В начале было слово
Нестора-летописца, монаха Киево-Печерской лавры, чьи мощи с XII века и по сей день свято сберегаются в Ближних пещерах, по праву называют «русским Геродотом». Им созданы: первая редакция «Повести временных лет», жития первых русских святых, князей Бориса и Глеба, жизнеописание основателя русского монашества, писателя и политического деятеля Киевской Руси Феодосия Печерского.
Мы не оговорились, когда упомянули о первой редакции «Повести», она, по крайней мере, трижды подправлялась и переписьшалась в более поздние времена. В летопись вносились изменения по требованию великих князей. Ныне всякий школьный учебник истории начинается с эпизода «Призвания варягов», о котором якобы пишет Нестор-летописец.
Будто бы восточные славяне отказались платить дань варягам, а затем у них начались такие беспорядки, что они вынуждены были просить бывших врагов взять на себя управление славянским государством. Так ли это? О чем же на самом деле говорится в «Повести временных лет»? Начинается она со времен легендарных, доисторических. Православный монах, в полном соответствии с ветхозаветной генеалогией, прослеживает происхождение северных народов от сына Ноя - Иафета. Русские, славяне и варяги отмечаются как отдельные племена . Далее повествуется о том, что все славянские племена вначале жили по берегам Дуная, а затем переселились севернее: « … разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели.
Так, одни, придя, сели на реке Морава и прозвались морава (славяне поселились на востоке Чехии в середине 1 тысячелетия, потеснив германские племена маркоманов и квадов), а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты (ныне основное население Хорватии), и сербы (самоназвание - срби, основное население Сербии и Югославии), и хорутяне (словенцы, жившие в Каринтии, на юге Альпийских гор и в бассейне реки Дравы). Когда волохи (восточнороманская народность, предки современных молдаван и румын) напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, друтие ляхи - лутичи (лютичи - союз полабских славян VIII-XII веков, живших на южном побережье Балтийского моря), иные - мазовшане (Мазовия - историческая область Польши, в среднем течении Вислы и нижнем течении Нарева и Бута. Названа от племени мазовшан), иные - поморяне (группа западнославян- ских племен, близкая полабским славянам; их потомки - кашубы вошли в состав Польши)».
Историка Киевской Руси куда более интересуют восточные славяне. Не скрьвает Нестор своей симпатии к полянам (восточнославянское племенное объединение , обитавшее в VI-IX веках по берегам Днепра , в низовьях его притоков, от устья Припяти до Роси) и выказьmает неприязнь к племенным обычаям древлян (союз восточнославянских племен, в VI-X веках живших к северу до реки Припять, между реками Случь и Тетерев), радимичей (в междуречье верхних течениИ Днепра и Десны), вятичей (в верхнем и среднем течении Оки) и северян (в бассейне рек Десна, Сейм и Сула. Имя народа сохранилось в географических названиях: Новгород-Северский и Северский Донец).
Нестор с гордостью пересказывает легенду о посещении апостолом Андреем Первозванным именно восточнославянских полянских земель. Первый ученик Иисуса Христа благословил киевские холмы и установил здесь крест. Потом он побьmал на севере славянского мира, в Новгороде, где удивлялся обычаю местных жителей париться в бане. К легендарным временам Нестор относит и правление трех славянских братьев-князеИ Кия, Щека и Хорива и сестры их Лыбеди, чьи имена запечатлены в географических названиях. Кий ходил на Царьград и получил от византийского царя большую дань. Хотел было основать столицу в бьвших славянских владениях на Дунае, но оттуда его изгнали, и он вернулся в Киев.
После смерти братьев городом правили их потомки. К временам Киевской Руси Нестор перечисляет все славянские народы, составляющие население Русской державы. Это: поляне, древляне, новгородцы (точнее, ильменские славяне, или словене, населявшие побережье озера Ильмень, бассеИны рек Волхов, Ловать, Мета и верховьев Мологи. В первоИ половине IX века они образовали с частью кривичей и чуди государственное объединение Славия. Территория ильменских славян стала ядром Новгородской земли), полочане (часть кривичей, живших в бассейне Западной Двины, ее притока Полоть в устье которой возник город Полоцк), дреговичи (союз восточнославянских племен по реке Припять и ее левым притокам), северяне, бужане (или дулебы, или волыняне, - название группы восточных славян, живших в верховьях реки Западный Бут).
В летописи также перечисляются народы, платившие дань Руси: чудь (предки эстонцев и финнов), меря (финно-уторское племя, жившее в 1 тысячелетии в Волго-Окском междуречье), весь (прибалтийско-финское племя в Приладожье и Белозерье. Потомки весей - вепсы), мурома (финноуторское племя, с 1 тысячелетия обитавшее в бассейне Оки. К XII веку ассимилировано восточными славянами), черемисы (устаревшее название мариИцев), мордва (делится на этнографические группы эрзя и мокша, каратаев и терюхан), пермь (народ коми, живший от Уральских гор до рек Печоры, Камы и Волги. Пермь Великая - территория современноИ Коми-Пермяцкой автономной области; Пермь Малая - территория современноИ республики Коми), печера (финно-угорское племя в бассеИне Печоры. Платили дань Новгороду; с XV века в составе Русского государства), ямь (прибалтийско-финское племя, с середины 1 тысячелетия - во внутренних районах Финляндии.
Платило дань Руси, с ХIII века - под властью Швеции. Вошло в состав финской народности), литва, земигола (древнее латышское племя в средней части Латвии, в бассейне реки Лиелупе), нарова (финское племя, жившее по берегам Чудско-Псковского озера и вытекающеИ из него реки Нарвы) и ливы ( финноязычныИ народ, живший в древности в северных и западных частях современноИ Латвии. Постепенно смешались с куршами и латгалами. Потомками ливов является небольшая этническая груп- па - 135 человек - в Вентспилсском районе Латвии и в Российской Федерации). Все они, как отмечает летописец, говорят на своих языках и славянами не являются.
А где же русь? Нестор пишет, что в 852 году начал править Михаил, а государство его называлось Русская земля. Христианское имя правителя не является подлинным: оно известно Нестору по византийским хроникам, в которых упоминается о походе князя на Константинополь. Византийцы же переиначали непривычное имя чужеземца на свой лад - так он стал Михаилом. По мнению константинопольских историков, поход «русскоземельцев» закончился полным разгромом русских. Сама же держава просуществовала не более 30 лет. И все же, где русские, давшие название государству « Русская земля » ? Вот тут-то начинается самое главное - легенда о призвании варягов!
КАЛАШНИКОВ В. И. Атлас тайн и загадок. Русь Легендарная. - М.: Белый город, 2007 г. - 240 с. с илл.
Другие новости и статьи
« «Летописи полны лжи и позорят русский народ»
Карамзин – это историк, прозаик или поэт? »
Запись создана: Понедельник, 27 Январь 2020 в 0:11 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика