18 Сентябрь 2018

Право граждан, уволенных с военной службы на «смешанную пенсию»

oboznik.ru - Кто относится к нетрудоспособным членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение пенсии по потере кормильца в случае его гибели (смерти)?

Как известно, действующим военно-пенсионным законодательством установлены два различных основания назначения пенсии за выслугу лет:
Во-первых, право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I имеют лица, на которых распространяется действие указанного закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 и более лет, в том числе в льготном исчислении. Размер данной пенсии составляет в рассматриваемом случае 50% от суммы денежного довольствия военнослужащего, а за каждый год выслуги свыше 20 лет выплачивается 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет может быть назначена указанным лицам, уволенным со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе (45 лет), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в Государственной противопожарной службе, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Размер данной пенсии составляет за общий трудовой стаж 25 лет - 50% от суммы денежного довольствия военнослужащего, а за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент суммы денежного довольствия. Данный вид пенсии военнослужащие называют "смешанной пенсией"*(71).

Напомним читателям журнала о том, что выплата пенсии по любому из указанных оснований производится только после увольнения с военной и приравненной к ней службы. Если в первом основании при назначении пенсии за выслугу лет необходимо наличие только двух одновременных условий:
- факта увольнения с военной службы;
- наличие на день исключения из списков воинской части выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более.
Если при назначении пенсии по первому основанию спорных вопросов, как правило, не возникает, так как единственным условием назначения пенсии является наличие 20 лет выслуги в случае увольнения с военной службы, то при назначении пенсии по второму основанию есть несколько моментов, требующих дополнительного разъяснения.
По второму основанию, как справедливо отмечает профессор В.М. Корякин "законодатель установил более строгие условия назначения пенсии". Для приобретения права на пенсию за выслугу лет гражданин должен отвечать одновременно трем условиям:
увольнение с военной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;
достижение на день увольнения возраста 45-лет;
наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной службы, право на пенсию за выслугу лет.
В практике пенсионного обеспечения бывших военнослужащих часто возникают вопросы о праве на пенсию за выслугу лет граждан, у которых соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступает после их увольнения со службы (например, на момент их увольнения по организационно-штатным мероприятиям военнослужащий, имеющий общий трудовой стаж 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, не достиг 45-летнего возраста). Нередко указанные граждане при достижении указанного возраста обращаются в военные комиссариаты за назначением им пенсии. Однако законных оснований для назначения таким гражданам пенсии за выслугу лет не имеется*(72).

В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договора (соглашениями). Во исполнение положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Правительством Российской Федерации принято постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации". Пунктом 1 данного постановления предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются, в том числе военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.) и от 15 мая 1992 г. "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.). Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашением от 13 марта 1992 г. предусмотрено сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переселении пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением (ст. 7). При этом в ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. также предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. Из приведенных нормативных положений, а также положений международных соглашений следует, что право на пенсию за выслугу лет на территории Российской Федерации имеют лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба. При этом пенсионное обеспечение военнослужащих в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований государств - участников Соглашений осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, в том числе и при переселении пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения.

Так, например, Ф. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Ростовской области о возложении обязанности продлить выплату пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации начиная с 1 января 2014 г. В обоснование исковых требований Филатова Е.Н. указала на то, что является гражданином Российской Федерации, до января 2013 года проживала на территории Республики Казахстан. 1 января 2006 г. Центром обеспечения Министерства обороны Республики Казахстан ей была назначена пенсия за выслугу лет по неполному стажу в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 61 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" в связи с прохождением военной службы. По причине переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию она обратилась в военный комиссариат Ростовской области с заявлением о продлении выплаты пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации. Данное заявление было удовлетворено, и с 1 марта 2013 г. выплата ей пенсии продлена в полном объеме. Однако распоряжением начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области от 19 декабря 2013 г. выплата пенсии прекращена с 1 января 2014 г. в связи с тем, что в нарушение положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" она не достигла возраста 45 лет на момент увольнения с военной службы для возникновения права на получение пенсии за выслугу лет. Полагала, что действия ответчика по прекращению выплаты пенсии являются незаконными, поскольку международными соглашениями предусмотрено право военнослужащих, уволенных с военной службы на территории другого государства, получать аналогичную пенсию, которая была назначена в другом государстве, в данном случае в Республике Казахстан, тем самым прекращение выплаты пенсии нарушило ее право, как гражданина Российской Федерации на полное пенсионное обеспечение. Просила признать за ней право на возобновление выплаты пенсии за выслугу лет с 1 января 2014 г., возложить на ответчика обязанность произвести начисление и выплату пенсии. Представитель ответчика иск не признал. Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 марта 2014 г. иск удовлетворен. На военный комиссариат Ростовской области возложена обязанность назначить Филатовой Е.Н. пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации начиная с 1 января 2014 г. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 мая 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской рассмотрев в открытом судебном заседании 2 февраля 2015 г. гражданское дело N 41-КГ14-36 по иску Ф. к военному комиссариату Ростовской области, установила следующее: Как следует из установленных судом обстоятельств дела, Ф. на момент увольнения из вооруженных сил Республики Казахстан не достигла возраста 45 лет, как одного из необходимых условий для назначения пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации при переселении ее на постоянное жительство в Российскую Федерацию. Ей была назначена пенсия Министерством обороны Республики Казахстан по неполному стажу. Поскольку пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в составе Вооруженных Сил государств участников Содружества осуществляется на территории Российской Федерации в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, то у Филатовой Е.Н. при переселении на постоянное жительство в Российскую Федерацию не возникло право на назначение и выплату пенсии за выслугу лет. При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права при установлении наличия у Филатовой Е.Н. права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации. С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов военного комиссариата Ростовской области, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений. Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ф., не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила: решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 мая 2014 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ф. к военному комиссариату Ростовской области о возложении обязанности продлить выплату пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации начиная с 1 января 2014 г. отказать*(73).
Пенсии, назначенные в соответствии с Законом N 4468-I, являются одним из видов государственных пенсий.

Вместе с тем, правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий, имеют существенные отличия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы.
Для назначения пенсии в соответствии с Законом N 4468-I ст. 18 указанного Закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы. Так, Экономический Суд*(74), изучив действующее законодательство государств - участников СНГ, пришел к выводу, что при назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 г. пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 г. Что же касается порядка исчисления выслуги лет, определенного ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 г., то Экономический Суд посчитал, что она должна применяться к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 г., в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) действие данного Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договора (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей вышеуказанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Согласно п. "б" ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также членов их семей.

Следовательно, если гражданин состоял, например, на службе в органах военизированной пожарной охраны Министерства внутренних дел Киргизской ССР, а после провозглашения государственного суверенитета Республики Кыргызстан 15 декабря 1990 г. проходил службу в Министерстве чрезвычайных ситуаций Республики Кыргызстан, которому передали противопожарную службу, и впоследствии был уволен 5 августа 2008 г. в запас, переехав при этом на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, то он имеет право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так и поступили с гр. Р. в военном комиссариате Волгоградской области, когда он вставал на воинский учет как числящийся в запасе, передав при этом его пенсионное дело в Центр пенсионного обслуживания, непосредственно подчиненный Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области. Однако гр. Р. получил отказ в назначении ему пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, отказ был мотивирован отсутствием правовых оснований для соответствующих выплат, в том числе и назначения пенсии за выслугу лет, поскольку подразделение, в котором проходил службу гр. Р., имело воинский статус и не входило в систему органов внутренних дел, а также отсутствием на сегодняшний день межгосударственного соглашения о порядке пенсионного обеспечения сотрудников МЧС. Суд первой инстанции, куда обратился гр. Р. за защитой своих нарушенных прав на пенсионное обеспечение, удовлетворяя исковые требования, основывался на нормах межгосударственных соглашений "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. и "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ" от 24 декабря 1993 г., ратифицированных, в частности, Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, а также на положениях Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и пришел к выводу о том, что гр. Р. имеет право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств и по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, представители Главного управления внутренних дел по Волгоградской области, в ведении которого находится Центр пенсионного обслуживания, обжаловали данное судебное решение кассационным порядком на тот момент времени. Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении иска гр. Р., указав при этом на то, что правовых оснований для признания за гр. Р. права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не имеется, поскольку такое право у него возникло и пенсия ему была назначена по прежнему месту жительства в Кыргызской Республике.

С таким выводом суда кассационной инстанции не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, которая в определении от 6 июля 2012 г. по гражданскому делу N 16-ВПР12-11 указала на то, что суд кассационной инстанции пришел к вышеприведенному выводу, основанному на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующего возникшие правоотношения, поскольку гр. Р. до переезда в Российскую Федерацию являлся получателем пенсионного обеспечения за выслугу лет и при переезде приобрел соответствующее право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. Иное толкование вышеназванных норм международного Соглашения ограничивало бы права граждан Российской Федерации на получение пенсионного обеспечения в случаях и размерах, определенных действующим законодательством.
Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев 6 июля 2012 г. гражданское дело N 16-ВПР12-11, отменила определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2011 г. и оставила в силе решение суда первой инстанции в части признания права гр. Р. на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии с ч. 3 статьи 18 Закона N 4468-I, входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Как видно из ч. 1 п. 2 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Вторая часть указанного пункта устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел необходимо засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что действующим военно-пенсионным законодательством действительно предусмотрена возможность включения в выслугу лет времени обучения в гражданском высшем учебном заведении либо в средних специальных образовательных учреждениях в соответствующих пределах расчета, но только при назначении пенсии по п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации N 4468-I, а при назначении пенсии по п. "б" ст. 13 Закона N 4468-I, т.е. по смешанному стажу, период обучения в гражданском высшем учебном заведении либо в средних специальных образовательных учреждениях не подлежит включению в стаж военной службы. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда, рассмотрев 4 декабря 2012 г. в открытом судебном заседании дело N 33-3670/2012 по апелляционной жалобе гр. С. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 31 августа 2012 года, по которому было постановлено: в удовлетворении иска гр. С. к военному комиссариату Ульяновской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет, компенсации морального вреда отказать полностью, установила, что при назначении пенсии по смешанному стажу период обучения в гражданском высшем учебном заведении не подлежит включению в стаж военной службы или службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. С учетом того, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется*(75).

А как быть в том случае, если гражданин одной из стран СНГ, например Республики Армении, получал военную пенсию за выслугу лет, а затем в связи с принятием гражданства Российской Федерации и выездом на территорию Российской Федерации на постоянное место своего жительства выплата ему военной пенсии за выслугу лет была прекращена по линии Министерства обороны Республики Армении?
Анализируя действующее в настоящее время законодательство в данной области, приходим к следующему "поверхностному" выводу:
Государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в которое входят Республика Армения и Российская Федерация, в сфере пенсионного обеспечения граждан и военнослужащих заключены следующие международные договоры:
1) Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 г.;
2) Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 3 марта 1992 г.;
3) Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - Участников СНГ от 15 мая 1992 г.
Указанные соглашения приняты на основе ст.ст. 30, 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. и устанавливают социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а в качестве основополагающего принципа предусматривают сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР, и недопустимость их одностороннего ограничения. Государствам - участникам СНГ предоставлено право принимать меры, направленные на усиление социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, указанной категории граждан. Соблюдение государствами - участниками СНГ принципа сохранения уровня ранее предоставленных прав и льгот в области пенсионного обеспечения обеспечивает реализацию права на получение пенсии за выслугу лет, возникшего в одном государстве - участнике Соглашения от 15 мая 1992 г., при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего на постоянное место жительства в любое из государств - участников данного Соглашения. Данное толкование действующих норм международного права дано в решении Экономического суда СНГ от 6 февраля 2009 г. N 01-1/2-08. На основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд применяет правила международного договора. В связи с изложенным на первый, "поверхностный", взгляд, кажется, что за гражданами Российской Федерации, уволенными с военной службы из вооруженных сил государств - участников СНГ и по законодательству этих государств имеющими право на получение военной пенсии за выслугу лет, сохраняется такое же право на выплату пенсии за выслугу лет и на территории Российской Федерации. Однако это верно только в том случае, если указанные граждане имеют выслугу лет, установленную российским законодательством, сохранившим уровень прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством СССР.

Показательным примером в данном случае может служить определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в котором было указано на следующие обстоятельства гражданского дела:
Судом было установлено, что с 1 июня 1993 г. по 4 апреля 2002 г. гр. А. проходила военную службу в … войсковой части … инспектором по личному составу в звании старшего прапорщика в г. … Республики …
С 4 апреля 2002 г. гр. А. была назначена военная пенсия за выслугу лет, которую она получала до 1 марта 2007 г., когда выплата пенсии Республикой Арменией истице была прекращена в связи с тем, что гр. А. приняла гражданство Российской Федерации. С указанной даты в Российской Федерации истица является получателем пенсии по инвалидности.
После прекращения выплаты пенсии Республикой Арменией гр. А. обратилась в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, однако ей в этом было отказано ввиду недостаточного стажа военной службы для назначения такого вида пенсионного обеспечения по законодательству Российской Федерации - 8 лет 10 месяцев 3 дня вместо требуемых 20 лет (либо 12 лет 6 месяцев при увольнении с военной службы по отдельным основаниям).

Принимая решение о признании данного отказа незаконным и назначении гр. А. пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации с момента обращения, суд сослался на толкование ст. 7 Соглашения о гарантиях граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., данное в решении Экономического суда СНГ N 01-1/2-08 (г. Минск, 6 февраля 2009 г.).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 27 января 2012 г. N 37-в11-7 отменяя решения суда первой и второй инстанций, указала на то, что судебными органами было установлено, что в Республике Армении гр. А. была назначена военная пенсия за выслугу лет, которую она получала с апреля 2002 г. по март 2007 г., при наличии у нее продолжительности военной службы 8 лет 10 месяцев 3 дня. Данным обстоятельствам в судебном решении правовая оценка не дана.
В материалах дела отсутствуют документы и ссылки на нормы права, свидетельствующие о порядке и механизме назначения истице пенсии в Республике Армении, не установлены данные, согласно которым национальным законодательством Республики Армении установлен более льготный либо иной порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, чем предусмотренный для военнослужащих законодательством бывшего Союза ССР.

На наш взгляд необходимо особо отметить то обстоятельство, что суды первой и второй инстанций, удовлетворяя требования истицы гр. А., даже не задумались о том, что граждане, уволенные с военной службы, по действующему российскому законодательству имеют право на смешанную военную пенсию только при наличии определенных в совокупности условий, одним из которых является наличие выслуги лет военной службы не менее 12,5 лет*(76).

Анализируя действующее законодательство на территории Российской Федерации, можно прийти к следующему выводу.
В силу ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора.

В соответствии со ст. 32 Устава Содружества Независимых Государств, принятого в г. Минске 22 января 1993 г., Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества. К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов. Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. Экономический суд осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением о статусе Экономического суда и Положением о нем, утверждаемым Советом глав государств. Российская Федерация в числе других государств - членов СНГ, ратифицировав Устав СНГ Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4799-I, вступившим в силу для Российской Федерации 20 июля 1993 г., и Соглашение о статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств, делегировала Экономическому суду право официального толкования, носящего обязательный характер. Таким образом, толкование применения ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., данное в решении Экономического суда СНГ N 011/2-08 (Минск, 6 февраля 2009 г.), имеет обязательный для Российской Федерации характер. Из решения Экономического суда СНГ N 01-1/2-08 следует, что в соответствии со ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. (указанное Соглашение подписано Россией и Арменией) пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Экономический суд СНГ отмечает, что в данной норме закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства. В ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., кроме того, предусмотрено: "при этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР". Таким образом, в указанной норме, наряду с принципом территориальности, зафиксировано требование, предъявляемое международным договором к правовым актам национального законодательства, - сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР. Экономический суд СНГ, исходя из положений ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., в решении полагает, что для оценки уровня пенсионного обеспечения военнослужащих имеет значение качественное состояние их прав в сфере пенсионного обеспечения, для определения которого необходимо принимать во внимание условия, нормы и порядок назначения пенсии, установленные национальным законодательством. В связи с этим выслуга лет, будучи условием назначения пенсии военнослужащим во всех государствах-участниках, является одной из составляющих уровня их пенсионного обеспечения. С учетом принципа сохранения уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством бывшего Союза ССР, условия назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренные национальным законодательством, не должны ухудшать правовое положение этой категории граждан по сравнению с условиями, установленными Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" от 28 апреля 1990 г. N 1467-I. Статья 13 Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" от 28 апреля 1990 г. N 1467-I, действовавшего до 1 февраля 1993 г., предусматривала, что право на пенсию за выслугу лет имели:
а) лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе или на службе в органах внутренних дел 20 лет и более;
б) лица офицерского состава и лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел, уволенные со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья и достигшие на день увольнения 50-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел.
Таким образом, по вышеуказанному Закону СССР у гр. А отсутствовало бы право на пенсию за выслугу лет, так как необходимым условием ее назначения для старшего прапорщика являлся стаж военной службы не менее 20 лет либо не менее 12 лет 6 месяцев (при общем трудовом стаже 25 календарных лет и более).
К такому же выводу пришел и суд первой инстанции при новом рассмотрении гражданского дела с учетом позиции кассационного суда, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 37-В11-7, указав при этом на то, что право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной гр. А. как бывшей военнослужащей Республики Армении, не сохраняется в России как в государстве, избранном в качестве ее постоянного места жительства. Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, вступившем в законную силу, "истица является получателем трудовой пенсии на основании положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и до изменения указанных обстоятельств права на одновременное получение пенсии по различным основаниям не имеет"*(77).
На основании вышеизложенного, мы приходим также к следующим основным выводам:
Во-первых, в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службы.

Во-вторых, размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.
В-третьих, если же государство, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту избранного жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление, при этом, если выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях, по месту прохождения военной службы в одном из государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года военнослужащему, уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник, перерасчету по новому месту жительства не подлежит*(78).
В-четвертых, при назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 г. пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 г.;
В-пятых, за гражданами Российской Федерации, уволенными с военной службы из вооруженных сил государств - участников СНГ и по законодательству этих государств имеющими право на получение военной пенсии за выслугу лет, сохраняется такое же право на выплату пенсии за выслугу лет и на территории Российской Федерации, при условии, если указанные граждане имеют выслугу лет, установленную российским законодательством, сохранившим уровень прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством СССР;
В-шестых, для приобретения права на так называемую "смешанную пенсию" за выслугу лет в РФ гражданин, в том числе уволенный с военной службы из Вооруженных Сил государств-участников стран СНГ, прибывший на территорию РФ для постоянного проживания, должен отвечать одновременно трем условиям:
увольнение с военной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;
достижение на день увольнения возраста 45 лет;
наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной службы, право на пенсию за выслугу лет.

 

Ефремов А.В.

Другие новости и статьи

« Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания личности

История Белгородчины: древнейшее прошлое края »

Запись создана: Вторник, 18 Сентябрь 2018 в 10:38 и находится в рубриках Новости, Финансовое.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика