Актуальные вопросы назначения страховой пенсии по старости военным пенсионерам



Актуальные вопросы назначения страховой пенсии по старости военным пенсионерам

oboznik.ru - Проблемы единства объема социально-пенсионных прав граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
#пенсия#закон#страховаяпенсия

Многим офицерам, которые служат в Вооруженных Силах Российской Федерации, рано или поздно придется столкнуться после увольнения в запас с вопросами трудоустройства, соблюдения их прав при зачете имеющейся у них выслуги лет в различные разновидности стажа работы, который играет важную роль в установлении выплат стимулирующего, компенсационного характера в составе заработной платы, а также в назначении страховой пенсии по старости.
В научных периодических изданиях достаточно широко рассматривались вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих*(1). В настоящей статье будут затронуты вопросы, касающиеся условий назначения страховой пенсии военнослужащим, ее размеров, документов, необходимых для ее получения, и др.

С 1 января 2015 г. в России в связи с принятием Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее - Закон N 400-ФЗ) введен новый порядок формирования и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. В настоящее время в законодательстве не применяется понятие "трудовая пенсия". Оно трансформировалось в страховую пенсию, назначение которой будет осуществляться по новой пенсионной формуле. В соответствии с ней пенсионный капитал граждан каждый год будет фиксироваться в баллах - индивидуальных пенсионных коэффициентах. В рубли накопленные баллы будут переводиться при назначении пенсии. На момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость балла. Эта стоимость будет ежегодно увеличиваться.
Для того чтобы страховые взносы работодателя во время работы в учреждениях, организациях учитывались при назначении страховой пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), военный пенсионер должен быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах, а также периодах работы в гражданских организациях отражаются на индивидуальном лицевом счете в ПФР и будут определять право на страховую пенсию и возможную выплату за счет средств пенсионных накоплений. Номер этого счета указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования - СНИЛС. Его можно получить, лично обратившись в отделение Пенсионного фонда России по месту регистрации. Если адрес проживания не подтвержден регистрацией - то по месту фактического проживания. Для этого необходимо заполнить анкету застрахованного лица и предъявить документ, удостоверяющий личность.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается по достижении военным пенсионером общеустановленного пенсионного возраста. Ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения страховая пенсия может быть назначена, например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т.д.
В связи с принятием в рамках проводимой пенсионной реформы федеральных законов, таких как "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О страховых пенсиях", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на первое место при определении права на пенсионное обеспечение, размера страховых пенсий выдвигается страховой стаж. Согласно названным законам, а также Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ появилось понятие страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Многие военнослужащие, становясь пенсионерами и получая пенсию за выслугу лет в возрасте 40-50 лет, продолжают после увольнения с военной службы трудовую деятельность в качестве наемных работников на должностях, не относящихся к военной службе. В этом случае работодатель производит за военного пенсионера денежные отчисления на страховую (и накопительную) часть индивидуального лицевого счета.
В результате на индивидуальном лицевом счете военного пенсионера образуется пенсионный капитал (ПК), который при наступлении нижеперечисленных условий выплачивается ему в качестве страховой пенсии по старости, за исключением ее фиксированного базового размера (в настоящее время составляет 4 383 руб.).
Такими условиями для получения страховой пенсии у бывших военнослужащих, а также сотрудников других силовых ведомств являются следующие:
1) получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности;
2) достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
3) наличие страхового стажа не менее 6 лет (на 2015 г.). При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности; участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.
При исчислении страхового стажа в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
В 2015 г. необходимый страховой стаж составляет 6 лет, а начиная с 1 января 2016 г. он будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 г.;
4) наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) - на 2015 г. она установлена в размере 6,6 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 г. Соблюдение этого условия не требуется от тех военных пенсионеров, которые обратилась в ПФР за назначением страховой пенсии по старости до 2015 г.
Военным пенсионерам страховая пенсия по старости назначается без учета фиксированной выплаты (фиксированного базового размера в прежней пенсионной формуле). Страховая пенсия ежегодно индексируется государством.
Если военный пенсионер после назначения второй пенсии продолжает работать, то размер его страховой пенсии по старости подлежит беззаявительному перерасчету с 1 августа ежегодно.
Выплата средств пенсионных накоплений
До конца 2014 г. трудовая пенсия по старости для граждан 1967 года рождения и моложе состояла из страховой и накопительной частей, и страховые взносы работодателя, которые он уплачивает в ПФР, распределялись между этими двумя частями. С 2015 года накопительная пенсия становится самостоятельным видом пенсии. Условия назначения и формула расчета накопительной пенсии не меняются. Граждане 1967 года рождения и моложе в течение 2014-2015 гг. имеют право выбрать вариант пенсионного обеспечения: направить все страховые взносы, уплачиваемые работодателем, только на страховую пенсию или на страховую и накопительную пенсии.
Размер страховой части пенсии, как и у любого застрахованного лица, зависит от стажа и заработка за период работы до 1 января 2002 г., а после - от суммы страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете. С учетом того что военнослужащим, уволенным в запас и имеющим трудовой (страховой стаж) до 2002 г., вторая пенсия уже назначена и выплачивается, в настоящей статье мы рассмотрим вопросы назначения второй пенсии в текущем и последующих годах.
Многие военные пенсионеры задают вопрос о конкретном размере назначаемой страховой пенсии. Сумма выплат индивидуальна для каждого пенсионера. Ее расчет производится специалистами после подачи всех необходимых документов. Вместе с тем, базовые расчеты можно привести.
Для расчета определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости (П) по тем правилам, которые действовали на 31 декабря 2014 г., без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии. Полученную величину следует разделить на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПКк). Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) по состоянию на 1 января 2015 г. равна 64,1 руб. (ч. 10 ст. 15 Закона N 400-ФЗ). Эта величина будет индексироваться два раза в год (ч. 20 ст. 15 Закона N 400-ФЗ):
- с 1 февраля - с учетом уровня инфляции;
- с 1 апреля - с учетом уровня доходов ПФР.
Величина одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 февраля 2015 г. составляет 71 руб. 41 коп. (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 39).
База персонифицированного учета ПФР содержит все необходимые сведения о расчетном пенсионном капитале, стаже и заработной плате каждого участника системы обязательного пенсионного страхования, чтобы пересчитать его уже сформированные пенсионные права в пенсионные коэффициенты.

Пример 1. Военный пенсионер И.И. Иванов (страховой стаж 10 лет) обратился за назначением страховой пенсии в январе 2015 г.
На основании сведений персонифицированного учета И.И. Иванову была рассчитана страховая часть трудовой пенсии по старости в соответствии с теми правилами, которые действовали на 31 декабря 2014 г. Ее величина составила 6 579 руб., что равно 103 ИПК*(2) (6 579 руб.: 64,1 руб.). Из чего сложилась эта сумма? За период с момента увольнения до достижения пенсионного возраста (60 лет) на индивидуальном лицевом счете И.И. Иванова в ПФР накопилось 1 500 000 руб. (пенсионный капитал). Указанная сумма была разделена на 228 (период дожития в месяцах), что и составило 6 579 руб. К указанной выше сумме ИПК могут быть добавлены баллы и за некоторые иные периоды (например, по уходу, осуществляемому трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет - 1,8). С учетом изменения стоимости одного пенсионного коэффициента размер пенсии И.И. Иванова составит с 1 февраля 2015 г. 7 355 руб.
У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 г. произведена их конвертация в ИПК. Конвертация проведена ПФР в беззаявительном порядке.
За каждый календарный год после 1 января 2015 г. работающим гражданам начисляется ИПК. Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются, ИПК в 2015 г. составит 7,39, в 2016 г. - 7,83, в 2017 г. - 8,26, в 2018 г. - 8,70, в 2019 г. - 9,13, в 2020 г. - 9,57, в 2021 г. и в последующие годы - 10,00.

Пример 2. В организации работают военные пенсионеры - Н.Н. Николаев и М.М. Михайлов, которые начали трудиться с 1 января 2015 г.
В текущем году оба работника ежемесячно получают заработную плату в размере 45 000 руб. Организация ежемесячно перечисляет в ПФР страховые взносы в размере 9 900 руб. (45 000 руб. x 22%).
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2015 г. установлена в размере 680 000 руб. Нормативный размер страховых взносов составил 108 800 руб. (680 000 руб. x 16%).
Н.Н. Николаев перевел свои пенсионные накопления (6%) в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). При достижении возраста 60 лет Н.Н. Николаев будет получать и страховую, и накопительную пенсию. Поэтому на страховую пенсию направляются страховые взносы в размере 16% (22% - 6%). При этом часть страховых взносов в размере 6% переводится на солидарную часть. Следовательно, на индивидуальную часть тарифа страховых взносов зачисляются страховые взносы в размере 10% (22% - 6% - 6%).
За 2015 г. организация перечислила в ПФР в пользу Н.Н. Николаева 118 800 руб. (9 900 руб. x 12 мес.). При этом на индивидуальную часть тарифа было зачислено 54 000 руб. (118 800 руб. : 22% x 10%). Величина ИПК за 2015 г. составляет 4,96 (54 000 руб. : 108 800 руб. x 10). Однако с учетом максимального значения ИПК за 2015 г. на лицевом счете Н.Н. Николаева будет учтен ИПК в размере 4,62.
М.М. Михайлов свои пенсионные накопления (6%) направил на формирование страховой пенсии. Поэтому на индивидуальную часть страховой пенсии направляются страховые взносы в размере 16% (22% - 6%).
За 2015 г. организация перечислила в ПФР в пользу М.М. Михайлова 118 800 руб. (9 900 руб. x 12 мес.). При этом на индивидуальную часть тарифа было зачислено 86 400 руб. (118 800 руб. : 22% x 16%). Величина индивидуального пенсионного коэффициента за 2015 г. составляет 7,94 (86 400 руб. : 108 800 руб. x 10). Однако с учетом максимального значения ИПК за 2015 г. на лицевом счете М.М. Михайлова будет учтен ИПК в размере 7,39.
Трудовая деятельность Н.Н. Николаева продолжалась с 2015 по 2024 г. Максимальное количество ИПК, которые он может "заработать" за 10 лет, составляет 56,79 (4,62 + 4,89 + 5,16 + 5,43 + 5,71 + 5,98 + (6,25 x 4 года).
Трудовая деятельность М.М. Михайлова продолжалась с 2015 г. по 2024 гг. Максимальное количество ИПК, которые он может заработать за 10 лет, составляет 90,88 (7,39 + 7,83 + 8,26 + 8,7 + 9,13 + 9,57 + (10 x 4 года).
Стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 февраля 2015 г. составляет 71 руб. 41 коп. Если рассчитывать страховую пенсию Н.Н. Николаеву и М.М. Михайлову исходя из этой величины, то она составит:
- у Н.Н. Николаева - 4 055,37 руб. (56,79 x 71,41 руб.);
- у М.М. Михайлова - 6 489,74 руб. (90,88 x 71,41 руб.).
С учетом того что стоимость пенсионного коэффициента будет увеличиваться ежегодно в среднем на 5%, то в 2024 г. она составит примерно 107 руб.
Таким образом, величина страховой пенсии будет равна:
- у Н.Н. Николаева - 6 076,53 руб. (56,79 x 107 руб.);
- у М.М. Михайлова - 9 724,16 руб. (90,88 x 107 руб.).
Если застрахованное лицо работает на двух работах, то индивидуальный пенсионный коэффициент будет определяться по сумме двух зарплат и соответственно по сумме уплаченных страховых взносов, начисленных и уплаченных на сумму зарплаты. При этом ИПК в любом случае не должен превышать максимального значения.
При расчете ИПК учитывается только официальная зарплата до вычета НДФЛ. В настоящее время работодатели платят страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 22% от вознаграждений, начисленных в пользу работника. Из них 6% тарифа направляется на солидарную часть страхового тарифа, из оставшихся 16% на формирование пенсионных накоплений может быть направлено 6%, а 10% - на формирование страховой пенсии, а может - по желанию гражданина - полностью быть направлено на формирование страховой пенсии.
Если гражданин родился до 1967 г., то его пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, поскольку его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть пенсии.
В том случае, если гражданин родился в 1967 г. и позднее, то до 31 декабря 2015 г. ему будет дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, как в настоящее время, либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым значительно увеличив формирование пенсионных прав в страховой пенсии.
Для назначения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту его регистрации. Если адрес проживания не подтвержден регистрацией, то по месту фактического проживания. Необходимо представить заявление и следующие документы: паспорт; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; справку из органа, который осуществляет пенсионное обеспечение по линии силового ведомства. Эта справка должна содержать данные о том, с какой даты гражданин получает пенсию, о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, либо периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет; документы, подтверждающие "гражданский" стаж (трудовую книжку, трудовой договор, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, и т.д.
Факт и дата приема заявления органом ПФР подтверждаются распиской-уведомлением о приеме и регистрации заявления, которая выдается заявителю (при личном обращении) либо направляется ему по почте (п. 57 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 157н). Если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, военный пенсионер вправе представить их в течение трех месяцев. При этом днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления территориальным органом ПФР (ч. 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ; п. 58 Административного регламента). В настоящее время заявление о назначении пенсии можно подать и в электронном виде. Такой способ обращения за назначением пенсии делает необязательным личный визит гражданина в клиентскую службу ПФР.
С 1 января 2015 г. выдача пенсионных удостоверений прекращается, что не отменяет уже действующие, имеющиеся на руках у пенсионеров удостоверения. При этом для подтверждения факта назначения и размера пенсии по желанию (т.е. необязательно) можно получить соответствующую справку при обращении к специалисту клиентской службы территориального управления ПФР, а также в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, справку можно заказать на сайте ПФР в "Личном кабинете застрахованного лица" либо в разделе "Электронные сервисы/Предварительный заказ документов"*(3).
В заключение следует отметить, что пенсионная система - развивающийся социальный институт. Он требует постоянного совершенствования и обновления. И Закон N 400-ФЗ еще раз подтверждает это. Пенсионное законодательство должно непрерывно изменяться с учетом обстоятельств, затрагивающих те или иные вопросы реализации пенсионных прав российских граждан.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Ефремов А.В. Выплата пенсий и ежемесячной денежной компенсации вдовам (вдовцам) погибших (умерших) военнослужащих в зависимости от вступления и невступления в новый брак // Право в Вооруженных силах. 2013. N 12. С. 23-27; Его же. Правовые вопросы, возникающие при несвоевременном перерасчете военных пенсий, в том числе пенсий по случаю потери кормильца // Там же. 2015. N 2. С. 31-34.

*(2) Индивидуальный пенсионный коэффициент.

*(3) Официальный сайт ПФР - www.pfrf.ru.

 

Т.В. Ломакина,
доцент кафедры трудового права, гражданского и арбитражного процесса
Военного университета, кандидат юридических наук

Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 1, январь 2016 г., с. 21-26.



Другие новости и статьи

« Нарушения прав военнослужащих на страховые гарантии и возмещение вреда

Контроль ведения воинского учета »

Запись создана: Вторник, 9 Апрель 2019 в 12:00 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы