5 Ноябрь 2018

О некоторых вопросах, связанных с реализацией военнослужащими права на медицинскую помощь

oboznik.ru - В каком порядке осуществляется обеспечение военнослужащих бесплатными лекарственными препаратами во исполнение нормы п. 2 ст. 16 Федерального закона N 76-ФЗ?
#военнаямедицина#медицина#прававоеннослужащих

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ*(1) статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом N 76-ФЗ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом N 76-ФЗ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одним из прав, гарантированных государством военнослужащим, является право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Данное право закреплено в ст. 16 Федерального закона N 76-ФЗ, в соответствии с которой право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеют военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, граждане, призванные на военные сборы.
При этом, необходимо иметь в виду, что условия и объем реализации предоставленного права зависят от той или иной категории, к которой относится гражданин (например, проходящий военную службу офицер или проходящий военную службу прапорщик, гражданин, уволенный с военной службы, или гражданин, призванный на военные сборы).
Кроме того, необходимо учитывать, что страховые гарантии военнослужащих в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ не отнесены к гарантиям, закрепленным в ст. 16 данного Закона (право на охрану здоровья и медицинскую помощь), а имеют самостоятельную правовую природу.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования определены в ст. 4 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.
Также важно понимать, что военнослужащие не относятся к застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29 октября 2010 г. N 326-ФЗ*(2) (ст. 10), а федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, органы военного управления, соединения, воинские части, другие военные организации не являются страхователями по указанному Закону.
В связи с изложенным одной из проблем, возникающих в процессе правоприменения положений указанных федеральных законов, является наличие у некоторых военнослужащих полисов обязательного медицинского страхования, полученных ими до поступления на военную службу.
Пробел правового регулирования, по мнению автора, заключается в отсутствии нормативно установленного порядка исключения застрахованного лица из программы обязательного медицинского страхования в связи с поступлением его на военную службу.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 326-ФЗ застрахованные лица обязаны:
1) предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
2) подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
3) уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
4) осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
Вместе с тем, Федеральный закон N 326-ФЗ предусматривает, что военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи лица не относятся к застрахованным гражданам, на которых распространяется действие указанного Федерального закона (п. 5 ст. 10).
Данная норма понимается неоднозначно, поскольку военнослужащий, имея на руках полис обязательного медицинского страхования, может беспрепятственно воспользоваться им не только в экстренных случаях при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, но и для лечения заболеваний, не связанных с угрозой жизни пациента.
Право военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц, в том числе членов семей, на получение бесплатной медицинской помощи реализуется в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом N 76-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" от 31 декабря 2004 г. N 911 (данным Постановлением утверждены Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи*(3)).
Согласно ст. 16 Федерального закона N 76-ФЗ при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами определен порядок возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, в том числе военнослужащим-женщинам и сотрудникам-женщинам в период беременности, во время и после родов, на договорной основе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели.
Однако установленные Правилами нормы не идеальны, поскольку нередко возникают случаи, когда учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения в местах дислокации воинских частей попросту нет.
В свою очередь, членам семей военнослужащих медицинская помощь в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (военно-медицинских учреждениях), оказывается без предъявления полиса обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона N 326 страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования застрахованным лицам.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" от 19 декабря 2015 г. N 1382 объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, включается в средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных и стационарных условиях, и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.
Нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, включая медицинскую эвакуацию, устанавливаются субъектами Российской Федерации.
Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на одного жителя и нормативы объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов.
Исходя из анализа приведенных положений, автор полагает, что законодательство, в частности Федеральный закон N 326-ФЗ и подзаконные акты, недостаточно полно регламентируют вопросы предоставления медицинской помощи военнослужащим и членам их семей и требуют внесения соответствующих изменений.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в последнее время урегулирован ряд проблемных вопросов в рассматриваемой сфере.
Так, п. 2 ст. 16 Федерального закона N 76-ФЗ предусматривает возможность бесплатного обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Вместе с тем, по мнению автора, в рамках реализации указанной нормы подзаконные акты недостаточно полно раскрывали вопросы обеспечения лекарствами военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба" от 27 марта 2015 г. N 282 достаточно полно раскрыт порядок обеспечения указанной категории граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями.
Подводя итог статье, необходимо отметить, что эффективное решение вопросов предоставления военнослужащим и членам их семей медицинской помощи является залогом качественного выполнения военнослужащими служебно-боевых задач. Поэтому совершенствование нормативного правового регулирования в вопросах оказания медицинской помощи ставится в один ряд с другими наиболее важными вопросами, которые требуют скорейшего решения.

Библиографический список:

 

Душкин И.В. Медико-психологическая реабилитация военнослужащих: историко-правовой аспект и проблемы ее реализации [Текст] / И.В. Душкин // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2012. N 10.

 

И.В. Душкин,
начальник отдела - заместитель начальника правового управления
ГКВВ МВД России, полковник юстиции

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 4, апрель 2016 г., с. 18-21.

Другие новости и статьи

« Богдан Яковлевич Бельский (? – 1611 гг.)

Меньшиков Александр Данилович. 1673 (или 1670) — 1729 гг. »

Запись создана: Понедельник, 5 Ноябрь 2018 в 16:07 и находится в рубриках Медицинское обеспечение, Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика