому действию, эксплуатирует самоотречение, но не культивирует условия воспроизводства служения, поскольку они предполагают личный подвиг самоотдачи с его стороны.

В чем же заключается правда с антропологической точки зрения? Правда, которая могла бы остановить культ личности Сталина культ хотя и основанный на его героическом действии, но одновременно связанный с расточительным изничтожением человеческого ресурса России. Понуждать внешним образом людей к геройству нельзя, иначе у населения накапливаются не доблесть и удаль, но страх. Сталин воспроизводил светским обыденным образом структуру царской власти. Светская империя, не основанная на идее личного служения, предполагает реализацию антропологии «Краткого курса». Эта антропология отрицает личное духовное бессмертие и требует обязательного посюстороннего воплощения человека в килограммах и метрах. Разрушение заводов, фабрик, зданий разрушает и человеческое бессмертие. Принудительный сталинский подвиг подрывает человеческий потенциал и девальвирует сам подвиг. Узурпация власти отрицает традицию служения. А поэтому делает возможным вырождение власти. Личная узурпация власти как приоритет индивидуального понимания самого насущного отрицает коллективное творчество во власти.

С точки зрения Шифферса, особой пропедевтической формой пробуждения является неиллюзорное кино, задача которого состоит в том, чтобы попробовать увидеть то, что мы не видим. Вариантом такого трудного кино стал его фильм «Путь царей». Конечно же, подобное пробуждение не может соседствовать с отрясанием праха родителей со своих ног. Именно поэтому в период страстных перестроечных поношений коммунистов и Сталина никто не собирался просыпаться. Антропология на грани сумасшествия и возможности срыва всех духовно-душевных сил должна чем-то уравновешиваться. Этим уравновешиванием антропологического срыва-усилия, связанного с необходимостью пробуждения, является практика развития.

Юрий Громыко

Другие новости и статьи

« Созвучие души и мыслей дерзновенных…

Ручеек в информационном потоке »

Запись создана: Среда, 22 Июль 2020 в 0:07 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика