Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 1)



Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 1)

oboznik.ru - Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 1)

Постановлением Комитета Обороны СССР № 443сс от 19 декабря 1939 года вместе с Т-34 и KB на вооружение Красной Армии принимается легкий плавающий танк Т-40. Этим же документом предусматривалось изготовить в следующем году не менее 100 таких машин.

Работы по созданию танка Т-40 велись в конструкторском бюро московского завода № 37 с лета 1938 года. Руководил проектированием главный конструктор завода Н. Астров.

Хотя танк Т-40 (заводской индекс 010) представлял собой дальнейшее развитие семейства плавающих машин Т-37/Т-38, он значительно отличался от своих предшественников. Машина получила увеличенный по высоте корпус, сваренный из 6-13 мм броневых листов.

Для повышения остойчивости на плаву корпус имел трапециевидную (в поперечном сечении) форму с расширенной верхней частью.
Экипаж машины состоял из двух человек — механика-водителя, размещавшегося по оси танка, и командира, который находился в башне, установленной за водителем со смещением к левому борту.

Вооружение танка было усилено: в башне, имевшей форму усеченного конуса, монтировалась спаренная установка 12,7-мм пулемета ДШК и 7,62-мм ДТ. Большая часть боекомплекта для ДШК (9 сцепленных лент - 450 патронов) размещалась в специальном кольцевом коробе под башней, еще одна лента находилась в запасе. Такая бо-еукладка, обеспечивавшая непрерывность питания пулемета, существенно повышала скорострельность. В отличие от Т-37А и Т-38 танк Т-40 получил оптический прицел ТМФП.

На танке Т-40 устанавливался двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л.с, расположенный продольно вдоль правого борта (на опытных образцах - импортный «Додж»). Трансмиссия - главный фрикцион, автомобильная коробка перемены передач, главная и бортовая передача - в передней части корпуса. От боевого отделения двигатель отделялся броневой перегородкой.

В кормовой части корпуса размещались два бензобака емкостью 100 л каждый, что позволило увеличить запас хода до 220 километров по шоссе. Справа за двигателем размещались радиатор и теплообменники, омываемые забортной водой при движении танка на плаву.

Трехлопастной гребной винт и плоские водоходные рули размещались в специальной нише в заднем броневом листе корпуса, что обеспечивало их защиту от внешних повреждений. Привод гребного винта осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности, укрепленной на картере коробки перемены передач.

Для наблюдения за полем боя механик-водитель имел три оптических прибора (в лобовом и боковых листах подбашенной коробки), а командир - два (в бортах башни).

Для танка Т-40 была по-новому спроектирована ходовая часть - вместо пружинно-балансирной была использована торсионная. Применительно к одному борту она состояла из четырех опорных, трех поддерживающих катков, направляющего и ведущего колес.

Однако производство нового танка шло с большими трудностями. Кроме проблем, возникавших на заводе № 37 при освоении Т-40, который был значительно сложнее танка Т-38 (завод имел довольно слабые производственные мощности и помимо танков выпускал еще и тягачи «Комсомолец»), подводили и предприятия-смежники. Например, на Подольском заводе имени Орджоникидзе с большим трудом шел выпуск бронекорпу-сов и башен Т-40. В результате к концу 1940 года удалось изготовить только 41 серийный танк (35 линейных и 6 радийных) и 3 опытных образца (опытные образцы в войска не поступали) вместо 100 машин по плану.
До июня 1941 года цеха завода покинул 151 танк Т-40, еще 41 машину изготовили в июне.

Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала срочно увеличить выпуск танков, и в конце июня 1941 года по постановлению правительства завод № 37 должен был перейти на выпуск танков Т-50 по чертежам ленинградского завода № 174. Эта машина была на несколько порядков сложнее, чем производившийся на предприятии Т-40.

Как отмечал в своих воспоминаниях главный конструктор завода № 37 Н. Астров, задача была очень сложной:
«Решение, как видно, подготовили люди, совершенно не знавшие возможностей московского завода: ведь Т-50 и конструктивно, и технологически был весьма сложен, тем более по сравнению с Т-40. Завод, не без труда освоивший 5,5-тонный Т-40, понятно, не мог перейти в требуемые сроки на 14,5-тонный Т-50; не было технологической оснаст-ки, на проектирование и изготовление которой требовались месяцы, детали не «проходили» на имевшемся оборудовании, площади цехов малы, грузоподъемные средства - слабы. Нужна была длительная и капитальная реконструкция завода, со всех сторон окруженного городом».

Одновременно с этим подольский машиностроительный завод имени Орджоникидзе, поставлявший бронекорпуса Т-40 заводу № 37, получил задание готовиться к изготовлению бронекорпусов Т-50. Однако выполнение нового задания было связано с огромными трудностями хотя бы потому, что корпус Т-50 собирался из бронелистов толщиной 37 мм, а подольский завод не имел дело с толщинами больше 15 мм. Кроме того, передача чертежей нового бронекорпуса с Ижорского завода в Подольск затягивалась, а фронт требовал танков. Поэтому ГАБТУ КА приняло решение до освоения серийного производства Т-50 на заводах № 37 и имени Орджоникидзе оставить на этих предприятиях выпуск Т-40.

1 июля 1941 года руководство завода имени Орджоникидзе направило в ГАБТУ КА письмо с просьбой разрешить предприятию изготавливать корпуса Т-40 из гомогенной брони. По мнению дирекции, это позволяло увеличить выпуск бронекорпусов с 60 до 120 штук в месяц:

«Практически гомогенный и цементованный корпуса равноценны. Гомогенная 13 мм броня от бронебойной пули с 50 м не дает сквозного пробития, разница заключается лишь в том, что в цементованной броне бронебойная пуля делает углубление 3-4 мм, а в гомогенной - 10-11 мм, причем деформация в некоторых случаях может выходить на тыльную поверхность (сдвиги, надрывы и другие поражения, характеризуемые как безопасные). Пуля из пулемета ДК по нормали пробивает оба типа брони с 600 метров, но под углом 35-40 градусов оба типа держат ДУ с 50 метров».

М. Коломиец - Танки-смертники Великой Отечественной Т-30 Т-60 Т-70



Другие новости и статьи

« Надувные технологии

Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 2) »

Запись создана: Суббота, 28 Август 2010 в 10:20 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки: , , ,



Новгородские мастера. Работаем по типовым проектам.
master-domostroy.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы