О некоторых вопросах, связанных с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту



О некоторых вопросах, связанных с выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту

У командования воинских частей нередко возникают различные вопросы, связанные с порядком и условиями выплаты или прекращения выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) в связи с невозможностью предоставить им служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Одним из таких вопросов является вопрос выплаты денежной компенсации военнослужащим, осуществляющим наем (поднаем) жилых помещений у родственников.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (здесь и далее курсив мой. - Д. К.).

Пункт 3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ дополнительно закрепляет, что в случае отсутствия по месту прохождения военной службы служебных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, жилых помещений маневренного фонда или общежитий воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Если после признания военнослужащего нуждающимся в служебном жилом помещении по месту прохождения службы ему невозможно предоставить служебное жилое помещение, жилое помещение маневренного фонда или общежитие по месту прохождения военной службы, то в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ ему по его желанию в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, должна выплачиваться денежная компенсация. Размеры денежной компенсации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 г. N 909, а порядок выплаты денежной компенсации закреплен в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение N 909), которое утверждено указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.

В развитие Положения N 909 каждым федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, издан приказ, устанавливающий порядок выплаты денежной компенсации. В Вооруженных Силах Российской Федерации такой порядок закреплен в Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Инструкция N 235), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235.

Пункт 2 Положения N 909, а также п. 12 Инструкции N 235 закрепляют, что в случае невозможности обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по их желанию им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
Пункт 11 Инструкции N 235 дополнительно указывает, что денежная компенсация выплачивается военнослужащим и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

При этом согласно п. 14 Инструкции N 235 одним из оснований для принятия решения о выплате денежной компенсации является представление военнослужащим вместе с рапортом командиру воинской части копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (далее - договор найма).
Таким образом, системный анализ приведенных норм Федерального закона N 76-ФЗ, Положения N 909 и Инструкции N 235 позволяет сделать вывод, что денежная компенсация военнослужащему подлежит выплате при наличии одновременно следующих условий:
1) признание военнослужащего нуждающимся в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы;
2) невозможность предоставления военнослужащему служебного жилого помещения, жилого помещения маневренного фонда или общежития по месту прохождения военной службы;
3) заключение договора найма (поднайма) жилого помещения;
4) изъявление военнослужащим желания на выплату ему денежной компенсации, выраженного посредством подачи рапорта на имя командира воинской части с приложением необходимых документов;
5) издание приказа командира воинской части о выплате денежной компенсации.
Отсутствие одного из вышеназванных условий является основанием для отказа в выплате денежной компенсации*(1).
Согласно п. 20 Инструкции N 235 при найме (поднайме) жилых помещений у родственников денежная компенсация военнослужащим и членам их семей выплачивается на общих основаниях. Из этого следует, что военнослужащий вправе осуществлять наем (поднаем) жилых помещений не только у лиц, с которыми он не имеет родственных отношений, но и у лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются его родственниками, в том числе близкими, не исключая членов семьи.

Федеральный закон N 76-ФЗ, Положение N 909 и Инструкция N 235 круг родственников военнослужащего, у которых может быть осуществлен наем (поднаем) жилых помещений либо у которых запрещается наем (поднаем), не закрепляют, в связи с чем перечень родственников, с которыми военнослужащий вправе заключить договор найма (поднайма), является открытым и в каждом конкретном случае определяется индивидуально.
В связи с изложенным на практике у командиров воинских частей и у военнослужащих возникает вопрос: вправе ли военнослужащий заключить договор найма (поднайма), например, с родителями, совершеннолетними детьми, дедушкой или бабушкой, с которыми он проживает либо не проживает?
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо определить, кто и в каких случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к членам семьи военнослужащего.
Родственниками военнослужащего, независимо от совместного проживания с ним, в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ являются супруга (супруг) военнослужащего; несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Согласно ст.ст. 2 и 14 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Семейный кодекс), кроме указанных лиц, к родственникам и членам семьи физического лица, в том числе военнослужащего, отнесены родители, усыновители и усыновленные, близкие родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
В свою очередь, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) к членам семьи, а значит и родственникам, лица, являющегося собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, относятся супруг, а также дети и родители данного собственника либо нанимателя (ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 69).
Таким образом, к родственникам военнослужащего, с которыми может быть заключен договор найма (поднайма), могут быть отнесены его: 1) супруг (супруга); 2) дети старше 18 лет; 3) родители; 4) дедушка, бабушка; 5) внуки; 6) полнородные и неполнородные братья и сестры; 7) лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.
При этом необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 31 и ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса только совместно проживающие с собственником (нанимателем) жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником (нанимателем), если иное не установлено соглашением между собственником (нанимателем) и членами его семьи. Члены семьи собственника (нанимателя) жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Таким образом, члены семьи собственника (нанимателя) имеют равные права с собственником (нанимателем) по пользованию жилым помещением, за исключением случаев, когда их права и обязанности по пользованию жилым помещением определены соглашением между ними.

Таким соглашением, как указано в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 2 июля 2009 г. N 14, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.
В связи с тем что Жилищный кодекс не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения, а также к его форме и условиям, то исходя из норм ч. 1 ст. 5 данного Кодекса к таким соглашениям применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовых сделках (ст.ст. 153-181).
В случае прекращения семейных отношений с собственником (нанимателем) жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника (нанимателя) этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
При этом необходимо учитывать, что согласно Жилищному кодексу семейные отношения между членами семьи прекращаются не только по основаниям, указанным в Семейном кодексе, но и в связи с выездом члена семьи для проживания в другое место, таким образом, по смыслу Жилищного кодекса, можно перестать быть членом семьи, изменив место жительства, а значит, и прекратить родственные отношения, в то время как по Семейному кодексу место жительства членов семьи на прекращение либо установление родственных отношений не влияет, т.е. согласно ст. 31 и ст. 69 Жилищного кодекса раздельно проживающие супруги либо раздельно проживающие родители и совершеннолетние дети не будут являться членами семьи, в то время как согласно Семейному кодексу такие лица все равно являются членами семьи. Иначе говоря, по Жилищному кодексу указанные лица не составляют единую семью, если они не проживают вместе.
Таким образом, по нашему мнению, выплата денежной компенсации военнослужащему, осуществляющему наем (поднаем) жилых помещений у родственников, возможна только в том случае, если таким военнослужащим заключен договор найма с родственниками, с которыми он совместно не проживает (не зарегистрирован).

Это связано с тем, что совместное проживание военнослужащего, документально подтвержденное документом о регистрации военнослужащего по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем членам его семьи (родителям, детям старше 18 лет и другим родственникам) на праве собственности либо по договору социального найма, будет означать, что такой военнослужащий является членом их семьи, а значит, согласно ст.ст. 31 и 69 Жилищного кодекса, имеет право пользования данным жилым помещением наравне со своими родственниками, в связи с чем заключение договора найма (поднайма) будет рассматриваться как злоупотребление правом.
Следующий вопрос, часто возникающий на практике у командиров воинских частей, связан с определением даты, с которой должна быть прекращена военнослужащим, в том числе участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники НИС), выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Как мы знаем, согласно нормам п. 3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ, п. 2 Положения N 909 и Инструкции N 235 в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

При этом согласно абз. 3 п. 2 Положения N 909 выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом N 76-ФЗ.
В свою очередь, п. 17 Инструкции N 235 в развитие положений абз. 3 п. 2 Положения N 909 указывает, что выплата денежной компенсации прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, в том числе со дня, следующего за днем предоставления военнослужащему и совместно проживающим с ним членам его семьи или членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего жилого помещения по договору социального найма или в собственность, служебного жилого помещения, служебного жилого помещения, пригодного для временного проживания, жилого помещения в общежитии или фактического предоставления им субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, в том числе по государственным жилищным сертификатам, либо по иным основаниям в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, получивших жилые помещения в собственность не по месту прохождения военной службы).
Порядок и условия предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также субсидии для приобретения или строительства жилого помещения закреплены в ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ, Постановлении Правительства Российской Федерации "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" от 29 июня 2011 г. N 512, а также различных ведомственных актах как Министерства обороны Российской Федерации, так и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военнослужащие - участники НИС приобретают жилые помещения в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ), согласно ч. 3 ст. 11 которого получение участником НИС денежных средств, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 117-ФЗ, на приобретение жилого помещения или направление уполномоченным федеральным органом исполнительной власти кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 117-ФЗ, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих.
Как Федеральным законом N 76-ФЗ, так и Федеральным законом N 117-ФЗ военнослужащие не ограничены в выборе населенного пункта, в котором им может быть предоставлено либо ими может быть приобретено жилое помещение, в связи с чем им может быть предоставлено либо ими может быть приобретено жилое помещение как в населенном пункте, являющемся местом прохождения военной службы, так и в любом другом населенном пункте, как близлежащем, так и находящемся на значительном удалении от места прохождения военной службы, в том числе в населенном пункте, находящемся в другом субъекте Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ также предусматривает предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебных жилых помещений по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах*(2).
Порядок и условия предоставления служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации установлены Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция N 1280).
По смыслу положений ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ и Инструкции N 1280 предоставление военнослужащим, в том числе участникам НИС, служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы не связано с исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих или их обеспечению жилыми помещениями в близлежащем населенном пункте или любом другом населенном пункте вне места прохождения военной службы (избранном месте жительства), поскольку наличие жилого помещения в собственности, в том числе приобретенного за счет целевого жилищного займа, либо по договору социального найма по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы, в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ не считается обеспечением военнослужащего жилым помещением по месту прохождения военной службы.

Данный вывод подтверждают п. 2 Положения N 909 и п. 17 Инструкции N 235, закрепляющие, что денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
Из системного анализа указанных выше норм Федерального закона N 76-ФЗ, Положения N 909, Инструкции N 1280 и Инструкции N 235 следует, что они не делают каких-либо исключений как по порядку обеспечения военнослужащих, в том числе участников НИС, служебными жилыми помещениями, так и по порядку и основаниям выплаты или прекращения выплаты им денежной компенсации, в связи с чем порядок и основания выплаты или прекращения выплаты денежной компенсации являются едиными для всех военнослужащих.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом N 76-ФЗ, Положением N 909 и Инструкцией N 235 выплата денежной компенсации военнослужащим, в том числе участникам НИС, прекращается со дня, следующего за днем утраты права на нее, т.е. при наличии по месту прохождения военной службы у военнослужащего и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи жилых помещений в собственности, по договору социального найма либо после дня предоставления военнослужащему служебного жилого помещения, жилого помещения маневренного фонда, общежития по месту прохождения военной службы. Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон N 117-ФЗ денежные средства, предоставляемые участнику НИС, именует не субсидией, а целевым жилищным займом, в связи с чем, по мнению автора, предоставление целевого жилищного займа не может рассматриваться как предоставление субсидии и в соответствии с п. 17 Инструкции N 235 влечь прекращение выплаты денежной компенсации.

Кроме этого, при принятии решения о прекращении выплаты денежной компенсации в связи с обеспеченностью либо обеспечением военнослужащего жилым помещением государством необходимо также учитывать следующее.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).
В свою очередь, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, закреплены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (далее - Положение N 47).
Так, в числе требований к жилым помещениям, указанных в пп. 9-32 Положения N 47, в частности, указано, что жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть: обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение); защищено от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств и др.
Указание на необходимость учета данных требований при предоставлении военнослужащим жилых помещений содержится и в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 29 мая 2014 г. N 8*(3), в котором указано, что согласно ч. 2 ст. 15, ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса, пп. 1 и 14 ст. 15 Федерального закона N 76 предоставляемое военнослужащему жилое помещение по договору социального найма или в собственность, в том числе по избранному постоянному месту жительства, должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и должно находиться в границах соответствующего населенного пункта.
Из норм Положения N 47 следует, что право военнослужащих на получение денежной компенсации утрачивается лишь с того дня, когда военнослужащие фактически обеспечены жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту прохождения службы. При этом исполнение государством своих обязательств по жилищному обеспечению, например, военнослужащих - участников НИС посредством предоставления им целевого жилищного займа в целях оплаты первоначального взноса при приобретении жилого помещения по договору участия в долевом строительстве и (или) погашения обязательств по такому договору, когда соответствующая оплата осуществляется на этапе строительства жилого дома, не может свидетельствовать о надлежащем обеспечении военнослужащих жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту прохождения военной службы.
В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, оснований, предусмотренных п. 17 Инструкции N 235 для прекращения выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания в соответствии с Положением N 47, по месту прохождения военной службы, не имеется.

Библиографический список

1. Воробьев Е.Г. О связи служебного и постоянного жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 9. С. 32-42.
2. Глухов Е.А. О размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья при осуществлении военнослужащим такого найма (поднайма) не по месту прохождения военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 12. С. 72-76.
3. Заболонкова О. Компенсация за наем (поднаем) жилых помещений // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. N 10. С. 55 - 63.
4. Трофимов Е.Н. О праве выбора и изменения формы обеспечения жильем различными категориями военнослужащих в период прохождения ими военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 11. С. 25-35.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См. дополнительно: Трофимов Е.Н. О праве выбора и изменения формы обеспечения жильем различными категориями военнослужащих в период прохождения ими военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 11. С. 25-35; Воробьев Е.Г. О связи служебного и постоянного жилищного обеспечения военнослужащих // Там же. 2013. N 9. С. 32-42; Глухов Е.А. О размере выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья при осуществлении военнослужащим такого найма (поднайма) не по месту прохождения военной службы // Там же. 2010. N 12. С. 72-76.

*(2) В настоящее время законодательством Российской Федерации не установлены нормативы отнесения населенных пунктов к категории "близлежащих", а также не имеется юридического определения указанного термина.

*(3) Также по этому вопросу см. п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 2 июля 2009 г. N 14.

 

Д.И. Ковтков,
кандидат юридических наук, советник отдела
Правового департамента Министерства обороны
Российской Федерации, советник государственной
гражданской службы Российской Федерации 2 класса,
магистрант Высшей школы государственного
администрирования (факультет) Московского
государственного университета имени М.В. Ломоносова

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2016 г., с. 45-52.


Другие новости и статьи

« О некоторых вопросах, связанных с реализацией военнослужащими права на медицинскую помощь

Самоходный плавучий кран нового поколения прибыл в состав Тихоокеанского флота »

Запись создана: Среда, 9 Ноябрь 2016 в 11:11 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы