Обзор судебной практики о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих



oboznik.ru - Либо увольнение, либо выговор: альтернативы нет?

23.12.2015 Президиум ВС РФ выпустил Обзор судебной практики о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава ОВД РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - Обзор). В статье расскажем подробно о том, на что обратил внимание Президиум ВС РФ при рассмотрении споров о возмещении вреда.

Страховая компания обязана осуществлять страховую выплату и после окончания действия договора. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ <1> в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, в частности в случае инвалидности III группы, выплачивается страховая сумма в размере 500 000 руб. В Обзоре рассмотрена ситуация, когда страховая компания отказывалась выплачивать страховую сумму, мотивируя свой отказ тем, что инвалидность была установлена (20.03.2012) после прекращения действия договора (31.12.2011). При этом суд апелляционной инстанции подтвердил, что в данном случае страховая выплата должна выплачиваться новой страховой компанией, с которой заключен договор. Однако ВС РФ указал на неверное толкование положений законодательства. Судом было определено, что сотрудник был уволен со службы из ОВД по болезни (28.11.2011), а 20.03.2012 ему была установлена инвалидность III группы по причине заболевания, полученного в период службы. Таким образом, инвалидность застрахованному лицу была установлена до истечения года после увольнения со службы, следовательно, он имеет право на страховую выплату, предусмотренную п. 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ. При этом страховую сумму должна выплатить та страховая компания, которая действовала в период увольнения сотрудника, так как в государственном контракте, заключенном между страховой компанией и Главным управлением внутренних дел, содержались условия о том, что страховая компания отвечает по страховым случаям, возникшим не только в период действия контракта, но и в течение одного года после увольнения со службы сотрудника, если ему установлена инвалидность.

——————————–
<1> Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".

Описанный случай рассматривался в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 06.10.2014 N 18-КГ14-120. Аналогичная точка зрения отражена в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 05.09.2014 N 16-КГ14-18, от 01.12.2014 N 16-КГ14-29, от 26.01.2015 N 18-КГ14-181.
Если смерть военнослужащего наступила после истечения одного года после увольнения его с военной службы, то это не является страховым случаем, даже если была установлена инвалидность. В соответствии со ст. 4 Закона N 52-ФЗ страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования, в частности, являются:
- смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов;
- установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В п. 2 Обзора говорится о следующем: вдова военнослужащего обратилась в суд с иском к страховой компании о взыскании страховой суммы в размере 2 000 000 руб., которая выплачивается на основании абз. 1 п. 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ. Свой иск она мотивировала тем, что ее муж был уволен с военной службы (07.07.2011), после этого ему была установлена инвалидность III группы по общему заболеванию (08.02.2012), а в октябре военно-врачебной комиссией было выдано заключение о признании его инвалидом I группы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы (10.10.2012), вскоре он умер (30.10.2012). В связи с вышеперечисленным вдова считала, что она имеет право на страховую выплату, которая выплачивается в случае гибели (смерти) застрахованного лица до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях.
Статьей 2 Закона N 52-ФЗ установлено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица, в частности:
- супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
- несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях.
Арбитры отказали в удовлетворении иска, так как страховой случай (смерть военнослужащего) наступил после истечения одного года после увольнения его с военной службы. Следовательно, согласно положениям ст. 4 Закона N 52-ФЗ смерть военнослужащего не является страховым случаем, а значит, у вдовы и несовершеннолетних детей отсутствует право на получение страховой выплаты как у выгодоприобретателей.
Размер страховой выплаты определяется на день наступления страхового случая, а не на день подачи документов в страховую компанию. Сотрудник ОВД был уволен 22.08.2011 из ОВД, далее 15.11.2011 ему была установлена II группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы. Данный сотрудник в феврале 2012 г. направил необходимые документы для получения страховой суммы в адрес страховой компании. Страховая компания выплатила страховую сумму в размере 50 окладов его месячного денежного содержания (п. 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012). С 01.01.2012 размер страховой выплаты военнослужащему, которому установлена инвалидность II группы до истечения одного года после увольнения с военной службы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, составил 1 000 000 руб. Военнослужащий обратился в суд с требование о взыскании страховой выплаты в большем размере, так как она была выплачена без учета новых окладов месячного денежного содержания, которые введены с 01.01.2012 Постановлением N 878 <2>. Однако Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ не поддержала иск военнослужащего. Арбитры обратили внимание на то, что Законом N 309-ФЗ <3> были внесены изменения в положения п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ, которые вступили в силу только с 01.01.2012. Согласно этим изменениям страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, определены в фиксированном размере в зависимости от установленной застрахованному лицу группы инвалидности. Таким образом, положения ст. 5 Закона N 52-ФЗ, предусматривающие фиксированные страховые выплаты, распространяются на страховые случаи, наступившие с 01.01.2012. Что касается Постановления N 878, то новые оклады денежного содержания распространялись на действующих сотрудников ОВД, а истец был уже уволен из ОВД, следовательно, их применение при исчислении размера страхового возмещения не было возможно. Значит, страховая компания правильно рассчитала и выплатила страховое вознаграждение (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 22.12.2014 N 37-КГ14-6). Аналогичная позиция содержится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 13.07.2015 N 22-КГ15-3.
——————————–
<2> Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
<3> Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Страховая выплата определяется на день наступления страхового случая в размере, установленном законодательством, а не на дату подписания контракта. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 12.09.2014 N 39-КГ14-1, в отличие от предыдущего случая, арбитры отметили, что размер страховой суммы, подлежащей выплате застрахованному лицу, определяется в соответствии с положениями ст. 5 Закона N 52-ФЗ в редакции, действовавшей на момент наступления страхового случая (23.11.2012). Это значит, что страховая компания должна выплатить страховую сумму в размере 500 000 руб. (в случае установления инвалидности III группы до истечения одного года после увольнения со службы в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы), а не в размере 25 месячных окладов на момент увольнения.
Кроме того, арбитры обратили внимание на положение п. 2 ст. 9 Закона РФ N 4015-1 <4>, в котором сказано, что страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
——————————–
<4> Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Таким образом, несмотря на то, что в период действия государственного контракта, заключенного между МЧС и страховой компанией, применялась норма о страховой выплате в размере 25 окладов денежного содержания и государственный контракт действовал до 31 декабря 2011 г. включительно, страховая выплата должна быть рассчитана на основании положений законодательства, действовавших в момент наступления страхового случая.
Аналогичная позиции представлена в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 29.09.2014 N 18-КГ14-113, от 26.01.2015 N 18-КГ14-181, от 29.06.2015 N 73-КГ15-7.
Повышение группы инвалидности застрахованному лицу в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, является основанием для увеличения страхового возмещения на сумму разницы между страховыми суммами, при этом повышение необходимо произвести до размера, установленного новыми положениями законодательства. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 30.03.2015 N 16-КГ15-3 сотруднику ОВД была выплачена страховая сумма в размере, действовавшем до 01.01.2012, так как страховой случай был установлен до указанной даты. Данному сотруднику была повышена группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период службы. Кроме того, она была повышена до истечения одного года после увольнения со службы (повторное освидетельствование было уже в 2012 г.), то есть действовали уже другие размеры страховых выплат. Однако страховая компания отказалась выплачивать разницу с учетом новых установленных размеров. В связи с этим сотруднику пришлось обратиться в суд. Арбитры отметили, что страховые выплаты в фиксированном размере начали действовать с 01.01.2012. При изменении размеров страховых выплат было сохранено положение п. 2 ст. 5 Закона N 52-ФЗ о том, что при повышении группы инвалидности застрахованному лицу в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
Итак, поскольку повышение группы инвалидности было 12.11.2012, то есть после изменения с 01.01.2012 размера сумм страховых выплат, при определении размера полагающейся сотруднику в связи с повышением группы инвалидности страховой суммы, составляющей указанную выше разницу, подлежат применению нормы Закона N 52-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2012, п. 2 ст. 5 которого предусмотрен фиксированный размер страховой суммы в зависимости от группы инвалидности.
Таким образом, с учетом вышеизложенного страховое возмещение следует исчислять из разницы между фиксированными страховыми суммами по II и III группам инвалидности.
Получение сотрудником ОВД выплаты единовременного пособия в целях возмещения вреда, причиненного его здоровью, возможно только в случае, если он не годен к службе в ОВД по заключению военно-врачебной комиссии. Согласно ч. 5 ст. 43 Закона N 3-ФЗ <5> при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере 2 000 000 руб. При этом действие указанной нормы также распространяется на сотрудников ОВД, не являющихся сотрудниками полиции (ч. 2 ст. 56 Закона N 3-ФЗ). Следовательно, действующим законодательством выплата единовременного пособия при увольнении предусмотрена для сотрудников ОВД только в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы.
——————————–
<5> Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

Арбитры в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 30.03.2015 N 12-КГ14-8 обратили внимание на то, что порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел установлены Законом N 342-ФЗ <6>. Пунктом 8 ч. 2 ст. 82 данного Закона определено, что контракт прекращается, а сотрудник ОВД может быть уволен со службы в ОВД по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.
——————————–
<6> Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Отметим, что согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 3-ФЗ полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пунктом 22 Инструкции N 590 <7> установлено, что для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотруднику необходимо представить, в частности, копию заключения военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в формулировке "В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел" или "Д - не годен к службе в органах внутренних дел" в связи с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма".
——————————–
<7> Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утв. Приказом МВД России от 18.06.2012 N 590.

Из приведенных положений законодательства следует, что обязательным условием для возникновения у сотрудника ОВД прав на получение единовременного пособия, установленного ч. 5 ст. 43 Закона N 3-ФЗ, является заключение военно-врачебной комиссии о категории годности сотрудника к службе в формулировке "Д - не годен к службе в органах внутренних дел", в противном случае сотрудник может трудиться на иных имеющихся у работодателя вакантных должностях.
Право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на получение единовременного пособия возникает только в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 18.05.2015 N 16-КГ15-4 был рассмотрен иск матери военнослужащего, который пропал без вести при прохождении военной службы по контракту в Чеченской Республике.
Согласно ч. 8 ст. 3 Закона N 306-ФЗ <8> в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб.
——————————–
<8> Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Итак, в рассматриваемом деле военнослужащий был признан судом умершим (погибшим) при исполнении им обязанностей военной службы ввиду его похищения неустановленными лицами из состава незаконных вооруженных формирований, которое произошло более 12 лет назад в период контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. В связи с этим фактом матери военнослужащего была назначена пенсия по случаю потери кормильца. Что же касается единовременной выплаты, то для ее выплаты отсутствуют основания, так как из положений законодательства следует, что юридическим фактом, с которым закон связывает право членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на меры социальной поддержки, является гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы. Кроме того, законодательство не предусматривает выплату единовременного пособия членам семьи военнослужащего, похищенного и пропавшего без вести.
Выплата единовременного пособия членам семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, производится на основании закона, действовавшего на момент гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы. Согласно ч. 8 ст. 3 Закона N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 16.02.2015 N 16-КГ14-36 рассмотрена ситуация, когда истец требовал выплатить единовременное пособие в связи со смертью сына при исполнении обязанностей военной службы в размере 3 000 000 руб. Он считал, что, несмотря на то, что он умер в 2006 г., выплата пособия должна быть осуществлена в размере, установленном с 01.01.2012 (3 000 000 руб.), так как решение суда о признании гибели военнослужащего, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, было вынесено в 2013 г. Однако арбитры обратили внимание на то, что смерть военнослужащего наступила до 01.01.2012, то есть до даты вступления в силу Закона N 306-ФЗ. Кроме того, положения этого Закона не распространяются на ранее возникшие правоотношения.
Таким образом, при определении размера подлежащего выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, при исполнении обязанностей военной службы единовременного пособия подлежит применению закон, действовавший на момент его смерти, а значит, на основании п. 2 ст. 18 Закона N 76-ФЗ <9> (в редакции, действовавшей на момент смерти военнослужащего), то есть в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности.
——————————–
<9> Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Аналогично рассматривается вопрос о размере единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции. При определении размера единовременного пособия подлежит применению редакция Закона, действовавшая на момент гибели (смерти) сотрудника полиции (Определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17.11.2014 N 19-КГ14-15, от 14.09.2015 N 26-КГ15-40).
При исчислении сотруднику ОВД, уволенному со службы до 01.01.2012, единовременного пособия (60 окладов денежного содержания) по ч. 5 ст. 43 Федерального закона N 3-ФЗ <1> новые оклады денежного содержания, установленные с 01.01.2012 Постановлением N 878 <2>, не применяются, несмотря на то что заключение ВВК вынесено в 2012 г. Согласно ч. 5 ст. 43 Федерального закона N 3-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в 60-кратном размере оклада денежного содержания, установленном на день выплаты пособия. При этом согласно п. 3 Постановления N 878, которым утверждены новые оклады, его действие распространяется на сотрудников ОВД, проходящих службу в ОВД, с 01.01.2012. В связи с этим арбитры отметили, что применение новых окладов денежного содержания возможно только в отношении сотрудников ОВД, проходящих соответствующую службу по состоянию на 01.01.2012.
——————————–
<1> Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
<2> Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".

Следовательно, если сотрудник уволен со службы до 01.01.2012, то есть по состоянию на указанную дату он не проходил службу в ОВД РФ, то по заключению военно-врачебной комиссии, которое вынесено в 2012 г., он признается негодным к военной службе в связи с полученным при исполнении обязанностей военной службы заболеванием именно на момент увольнения из ОВД РФ, то есть до 01.01.2012.
В связи с этим размер единовременного пособия, подлежащего выплате, необходимо определять исходя из положений законодательства, которые были установлены на момент увольнения.
Такие разъяснения представлены в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 22.09.2014 N 19-КГ14-13.
Члены семьи военнослужащего, погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации независимо от даты наступления гибели (смерти) военнослужащего. Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ <3> в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы либо вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
——————————–
<3> Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Истица обратилась в суд в связи с отказом в выплате ей указанной ежемесячной компенсации. Отдел социальной защиты населения отказал ей по причине отсутствия документов, подтверждающих, что смерть ее сына связана с исполнением обязанностей военной службы.
Арбитрами установлено, что сын истицы, проходивший срочную военную службу по призыву, погиб в 1985 г. при исполнении обязанностей военной службы, что подтверждается копией свидетельства о смерти, копией извещения военного комиссариата от 1991 г., копией удостоверения от 2001 г., согласно которому она имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Кроме этого, судьи указали: на основании ст. 39 Конституции РФ в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи исходя из того, что правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности. Одним из таких обязательств является выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ. Так как истица признается членом семьи военнослужащего, умершего при исполнении им обязанностей военной службы, она в силу приведенных выше нормативных положений имеет право на получение от государства мер социальной поддержки.
В связи с тем что с 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон N 306-ФЗ, мать военнослужащего не может быть лишена права на получение такой компенсации, даже несмотря на смерть ее сына до 01.01.2012. Иное толкование указанных выше правовых норм привело бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории.
При этом Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отметила, что данная компенсация назначается со дня возникновения права на нее на основании заявления гражданина, имеющего право на ее получение, то есть носит заявительный характер (п. п. 4 и 18 Правил N 142 <4>). Таким образом, у истицы право на ежемесячную денежную компенсацию возникло с 01.01.2012, то есть со дня вступления в силу Федерального закона N 306-ФЗ. Однако с заявлением она обратилась в 2013 г., а значит, вправе рассчитывать на выплату данной компенсации только с момента подачи заявления.
——————————–
<4> Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, и членам их семей, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Такие разъяснения представлены в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.03.2015 N 36-КГ14-6, от 29.08.2014 N 75-КГ14-4.
Перерасчет ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью производится только с момента обращения сотрудника в уполномоченный орган, за прошлое время он не осуществляется. Бывший сотрудник ОВД, которому выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, обратился в суд с иском о взыскании суммы задолженности в связи с недоплатой этой компенсации. Свои требования он обосновал тем, что с 01.01.2012 изменился размер компенсации, а он продолжал получать ее в прежней сумме. При рассмотрении данного иска арбитры обратили внимание на Инструкцию о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденную Приказом МВД России от 18.06.2012 N 590 (далее - Инструкция N 590). Согласно пп. "а" п. 23 этой Инструкции для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляется заявление гражданина РФ, уволенного со службы в ОВД РФ, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.
При этом Федеральными законами N 247-ФЗ <5> и N 3-ФЗ определено, что правила выплаты денежного довольствия сотрудникам ОВД не предусматривают возможности индексации ранее установленных выплат в возмещение вреда здоровью данным сотрудникам и изменение размера этих выплат за период с 01.01.2012 до обращения упомянутых лиц с заявлением в уполномоченный орган об их перерасчете.
——————————–
<5> Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Из положений законодательства следует: перерасчет выплат предполагает заявительный порядок, а размер утраченного денежного довольствия для исчисления ежемесячной денежной компенсации сотрудникам ОВД, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18.04.1991 до 01.01.2012, определяется исходя из величины оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к этому окладу за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников, с коэффициентом 1,55.
Такие разъяснения представлены в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27.04.2015 N 26-КГ15-4, от 16.11.2015 N 25-КГ15-10.
Супруга (супруг), претендующая (претендующий) на ежемесячную денежную компенсацию как член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, должна (должен) состоять с ним (ней) в зарегистрированном браке не только на дату гибели (смерти) военнослужащего, но и на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган. Вступление супруги (супруга) в новый брак означает утрату такого статуса. При рассмотрении вопроса о назначении компенсации арбитры обратили внимание на пп. "б" п. 2 Правил N 142, в котором сказано: ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы. При этом необходимо написать заявление и приложить документы, перечисленные в п. 4 этих Правил, в частности копию свидетельства о браке.
Из указанных положений следует, что супруга (супруг), претендующая (претендующий) на данную выплату, должна (должен) состоять с ним (ней) в зарегистрированном браке не только на дату гибели (смерти) военнослужащего, но и на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган о назначении указанной выплаты, то есть на момент реализации права на получение выплаты являться членом его семьи. Иное противоречило бы цели назначения ежемесячной денежной компенсации как материальной поддержки государством членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
Следовательно, если супруга (супруг) вступила (вступил) в новый брак, то она (он) утратила (утратил) статус члена семьи погибшего военнослужащего, а значит, не имеет права на получение ежемесячной денежной компенсации.
Такие разъяснения представлены в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 16.02.2015 N 66-КГ14-9.
Право на получение ежемесячной денежной компенсации возникает у членов семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в случае его гибели при исполнении им обязанностей военной службы либо смерти, наступившей вследствие военной травмы. При рассмотрении спора о назначении данной выплаты арбитры обратили внимание на положения п. 1 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ <6>, в котором сказано, что военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в том числе при нахождении его на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени. Следовательно, если смерть военнослужащего наступила на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени, то она связана с исполнением им обязанностей военной службы.
——————————–
<6> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Таким образом, согласно ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ мать военнослужащего, которая достигла возраста 50 лет, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации как член семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
Данные разъяснения представлены в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 23.03.2015 N 80-КГ14-15.
При определении размера утраченного денежного довольствия для расчета денежной компенсации в возмещение вреда сотруднику ОВД, уволенному со службы в период с 18.04.1991 по 01.01.2012, положения ч. 2 ст. 43 Закона N 4468-1 <7> не применяются. При рассмотрении спора о размере компенсации арбитры акцентировали внимание на п. 17 Инструкции N 590 (в редакции, действовавшей до 19.03.2014).
——————————–
<7> Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно указанному пункту размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы из ОВД в период с 18.04.1991 до 01.01.2012, а также при перерасчете ежемесячной денежной компенсации, назначенной до вступления в силу Приказа МВД России от 18.06.2012 N 590, определялся исходя из величины оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к этому окладу за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 01.01.2012, с коэффициентом 1,55.
Частью 2 ст. 43 Закона N 4468-1 предусмотрено: денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 01.01.2012 в размере 54% и начиная с 01.01.2013 ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период такое ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.
Из указанной нормы следует, что она применяется исключительно для исчисления пенсий сотрудникам с 01.01.2012. Каких-либо положений, устанавливающих порядок определения размера утраченного денежного довольствия, из которого исчисляется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудника органов внутренних дел, ч. 2 ст. 43 Закона РФ N 4468-1 не содержит. Таким образом, применение данного положения к исчислению размера ежемесячной денежной компенсации является незаконным.
Данные разъяснения представлены в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27.04.2015 N 41-КГ15-1, от 02.03.2015 N 75-КГ15-1.
Индексация ежемесячной денежной компенсации осуществляется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а не в порядке, закрепленном в ст. 208 ГПК РФ. Статьей 208 ГПК РФ установлено, что по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных денежных сумм на день исполнения решения суда. На основании данной статьи истец обратился в суд с заявлением об индексации присужденных ему в возмещение вреда, причиненного здоровью, денежных сумм и взыскании образовавшейся задолженности. При этом он просил произвести индексацию компенсации в связи с изменением величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, так как в 2004 г. в пользу его уже выносилось решение о выплате компенсации в сумме, равной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, с последующей ежеквартальной индексацией. С тех пор в соответствии с судебными постановлениями неоднократно производилась индексация выплачиваемой компенсации.
При рассмотрении данного иска арбитры опирались на положения ч. 16 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, в которой сказано: ежемесячная компенсация подлежит ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) согласно федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом такое решение принимается Правительством РФ. Кроме того, ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ установлено, что ввиду вступления в силу данного Федерального закона лицам, получавшим до дня вступления его в силу компенсации в возмещение вреда здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы в ином размере, чем предусмотрено ч. 9, 10 и 13 ст. 3 этого Федерального закона, выплаты производятся в ранее назначенных размерах, но не в меньших, чем те, что закреплены в названных частях.
Также арбитры отметили: решения суда от 2004 г. были приняты, когда отсутствовал правовой механизм возмещения военнослужащим вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей военной службы. Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства истцу было отказано.
Данные разъяснения представлены в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 28.09.2015 N 41-КГ15-17.
Обязанность возмещения вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц по нормам гл. 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении такого вреда. Истец обратился в суд с требованием о взыскании ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с 01.04.2012 на основании гл. 59 ГК РФ. Свое требование он обосновал тем, что в его пользу ежегодно взыскивались ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью за период с 01.11.2010 по 01.04.2012, рассчитанные по правилам упомянутой главы.
При рассмотрении данного иска арбитрами было установлено, что с 01.04.2012 истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение причиненного здоровью вреда на основании Федерального закона N 306-ФЗ как инвалиду II группы вследствие военной травмы в размере 7000 руб. Кроме того, истец является получателем пенсии за выслугу лет в повышенном размере в связи с инвалидностью.
Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам гл. 59 (ст. ст. 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Судом было определено: выплата соответствующих страховых сумм в связи с причинением вреда здоровью при исполнении истцом обязанностей военной службы производилась согласно Федеральному закону от 28.03.1998 N 52-ФЗ. Вместе с тем арбитры не установили, что ответчики (Военный комиссариат и Министерство обороны) совершали какие-либо противоправные действия по отношению к истцу или имелись иные доказательства вины ответчиков в причинении вреда его здоровью.
Следовательно, оснований для возмещения вреда по правилам гл. 59 ГК РФ нет.
Такое решение было принято в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 08.08.2014 N 19-КГ14-10.

* * *

В заключение обратим ваше внимание на вывод из Определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 12.10.2015 N 16-КГ15-22. В случае отмены в апелляционном порядке решения суда по требованию о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья военнослужащему и приравненному к нему лицу, поворот исполнения решения суда исходя из норм процессуального закона допускается.

Е.Соболева
Эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"


Другие новости и статьи

« Индексация детских пособий для женщин-военнослужащих

Направление военнослужащих Минобороны в командировки »


Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU