Выселение из служебного жилья



oboznik.ru - Некоторые вопросы выселения из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях

Служебное жилье - это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы. Предоставление служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения носит временный характер. В рамках данной статьи рассмотрим вопросы, касающиеся прекращения договора найма служебного жилого помещения в связи с прекращением трудовых отношений и выселения из служебного жилья.

Рассмотрим пример из судебной практики.
Военный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли РФ с иском к ответчикам Л.О.М., Л.С.А., требуя выселить ответчиков из изолированного служебного жилого помещения в многоквартирном доме без предоставления других жилых помещений. В период работы ответчика Л.О.М. в войсковой части на объекте по уничтожению химического оружия ей было предоставлено изолированное служебное жилое помещение в доме, собственником которого является Российская Федерация. После увольнения из войсковой части ответчики жилое помещение не освободили. Иск прокурора судом был удовлетворен, т.к. согласно ст. 10 Федерального закона N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством РФ, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений. Порядок предоставления и освобождения служебных жилых помещений устанавливается Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 811 "Об утверждении Порядка предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием" служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием. Прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы влечет прекращение договора найма и является основанием для выселения. К категории граждан, предусмотренной ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, ответчики не относятся, а следовательно, подлежат выселению из служебного жилого помещения без предоставления других жилых помещений (решение Камбарского районного суда от 25 декабря 2013 г. по делу N 2-459/2013).

Таким образом, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч. 3 ст. 104 ЖК РФ).
Служебное жилье имеет четкое целевое назначение. Часть 3 ст. 92 ЖК РФ устанавливает запрет на отчуждение, передачу в аренду, внаем данной категории жилья, за исключением передачи по договору найма специализированного жилого помещения. Однако судебной практике известны примеры, когда служебное жилье использовалось бывшим нанимателем не по целевому назначению. Вот один из таких примеров.
Администрация городского округа обратилась в суд с иском к ответчику о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, взыскании задолженности по плате за пользование жилым помещением. Данное жилое помещение, собственником которого является городской округ, было предоставлено ответчику в период прохождения им военной службы в Вооруженных Силах РФ по договору найма служебного жилого помещения. После увольнения с военной службы ответчик был снят с регистрационного учета в связи с убытием на постоянное место жительства. Однако в судебном заседании выяснилось, что по настоящее время ответчик пользуется и распоряжается указанным жилым помещением, сдавая его в поднаем, а также имеет задолженность перед администрацией городского округа по плате за пользование жилым помещением. Исковые требования удовлетворены в полном объеме (решение Татищевского районного суда от 8 октября 2015 г. по делу N 2-784/2015).

Согласно п. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Решение собственника служебного жилого помещения является основанием для заключения с гражданином договора найма служебного жилого помещения. Следовательно, актуальным является вопрос смены собственника служебного жилого помещения и последствия перехода права собственности на данное помещение для нанимателя. Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор найма служебного жилого помещения по своей правовой природе является особым видом договора найма специализированного жилого помещения, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор найма служебного жилого помещения может быть либо расторгнут по основаниям, установленным ст. 101 ЖК РФ, либо прекращен по основаниям, установленным ст. 102 ЖК РФ. Специальной нормой - ч. 2 ст. 102 ЖК РФ - установлено основание для прекращения договора найма служебного жилого помещения. Согласно этой норме переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения (Определение Красноармейского районного суда от 3 ноября 2011 г. по делу N 2-233/2011).

Расторжение и прекращение договора найма служебного жилого помещения влечет обязанность нанимателя и членов его семьи освободить служебное жилье. В случае отказа добровольно освободить занимаемую жилую площадь наниматель может быть выселен принудительно, в судебном порядке. Судом должно быть установлено наличие законных оснований для осуществления данной процедуры, иначе в иске будет отказано. Рассмотрим пример.

Войсковая часть обратилась в суд с иском к ответчику, проходящему военную службу в данной войсковой части, о признании договора найма служебного жилого помещения прекращенным и о выселении из занимаемого служебного жилого помещения в предоставленное для постоянного проживания жилое помещение. Решением жилищной комиссии ответчику и членам его семьи была предоставлена квартира. От выделенного жилого помещения ответчик отказался, мотивируя отказ тем, что предоставлением такой квартиры права его ребенка не соблюдены. После дополнительной проверки указанное жилое помещение было ему вновь распределено. Однако ответчик повторно отказался от предоставления ему данной квартиры и не освободил занимаемое им служебное жилое помещение, по мнению истца, злоупотребив своим правом, в связи с чем истцу не представляется возможным заключение с ответчиком договора социального найма на предоставленное ему жилое помещение. Суд посчитал исковые требования не подлежащими удовлетворению, т.к. ответчик, являясь военнослужащим, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и при этом проживает в служебном жилом помещении в соответствии с заключенным договором найма служебного жилого помещения, условия которого и предусмотренные им обязанности нанимателем исполняются надлежащим образом. Следовательно, оснований для расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения, предусмотренных ст. 83, 101, 102 ЖК РФ, не имеется (решение Балашихинского городского суда Московской области от 17 сентября 2014 г. по делу N 2-4421/2014).
Частью 2 ст. 103 ЖК РФ закреплен круг лиц, которые не могут быть выселены из общежитий и служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

Гражданам, указанным в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта. Однако указания на то, что предоставляемое взамен служебного жилье должно быть благоустроенным, в ч. 3 ст. 103 ЖК РФ не содержится. Согласно ч. 4 ст. 103 ЖК РФ выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 102 ЖК РФ, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения. Рассмотрим пример из судебной практики.

Администрация городского округа обратилась в суд с иском к ответчикам с просьбой выселить их из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения. В связи с прекращением трудовых отношений ответчика заключенный с ним ранее договор найма служебного жилого помещения является прекращенным, а граждане, проживающие в спорной квартире, обязаны ее освободить. Ответчик и его супруга, являющиеся пенсионерами по старости, признаны малоимущими в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения. В силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ они не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Поскольку в добровольном порядке занимаемое жилье ответчики не освободили, они подлежат выселению из служебной квартиры с предоставлением другого жилого помещения. Исковые требования удовлетворены (решение Верхнесалдинского городского суда от 3 октября 2011 г. по делу N 2-599/2011).
Помимо указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ категорий граждан, не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления других жилых помещений лица, указанные в ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Согласно данной статье граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Обратимся к судебной практике.

Войсковая часть обратилась в суд к ответчикам о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении без предоставления другого жилого помещения. В 1964 г. ответчикам было предоставлено жилое помещение. В настоящее время в трудовых отношениях ответчики с войсковой частью не состоят. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в п. 41 Постановления Пленума от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. Частью 2 статьи 297 ГК РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру. В материалы дела не представлены доказательства того, что на момент предоставления ответчикам спорного жилого помещения принималось решение о включении его в число служебных. В условиях договора не указано на предоставление квартиры ответчикам как служебного жилого помещения на период трудовых отношений. Установленный договором срок истек, а потому договор носит бессрочный характер. Суд пришел к выводу, что, даже если рассматривать спорное жилое помещение как служебное, следует учитывать, что ранее действующее законодательство (ст. 108 ЖК РСФСР) не допускало выселение из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения пенсионеров по старости (решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 16 апреля 2015 г. по делу N 2-2222/2015).

К аналогичному выводу пришел и Белогорский городской суд Амурской области в решении от 14 января 2016 г. по делу N 2-2900/2015, отказывая в удовлетворении исковых требований Учреждению Министерства обороны РФ о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением и выселении их из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Кроме того, суд указал, что несмотря на то обстоятельство, что ответчики не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, это не свидетельствует об отсутствии у них права на предусмотренные статьей 13 Вводного закона дополнительные гарантии, в соответствии с п. 4 ст. 108 ЖК РСФСР они не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения.

Необходимо учитывать, что право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ. В этом случае к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие ЖК РФ при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения, установлены для определенной категории сотрудников соответствующими подзаконными актами. Рассмотрим пример из судебной практики.
Учреждение МЧС России обратилось в суд с иском к ответчикам о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на том основании, что данное жилое помещение отнесено к служебному жилому фонду, было предоставлено ответчику Г. на основании договора служебного найма на период работы. После увольнения Г. ответчики продолжают проживать в спорной квартире и не желают освободить жилое помещение в добровольном порядке.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, на данное решение ответчиками была подана апелляционная жалоба, в которой ее податель сослался на п. 2, 27 - 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 897, согласно которому без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего Типового положения, не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет. На основании изложенного ответчик (податель апелляционной жалобы), имеющий выслугу более 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья. Решение суда первой инстанции было отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 23 декабря 2015 г. по делу N 33-8339/2015).

Актуальным является вопрос приобретения прав членами семьи лица, получившего служебное жилье, на данное жилое помещение, в т.ч. права пользования служебным жилым помещением бывшим членом семьи нанимателя. Обратимся к судебной практике.
Военнослужащий, наниматель служебного жилого помещения, обратился в суд с иском к бывшей супруге, проживающей в данной квартире, о признании ее утратившей право пользования жилым служебным помещением и снятии с регистрационного учета. Исковые требования мотивированы тем, что истец обязан сдать (фактически освободить) жилое помещения при переводе к новому месту службы. Суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с ч. 5 ст. 100 и ч. 2 - 4 ст. 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя по общему правилу не сохраняется (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

Таким образом, суд признал прекращенным право пользования служебным жилым помещением с сохранением права временного пользования указанным жилым помещением на определенный судом срок, по истечении которого она обязана освободить занимаемое жилое помещение (решение Алейского городского суда от 8 октября 2014 г. по делу N 2-1149/2014).

Исходя из норм материального права, регулирующих данное правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы. Исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 100, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.
Таким образом, изучив законодательство РФ и судебную практику по вопросу, обозначенному в теме настоящей статьи, можно сделать вывод, что предоставление служебного жилья по договору найма служебного жилого помещения носит временный характер, т.к. связано с временным характером трудовых отношений.

Жилищное законодательство РФ предусматривает как расторжение договора найма служебного жилого помещения, так и его прекращение. Прекращение трудовых либо государственно-служебных отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения, а также влечет обязанность нанимателя освободить служебное жилье. В случае отказа добровольно освободить занимаемую жилую площадь наниматель может быть выселен принудительно, в судебном порядке. Помимо прекращения трудовых отношений основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения является смена собственника служебного жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения. Законодательством РФ закреплен круг лиц, которые не могут быть выселены из общежитий и служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения. Перечень категорий граждан, которым предоставляется другое жилое помещение при выселении из служебных жилых помещений, закреплен в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ. Гражданам, указанным в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Однако указания на то, что предоставляемое взамен служебного жилье должно быть благоустроенным, в ч. 3 ст. 103 ЖК РФ не содержится. Помимо указанных в ч. 2 ст. 103 ЖК РФ категорий граждан не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления других жилых помещений лица, указанные в ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Но следует иметь в виду, что право на дополнительные гарантии должно возникнуть у лиц, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР, к моменту введения в действие ЖК РФ, иначе при возникновении спорных правоотношений положения данной нормы на них не будут распространяться. Для определенных категорий сотрудников дополнительные гарантии в виде невозможности их выселения из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения устанавливаются соответствующими подзаконными актами. Что касается прав членов семьи нанимателя служебного жилого помещения на данное жилье, то, исходя из норм материального права, регулирующих данное правоотношение, члены семьи лица, получившего служебное помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которое получило служебное помещение в связи с отношениями службы. Исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в их взаимосвязи с положениями ч. 5 ст. 100, ч. 3 ст. 104 ЖК РФ если договор найма служебного жилого помещения не прекращен, то сохранение права пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя этого помещения или прекращение этого права зависит от волеизъявления самого нанимателя.

В. ТРОФИМОВА


Другие новости и статьи

« Противодействие экстремизму в сети интернет

Формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства в составе военной организации государства »


Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы


Инфопроекты OBOZNIK.RU