2 Июнь 2020

Из чего складывается наша будущая пенсия

oboznik.ru - Военнослужащие, желающие получать страховую часть трудовой пенсии должны позаботиться об этом заранее
#пенсия#пенсии#право

"А x В + С = ?" - именно так выглядит новая пенсионная формула, по которой вот уже второй год производится назначение страховой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2015 года, в целом сохранил существовавшую до этого модель правового регулирования пенсий по старости в форме обязательного пенсионного страхования. Однако в самой пенсионной формуле появились новые составляющие. Главное отличие новой пенсионной формулы от прежней в том, что пенсионные права каждого гражданина за каждый год переводятся в индивидуальные пенсионные коэффициенты - баллы. А вот в рубли накопленные баллы будут переводиться при назначении пенсии.

О чем нужно знать сегодня, для того чтобы рассчитывать на достойную пенсию, на какие вопросы, касающиеся порядка назначения новых пенсий, следует обратить особое внимание, как посчитать количество пенсионных баллов, которые человек "зарабатывает" за год - на эти и другие вопросы попробуем ответить в данной статье.

Современное законодательство о пенсиях

Очередной виток реформирования национальной пенсионной системы завершился вступлением в силу с 1 января 2015 года новых Федеральных законов:
- от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии";
- от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3 ст. 36 Закона N 400-ФЗ) с 1 января 2015 утратил силу.
С 2015 года в России существует два вида пенсий: страховая и накопительная, а страховая пенсия включает в себя фиксированную выплату (аналог базовой части пенсии предыдущей пенсионной системы).
Законодатель, пытаясь улучшить положение российских пенсионеров, попробовал уйти от абсолютных величин и ввёл так называемую балльную систему исчисления пенсии. Пенсионные баллы начисляются работнику ежегодно. Каждый год будет определяться и стоимость балла (начальная стоимость балла на 1 января 2015 г. установлена в размере 64,1 руб.).
Итак, действующий сегодня в нашей стране порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования построен на учете пенсионных прав в пенсионных коэффициентах (баллах) исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.
В результате изменения порядка формирования и расчета пенсии с 1 января 2015 года трудовая пенсия по старости трансформировалась в две самостоятельные части - страховую пенсию и накопительную пенсию (п. 1 ст. 18 Закона N 424-ФЗ).
Установлены три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Размеры страховых пенсий лиц, которым до вступления в силу Закона N 400-ФЗ были установлены трудовые пенсии, уточнены (п. 5 ст. 35 Закона N 400-ФЗ), но их размер не снижен. Наоборот, он вырос у тех пенсионеров, которые имеют "нестраховые" периоды, в связи изменением правил учета этих периодов при назначении пенсии.
Накопительные части трудовых пенсий по старости, которые были установлены гражданам до 1 января 2015 года, с указанной даты считаются накопительными пенсиями (п. 2 ст. 18 Закона N 424-ФЗ). Таким образом, формальное отделение накопительной пенсии от страховой не изменило ее значения - как обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Виды страховой пенсии

Законом N 400-ФЗ установлены следующие виды страховой пенсии:
- страховая пенсия по старости;
- страховая пенсия по инвалидности;
- страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Лица, которые имеют право на получение страховых пенсий различных видов, должны выбрать только одну страховую пенсию (п. 1 ст. 5 Закона N 400-ФЗ). Получение сразу двух страховых пенсий не предусмотрено.
В то же время допускается одновременное получение страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ, а также накопительной пенсии.
В условиях назначения пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца существенных изменений не произошло. Поэтому будем подробно разбираться с новым порядком назначения пенсии по старости.
Изменилась не только так называемая пенсионная формула, но и существенно претерпели изменения сами условия назначения страховой пенсии по старости.
Согласно Закону "Об обязательном пенсионном страховании" страховые взносы - это обязательные индивидуально возмездные платежи, по сути, это отложенная часть заработной платы работника, страховой капитал, право на использование которого отложено до наступления страхового события.
В России с 2002 года пенсии исчисляются не из заработка, а из суммы уплаченных в ПФР страховых взносов, продолжительность стажа к расчету пенсии имеет лишь косвенное отношение. Это тип пенсионной формулы "с установленными взносами". Низкий тариф страхового взноса (16% по отношению к начисленной оплате труда) в совокупности с невысоким пределом страхуемого заработка не позволяют обеспечить коэффициент замещения на уровне 40% заработка типового получателя. Для повышения уровня пенсионного обеспечения необходимо было либо увеличивать тариф страхового взноса, либо менять пенсионную формулу.
Выбор российского правительства (впрочем, вполне предсказуемый) был сделан в пользу новой пенсионной формулы. Это так называемая "балльная" формула, основу которой по-прежнему составляют страховые взносы, а не заработная плата.

Право на страховую пенсию по старости

Право на страховую пенсию имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (пп. 1 и 3 ст. 4 Закона N 400-ФЗ), но только при выполнении трех основных условий:
- достижение установленного законом пенсионного возраста;
- наличие страхового стажа определенной продолжительности (т.е. минимального стажа уплаты страховых взносов);
- наличие индивидуального пенсионного коэффициента, минимальный размер которого установлен законом.
Возрастной стандарт сохранился, он неизменен более 80 лет, со времени введения в нашей стране пенсий по старости. Итак, условие первое - застрахованное лицо должно достичь пенсионного возраста. Следует отметить, что повышения пенсионного возраста не произошло, он по-прежнему составляет для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет (п. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, пенсионный возраст в РФ сохраняется на прежнем, сравнительно низком, уровне, что соответствует продолжительности жизни россиян. Вместе с тем новое пенсионное законодательство вводит правила, стимулирующие более поздний выход на пенсию в целях увеличения размера страховой пенсии. При этом сохраняются нормы, позволяющие совмещать страховую пенсию с работой.
Условие второе - страховой стаж застрахованного лица не ниже минимального размера (п. 2 ст. 8 Закона N 400-ФЗ).
Ранее, до 1 января 2015 года, стажевые условия, определяющие право на пенсию по старости, были иные: по Закону СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" - 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин) для получения полной пенсии; по Закону РСФСР от 20.11.1990 они не изменились; по Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранилось лишь одно условие - наличие не менее 5 лет страхового стажа.
Следует помнить, что наличие минимального страхового стажа является условием вхождения в систему обязательного пенсионного страхования и не влияет на исчисление размера пенсии.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Для определения пенсионных прав имеют значение две группы периодов. Первую группу составляют страховые периоды, т.е. периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Вторую группу составляют периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.
Одно из существенных нововведений Закона N 400-ФЗ заключается в трехкратном повышении минимального страхового стажа, определяющего право на получение пенсии по старости. Он будет повышаться постепенно начиная с 2015 г. на один год, но все равно приведет к лишению права на пенсию по старости многих граждан, в основном из числа женщин, имеющих страховой стаж 5 лет или более, но не могущих по каким-либо причинам приобрести ко времени достижения пенсионного возраста 15-летний страховой стаж. Перспектива получить страховую пенсию у таких граждан сохраняется, но при условии приобретения ими впоследствии страхового стажа не менее 15 лет.
Итак, по старому Закону N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" страховой стаж, необходимый для права на пенсию, составлял 5 лет. Законом N 400-ФЗ предусмотрено постепенное увеличение продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости. К 2024 году в результате поэтапного увеличения продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, он достигнет 15 лет (п. 1 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Здесь следует обратить внимание на то, что необходимая продолжительность страхового стажа будет определяться на день достижения гражданином пенсионного возраста, т.е. на день, когда женщине исполнилось 55 лет, а мужчине - 60 лет (п. 2 ст. 35 Закона N 400-ФЗ).
Те граждане, страховой стаж которых к 2025 году будет менее 15 лет, будут иметь право на социальную пенсию. Однако возраст ее установления выше, чем страховой пенсии по старости (женщины - в 55 лет, мужчины - в 60 лет).
Страховой стаж для назначения пенсии определяют на основании сведений персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ. Сейчас это разд. 6 формы РСВ-1 ПФР. Иногда определяют стаж и по трудовым договорам, справкам с предыдущих мест работы, военным билетам и другим документам, показаниям свидетелей (ст. 14 Закона N 400-ФЗ).
Условие третье - индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) должен составлять не менее установленной величины (п. 3 ст. 8 Закона N 400-ФЗ).
Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлено новое условие для приобретения права на страховую пенсию по старости. Это определенное число так называемых пенсионных баллов.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - понятие абсолютно новое для российской пенсионной системы. Каждый год работодатель перечисляет за своего работника страховые взносы в Пенсионный фонд России на его будущую пенсию. Эти взносы будут пересчитываться из денег в баллы. То есть пенсионные баллы - это параметр, которым оценивается каждый календарный год трудовой деятельности гражданина с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд России и варианта пенсионного обеспечения.
Количество баллов будет зависеть от "белой" заработной платы: чем она выше, тем их больше. За год максимально можно сформировать 10 баллов (те, у кого кроме страховой формируется и накопительная пенсия, максимально за год смогут набрать не более 6,25 балла).

Таблица 1

Стаж для получения страховой пенсии

 

Год выхода на пенсию

Требуемый стаж, лет

2015

6

2016

7

2017

8

2018

9

2019

10

2020

11

2021

12

2022

13

2023

14

2024 и далее

15

В 2015 году минимальная величина ИПК, которую должен "заработать" гражданин для назначения ему страховой пенсии по старости, составит 6,6 (п. 3 ст. 35 Закона N 400-ФЗ). В дальнейшем количество баллов, необходимых для назначения страховой пенсии, будет постепенно повышаться: ежегодно увеличиваться на 2,4, пока не достигнет 30 в 2021 г. и последующие годы (табл. 2).

Таблица 2

Максимальный индивидуальный коэффициент пенсионера (баллы)

 

Год

Для работников, за которых взносы на накопительную часть пенсии не уплачиваются

Для работников, которые формируют накопительную часть пенсии

2015

7,39

4,62

2016

7,83

4,89

2017

8,26

5,16

2018

8,70

5,43

2019

9,13

5,71

2020

9,57

5,98

2021 и позже

10,00

6,25

Сможет ли работник с низким заработком или при неполной рабочей неделе приобрести нужные баллы и, следовательно, право на страховую пенсию по старости ко времени достижения пенсионного возраста? Вопрос открытый, и ответить на него возможно будет только со временем.
Таким образом, необходимо помнить, что больший пенсионный коэффициент при равной заработной плате будет у гражданина, который отказался от дальнейшего формирования накопительной пенсии. Однако этот вопрос всегда остается на усмотрение будущего пенсионера.
Итак, в расчете пенсии будет участвовать индивидуальный пенсионный коэффициент, который определяется в баллах. У каждого работника будет свое количество баллов, которое он заработает.

Индивидуальный пенсионный коэффициент после 2015 года

Расчет индивидуального пенсионного коэффициента с 1 января 2015 года осуществляется по специальной формуле. Итоговый коэффициент состоит из баллов. Количество баллов определяется за каждый отработанный год по формуле:
Количество баллов за год (индивидуальный коэффициент) = сумма страховых взносов на формирование страховой части пенсии, которую перечислил работодатель по ставке 10 или 16% (в зависимости от выбора работника) / сумма страховых взносов, которая максимально возможна к уплате по ставке 16% с предельной величины базы по страховым взносам x 10.
Рассмотрим, сколько пенсионных баллов заработал за 2015 год работник с ежемесячной зарплатой 35 000 рублей (годовая заработная плата - 420 000 рублей).

Обратите внимание! Работодатель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 22%, из них 16% - индивидуальный тариф; 6% - солидарная часть тарифа. Индивидуальная часть тарифа учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, который ведет ПФР, и формирует его пенсионные права (иными словами, право на будущую пенсию) в зависимости от выбранного лицом варианта формирования пенсионных прав: с накопительной компонентой или без нее.
Солидарная часть тарифа предназначена для формирования в масштабах страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты. Это гарантированная сумма, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере.

Если гражданин отказался от формирования накопительной пенсии:
Размер страховых взносов с годовой зарплаты по тарифу 16% составил:
420 000 x 16% = 67 200 рублей
Страховые взносы по тарифу 16% с максимальной взносооблагаемой базы*(1):
711 000 x 16% =113 760 рублей.
В итоге получаем:
67 200 / 1 13 760 = 0,59
Полученный результат умножаем на 10 (постоянная величина в формуле ИПК).
Итого, ИПК за 2015: 0,59 x 10 = 5,9 баллов.
Если гражданин продолжает формировать накопительную пенсию:
Размер страховых взносов с годовой зарплаты по тарифу 10% составил:
42 000 рублей (420 000 x 10%)
Страховые взносы по тарифу 16% с максимальной взносооблагаемой базы:
113 760 рублей (711 000 x 16%)
В итоге получаем: 42 000 / 113 760 = 0,37
Полученный результат умножаем на 10 (постоянная величина в формуле ИПК).
Итого, ИПК за 2015: 0,37 x 10 = 3,7 баллов.

Коэффициент до 2015 года

 

Для будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 года, новым пенсионным законодательством предусмотрена конвертация сформированных пенсионных прав в индивидуальные пенсионные коэффициенты в 2014 году. Конвертацию провел Пенсионный фонд России в беззаявительном порядке. База персонифицированного учета Пенсионного фонда России содержит все необходимые сведения о расчетном пенсионном капитале, стаже и заработной плате каждого участника системы обязательного пенсионного страхования, чтобы без обращения работника пересчитать его уже сформированные пенсионные права в пенсионные коэффициенты.
Для установления коэффициента до 2015 г. использована формула:
Индивидуальный коэффициент пенсионера до 2015 г. = ,
где П - страховая часть трудовой пенсии по старости на 31.12.2014, определенная по нормам Закона N 173-ФЗ (без учета фиксированного размера);
- один пенсионный коэффициент на 1 января 2015 года. (64,10 руб.);
- сумма всех коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, в котором имелись периоды, входящие в стаж наравне с трудовой деятельностью (например, периоды отпуска по уходу за ребенком);
К - коэффициент для определения страховой пенсии (например, для пенсии по старости этот коэффициент будет равняться 1);
КН - коэффициент для определения страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности (равен 1). Если же назначается пенсия по потере кормильца, этот коэффициент будет равен количеству нетрудоспособных членов семьи.
Узнать размер своего индивидуального пенсионного коэффициента каждый может, обратившись к новому электронному сервису Пенсионного фонда России "Личный кабинет застрахованного лица".

Новая формула расчета пенсии

Итак, начиная с 2015 года пенсия по старости рассчитывается по такой формуле:

Пенсия = страховая пенсия + накопительная пенсия.

Страховая пенсия

Страховая пенсия будет рассчитываться по специальной формуле:

Страховая пенсия = ФВ x КПВ + ИПК x КПВ x СПК,

где ФВ - фиксированная выплата - это гарантированная выплата, которую государство устанавливает к страховой пенсии в фиксированном размере (в 2013 г. она составляла 3 610,31 руб., в 2016 г. она составляет уже 4 558,93 руб. в месяц, а для тех, кто имеет право на более ранний выход на пенсию, и для "северных" категорий этот размер будет несколько выше);
КПВ - дополнительные коэффициенты для тех, кто пожелает выйти на пенсию позже установленного пенсионного возраста;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент пенсионера;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии*(2).
Если человек не "заработал" требуемой продолжительности стажа или суммы коэффициентов, то пенсионеру назначат социальную пенсию. Однако она устанавливается на 5 лет позднее общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин). Таким образом, социальная пенсия может назначаться женщинам в 60 лет, а мужчинам - в 65 лет.

Периоды, включаемые в страховой стаж

По общему правилу, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако в стаж для получения страховой пенсии будет засчитываться не только время работы, но и некоторые другие социально значимые периоды. Они называются "нестраховые периоды". Нестраховые периоды - термин, фактически означающий наличие у гражданина, зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица, периодов, в течение которых за него не уплачивались страховые взносы, но которые при выполнении ряда условий могут наравне с периодами трудовой деятельности быть включенными в страховой стаж, необходимый для приобретения права на трудовую пенсию. Условием включения этих периодов в страховой стаж является факт наличия предшествующих им или имевших место после них периодов осуществления трудовой деятельности.
Наличие "нестраховых" периодов может повлиять не только на право на назначение трудовой пенсии, но и на размер пенсионных выплат.
Пенсионному фонду РФ выделяются средства из федерального бюджета, направленные на возмещение расходов, связанных с выплатой пенсии в связи с зачетом данных периодов в страховой стаж. Это, в частности (ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), периоды:
- прохождения военной и другой приравненной к ней службы (в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей");
- получения пособия по временной нетрудоспособности;
- ухода одного из родителей за ребенком до полутора лет (но не более шести лет в общей сложности);
- получения пособия по безработице;
- переселения по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- участия в оплачиваемых общественных работах;
- содержания под стражей и отбывания наказания лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности;
- ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (но не более пяти лет в общей сложности).
За "нестраховые" периоды присваиваются особые баллы за полный год, если гражданин не работал. Если продолжительность "нестрахового" периода в соответствующем календарном году оказалась меньше 12 месяцев (скажем, 252 дня), то показатель корректируется на коэффициент, равный 252/360. В случае совпадения страховых и "нестраховых" периодов человек может выбрать более выгодный для него. Так, за каждый год военной службы по призыву будет начисляться 1,8 балла. Одному из родителей, ухаживающему за детьми до 1,5-летнего возраста, будет начисляться: за первого ребенка - 1,8 балла за год декретного отпуска, за второго - 3,6 балла, за третьего - 5,4 балла, за четвертого ребенка - тоже 5,4 балла. Это положение касается родителей, которые выйдут на пенсию после 1 января 2015 г.

Обратите внимание! Максимальное количество лет ухода одного из родителей за ребенком, которое может быть включено в страховой стаж, увеличено до 6 лет. До 2014 года учитывались для назначения пенсии 3 года независимо от того, сколько детей воспитывал родитель.
С 1 января 2014 года в стаж включались периоды ухода одного из родителей за ребенком до полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности. По новым правилам за так называемые нестраховые периоды начисляются пенсионные баллы: 1,8 балла - один год отпуска по уходу за первым ребенком; 3,6 балла - один год отпуска по уходу за вторым ребенком; 5,4 балла - один год отпуска по уходу за третьим и четвертым ребенком.
Если родитель в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком работает, то он имеет право выбирать, какие баллы использовать при расчете своей пенсии: за работу либо за нестраховой период.

Вариант увеличения пенсии

Законодательство допускает возможность увеличения страховой пенсии. Для этого необходимо выйти на пенсию позже установленного возраста. В таком случае к составным частям пенсии будут применяться специальные повышающие коэффициенты. (см. таблицу 3).

Таблица 3

Повышающие коэффициенты

 

Заработанный стаж без обращения за пенсией

Коэффициент увеличения фиксированного платежа

Коэффициент увеличения страховой пенсии

1

1,056

1,066

2

1,12

1,15

3

1,19

1,24

4

1,27

1,34

5

1,36

1,45

6

1,46

1,59

7

1,58

1,74

8

1,73

1,9

9

1,9

2,09

10

2,11

2,32

Так, если обратиться за страховой пенсией через 6 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата увеличится в 1,46 раза, а страховая часть - в 1,59. То есть фактически на 46% и 59% соответственно.
Однако в условиях инфляции и экономической неопределенности перспектива отложенного выхода на пенсию, по нашему мнению, не является для застрахованных лиц привлекательной. Потеря сумм пенсии даже за один год очень ощутима, а величина компенсации недостаточна.
Сохранение правил о выплате страховой пенсии по старости работающим пенсионерам в условиях инфляции сведет на нет эффективность стимулов к более позднему обращению за пенсией.
Что, в свою очередь, приведет к необходимости введения косвенных ограничений права на получение пенсии в период работы. По сути, скрытый механизм такого ограничения уже установлен Законом N 400-ФЗ. Он заключается в том, что перерасчет пенсии работающим пенсионерам через один год после ее назначения дает увеличение индивидуального пенсионного коэффициента максимум на 3 балла (за год), тогда как при обычном исчислении ИПК максимум составляет 10 баллов. Кроме того, впервые в современной российской истории обязательного пенсионного страхования в 2016 году впервые введено понятие "приостановление" индексации пенсий работающим пенсионерам (Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-Ф3 "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий".

Накопительная пенсия

Накопительная пенсия является аналогом накопительной части трудовой пенсии и так же, как и страховая пенсия, должна финансироваться за счет соответствующей части индивидуального тарифа страховых взносов в ПФР.
Следует напомнить, что до 2013 г. формирование накопительной части трудовой пенсии исходя из 6-процентного тарифа отчислений было обязательным для всех застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе.
До 31 декабря 2015 года каждому работнику необходимо было принять решение об отказе от накопительной пенсии и направлении всей суммы отчислений на формирование своей страховой пенсии; либо сделать выбор в пользу дальнейшего формирования пенсионных накоплений по тарифу 6% (в этом случае на страховую часть будут поступать страховые взносы по тарифу 10%).

Обратите внимание! Направление 6% страхового тарифа на формирование накопительной части пенсии автоматически уменьшает размер тарифа на страховую пенсию, который в этом случае составляет всего 10% вместо 16%. Этот алгоритм заложен и в новую методику расчета страховой пенсии: максимальный годовой индивидуальный пенсионный коэффициент (ИКП) для лиц, не формирующих накопительную пенсию, составляет 10 баллов, в то время как для лиц, формирующих ее, - всего 6,25 балла.

Граждане, только вступающие в трудовые отношения, имеют право выбора в течение 5 лет после начала трудовой деятельности либо до достижения возраста 23 лет. При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке. Накопительная пенсия по-прежнему будет формироваться за счет обязательных страховых взносов, уплачиваемых страхователем в пользу работника в процессе трудовой деятельности и входящих в общий тариф страхового взноса, установленный ФЗ N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Таким образом, ее формальное отделение от страховой пенсии пока не изменило ее значения - как обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Для определения накопительной пенсии применяется формула:

Накопительная часть = пенсионные накопления / ожидаемый период выплаты пенсии (в 2016 году - 234 месяцев, то есть 19,5 лет).

Личный кабинет застрахованного лица

Всю информацию, необходимую для получения представления о своих пенсионных правах, можно получить при помощи электронного сервиса Пенсионного фонда России "Личный кабинет застрахованного лица". Личный кабинет ЗЛ - это информирование граждан о сформированных пенсионных правах в режиме online.
"Личный кабинет застрахованного лица" размещен на официальном сайте ПФР - www.pfr.ru. Доступ к нему получат все пользователи, прошедшие регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (УСИА) или на сайте госуслуг.
Посредством данного сервиса каждый гражданин может узнать о количестве пенсионных баллов и длительности стажа, учтенных на его индивидуальном лицевом счете в ПФР. Сервис позволяет проверить расчет индивидуального пенсионного коэффициента на своем примере.
Для этого достаточно ввести ожидаемый размер своего ежемесячного дохода от трудовой деятельности до вычета НДФЛ. Каждый гражданин в Личном кабинете ЗЛ может получить подробную информацию о периодах своей трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных страховых взносов.
Важно иметь в виду, что все представленные в Личном кабинете сведения о пенсионных правах граждан сформированы на основе данных, которые в Пенсионный фонд России представлены работодателями.
Информацию о размере своих пенсионных накоплений также можно получить в Личном кабинете.
В личном кабинете с использованием усовершенствованной версии пенсионного калькулятора можно смоделировать размер своей будущей пенсии. Пенсионный калькулятор стал персональным - он учитывает реальные (уже сформированные) пенсионные права в пенсионных баллах и стаж. При этом пенсионный калькулятор состоит из двух блоков.
Первый - это количество пенсионных баллов, уже начисленных гражданину, и продолжительность его трудового стажа. Сюда гражданин может добавить информацию о службе в армии, отпуске по уходу за ребенком или инвалидом. Если такие периоды были в его жизни, то количество пенсионных баллов и стаж увеличатся.
Второй блок - это моделирование своего будущего. Пользователь должен указать: сколько лет он собирается работать, служить в армии и т.д., указать ожидаемую зарплату "в ценах 2015 года" и нажать на кнопку "рассчитать". Калькулятор посчитает размер пенсии из уже сформированных пенсионных прав и смоделированного будущего в "ценах 2015 года" при условии, что количество пенсионных баллов и продолжительность стажа будут достаточными для получения права на страховую пенсию.

Выводы

Итак, в основу новой пенсионной формулы положен "индивидуальный пенсионный коэффициент" (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.
Однако, как показывает опыт многократного реформирования российской пенсионной системы, как бы ни менялись правила, пенсионеры и застрахованные лица всегда остаются в проигрыше. Необходимо перестать экспериментировать и довести дело до логического конца, построив страховую пенсионную систему на самодостаточных принципах, сделав ее эффективной, прозрачной и доступной для понимания.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Предельный размер базы для обложения страховыми взносам на обязательное пенсионное страхование в 2015 году постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г." был установлен в размере 711 000 рублей.

*(2) На 1 января 2015 года стоимость одного пенсионного коэффициента составляла 64,10 руб., с 1 февраля 2016 года его стоимость повышена до 74,27 руб.

Е. Березина, заместитель начальника Управления ПФР г. Томска, к.ю.н.

Другие новости и статьи

« Врачебно-сестринских бригады флота и военного округа окажут помощь в лечении больных коронавирусом в Камчатском крае

Выплаты при увольнении: особенности расчета »

Запись создана: Вторник, 2 Июнь 2020 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика