31 Май 2020

Информационная телекоммуникационная сфера как область общественных отношений

#ИТ#ИКТ#медиа

В настоящее время деятельность и существование человека невозможно рассматривать в отрыве от технологий. Технологии позволяют кардинально менять человека и общество, что, в свою очередь, влияет и на государство. Технологии есть порождение человеческого разума, отражающие характер творчества человека, в одних случаях технологии становятся помощниками человека, в других - его врагами.
Еще в вначале XX в. известный философ Н.А. Бердяев предусмотрел те изменения в обществе, которые вносятся с развитием технологий. Так, он определил три стадии исторического развития человечества.

Первая - природно-органическая, вторая - культурная в собственном смысле и третья - технически-машинная. "Стадии эти, конечно, нельзя понимать исключительно как хронологическую последовательность, это - прежде всего разные типы". О третьей, технологической, стадии Н.А. Бердяев писал, что под воздействием технологий меняется и природа человека, которая становится более организованной и конструктивной*(1). Связано это с тем, что техника "разрушает старые тела и создает новые тела, совсем не похожие на тела органические, создает тела организованные". На самом деле мы видим, насколько высказывание, сделанное в начале XX в., отражает настоящую действительность. Уж е есть подтверждения вживления технологий в биологические существа, в том числе вживление в мозг электронных устройств, способных обмениваться сигналами с нейронами и влиять на психику биологического существа*(2).
Н.А. Бердяев рассматривал взаимосвязь органической жизни с неорганической в различные периоды развития истории.

Он писал, что "господство техники и машины есть прежде всего переход от органической жизни к организованной жизни, от растительности к конструктивности. С точки зрения органической жизни техника означает развоплощение, разрыв в органических телах истории, разрыв плоти и духа. Техника раскрывает новую ступень действительности, и эта действительность есть создание человека, результат прорыва духа в природу и внедрение разума в стихийные процессы.., организм рождается из природной космической жизни, и он сам рождает. Признак рождения есть признак организма. Организация же совсем не рождается и не рождает. Она создается активностью человека, она творится…
Техника имеет космогоническое значение, через нее создается новый космос. Наряду с неорганическими и органическими телами есть еще тела организованные - царство машин, особое царство. Это есть новая категория бытия.

Эти организованные тела появляются не до человека, как тела неорганические, а после человека и через человека… Человеку удалось вызвать к жизни, реализовать новую действительность. Это есть показатель страшной мощи человека. Это указывает на его творческое и царственное призвание в мире… Поразительно, что до сих пор не была создана философия техники и машины, хотя на эту тему написано много книг. Для создания такой философии уже многое подготовлено, но не сделано самое главное, не осознана машина и техника как проблема духовная, как судьба человека. Машина рассматривается лишь извне, лишь в социальной проекции. Но изнутри она есть тема философии человеческого существования (Existens philosophie). Может ли человек существовать лишь в старом космосе, физическом и органическом, который представлялся вечным порядком, или он может существовать и в новом, ином, неведомом еще космосе?".

Эта новая действительность ставит много вопросов, а именно: какое место отводится технологиям в жизни людей; как они влияют на сознание людей и общества; можно и нужно ли регулировать их развитие и распространение; какие новые отношения будут созданы в дальнейшем? Не секрет, что технологии используются также и с целью организации преступлений и правонарушений*(4). В отношениях, возникающих в ИКТ-сфере, проявляются противоречия в интересах различных субъектов. Так, одни хотят и используют технологию в целях, противоречащих закону, другие желают оставаться неузнанными и вступать в отношения анонимно, третьи хотят знать, с кем они вступают в отношения, следующие субъекты - быть уверены в безопасности применяемых технологий и возникающих отношений в информационной среде и т.д. Подобных противоречий, возникающих в ИКТ-сфере, можно называть великое множество.
Средства вычислительной техники сегодня вполне позволяют в режиме реального времени создать виртуальную модель объекта и его связей, а затем проецировать ее на окружающий мир. Информацию стали использовать в качестве средства воздействия на реальные системы: государство, бизнес, человек, технико-технологические системы.
Позже В.И. Вернадский, русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX в., писал об информационных изменениях, происходящих на земле под воздействием человека.

В дальнейшем, в конце XX в., американский социолог и публицист Э. Тоффлер выделил три волны развития науки и техники. Фактически классификация, предложенная Э. Тоффлером, повторяет классификацию Н.А. Бердяева. Первая волна - это "сельскохозяйственная цивилизация", прокатилась 10 тыс. лет назад. Она сломала первобытнообщинные формы самоорганизации, привела к разделению труда и созданию иерархических организационных структур. Вторая волна - индустриальная цивилизация, которая возникла в XVII в. Информационные технологии превращают общества второй волны - индустриальные в общества третьей волны - информационные. Третья волна - преобразовывающая все без исключения аспекты человеческого существования посредством использования новейших технологических, аппаратно-программных средств. Э. Тоффлер утверждает, что именно анализ динамики, порождаемой противодействием движущих сил второй и третьей волн, поможет объяснить наиболее важные тенденции развития современного общества*(5).
В каждой из волн можно вычленить определенные, характерные для данных периодов развития науки и техники цели достижения противоборств и свои стороны противодействия.

До третьей волны развития науки и техники информация как средство воздействия не оказывала такого влияния, так как не было на тот момент развитых технологий, позволявших использовать и распространять информацию и, тем самым, получать отклик общества, хотя информационное воздействие существовало всегда.

Информация является как объективной (существует независимо от человека), так и субъективной (связана и зависит от деятельности человека и есть отражение его деятельности). Человек создает информацию, но одновременно под воздействием информации и ее обращения изменяется деятельность самого человека. Информация приобретает новые формы своего выражения. Сейчас мы входим в иной мир, связанный с тесным человеко-машинным взаимодействием. Если 20 лет назад человеко-машинное взаимодействие рассматривали как использование технологий, направленное на обеспечение оптимальных условий существования человека, то сегодня человеко-машинное взаимодействие можно рассматривать не только как оптимизацию деятельности человека, но и как интеграцию технологий внутрь человека для увеличения его физических, психикосоматических и интеллектуальных возможностей.

Однако технологии вносят изменения не только в деятельность человека, но и в общественное устройство, позволяют ускорить многие процессы, организовать новые отношения, вносят изменения в механизмы правового регулирования отношений, меняют признаки лиц и государства. Воздействуя на общественное устройство и изменяя его, технологии тем самым способствуют увеличению конфликтных отношений и образованию новых конфликтов, например информационных и их крайней степени проявления - информационной войны. Связано это с тем, что технологии позволяют распространять информацию с большей скоростью и на большие пространства, вовлекать большее количество субъектов, меняя при этом их признаки. Определение источника распространения информации - технологически достаточно сложный механизм, кроме того источников информации, распространяемой посредством технологий, может быть большое количество. Например, Ddos атаки, используемые как механизм вывода из работоспособного состояния серверов при ведении информационной войны и другие незаконные мероприятия, направленные на информационное блокирование или изменение содержания информации.

В Декларации принципов "Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии"*(6) определяется необходимость государствам-участникам более эффективно использовать спектр радиочастот, благодаря которым государства-участники представят новые виды услуг своим гражданам, а также указывается необходимость развивать применение протокола следующего поколения IPv6, благодаря которому субъектам государства будет облегчен доступ к формирующимся государственным услугам. Для этого Декларация призывает объединить усилия государств-участниц с целью формирования единого информационного пространства.
Окинавская хартия определяет, что "все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества".

Технологии повлияли также на территориальный признак подсудности. Этот признак применяется для определения места совершения юридического факта. Однако для отношений, возникших в глобальной сети, его применение стало затруднительным, и на его место пришел другой термин - "трансграничность". Трансграничность связана с информационным обменом и информационным обращением, т.е. с передачей информации, связанной с деятельностью субъектов и являющейся чисто технологической процедурой.

В связи с трансграничностью сети Интернет отношения, возникающие в Сети, также являются трансграничными, так как одномоментно могут затрагивать интересы и права лиц, имеющих доступ в Сеть. Например, идея США о санкциях в части отключения от сети Интернет России*(8).
Можно привести и другой пример, демонстрирующий охват лиц, находящихся в различных национальных сегментах сети Интернет: это - активно применяемые технологии, основанные на принципе распределенности, что создает возможность подключения технологических вычислительных возможностей, размещенных на территории различных государств. Распределенные системы породили разного рода вопросы о возможном правовом регулировании отношений. К таким технологиям относятся пиринговые сети*(9), криптоденьги*(10), tor-протоколы*(11), анонимные сети. Использование данных технологий ставит вопросы об анонимности субъектов, правосубъектности лиц, признаках государства, территориальном признаке подсудности и возможностях правового регулирования отношений, возникших посредством использования разных технологий.

Сеть Интернет - система человеко-машинного взаимодействия, основанная на технико-технологических решениях, предназначенная для реализации коммуникации. Глобальная Сеть является самым массовым средством обмена информацией, той средой, в которой возникают различного рода отношения, как правомерные, так и нелегальные.
Сеть оказала огромное влияние на многие сферы человеческой деятельности, в том числе на взаимоотношения человека с обществом и государством. Так, например, появились новые информационные субъекты (хостинг провайдеры, информационные посредники, блогеры, интернет-сообщества, транснациональные интернет корпорации), новые формы обмена информацией и ее распространения (электронные СМИ, сетевое издание, блоги, "живые журналы", электронные торговые площадки и др.), новые формы платежей (электронные деньги, криптоденьги). Появились также новые возможности подтверждения личности (электронные подписи), формы разрешения конфликтов (электронные формы разрешения споров) и т.д.

В связи с обширностью различных технологических решений и возникающих на их базе отношений и правоотношений можно назвать такое человеко-машинное взаимодействие информационной телекоммуникационной средой. Эта информационная телекоммуникационная среда является весьма разноаспектной, на ее базе строится и электронное управление, и электронное государство, развивается информационное общество, появляются новые субъекты, новые отношения, изменяются уже устоявшиеся правовые признаки лиц.
Федеральный закон 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" использует термин "информационно-телекоммуникационная сеть" для определения технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (п. 4 ст. 2). Однако для описания исследуемой области, включающей как отношения, формируемые на базе различных информационных технологий, так и сами информационные технологии, необходимо использовать термин "информационно-телекоммуникационная среда".
Являясь платформой реализации возможностей субъектов, предоставляя новые формы взаимоотношений, Сеть институциализирует сетевые отношения, создавая сетевое пространство отношений субъектов.

Д.С. Робертсон разработал модель соотношения цивилизация и информации, описываемую как "цивилизация - это информация". Используя количественные меры математической теории информации, Д.С. Робертсон ранжирует количество обрабатываемой информации человеком:
"Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;
Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации - 109 бит;
Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532 800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;
Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;
Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит".
В связи с происходящими большими изменениями все острее встают вопросы: в какой социально-политической, экономической, культурной среде формируются современное информационное общество и его смыслы; как сделать отношения, возникшие в Интернете или в связи с применением информационных технологий, наименее вредными и безопасными для развития личности, развивая при этом различные формы индивидуального общения и взаимодействия?

В своих исследованиях авторы задаются указанными вопросами. Так, И.Л. Бачило пишет об этом в книге "Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное"*(14). Авторы книги "Глобальное гражданское общество"*(15) исследовали вопросы воздействия субъектов гражданского общества на процесс глобализации, выделив при этом их правовые позиции. Существующее взаимодействие людей в сети Интернет ставит вопрос о понятиях "социальная сеть", "сетевое объединение", "сетевое сообщество". Данные термины используются в различных источниках, можно предположить, что под этими терминами скрывается взаимодействие субъектов на базе различного рода технологий и технологических платформ.

С.Н. Миронова рассматривает возможные электронные формы разрешения споров.
В настоящее время в Концепцию развития информационного законодательства Российской Федерации, подготовленную сектором информационного права Института государства и права РАН в 2014 г., включен перечень проблем, влияющих на правовое регулирование отношений в сети Интернет:
1) возможности государства по установлению контроля над действиями субъектов в Сети и за ее пределами;
2) определение местоположения субъектов в Сети;
3) идентификация анонимного субъекта;
4) определение перечня норм, применение которых позволит решить конфликтные вопросы;
5) соотношение частноправового и публично-правового пространства;
6) определение достоверности информации в Интернете и ответственность за недостоверность последней.
Очевидно, что для такого нового явления, как правоотношения, возникшие посредством использования различного рода технологических решений, необходимо разработать систему применимых понятий и их определений, адекватную специфике регулирования данных отношений. От того, насколько точно определены объем и содержание понятий, насколько удачно выбрана соответствующая содержанию понятия его легальное определение, в значительной степени зависит эффективность применения законодательного акта.

Конечно, выработка единых правил принесет наилучшие результаты, учитывая трансграничность передачи информации по Интернету. Однако на современном этапе большинство государств решает вопросы регулирования собственными силами. Таким примером в Российской Федерации является принятое Правительством РФ постановление от 26 октября 2012 г. N 1101 "О единой автоматизированной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-коммуникационной сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В ГК РФ (ст. 1253.1) был введен новый субъект - "информационный посредник", в ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" внесены "провайдер хостинга", "владелец сайта в сети "Интернет", "организатор распространения информации в сети "Интернет".
Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей" введена ст. 10.2 - особенности распространения блогером общедоступной информации, определяющая понятие "блогер" и особенности его ответственности.

Возможность правового регулирования, регламентации конфликтных отношений, связанных с информацией, изучает информационное право. В силу своей специфики оно является не только комплексной отраслью, но и комплексной наукой, включающей в себя положения юриспруденции, конфликтологии, социологии, политологии и других наук. Практика регулирования отношений, возникших посредством использования технологических решений и информационных ресурсов, выделила проблемные зоны. Так, И.Л. Бачило полагает, что возникают собственные и мало скоординированные области отношений, как в самой Сети, так и в конкретных областях включения их в реальные социальные, экономические и прочие отношения.

Проблемные зоны правового регулирования указывают на необходимость обратить внимание на те источники, которые вызывают такие проблемы, демонстрируют нестыковки правового видения с действительностью, происходящей в информационной телекоммуникационной среде, в то же время любые проблемные зоны есть источники формирования конфликтных отношений.
Проблема существования информационного общества выразилась в том, что коммуникация между субъектами современного общества представляет собой борьбу за способы и модели организации информационного пространства. Динамичные, изменяющиеся информационные отношения, участниками которых являются различные субъекты, создают определенные ускоренные возможности развития общества и в то же время оказывает негативные последствия: не каждый человек может адаптироваться к динамичности и многообразию информации. Способность информации оказывать влияние на воспринимающего её субъекта настолько сильно, что может полностью изменить поведение человека и общества. В современном мире информация стала оружием и орудием, происходит постепенная информатизация вооруженных сил и интеллектуализация традиционных вооружений. Информационное оружие становится важным элементом военного потенциала государств. Оно эффективно дополняет традиционные военные средства и в ряде случаев способно заменить их.

В США уже давно проводятся мероприятия по созданию информационного барьера от распространения неугодной государству информации. "Еще в январе 1953 года президент Эйзэнхауэр учредил комиссию по международной информационной деятельности во главе с нью-йоркским банкиром и бывшим руководящим работником американской разведки У.Г. Джексоном. 1 августа 1953 года конгресс США в соответствии с посланием президента Эйзэнхауэра принял решение о создании Информационного агентства Соединенных Штатов (ЮСИА). Директор ЮСИА подчиняется президенту США. Комиссия Джексона разрабатывала концепцию "психологической войны" против социалистических стран, которая являлась общей задачей всех внешнеполитических учреждений. В соответствии с рекомендациями комиссии был создан координационный орган при Совете национальной безопасности США. Появилась специальная должность помощника Президента по вопросам "психологической войны". В настоящее время ЮСИА располагает штатом в 9 тыс. человек, и, выпуская информационные программы на 62 языках мира, ЮСИА имеет более 200 своих отделений в 120 странах"*(19). В середине 50-х годов Конгресс США принял Закон о стратегическом планировании, по которому американские чиновники обязаны заниматься стратегическим анализом, планированием, используя предусмотренный для этого регламент.

Положительным моментом является создание в Российской Федерации с целью обеспечения безопасного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации сегмента сети Интернет, которому присвоено имя RSNet (Russian State Network)*(21). Обеспечение эксплуатации, а также поддержание и развитие сегмента RSNet возложено на службу специальной связи и информации ФСО России.
В 2013-2014 гг. много сделано с целью предотвращения распространения "вредной" информации. В 2013 г. был принят Приказ от имени трех органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в данной области (Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), направленный на решение проблемы определения содержания информации.

Данный Приказ раскрывает специфику такой информации, как суицид, наркотики и детская порнография, и определяет критерии, используя которые, возможно четко понять, к какой из категорий относится та или иная информация.
Были внесены изменения в законодательство о СМИ, связанные с ответственностью СМИ за распространение "вредной" информации по сети Интернет. Введен и определен новый объект - "сетевое издание".

Конечно, в данной области отношений, возникающих при использовании информационных технологий, для уменьшения возможности воздействия на субъектов и, соответственно, снижения вероятности возникновения конфликтов следует определить качественную, воздействующую характеристику информации на субъекта. В этом случае каналы доставки информации, равно как и форма закрепления информации, не имеют никакого значения, это могут быть сообщения в блогах, личные сообщения, сообщения электронной почты и т.д., основополагающим в данном случае является содержание информации.
Советом Безопасности РФ Разработана Концепция Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности. Одним из принципов данной Конвенции названа неделимость безопасности в ходе формирования системы международной информационной безопасности, означающим, что безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других государств и мирового сообщества в целом.

Необходимо отметить, что государство начинает активно реагировать на существующие вызовы в информационной сфере. Так утверждены Президентом РФ "Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года". В данном стратегическом документе определены основные угрозы в области международной информационной безопасности, цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, а также механизмы их реализации.

В 2015 году Генассамблея ООН в ходе 70-й сессии приняла российскую резолюцию "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Соавторами резолюции выступили более 80 государств из всех регионов мира. Среди них страны БРИКС, ШОС, СНГ, латиноамериканские и азиатские государства. Впервые соавторами этого документа стали также США, Япония и многие члены ЕС, включая Великобританию, Германию, Испанию, Нидерланды и Францию. На сайте МИД РФ указано, что "удалось достичь консенсуса по целому ряду принципиальных вопросов, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности по поводу того, что: технологии должны использоваться исключительно в мирных целях, а международное сотрудничество необходимо нацелить на предотвращение конфликтов в информационном пространстве; в цифровой сфере действуют такие общепризнанные международно-правовые принципы, как неприменение силы или угрозы силой, уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела государств; государства обладают суверенитетом над информационно-коммуникационной инфраструктурой на своей территории; любые обвинения в адрес государств в причастности к кибератакам должны быть подкреплены доказательствами; государства не должны использовать посредников для осуществления кибератак и не допускать того, чтобы их территории использовались в этих целях; государства должны бороться с использованием скрытых вредоносных функций - так называемых "закладок" - в ИТ-продукции.

Данные положения оцениваются в качестве первоначальных правил и принципов поведения государств в глобальном информационном пространстве. Особое внимание необходимо обращать на возникновение, развитие и эскалацию конфликтов в информационной сфере. Поскольку информация определяется как основа существования всей цивилизации, всего социального сообщества, структурированная и систематизированная в виде знания, накопленная тысячелетиями, постольку она позволяет осуществить процесс духовного развития человеческого общества, его научно-технический прогресс.

Жарова А.К.

Другие новости и статьи

« Проблема идентификации субъектов в среде Интернет

Взгляд в будущее с позиций цифровой современности »

Запись создана: Воскресенье, 31 Май 2020 в 0:25 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика