30 Май 2020

Подвиг историка и проблемы истории в наши дни

oboznik.ru - Н. М. Карамзин — человек и писатель — в истории русской литературы
#история#историк#общество

31 октября 1803 года Александр I пожаловал Н.М. Карамзину звание  официального историографа Российской империи.

12 декабря 2020 года исполнится 254 года со дня рождения Н.М. Карамзина, именитого русского поэта, прозаика и переводчика, историка,  автора 12-томного труда «История государства Российского» и первого журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума» (как нам сейчас нужен такой журнал!), одного из создателей литературного русского языка нового времени, основателя консервативного направления в политической идеологии России начала XIX в.

Почтенному юбилею именитого историка уделено много внимания в публикациях о нем и о его самом известном историческом и главном труде в жизни и творческой деятельности, продолжавшейся более 40 лет. Славный путь и имя Карамзина никогда не исчезнут из летописи отечественной истории, журналистики и литературного искусства. Николай Михайлович был одним из самых значительных общественных деятелей во многих сферах культуры и политики.

См. Граф истории Карамзин

Творческое наследие знаменитого историографа занимает почетное место во многих общих курсах по истории литературы, истори­ческой науки, общественно-политической мысли, в спе­циальных литературоведческих и историографических исследованиях.

oboznik.ru - Подвиг историка и проблемы истории в наши дни

Исторические взгляды Н.М. Карамзина складывались еще в юном 17-летнем возрасте, во время первых переводческих опытов 1783 г. Начинающий литератор работал с произведениями, посвященными важным событиям истории (начиная с идиллии С. Геснера «Деревянная нога» и, возможно, самого первого перевода, не дошедшего до нас). И всякий раз это были сочинения, где основной текст сопровождался специальными примечаниями, переносившими авторское повествование в контекст истории. Так, свой творческий путь Карамзин начинал с сочинений, в которых задавался формат будущих научных трудов: основной текст сопровождался научно-справочным аппаратом к нему [1].

Живой интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х гг., когда им была написана историческая повесть, опубликованная в 1803 году «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Он находил также большой интерес в заботе о настоящем и будущем нашего Отечества. Мысли историографа занимали вечные темы, затрагивающие закономерности развития стран и народов, соотношение личности, семьи и общества, власти и подчинения.

«Роль Карамзина в истории русской культуры не измеряется только его литературным и научным творчеством. Карамзин – человек был сам величайшим уроком. Воплощение независимости, честности, уважения к себе и терпимости к другому не в словах и поучениях, а в целой жизни, развертывающейся на глазах у поколений русских людей, – это была школа, без которой человек пушкинской эпохи, бесспорно, не стал бы тем, чем он сделался для истории России», – писал Ю.М.Лотман.

oboznik.ru - Подвиг историка и проблемы истории в наши дни

Благодаря Карамзину историческая наука вышла за пределы круга интересов ученых кабинетов и архивов, мира библиотек и частных занятий в сферу повседневности, стала достоянием образованного населения России. Далекое прошлое предстало перед современниками Карамзина не разукрашенной «ветхозаветной» стариной, а вполне действительным миром, осознанной реальностью, многие отголоски которой прозвучали и во второй половине XIX века. Слышны они были в XX столетии, а также слышны и поныне, но только тем людям, которые интересуются историей своей страны.

Весом вклад Николая Михайловича в развитие русского языка. Его считают отцом буквы Ё. Используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка, Николай Михайлович ввел многие, до сих пор употребляемые неологизмы, без которых наша повседневная речь не обходится и по сей день: «влюбленность», «человечный», «благотворительность», «промышленность», «катастрофа», «вольнодумство», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «сцена», «гармония»,  «моральный»

Язык, на котором заговорил Карамзин, несмотря на все свое дальнейшее развитие, стал русским литературным языком, языком отечественного просвещения. Его “История государства Российского” не только и не просто выдающееся историческое сочинение и систематическое изложение отечественной истории — хотя уже и этого достаточно, чтобы навсегда остаться в памяти потомков — но и один из первых вариантов мифа о России. Позднее различные варианты этого мифа создавали Чаадаев, славянофилы, западники, почвенники, революционные демократы, Достоевский, народники, либералы пореформенного периода, евразийцы и многие другие [2].

Перед началом своей грандиозной работы Карамзин не имел никакой специальной исторической подготовки, у него лишь был запас избранных цитат и афоризмов. Но подлинный талант и неуемное творчество в процессе кропотливой работы позволили создать произведения, которые останутся в истории на века.

В честь юбилея нынешний год титулован в нашей стране годом Карамзина -  официального историографа Российской империи.

Столь высокое звание ученому пожаловал император и самодержец всероссийский Александр I своим указом от 31 октября 1803 года. С этого дня и до конца своей жизни Карамзин занимался написанием «Истории государства Российского». В России говорили, что он “постригся в историки”.

Труд его не был первым в области российской историографии, ранее в этом направлении работали В. Н. Татищев и М. М. Щербатов.

См. Рождение российской исторической науки

Историография это  особый предмет исторической науки. Она аккумулирует знания по целому ряду дисциплин, тесно смыкаясь с исторической наукой как таковой, общим лекционным курсом, источниковедением и философией.

Слово ”историография” буквально переводится как “описание прошлого”. Оно происходит от двух греческих слов: история, т. е. повествование о чем-либо, и графо, что значит - пишу. Именно в этом смысле оно использовалось изначально и применялось в таком контексте довольно долго. Историки в то время как раз и назывались историографами.

Первым историографом Российским был назначен в 1747 Г. Ф. Миллер, вторым в 1768 стал М. М. Щербатов. Николай Михайлович Карамзин стал третьим и последним историографом России . Никому после него это звание не присваивалось. Оно дало ему право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от святейшего Синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающихся».

В 1790 году в "Письмах русского путешественника" он изложил свое представление о русской истории: "Говорят, что наша история сама по себе менее занимательна: не думаю, нужен только ум, вкус, талант.  Можно выбрать, одушевить, раскрасить; и читатель удивится, как из Нестора, Никона и пр. могло выйти нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и чужестранцев… У нас был свой Карл Великий: Владимир; свой Людовик XI: царь Иоанн; свой Кромвель : Годунов, и еще такой государь, которому нигде не было подобных: Петр Великий". В 1800 году он признавался, что "По уши влез в русскую историю; сплю и вижу Никона с Нестором".

Первые восемь томов «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина были изданы в 1816–1817 годах и появились в продаже с февраля 1818 года. Трехтысячный тираж разошёлся быстрее, чем за месяц, и потребовалось второе издание.

Читательской аудиторией сразу было признано высокое литературное достоинство исторического текста. Карамзин своим трудом сделал отечественную историю интересной для прочтения, в его в интерпретации она оказалась легка для усвоения читателем, не являющегося историком.  Им был создан уникальный  подход в историческом исследовании, чему способствовало собственное мнение, базирующееся на кропотливых изысканиях: “история — это не летопись, она рассматривает событие во времени и исходя из свойства и связи деяний”.

Для толкования исторических событий Карамзин широко применял психологический анализ и сравнительно - исторический метод. Он полагал, что призвание истории состоит в оказании практической помощи людям в их деятельности и придавал исторической науке сакральный смысл «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная и необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

Одним из первых читателей «Истории государства Российского»  Карамзина был  Александр Сергеевич Пушкин. Пребывая в болезни, в своей постели, он прочел «с жадностию и вниманием» и пораженный блистательным сочетанием научной скрупулёзности и художественного творчества автора воспел этот труд как не только “создание великого писателя, но и подвиг честного человека”. У русского читателя, наконец, была отечественная история, написанная доступно, сильным и кратким слогом. Вся читаю­щая Россия обратилась к сочинению Карамзина. По словам Пушкина, появление

труда Карамзина наделало много шуму и произвело сильное впечатление. «Несколько времени ни о чем ином не говорили» [3].  В 1820-е гг. «История…» Карамзина была важнейшим обобщающим историю России трудом, весьма авторитетным, и рассматривалась порой как единственно верная.

Выход девятого тома имел тот же эффект. В мае 1821 года в Петербурге происходило что-то странное. Город опустел и затих. О причине загадочного явления написал годы спустя в своих записках декабрист Николай Лорер: "Вышел девятый том "Истории государства Российского", и все погрузились в эпоху Ивана Грозного. Сидели дома, читая взахлеб".

oboznik.ru - Подвиг историка и проблемы истории в наши дни

Само название установило характер исторического труда Н.М. Карамзина. Целью автора была не история русского народа, а история рус­ской государственности, начало которой он представил в установлении монархического строя. Николай Михайлович последовательно изложил свое мнение о развитии русского государства. Его историческая концепция содержала смысл  «в движении России из исторического небытия через терния к вершинам государственного устройства и на основе этого к вершинам цивилизации». Основой русской государственности, по Карамзину, являлось самодержавие, от величия которого зависит вся судьба России.

Когда оно было сильно, Россия «процветала», когда оно ослабевало, Россия «падала». «Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием»,- писал историк в своем послании императору Александру I.

Карамзин на основании русской истории пришел к выводу об особом пути развития для каждого народа и о необходимости сохранения народного духа. Истинный патриотизм по его мнению, обязывает гражданина любить свое отечество, невзирая на заблуждения последнего.

oboznik.ru - Подвиг историка и проблемы истории в наши дни

Полагая, что история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения – с невежеством, Карамзин видел задачу историка в том, чтобы наставлять людей в их общественной деятельности. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдалённых временах становления отечества и государства.

Николай Михайлович был человек тихого нрава, унаследовав от отца старорусское гостеприимство и обязательность. Его взгляды на жизнь сформировались в устойчивую гражданскую позицию. Государю была передана записка с глубочайшими историко-политическими размышлениями (смысл которых весьма актуален и в наши дни) , в которой Карамзин заметил что настоящее это всегда следствие прошедшего, из которого весьма важно извлекать уроки премудрости. Обращаясь к царствованию Александра I он предупреждал, что “Россия наполнена недовольными; жалуются в палатах и хижинах, не имеют ни доверенности, ни усердия к правлению, строго осуждают его цели и меры”, а “благоденствие России принесут не административные реформы, а подбор достойных людей на руководящие посты”.

Безусловно, на многие идеи историографа имелись критические замечания, а «История Государства Российского» надолго стала предметом полемического обсуждения, вплоть до наших дней.

Русский историк С. М. Соловьев отмечал: «Особенности литературной формы «Истории государства Российского» доставили ей широкое распространение. Но те же особенности, которые делали «Историю» превосходной для своего времени популярной книгой, уже тогда лишили ее текст серьезного научного значения».

Оппозиция официальному историографу Российской империи существовала как в ученых кругах, так и в журнальной прессе. Статьи, направленные против Карамзина, печатались в «Вестнике Европы». В 1821 г. с тремя статьями выступил историк Н.С. Арцыбашев. Смерть Карамзина в 1826 г. активизировала выступления против него. П.А. Вяземский при участии А.С. Пушкина должен был просить министра просвещения о защите «Истории Государства Российского» Карамзина. Оппозиция Карамзину-историку, слагавшаяся в среде радикальной дворянской интеллигенции, носила более серьезный характер. Как отмечает В.Н. Орлов, «декабристы отрицали какое-либо значение за «златопернатым рассказом» Карамзина (А.А. Бестужев, Н. Муравьев, В. Кюхельбекер)» [4].

Никита Михайлович Муравьев (1795—1843), один из идеологов декабристского движения взял на себя роль критика «Истории» Карамзина не как случайный любитель и знаток истории, а как политический деятель. Он счел необходимым доказать русскому читателю ложность политического направления Карамзина.

В статье “Мысли об истории государства Российского Н.М. Карамзина” он восклицает: - “неужели творение сие не возродило многих различных суждений, вопросов, сомнений! Горе стране, где все согласны. Можно ли ожидать там успехов просвещения? Там спят силы умственные, там не дорожат истиною, которая, подобно славе, приобретается усилиями и постоянными трудами. Честь писателю, но свобода суждениям читателей. Сомнения, изложенные с приличием, могут ли быть оскорбительными?”

Муравьев обращает внимание на то, что исторический текст хорош тогда, когда это коллективный, творческий труд в духе сотрудничества многих людей. Он подчеркивает, что “основательное обозрение истории затруднительно для одного человека; философ, законоискусник, пастырь церкви, военный должны каждый в осо­бенности участвовать в подвиге сем. Один должен вникать в дух, в котором она написана, — не приданы ли векам отдаленным мысли нашего века, не приписаны ли праотцам понятия, приобретенные уже внуками. Другой должен сверять ее с источниками. Третий — разбирать суждения сочини­теля о торговле, о внутреннем устройстве, и так далее.

Как и во все времена - сколько людей, столько и мнений. Мифы одними людьми создаются, другими развенчиваются. На политическом поприще сейчас это целая индустрия. История становится в разных руках источником фальсификаций и манипуляций. Наша задача состоит умении распознавать эти попытки, перечитывать, анализировать и помнить труды наших историков. Любая историческая интерпретация не претендует на истину в последней инстанции. Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России [5].

Карамзинская «История» — это эпическое творение, повествующее о жизни страны, прошедшей многотрудный и славный путь. Несомненный герой здесь — русский национальный характер, взятый в развитии, становлении, во всем своем нескончаемом своеобразии, совмещающий черты, представляющиеся на первый взгляд несовместимыми.

Противостояние подробностей оказалось возможным в повествовании потому, что на нас смотрят сотни глаз. Те, кто стали воздухом, светом, землею, но жили, боролись, страдали, гибли, побеждали, оставив нам драгоценный опыт своего бытия. Воины, пахари, строители, князья, смерды, монахи, жрецы, богатыри, полководцы, дипломаты, дьяки, подьячие, святые, грешники, юродивые, калики-перехожие, бегуны, сидельцы, торговые гости, корабельщики, землепроходцы — несть им числа.

Каждому воздал свое Карамзин, проявил глубокую проницательность, когда выводы новейших историков и данные, добытые из ранее недоступных источников, полностью подтверждают выводы, сделанные писателем [6].

Полезно сегодня также будет поговорить о проблемах современной отечественной истории и исторической науки, которых несмотря на  прогресс цивилизации и достижения всех наук, имеется предостаточное количество. Но не от недостаточности профессионализма ученых-историков и писателей-аналитиков, а скорее всего, в силу неоднозначности множества трактовок исторических событий для реализации различных политических интересов. В них допускаются рассуждения об истории как о точной науке, идеологии, искусстве и даже религии.

Прогресс цивилизации усиливает этот информационный хаос. Развитие средств коммуникации расширило возможности распространения исторических подделок. Мифы распространяются средствами массовой информации и становятся компонентом массового сознания. Фальшивка выигрывает информационную войну у научной критики, так как ученая критика исторических мифов выходит в узкоспециальной периодике и, как правило небольшими тиражами [7].

Средствам массовой информации «не интересно слушать нудные выступления профессоров о несоответствии фактов. Им нужна яркая сенсация». Учителя не располагают специальной методической литературой, которая бы позволяла адекватно реагировать на возникающие вопросы по поводу исторических мистификаций. В результате массовый потребитель не располагает данными о научной апробации этого документа или новой версии истории [8. С. 38].

Да, “массовый потребитель” сейчас получает “контент” совсем иного характера. И все больше просматривается то, что регресс общества потребления ведет к исчезновению самой человечности. На этом фоне ухудшает ситуацию процветающий обман в различных формах и интерпретациях. Так методично уничтожается история и народная самоидентификация. В системе образования  педагоги воспитывают детей с точки зрения идеологии свободного выбора, поддержки индивидуальности. Так постепенно стирается связь времен и память поколений. Знания и опыт истории остаются невостребованными, а былая сила единства становится немощью разобщения. Нравственность и чувствительность уходят в прошлое. Поэтому совершенно неудивительно, что студентка ведущего вуза страны, с блеском закончившая элитную школу молодых политиков “прославляет” себя в одночасье, заявляя на всю страну о том, что “везде лучше, чем в рашке” [9]. Что же мы услышим в будущем, когда такой политик станет “взрослым”?

Размышляя о важности исторических знаний для каждого разумного человека вспоминаются слова В.О. Ключевского “история - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого”. Но кто только в настоящем не пытается управлять лучами “фонаря истории”! И до ясности еще очень далеко. Вопрос  понятности и привлекательности истории для широкой аудитории приобрел сейчас еще большую актуальность в связи с явно и неявно ведущимися войнами: информационной и психоисторической.

К будущим памятным датам ожидается появление “трудов” с доказательствами, о том, что Россия не играла значительной роли в мировых исторических событиях [10].  Наши противники используют все силы и средства, чтобы генерировать и публиковать “неопровержимые факты, которые ставят под сомнение всю существующую историю России”. Примеров подобных нелепостей в большом количестве можно встретить на популярном видеохостинге youtube - (https://www.youtube.com/watch?v=AUVpSnjhev0). В такой “обстановке” превалирование ответной “политкорректной” оборонительной тактики недопустимо. Необходимо наступать по всем информационным фронтам, защищая отечественную историю, здесь и должна быть “борьба разума с заблуждением” и борьба разума с хитрыми уловками!

Проблемы истории сейчас остры как никогда ранее и стары как сама история. Она еще задолго до Рождества Христова была нагружена неким идеологическим подтекстом и часто решала политические задачи [11]. Они различны у разных режимов государственного устройства. Историю эксплуатируют как внутри, так и снаружи государства.

Николай Михайлович Карамзин оставил для историков очень важный совет: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастье или умалять в своём изложении бедствие; он должен быть, прежде всего, правдив, но может, даже должен, всё неприятное, всё позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью и энтузиазмом» [12] . Сказано ярко и понятно, но должным образом за два с лишним века совет историографа не был принят как руководство к действию. Причиной тому стала масса интересов, достижение которых осуществлялось с помощью истории.

К сожалению людей “руководимых пристрастиями” во все времена было хоть отбавляй, поэтому искажений и фальсификаций мы имеем в огромном количестве. Справляться с ними становится все сложнее. На фоне проблем с качеством современного образования ситуация выглядит еще печальнее.

Для всех будущих министров образования Н.М. Карамзин оставил завет “В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!”. Главное только, чтобы цель была искать и принимать противоядие просвещения, а не травится ядом невежества! И уж совсем удивительно то, что творчество Н.М. Карамзина практически не изучается в современной школе. В лучшем случае детям знакома его повесть «Бедная Лиза», которая входит в программу по литературе. На уроках истории они получают лишь некоторые сведения о фундаментальном труде Карамзина «История государства Российского».

Историческая литература, “развенчивающая мифы” и “бросающих новый взгляд на историю” и книги из серии “альтернативная история” имеются у нас в изобилии. Анализировать и обобщать тонны новых интерпретаций сообщество ученых пока не успевает. Наряду с историческими книгами в разы больше печатается книг “об успехе” по примитивному шаблону “как стать миллионером за 24 часа”. Меж тем, каждая прочитанная кем-то книга влияет на общее мировоззрение. Соответственно ему формируются  менталитет  (сознание) и система ценностей, главным в которой является материальное  благополучие и сиюминутные выгоды. Карамзин отмечал, что “история питает нравственность и чувствительность”, но подобные цели в нынешнее время ставят перед собой незначительное число авторов. Большинство книг, фильмов и СМИ об этом молчат, ибо на подобных темах сейчас прибыли не заработаешь. Сейчас важны потребительская хватка и карьерный успех.

Законы истории изучаются с недостаточной глубиной, в результате чего во многих наших практиках нарушаются ее законы, а заветы исторических личностей остаются даже непрочитанными. Разрушительный процесс надо научиться хотя бы сдерживать, а за этим важным делом одновременно стоит приниматься за восстановление утраченной нравственности и чувствительности, иначе результаты исторического невежества и неприятие уроков истории в угоду массе корыстных интересов могут быть фатальны.

Р.А. Дорофеев, В.В. Головинский, oboznik.ru

1. Казаков, Р. Б. Приемы историописания в исторических сочинениях Н.М. Карамзина: [Электронный ресурс]  / Р. Б. Казаков ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. – 52 с. – (Серия WP19 «Исторические исследования»).-url: https://www.hse.ru/data/2013/03/06/1293907653/WP19_2013_02_f.pdf

2. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М. Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 127 с.).

3. Записка Никиты Муравьева “Мысли об истории государства российского Н.М. Карамзина”: [Электронный ресурс] Публикация, вступительная статья и комментарии И. Н. Медведевой.-url: http://www.old.imli.ru/litnasledstvo/Tom%2059/

4. Семенкин А.К. Проблема романтического историзма в романе Н.А. Полевого «Клятва при гробе господнем»: [Электронный ресурс] - url: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/06/28-iyunya-KANDIDATSKAYA-DISSERTATSIYA-SEMENKIN.pdf

5. В.Г. Белинский. История государства Российского, сочинение Н.М. Карамзина: [Электронный ресурс] - url: http://dugward.ru/library/belinsky/belinskiy_istoriya_gosudarstva_ros.html

6. Анализ первого тома «Истории Государства Российского» [Электронный ресурс] - url:  http://contrlist.ucoz.ru/2014/2014-09/Tom914/kriticheskij_analiz_pervogo_toma-istorii_gosudarst.pdf

7. Тимофеева Е.Г., Лебедев С.В. Проблемы фальсификации в отечественной исторической науке: [Электронный ресурс] - url: http://kaspy.asu.edu.ru/files/4(37)/279-284.pdf

8. Петров А. «Нас возвышающий обман»… Фальсификации источников и

национальной истории / А. Петров // Родина 2007. №. 8. С. 38.

9.А. Сидорчик. «Везде лучше, чем в Рашке». Как дочь олигарха разозлила всю Россию : [Электронный ресурс] - url:http://www.aif.ru/society/people/vezde_luchshe_chem_v_rashke_kak_doch_oligarha_razozlila_vsyu_rossiyu.

10. А. Фурсов. Как победить в психоисторической войне?  : [Электронный ресурс] - url: http://www.oboznik.ru/?p=33271

11. Е. Исаев. Публичная история — это мостик между учеными и обществом: [Электронный ресурс] - url: https://www.hse.ru/news/communication/148418380.html

12. Криворученко В. К. История, безусловно, является наукой : [Электронный ресурс] - url: http://www.oboznik.ru/?p=31563

Граф истории Карамзин

Другие новости и статьи

« Нравственность как первофеномен духовной природы личности

Cамый древний город земли »

Запись создана: Суббота, 30 Май 2020 в 0:12 и находится в рубриках Новости, Современность.

метки: , , , , , , , , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика