История создания танка Т-60 (часть 2)



История создания танка Т-60 (часть 2)

oboznik.ru - История создания танка Т-60 (часть 2)

Танк Т-60 завода № 37 в документах предприятия получил обозначение 030 (или изделие 030). Видимо, это стало причиной еще одного индекса легких танков - Т-30. Первоначально так именовалась машина с корпусом по типу Т-40 из гомогенной брони толщиной 15 - 20 мм, позже этот индекс перенесли на танки Т-40 без водоходного оборудования.

Впервые такое обозначение встречается в документах в конце июля 1941 года. Из-за того, что поставки броневого листа на завод имени Орджоникидзе в июле — августе шли с перебоями, последний не смог быстро наладить выпуск корпусов с увеличенной толщиной брони.

Например, в докладной записке от 16 августа 1941 года говорилось:
«Подольский завод, согласно заявлению работников завода в Госконтроле, может обеспечить максимум 100-120 штук старых неизменных корпусов Т-40 и 10-15 штук корпусов танка 030 (сухопутный образец). Основным препятствием в развертывании производства новых корпусов является отсутствие брони, за исключением небольшой партии 20-мм брони, поступившей на Подольский завод. Поставщики брони обещают дать броню не ранее 22—24 августа».

По сводке военпреда за июль 1941 года на заводе № 37 было принято 52 танка Т-40, из них 27 линейных и 25 радийных. При этом часть машин уже не имела водоходного оборудования, так как они именовались «танки Т-40 (сухопутный вариант)».

В августе выпуск возрос почти в два раза: было принято 90 Т-40, причем часть из них еще имела водоходное оборудование. Такое увеличение производства было достигнуто за счет прекращения изготовления в августе тягачей «Комсомолец». Кстати, в документах по отгрузке танков с завода № 37 первый раз Т-30 упоминаются 30 августа — речь идет о машинах с заводскими номерами № 13766, 13767, 13769, 13770, 13771, 13772, 13773, 13774- в конце августа с подольского завода началось поступление корпусов из 15-20 мм брони и без кормовой ниши. Еще три машины приняты 31 августа.

В сводке за сентябрь 1941 года, подписанной военпредом на заводе № 37 Окуневым, фигурируют уже танки Т-30 — в течение месяца было принято 200 таких машин, из них 3 учебных (имели трещины в корпусах) и 7 без башен, отправленных на завод «Компрессор» для монтажа направляющих реактивных установок М-8.

В августе 1941 года к производству корпусов для этой машины подключился Коломенский машиностроительный завод имени Куйбышева. Документацию и необходимую помощь оказал этому предприятию завод имени Орджоникидзе. Между тем на последнем выпуск корпусов шел с большим напряжением. Так, 22 сентября 1941 года военпред завода писал в ГАБТУ КА:
«Докладываю о состоянии производства по изготовлению бронекорпусов Т-60 (Т-40) на 21.9.41 г.

Всего за 20 дней изготовлен 131 корпус. По графику, утвержденному зам. Председателя Совнаркома т. Малышевым, завод должен был с 16.09 по 1.10 изготовить 290 шт. Из них с 16.09 по 20.09 включительно должен был изготовить 69 корпусов, фактически изготовлено 46, недодел по графику 23.

Основная причина недодела - нехватка квалифицированных рабочих и некоторый перебой с деталями. По указанию т. Маленкова на завод за 4 дня прислано около 1200 рабочих, в основной массе не имеющих квалификации. Сварочный цех за 4 дня — с 15 по 19.09 — вырос по количеству рабочих на 225 человек. Прибывшие рабочие находятся в стадии обучения и поэтому не могут некоторое время влиять на выпуск корпусов. Большую помощь вновь прибывшие рабочие оказывают уже сейчас в заготовительном цеху, где ощущается сильный недостаток в подобных рабочих. Часть прибывших расставлена по агрегатам.

Частично еще сборочный цех имеет прорыв по отдельным деталям, исключительно по вине неоперативности производственного отдела. 21 сентября заготовительный цех закончил резку 400 комплектов по Т-60 (речь идет о Т-30. Прим. автора) и приступил к резке на новую конструкцию машины Т-60М (упрощенную). Задание на 40 комплектов деталей (ежедневное) выполнено не по всем наименованиям, так как новая конструкция машины имеет часть номеров деталей, аналогичных Т-60, в силу чего некоторое время будет путаница».

Кстати, путаница была не только на заводе имени Орджоникидзе. Из-за эвакуации предприятий и перегрузке Московского железнодорожного узла не всегда оперативно доставлялись корпуса из Коломны в Москву, на завод № 37. Например, с 12 по 20 сентября было отправлено 20 корпусов, из них к 25 сентября прибыло только 4, остальные застряли на станции. Понадобилось вмешательство ГАБТУ КА, чтобы корпуса в Москву прибывали в день их отгрузки из Коломны.

Подводя итог всему вышесказанному, постараемся поставить окончательную точку в путанице обозначений легких танков. Итак, Т-30 (заводское обозначение 030) — сухопутный вариант Т-40 с корпусом из гомогенной брони толщиной 15—20 мм реально начал производиться с последних чисел августа 1941 года.

М. Коломиец - Танки-смертники Великой Отечественной Т-30 Т-60 Т-70

См. также

Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 1)

Легкий плавающий танк Т-40: история создания (часть 2)

История создания танка Т-60 (часть 1)

 



Другие новости и статьи

« Операция «Свеча зажигания»

«Категорически запретить военному командованию награждение легковыми и всякими другими автомашинами…» »

Запись создана: Суббота, 28 Август 2010 в 14:50 и находится в рубриках Вторая мировая война.

Метки: , , , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы