Особенности деятельности юридических лиц в сети Интернет
Ранее была определена специфика виртуальных физических лиц и их сообществ, показаны те характерные изменения признаков физического лица, участвующего в интернет-отношениях, которые вносит Сеть. Однако такие изменения происходят в признаках не только физических лиц, но и юридических лиц. Сложность - в определении специфики связей между взаимодействующими субъектами для выявления возникающих отношений, роли и влияния глобального информационного сообщества на функционирование государства.
Целью исследования, проведенного в данном параграфе, является выявление изменений признаков, присущих юридическим лицам.
Все больше появляется отношений с различными проблемными зонами, связанными с идентификацией субъекта, аутентификацией объектов, классификацией содержания информации. Если рассматривать признаки лиц, ведущих легальную деятельность в сети Интернет, то вопросов к определению их правового статуса не возникает. Однако если такие лица ведут незаконную деятельность в Сети, то они стараются использовать все технологические возможности, которые позволяют им обойти правовую классификацию деятельности лица.
Юридическое лицо - искусственный субъект права, который в соответствии с законом создается волевым решением других субъектов для определенных целей и может иметь права и обязанности, применимые к его природе. Юридические лица обладают рядом признаков: имущественной обособленностью, возможностью выступать в гражданском обороте от своего имени, правосубъектностью.
Итак, рассмотрим изменения, которые глобальная Сеть вносит. Деятельность юридического лица в реальной деятельности связывается с имущественной обособленностью и возможностью такого лица создавать материальную базу для своей деятельности.
В виртуальной среде виртуальные сообщества могут не обладать имущественной обособленностью или, наоборот, иметь в качестве имущества криптовалюту, которая имеет только информационную форму своего отображения. Кроме того, такие виртуальные сообщества могут быть анонимными, например, если они используют технологии анонимных сетей, что, в свою очередь, невозможно в реальной среде.
Выступление юридического лица в гражданском обороте от своего имени - одна из его обязанностей. Юридическое лицо от своего имени может вступать в гражданско-правовые отношения, приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это как раз и есть итоговый признак юридического лица и одновременно цель, ради которой оно создается.
В то же время в интернет-среде средством индивидуализации юридического лица является доменное имя. Под доменным именем коммерческое юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, а некоммерческой организации доменное имя заменяет наименование. Но доменное имя может указывать лишь на государство возможного местонахождения юридического или физического лица, участвующего в сделке, однако не позволяет другим лицам однозначно определить юридическое лицо на основании наименования доменного, выраженного в форме, воспринимаемой человеком. Помимо этого в настоящее время реализуется услуга анонимной регистрации домена. В зоне.ru. такая возможность уже не практикуется. Подобную услугу предлагают различные организации: WhoisCheck.ru, IQ Partner. В них открыта регистрация доменов в зоне .info .biz .us .cc .name .tv .cn.
При такой регистрации регистрируемому субъекту выдается документ, подтверждающий его правообладание доменом, что позволит ему, будучи анонимным, вступать в гражданско-правовые отношения: доказывать свое правообладание доменом, передавать домен, распространять информацию, продавать товары, работы или услуги и т.д.
При регистрации на подставное лицо или под псевдонимом субъект, использующий такой домен, не сможет доказать свое правообладание им, в случае регистрации через указанные выше организации появляется лицо в виде самой регистрирующей организации, подтверждающее статус правообладателя доменного имени.
Зарегистрировав анонимный домен, лицо может анонимно производить любые действия в Сети. Все, что сможет сделать государство, - это заблокировать доступ к данному ресурсу через своих провайдеров.
Следующий источник правовых конфликтных отношений - возможность посредством технологий реализовать функцию юридического лица, определяемую как оформление коллективных интересов. Коллективные интересы представляют собой возможность юридического лица определенным образом организовать и упорядочить внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразовывая их волю в волю организации, позволяя, таким образом, выступать в гражданском обороте от собственного имени.
В качестве примера оформления коллективных интересов в виртуальном пространстве можно назвать сеть мастерства, созданную Еврокомиссией. Еврокомиссия разработала концепцию единого европейского исследовательского пространства - ERA (European Research Area), понимаемого прежде всего как "зона свободного перемещения исследователей и технологий с целью повышения уровня сотрудничества научных центров и университетов, стимулирования конкуренции между ними и достижения лучшего распределения интеллектуальных ресурсов".
Технологии создают сложности в определении правосубъектности юридического лица, которая определяет и закрепляет отношения между государством и юридическим лицом. Н.В. Козлова понимает правосубъектность не как набор качеств, которыми должны обладать субъекты гражданского права в целом, а как признак, которым согласно закону наделяется отдельный субъект для признания его участником гражданских правоотношений.
Таким образом, для определения правосубъектности юридического лица, во-первых, изначально должен быть определен нормативно-правовой признак, которым в соответствии с законом наделяется отдельный субъект для признания его участником гражданских правоотношений; во-вторых, при наличии такого признака эти отношения формируются между субъектом и государством.
Такая градация оказывается неприменимой к отношениям, возникающим между виртуальными лицами в Сети, ни в отношении определения нормативно-правового признака, ни в отношениях, возникающих между государством и лицом. В то же время для возникающих отношений в деятельности сообществ виртуальных лиц технология и ее функциональные возможности первичны, а закон вторичен. В отсутствие нормативного правового признака виртуальные лица продолжают функционировать.
Другое определение правосубъектности как "социально-правовой возможности лица быть участником гражданских правоотношений" также опирается на требование наличия нормативного правила.
На примере приведенных выше возможностей очевидно, что можно организовать юридическое лицо с анонимным доменом, использующее кибервалюту и объединяющее анонимных субъектов, применяющих технологические возможности для создания своей анонимности.
Представителями общественности неоднократно отмечалась сложность решения данной проблемы, невозможность применения имеющихся правовых стереотипов к регулированию отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет. Как было указано в открытом письме представителей российского Интернет-сообщества Правительству РФ, "мы понимаем, что большинство административных полномочий, которые сегодня есть у правительственных ведомств, неприменимы к реалиям и технологиям Интернета, что вызывает у многочисленных ведомств попытки ввести новое, специфическое регулирование Интернет-активностей отечественных бизнесов и граждан".
Таким образом, необходимо предусмотреть определенные регламенты и спецификацию действий для юридических лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет. Конечно же, такой фактор, как анонимность, должен быть полностью запрещен для данной категории лиц.
В качестве примера законодательно определенных юридических лиц, осуществляющих деятельность в сети Интернет, можно назвать провайдеров Интернет-услуг, которые используют различные организационно-правовые формы, и их признаки юридических лиц соответствуют требованиям закона. В других случаях у субъектов появляются новые признаки, не соответствующие законодательству, на основании которых они выделяются среди существующих в праве субъектов.
В связи с тем что виртуальные сообщества лиц могут обладать большим влиянием на общество, то правомерно поставить вопрос о возможности классификации данных участников как юридическое лицо публичного права. Причем необходимо учитывать, что термин "юридическое лицо публичного права" до настоящего времени еще не устоялся и его используют для описания различных отношений. Если в реальной среде к юридическим лицам публичного права относят или государственные органы, либо административно-территориальные образования, то в виртуальной среде такими образованиями могут являться виртуальные сообщества. Администрирование деятельности Сети происходит посредством технологии, на базе которой они организованы. "Территория" как термин для описания отношений в сети Интернет не может быть применен, данный вопрос рассматривался выше. Таким образом, виртуальные сообщества можно отнести к юридическим лицам публичного права как административно-транснациональные образования.
Вопрос о возможной гражданско-правовой классификации существующих юридических лиц публичного права затрагивался В.Е. Чиркиным в работе "Юридическое лицо публичного права". Ученый выделил "пять родов юридических лиц публичного права, внутри которых есть свои градации: 1) государство и государственные (государствоподобные) образования (субъекты федераций и территориальные автономии); 2) территориальные публичные коллективы разного уровня; 3) органы публичной власти (государства, субъектов федераций и муниципальных образований, т.е. местного самоуправления); 4) учреждения публичной власти (государственные, т.е. федеральные, субъектов федераций и муниципальных образований); 5) некоммерческие организации общественного характера (слово "общественного" исключает религиозные организации)".
Несмотря на то что термин юридическое лицо публичного права законодательно не закреплен, как пишут авторы, закрепление данного термина является необходимым для понимания отношений в области публичного права*(187). Авторы обосновывают вывод о необходимости закрепления в законодательстве Российской Федерации института юридических лиц публичного права, указывая, что его отрицание противоречит Конституции РФ и целесообразности скорейшего изменения правового статуса юридических лиц, наделенных публичными функциями.
В.П. Мозолин и В.И. Лафитский считают, что решением проблем может стать введение в ГК РФ института юридических лиц публичного права. "Такой институт существует в большей части государств мира. Он закреплен не только в гражданских и торговых кодексах, но и в конституциях таких стран, как Испания, Португалия, Италия, Нидерланды, ФРГ, Швейцария, Греция, Польша, Бразилия, Мексика, Колумбия и т.д.
Необходимость наличия в российском законодательстве структур, наделенных такими свойствами, очевидна. Иначе государство и общество не смогут решать стоящие перед ними задачи экономического и социального развития".
Сообщества виртуальных лиц по вышеуказанной классификации могут быть представлены как организации общественного характера, либо как территориальные публичные коллективы разного уровня.
В.Е. Чиркин полагает, что "внутри каждого из таких родов есть свои виды юридических лиц публичного права, например среди органов публичной власти - органы государства и местного самоуправления, среди некоммерческих общественных организаций - политические (партии и др.) и неполитические (профсоюз и др.) организации и т.д.
Среди групповых общих признаков (являющихся одновременно особенностями определенного рода юридических лиц публичного права) главное значение для классификации имеют четыре: 1) способы отношений и связей с публичной властью (осуществление власти или иные отношения); 2) организационно-правовая форма того или иного вида публично-правового образования (объединение, учреждение, орган и др.); 3) порядок создания; 4) способы деятельности. Учитываются и другие, менее существенные признаки (например, своеобразие органов внутреннего управления)".
Рассмотрим возможность распространения групповых общих признаков, выделенных В.Е. Чиркиным, на такие сообщества виртуальных лиц в поисках ответа о специфике данной категории субъектов.
Признак "способ отношения и связь с публичной властью" возможно распространить на отношения в сообществах в сети Интернет через связь с определенным государством. Правоотношения национальных субъектов определяются через государственную регистрацию на территории определенного государства. Таких национальных субъектов в сообществе лиц в Сети может быть неограниченное количество. В теории международного частного права для определения территории, с которой отношения, осложненные иностранным элементом, связаны наиболее тесно, применяются следующие коллизионные привязки.
В отношении определения личного закона физического лица:
1) закон гражданства лица;
2) закон места жительства;
3) закон того государства, с которым лицо имеет наиболее тесную связь.
В отношении определения личного закона юридического лица применяются следующие привязки:
1) инкорпорации;
2) место нахождения (правление, дирекция и т.д.);
3) места деятельности;
4) теория контроля.
Однако данные привязки могут не реализовываться для отношений в сети Интернет, так как индивидуализация лица в Сети возможна либо, если лицо сообщает соответствующие действительности сведения о себе, либо посредством интернет-технологий, которые определяют национальную зону сети Интернет. В предыдущем параграфе описывались такие технологии, которые позволяют сделать идентификацию лица крайне сложной или невозможной, по этой причине определить связь виртуальных субъектов с публичной властью бывает достаточно сложно, что, в свою очередь, накладывает отпечаток и на следующий признак - "порядок создания".
Необходимо заметить, признак "порядок создания" может быть самым разнообразным - от соответствующего требованиям национального или международного законодательства либо в соответствии с порядком, определяемым самой технологией, на базе которой такое взаимодействие осуществляется. Например, использование анонимных сетей, порядок взаимодействия в которых определен технологией распределенных сетей, может быть описан как использование специальных компьютерных программ, позволяющих пользователям входить в данную сеть. Такие компьютерные программы - это программы с открытым кодом, что создает свои плюсы и минусы. Плюс - возможность адаптации этой программы под уже существующие и используемые пользователем, а также возможность найти ошибки в такой программе. Минусом является то, что не только программист или пользователь могут адаптировать программу, но и специальные службы охраны правопорядка для деанонимизации находящихся в ней клиентов. Таким образом были задержаны и осуждены клиенты такой сети в Японии, распространявшие новинки кинопроката в HD-качестве.
В свою очередь, признак "порядок создания" влияет и на признак "способ деятельности". Деятельность субъектов в сети Интернет может носить такой характер, при котором, вероятно, не будет существовать единого органа управления. Весь процесс осуществляется технологически равными субъектами на основе принципа горизонтальной одноуровневой связи виртуальных субъектов. Примером данной технологии являются "Криптоденьги". Взаимодействие строится между равными участниками, имеющими возможность администрировать собственную деятельность по распространению информации и созданию информации - криптоденьги.
В зарубежной литературе сообщества виртуальных лиц называют третьим социальным сектором. Субъекты этого сектора активно участвуют в конфликтных отношениях, их действия трудно поддаются контролю со стороны государства, сфера влияния этих организаций весьма велика в связи с тем, что они имеют специфичную организационную структуру, основанную на использовании технологий глобальной Сети. Они одновременно могут находиться на территории различных государств, организовывать свою работу и размещение информации на серверах и компьютерах таким образом, чтобы, несмотря на использование в своих действиях вредной информации, к ним сложно было применить ответственность за различные правонарушения.
Примером распространения вредной информации являлся сайт Rada-rix.com, просуществовавший до 2010 г., на котором можно было найти персональную информацию о российских гражданах. Невзирая на незаконность своих действий, сайт длительное время располагался в доменной зоне.com.
Таким образом, связь государства и виртуальных субъектов Сети однозначно определить также невозможно, так как они могут быть многонациональными и принадлежать сразу нескольким государствам в силу специфики их деятельности технологий. Вышеуказанные коллизионные привязки, определяющие личный закон лица, применить достаточно сложно, так как деятельность виртуальных субъектов Сети может быть распространена по территории различных государств; личный закон учредителей (если они имеются) может быть также самым разным, либо учредителями являются все участники деятельности технологии; применить теорию контроля также сложно, потому что Сеть не имеет территорию, как таковую, возможно определить национальную зону IP-адреса.
Если рассмотреть связь с территорией субъекта как второстепенную на основании того, что "территория - не вещь, в частности не земля или ее часть. Это образное выражение, обозначающее определенное качественное право, территориальной сферой владитарности, национального юридического порядка"*(192), тогда, применяя данную позицию к глобальной Сети, территорией таких субъектов можно считать право глобальной Сети, которого в настоящее время не существует, и появление которого ставится под сомнение в связи со сложностью межгосударственного регулирования возникающих отношений.
Фактически мы имеем функционирование в Сети некоторых субъектов, не попадающих под правовые признаки, так как они представлены только в сети Интернет. В связи с этим обобщающим термином, применяемым к таким субъектам, будет являться "виртуальное лицо". Для таких категорий необходимо определить те признаки и критерии, благодаря которым возможно их классифицировать.
Таким образом, к признакам и характеристикам, позволяющим определить особенности виртуальных юридических лиц, можно отнести:
1) организационную структуру, реализованную посредством различных технологий, трансформированных в глобальную Сеть;
2) возможность анонимности в действиях;
3) территориальную расспределенность;
4) отсутствие в некоторых случаях обособленного имущества или анонимного имущества;
5) имущество может иметь чисто информационное отображение, аккумулироваться на виртуальных счетах (как, например, кибервалюта);
6) невозможность точного определения юрисдикции;
7) отсутствие учредителей при наличии участников деятельности субъектов;
неограниченное количество участников.
Жарова А.К.
Другие новости и статьи
« Военное дело: от Петра до Елизаветы
Запись создана: Пятница, 3 Апрель 2020 в 0:40 и находится в рубриках Новости.
метки: интернет
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика