Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 2)



Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 2)

oboznik.ru - Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 2)

14 июля 1941 года прошло совещание с участием представителей ГАБТУ КА, заводов № 37 и имени Орджоникидзе, на котором рассматривался вопрос о переходе на гомогенную броню при производстве корпусов Т-40.

Предлагалось два варианта: с сохранением плавучести танка и без сохранения. В первом случае до 13 мм увеличивалась толщина нижнего переднего листа и верхних наклонных бортовых листов корпуса, а также башни. Во втором до 15 мм утолщались нижний передний, лобовой и бортовые листы корпуса и башня, а до 13 мм — листы кормы. При этом отмечалось, что «увеличение веса танка по корпусу и башне в этом случае составит 360 кг, что, кроме потери плавучести, снизит динамические качества танка (предельный самоподъем с 34 до 30 градусов, максимальную скорость с 45 до 42 километров в час, увеличит время и путь разгона и снизит проходимость за счет увеличения удельного давления».

В результате совещание склонилось к первому варианту, причем военные по инициативе начальника 3-го отдела БТУ военинженера 1-го ранга Афонина предложили отказаться от плава - по их мнению, за счет демонтажа водоходного оборудования конструкция Т-40 упрощалась, что позволяло увеличить выпуск танков.

Начальник ГАБТУ КА Я. Федоренко вышел с такой инициативой в Государственный Комитет Обороны, и уже 17 июля 1941 года было подписано постановление ГКО № 179 ее «О выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша», в котором говорилось:

«1. Разрешить Народному комиссариату среднего машиностроения (завод № 37) выпускать на базе танка-амфибии Т-40 сухопутный танк Т-60 в тех же габаритах, с тем же вооружением, что у танка Т-40. Разрешить в связи с утолщением брони корпус танка изготавливать из гомогенной брони, равнопрочной по пулестойкости.

2. …В связи с этим прекратить с августа месяца на заводе № 37 производство танков-амфибий Т-40 и тягачей «Комсомолец».
Таким образом, в этом документе впервые встречается обозначение нового танка -Т-60. Появление его понятно - следующий номер за Т-40 и Т-50. Но, как видно из постановления ГКО, это фактически сухопутный вариант танка Т-40 с гомогенной броней.

Через день, 19 июля, на заводе № 37 прошло совещание по рассмотрению упрощений в конструкции танка Т-60 и определению толщин брони для этой машины. Помимо отмены всего водоходного оборудования (гребной винт с приводом, коробка отбора мощности, рули, трюмный насос, теплообменник), отменялась установка пола боевого отделения, моторной перегородки, фар, часть деталей переводилась с алюминия и дюраля на чугун и т.п. (всего 52 пункта).

Что касается бронекорпуса и башни, то решение было следующим:
«1. Представители Подольского ЗИО заявили, что 13-мм цементованная броня равноценна 15-мм броне гомогенной по пулестойкости. Исходя из этого, совещание установило следующие размеры броневых листов:

1. Носовой лист

15 мм

2. Бортовые листы

13 мм

3. Листы кабины водителя

20 мм

4. Люк водителя

20 мм

5. Боковые листы ниши

15 мм

6. Щеки башни

15 мм

7. Маска башни

20 мм

8. Лист над воздухопритоком

9 мм

9. Лист над бензобаком

9 мм

10. Обечайки башни

15 мм

11. Листы воздухопритока

13 мм

12. Лист коробки жалюзи задний

13 мм

13. Лист коробки жалюзи боковой

9 мм


и обеспечить поставку их по следующему графику. Заводу № 37:

Завод-поставщик

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Подольский завод НКНП

25

250

575

650

650

650

Коломенский завод НКТМ

-

25

100

200

250

250

Заводу ХТЗ:

Завод-поставщик

VIII

IX

X

XI

XII

Красный котельщик НКТМ

50

400

650

650

650

Ворошиловгр адский завод НКТМ

50

200

300

350

350

2. В целях использования задела цементованных бронедеталей танка Т-40 на Подольском ЗИО по действующим чертежам и техусловиям на броню по состоянию на 19.7.41 г. совещание считает возможным допустить постановку на один и тот же корпус гомогенных и цементованных бронедеталей на 100 комплектов…

По использовании задела 100 комплектов Подольский ЗИО переходит на производство танков Т-60 с броней согласно разделу первому настоящего протокола, без ниши для гребного винта».

Таким образом, из этого документа следует, что танк Т-60 имел такой же корпус, как и у Т-40, но с утолщенной броней и без ниши для гребного винта.
20 июля 1941 года появляется постановление ГКО № 222 ее, в котором говорилось:
«1. Обязать НКСМ т. Малышева организовать на заводах № 37, ХТЗ и ГАЗ в 3 и 4 кварталах с.г. производство 10 тыс. танков Т-60, по техническим условиям, утвержденным ГКО-179сс от 17 июля 1941 года, по следующему графику:

Заводу ГАЗ:

Завод-поставщик

VIII

IX

X

XI

XII

Выксунский завод ДРО НКСС

50

75

200

250

250

Муромский завод
нкпс

25

200

300

400

400

Ново-Краматорский завод НКТМ

25

75

175

350

350

2. Обязать Наркомнефть - т. Седина, НКСМ - т. Казакова, НКПС - т. Кагановича, НКЧМ - т. Тевосяна и НКСП - т. Носенко организовать производство бронекорпу-сов и башен танков Т-60 для заводов НКСМ

3. Обязать НКЧМ - т. Тевосяна и НАСП -т. Носенко прокатать и поставить заводам: Подольскому, Таганрогскому «Красный котельщик», Выксунскому ДРО, Муромскому паровозоремонтному, Коломенскому, Во-рошиловградскому и Ново-Краматорскому 20000 тонн бронелиста марки «ИЗ» в сроки, обеспечивающие выполнение установленного графика подачи бронекорпусов.
НКЧМ доставляет 15000 тонн и НКСП -5000 тонн бронелиста…»

Завод-изготовитель

VIII

IX

X

XI

XII

Завод № 37

200

650

850

900

900

Завод ХТЗ

50

500

950

1000

1000

Завод ГАЗ

50

300

650

1000

1000

Всего

300

1450

2450

2900

2900

Для обеспечения такого объема выпуска танков требовалось прежде всего обеспечить все задействованные предприятия необходимой конструкторской и технологической документацией. При этом встал вопрос о выпуске бронекорпусов, так как корпус Т-40 имел довольно сложную форму и для его сборки требовалось значительное количество специальных приспособлений и квалифицированных рабочих. Естественно, ни одно из указанных в постановлении ГКО предприятий не имело опыта изготовления бронекорпусов, и освоение новой сложной продукции, каковым был корпус Т-40, требовало много времени. Для того чтобы выйти из создавшегося положения, по распоряжению ГАБТУ КА в конструкторском бюро завода № 37 совместно с инженерами завода имени Орджоникидзе в кратчайшие сроки спроектировали фактически новый танк, корпус которого по сравнению с Т-40 был значительно проще и требовал меньше времени на освоение и производство.

В своих воспоминаниях, опубликованных в журнале «За рулем», главный конструктор завода № 37 Н. Астров об этом писал так:
«В этой сложной обстановке я замыслил переделать Т-40 в сухопутный танк уменьшенного габарита, но с усиленной броней (по просьбам военных ее приходилось дополнительно экранировать) и пушечным вооружением. Почти тайком от дирекции, находившейся в состоянии шока от выдвинутой заводу задачи (речь идет об освоении производства танка Т-50, о чем говорилось выше. -Прим. автора), мы за две с половиной недели начертили и выполнили в металле первый образец танка, названного Т-60. Он весил 6,4 тонны, имел удачный наклон лобовой брони и башню тоже из наклонных листов толщиной 35 мм. Вооружили его скорострельной (800 выстрелов в минуту) 20-миллиметровой авиационной пушкой ШВАК. Затем я сумел уговорить ее конструктора Б. Шпитального, человека довольно вельможного, разработать танковый вариант ТНШ-20.

По сравнению с Т-40 новый танк, что называется, смотрелся хорошо. Тогда мы с В. Окуневым, старшим военпредом на заводе, в августе 1941-го обратились с письмом к Сталину. Переданное в ЦК поздно вечером, оно было прочитано в ту же ночь, а на следующий день по поручению Сталина машину осмотрел нарком танковой промышленности В. Малышев. Он одобрил нашу инициативу и доложил. Еще через день или два Вячеслав Александрович приехал к нам уже с проектом постановления о принятии Т-60 на вооружение. Согласовал со мной сроки доработки конструкции в направлении возможного упрощения и выдачи чертежей трем головным заводам, указанным в проекте постановления: харьковскому тракторному (ХТЗ), горьковскому автомобильному (ГАЗ), московскому танковому».

М. Коломиец - Танки-смертники Великой Отечественной Т-30 Т-60 Т-70

См. также:

Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 1)



Другие новости и статьи

« Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 1)

Операция «Свеча зажигания» »

Запись создана: Суббота, 28 Август 2010 в 10:53 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы