2 Ноябрь 2020

«Историк не Летописец»

oboznik.ru - Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала  XIX в.
#история#карамзин#Россия

«История государства Российского» Н.М. Карамзина и её влияние на школьное историческое образование в советский период

Первые восемь томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина были напечатаны в 1816–1817 годах и поступили в продажу в феврале 1818 года. Огромный для того времени трёхтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц, и потребовалось второе издание. В начале 1829 года, спустя почти три года после смерти Карамзина, был издан последний, 12-й том. Именно это произведение благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулёзности автора открыло историю России для широкой образованной публики и способствовало становлению национального самосознания.

В первые десятилетия советской власти многотомный труд Николая Михайловича Карамзина оказался мало востребован. Однако уже ко второй половине 30-х годов ХХ века прослеживается возвращение к «карамзинской» традиции описания отечественной истории. Как получилось, что первоначально творчество Н.М. Карамзина не оказало должного влияния на преподавание истории в советской школе и почему впоследствии ситуация стала меняться?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Через сотню лет после первой публикации «Истории государства Российского», в 1917 году, происходит одно из крупнейших событий ХХ века – Октябрьская революция. Следствием её, помимо всего прочего, явилось кардинальное изменение государственной политики по отношению к отечественной истории. Большинство дореволюционных книг и учебников по истории Отечества были признаны реакционными, т. к. были написаны в духе самодержавия. В их числе оказалась и «История государства Российского» Карамзина. Отечественная история в будущей системе народного образования не была выделена в отдельный предмет и рассматривалась лишь как вспомогательная дисциплина.

Её элементы были включены в другие предметы, косвенно затрагивающие историческую тематику: обществоведение, родиноведение. Но уже к концу 1920-х годов в формировании отдельных тем программы по обществоведению начинает прослеживаться принцип, который сформулировал Н.М. Карамзин в предисловии к «Истории государства Российского»: «Читатель заметит, что описываю деяния не врознь, по годам и дням, но совокупляю их для удобнейшего впечатления в памяти.

Историк не Летописец: последний смотрит единственно на время, а первый на свойство и связь деяний: может ошибиться в распределении мест, но должен всему указать своё место». Принципиальное же отличие от карамзинской традиции описания заключается в том, что программа по обществоведению объединяет исторические события в одну тему на основании исторических явлений (крепостное право, его развитие, крепостное хозяйство), а в «Истории государства Российского» события группируются по большей части в соответствии с годами жизни или периодами правления государственных деятелей. В середине 1930-х годов происходит возрождение истории как самостоятельной школьной дисциплины.

В новой учебной программе по истории СССР от 1936 года явно заметно обращение к дореволюционной практике преподавания истории. В новой программе гораздо большее внимание уделялось историческим личностям (первым киевским князьям, московским самодержцам), подробно описанным в «Истории государства Российского». В предисловии к своему многотомному труду Н.М. Карамзин отмечал, что он старался изобразить не только бедствия и славу войны, но и всё, что входит в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность. Все последующие программы по истории Отечества стали выстраиваться по вышеперечисленным принципам.

Важнейшими причинами этих перемен можно назвать необходимость системного преподавания учебного материала и потребность в укреплении патриотизма и национального самосознания. Для решения этих задач было решено вернуться к прежнему опыту изложения истории России, и карамзинская традиция описания исторических событий частично легла в основу создания учебных программ по отечественной истории в 1930-х годах

Илья Шмойлов, архивист

Другие новости и статьи

« Первая попытка Захарьиных захватить престол

Новые духовно-политические основания в исторической политике России в XVII в »

Запись создана: Понедельник, 2 Ноябрь 2020 в 0:17 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика