2 Июнь 2020

Роль современных медиатехнологий в изменении человека и общества

#медиа#человек#общество

Аннотация. В статье рассматривается феномен медиа с точки зрения общесоциологической парадигмы. Показана роль медиа в жизни общества и структуре коммуникации. Автор предпринимает попытку проанализировать влияние современных медиатехнологий на развитие индивида и общества.

Ключевые слова: современные медиа, медиатехнологии, трансформация общества

Медиа — очень обширное понятие, понимание которого зависит от предлагаемого контекста. В наиболее широком смысле медиа следует воспринимать в качестве особой среды, определяющей взаимоотношения индивидов между собой и окружающим миром. Медиа в таком контексте являются главным элементом любой социальной коммуникации, представляя собой как информацию, так и способы ее воспроизводства и передачи. Подобное толкование исследуемого феномена восходит к общесоциологическим теориям, отводящим медиа роль социальной универсалии, которая присуща обществу на всех стадиях его развития.

Следовательно, изучение медиа и медиатехнологий способствует более глубокому пониманию закономерностей общественного развития и принципов изменения человека как элемента социальной системы. В связи с этим возникает вопрос о взаимоотношении медиа и социальной реальности. Рассматривая феномен медиа в уровневом аспекте, можно выделить две главные плоскости существования медиа: в качестве коммуникативной среды между индивидом и окружающей его действительностью, а также между индивидом и другими индивидами. В первом случае медиа фактически определяют социальную реальность, наполняя ее готовыми, созданными ранее, смыслами и паттернами. То есть, индивид «находит» свое место в существующей «социальной матрице», обогащая ее собственными смыслами и коммуникативными практиками.

Медиа генерируют реальность на сверхиндивидуальном уровне. Человек может никогда в своей жизни не посетить Египет, но он знает, как выглядят пирамиды; потому что образ пирамид и их местонахождение для него сконструировали медиа — он, в сущности, пользуется коллективным, общепринятым, знанием. В таком случае корректно говорить о том, что медиа конструируют социальную реальность.В случае, когда речь идет о коммуникации между индивидами, медиа выполняют несколько иную роль - в большей степени прикладную, в меньшей степени смыслообразующую. Медиа выступают в качестве средства передачи информации и механизма коммуникации, а эссенциальное наполнение общения остается непосредственно за индивидами.

Так или иначе, медиа в любых своих проявлениях оказывает огромное влияние на весь социальный мир. Безусловно, воздействие современных медиатехнологий на человека и общество носит как позитивный, так и негативный характер. Исходя из конструктивистской социологической теории, можно в полной мере определить положительное и отрицательное воздействие медиатехнологий как на сознание индивида, так и на глобальные общественные процессы. Поскольку любая социальная деятельность в современном мире проистекает в символической среде, справедливым будет утверждение, что цифровые технологии не только формируют символический мир, но и детерминируют реальное социальное поведение индивидов. Современная коммуникативная система радикальным образом отличается от предшествующих исторических коммуникативных парадигм, создает множество виртуальных реальностей — полноценных аналогов «настоящей» социальной реальности.

Таким образом, материальное существование индивидов погружено в символы, образы, в «мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом» [2, с.351]. По мнению Л. Мановича [6], современное общество определяется логикой компьютерной программы. Любой контент сегодня можно получить в виде цифрового кода, что кардинальным образом меняет структуру массовой и межличностной коммуникации.

Это ведет к полному изменению социальной драматургии: люди перестают воспринимать повседневную реальность как первичную и единственно реальную. Этот тезис подтверждают Д. Дьюдни и П. Райд, которые определяют новые медиа как «радикально иную парадигму коммуникации и репрезентации» [4, p. 295]. Таким образом, современность характеризуется коммуникацией не столько людей, сколько технологий. На первый план вышли гаджеты — технические приспособления, взявшие на себя значительные социальные функции. С одной стороны, они значительно облегчили жизнь человека, но с другой — ведут к патологическому изменению социальной реальности. Гештальт одиночества и общество невроза — парадоксальные феномены, которые появились вследствие развития медиатехнологий.

С другой стороны, медиа, вбирая в себя все сообщения и все средства передачи сообщений, уникальным образом агрегируют всеобъемлющий опыт человечества. Современные медиатехнологии создают беспрецедентную в сравнении с предыдущими историческими этапами возможность получить огромному количеству людей доступ к этому опыту. Это и есть главное позитивное влияние медиатехнологий на развитие общества и человека. При анализе современного состояния медиа выделяются ряд феноменов, возникающих благодаря данным технологиям и существенно меняющим социальную реальность. Во-первых, это феномен «информационного шума».

Медиатехологии создают иллюзию увеличения объемов информации и социального знания, на самом деле увеличилось лишь количество каналов и средств передачи информации, по которым активно тиражируются многочисленные «копии». Нет реального увеличения полезной информации, есть лишь малорегулируемый поток «информационного мусора». Вследствие этого изменилось и восприятие информации: если раньше человек «охотился» за контентом, испытывая информационный «голод», то теперь контент сам пытается найти человека, находящегося в состоянии информационного насыщения. Во-вторых, это феномен «виртуализации событий». По выражению медиаконсультанта А. А. Мирошниченко, «медиа симулируют действительность» [3]. Так называемые фактоиды, ранее имевшие право на жизнь только в качестве «газетных уток», теперь выполняют функцию фактов. Понятие «фактоид» означает ложное или недостоверное утверждение, которое выдается за достоверное.

Этот термин ввел писатель Н. Мейлер в его биографии Мэрилин Монро [5]. Сегодня фактоиды выходят на первый план в медиапространстве. Люди зачастую воспринимают информацию из социальных медиа как объективную данность, даже не задумываясь о том, опирается эта информация на реальность или нет. События виртуального мира заменяют собой события мира реального. В-третьих, это феномен «бума авторства». Благодаря техническим возможностям, которые предоставляют социальные медиа, каждый человек получил возможность создавать различный контент для широкой аудитории. Сегодня единовременный доступ к авторству имеют почти два с половиной миллиарда человек, у которых есть доступ к интернету.

Конечно, это потенциальные авторы, но техническая возможность вещать за пределы своего круга знакомых у них есть. За предыдущие шесть тысяч лет авторов контента насчитывается в пределах трехсот миллионов человек. «Авторский взрыв» привел как к положительным последствиям (функция самоактуализации), так и к негативным (феномен «информационного шума»).Таким образом, можно констатировать тотальное воздействие современных медиатехнологий не только на структуру коммуникации, но и на социальный мир в целом. Это влияние невозможно рассматривать исключительно в негативном либо позитивном контексте — масштаб феномена на данном историческом этапе не позволяет дать ему какую-либо оценку, а лишь констатировать его всеобъемлющий характер и меняющий повседневную жизнь.

Литература

1.Болховский А. В. Медиатехнологии как средство социального воздействия// аучные проблемы гуманитарных исследований.- 2010.- №10.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М., 2000. — 608 c.

3.Мирошниченко А. А. Во что вовлекают человека новые медиа? // Slon.ru. 2014. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slon.ru /calendar/ event/1092196/?page =3#pager

4.Dewdney A., Ride P. The New Media Handbook.- London: Routledge, 2006.-352p.

5. Mailer N. Marilyn: A Biography.-New York: Grosset & Dunlap, 1973.- 270 p.

6. Manovich L. The Language of New Media.- Cambridge: The MIT Press, 2002.-400 p.

Р.А. Дукин, МГУим. Н.П. Огарева, Саранск

Другие новости и статьи

« Влияние СМИ на формирование семейных ценностей у современной молодежи

Полагается ли военным пенсионерам страховая пенсия по старости в дополнение к военной? »

Запись создана: Вторник, 2 Июнь 2020 в 0:07 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика