22 Июль 2020

Созвучие души и мыслей дерзновенных…

#история#Карамзин#Отечество

«К чему ни обратись в нашей литературе – всё начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести, роману, повести исторической, публицизму, изучение истории».
В. Белинский

Проведя детство и начало юности в Симбирской губернии, слушая друзей отца-офицера, душой вникая в их патриотические горячие речи, суждения, юный Карамзин решает служить на благо Отечества. Впоследствии, осуществляя мечту о совершенстве общества, целой системы преобразований, он не без основания говорит: «Я числюсь по России». Сейчас бы мы сказали, что он решает задачу самоанализа и самосовершенствования, он читает книги из «шкапчика» маменьки, где много просвещенческой литературы, произведений русских авторов.

Уже формируется признание любви к русскому языку, русской речи, слову. Будучи литератором, реформатором литературного русского языка, он признаёт неисчерпаемые возможности русского языка. Подростком Карамзин познакомился с графиней Мировой-Пушкиной, гостившей у своих родственников. Она обратила внимание на серьёзного, скромного юношу. И с удивлением узнала, что он не владеет французским языком.

Они решили в полгода изучить французский язык. Перед юношей открылся мир французской литературы. Затем, путешествуя по Европе, он часто с благодарностью вспоминал интересные и почему-то лёгкие уроки французского языка. В пансионате Карамзин изучает немецкий язык, и перед ним открывается жизнь другого народа: немецкие сказки, романы, исторические были и немецкая философия.

Как ни привлекателен был мир книги, он, даря и поглощая лучшие и наиболее блаженные часы, развивая в юноше мечтательность и чувствительность, к счастью, всё-таки не заслонял окружающее. Стоило оторваться от страниц, как перед глазами возникало марево Волги, паруса рыбарей, скользящие по поверхности вод. И степи, степи без конца – вольная волюшка. Недаром в песни пелось: «Далеко-далеко степь за Волгу ушла…».

Жизнь врывалась в книжное усадебное благополучие, заставляя задумываться над вопросами, которые ещё не получали ответов. Навсегда в памяти осталось одно раскалённое лето. Он пишет: «Не могу я без сердечного содрогания вспомнить того страшного года, который живёт в памяти у низовых жителей под именем голодного». И следует рассказ, как засуха выжгла поля, и осенью вместо песен раздавались стенания, а зимой целые семьи, оставив дома, уходили просить милостыню по дорогам.

«Я жил тогда в деревне близ Симбирска, был ещё ребёнок, – писал Карамзин, – но умел уже чувствовать, как большой…». С тех пор для него жизнь народа была главной проблемой, которую надо было понять и объяснить. Не менее важной была тема патриотизма, он понимает её как физическую, биологическую связь человека с природой: «Лапланец, рождённый почти в гробе природы, несмотря на то, любит хладный мрак земли своей.

Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу подобно магниту». Карамзин убеждает читателя, что для «лапланца» «яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падание снега: они напоминают ему Отечество».

Писатель утверждает, что любовь и верная память о детстве, друзьях детства, с которыми вместе росли, воспитывались и жили, есть вторая, или нравственная, любовь к Отечеству. «Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная». В статье «Странность» писатель выступил против обучения детей в иностранных пансионах. Называя эту затею странною, Карамзин писал: «…мы знаем, что всякий должен расти в своём отечестве и заранее привыкать к его климату, обычаям, характеру жителей, образу жизни и правления; мы знаем, что в одной России можно сделаться хорошим русским…». Изучая на уроках истории тему «Киевская Русь», рассказывая о походах князей, всегда останавливаюсь на деятельности князя Святослава.

Князь Святослав полон достоинства, веры в правое дело и стремления поступать по-справедливости. Он побеждает, но не ожесточает врагов. Вместе с ребятами мы решили, что князь Святослав – первый герой-полководец, достойный восхищения и памяти. Я ещё не знала тогда мнение Карамзина по этому поводу. А когда узнала, поняла, что здесь у нас созвучие души и мысли. Он пишет: «Никто из древних князей российских не действует так сильно на моё воображение, как Святослав…». Вторя ему, А.С. Пушкин скорбит о Святославе: «Тень Святослава скитается, не воспетая…».

Заключая, хочется привести цитату из письма современника Н.М. Карамзина поэта К.Н. Батюшкова князю П.А. Вяземскому, который, определяя место Карамзина в общественной жизни России, сказал о нём: «Карамзин, право, человек необыкновенный! И каких не встречаем в обоих клубах Москвы и Петербурга, и который явился к нам из лучшего века, из лучшей земли… откуда – не знаю!». Мы, земляки «необыкновенного человека», можем ответить с гордостью: «Он из нашей земли, «из лучшей земли», которая вдохновила его на гражданский подвиг»

Эмма Ибрагимова, учитель русского языка, литературы, истории и обществознания

Другие новости и статьи

« Сила и слово

Проснется ли Россия до 2030 года? »

Запись создана: Среда, 22 Июль 2020 в 0:05 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика