София, дочь Фомы



София, дочь Фомы

#история#кино#фома

Российский кинематограф пишет свою историю великой страны

На прошлой неделе на телеканале «Россия» состоялась премьера восьмисерийного фильма «София» о византийской принцессе Софии (Зое) Палеолог, жене князя Ивана III, бабушке Ивана Грозного. Картина — об эпохе правления Ивана Великого, объединившего большую часть русских княжеств. За многими его решениями, если верить фильму, стояла София.

См. также:

София Палеолог – великая княгиня Московская

Софья Палеолог в мнениях современников и потомков

Для отечественного телевидения эта картина заранее преподносилась как Событие. Масштабные съемки за рубежом и в России, в том числе, кстати, в Великом Новгороде (музей деревянного зодчества «Витославлицы»), известные актеры — Евгений Цыганов (в главной роли), Борис Невзоров, Александр Балуев; исторические костюмы, которые хочется рассматривать и рассматривать, массовые батальные сцены…
Зрительское сообщество встретило фильм по-разному. Кто-то отказался смотреть уже в самом начале, не дожидаясь развития сюжета: какие-то, мол, герои чистенькие, нет атмосферы средневекового быта. Кто-то усомнился в историческом соответствии, кто-то посчитал, что картина превратилась в мелодраму…

Новгородский историк, заместитель генерального директора НГОМЗ по археологическим исследованиям Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, комментируя премьеру, был несколько озабочен:

— Иван III во многом был прогрессивным правителем. Были сняты барьеры для развития экономики — отменены пошлины, Новгород вошел в состав Московского княжества, открылись пути для московских купцов. Но такие фигуры, как Иван III, Иван IV, — олицетворение идеи, что во главе государства должен стоять сильный человек, фактически диктатор. Сейчас не то время, чтобы проталкивать таких персонажей.

Не время? Проталкивать? В День народного единства, 4 ноября, на Боровицкой площади в Московском Кремле установили памятник Владимиру Святителю. До сих пор не утихают споры по поводу появившегося в Орле памятника Ивану Грозному. Несколько недель назад в Новгородской областной библиотеке прошел круглый стол, на котором главным вопросом было отсутствие фигуры Грозного на памятнике «Тысячелетие России».

Кстати, фонд «Общественное мнение» в начале ноября обнародовал результаты опроса, в котором предложил респондентам ответить на вопрос: «Какие мысли, чувства, ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя Иван Грозный?». Для четверти опрошенных Иван Васильевич — «царь, правитель», для 18% — деспот и тиран, для 15% — защитник, объединитель России. 1% не отказались бы от такого правителя и сейчас. Но больше всего — 19% — затруднились с ответом.

— Если почва под ногами становится зыбкой, в экономике нет стабильности, в обществе звучит критика по поводу того, что Россия вновь не может определиться — с Западом она или с Востоком, начинаются поиски национальной идеи, — комментирует всплеск интереса к отечественной истории Трояновский. — Александр II, начав реформы отмены крепостного права, судебную, земскую, поставил в Новгороде памятник «Тысячелетие России». И обозначил трех китов, на которых стоит Россия, — православие, самодержавность и народность. И в современной России на стыке тысячелетий велись разговоры о поиске национальной идеи. Теперь мы противостоим западной толерантности.

По словам Трояновского, на днях он едет в Петербург, где в основанном Анатолием Собчаком Европейском университете пройдет семинар по близкой к фильму «София» теме. Американский исследователь Энтони Калделлис выпустил «хулиганскую» монографию, в которой доказывает, что Византия, наследницей которой считают Россию, была не империей, а римской республикой*.

— И кто мы — Русь, принявшая византийщину? Или пока не поняли, что такое византийское наследство? — спрашивает Трояновский. — «София» должна была раскрыть нам глаза на то, чем была Византия на момент падения Османской империи. Но ушла в кремлёвские подвалы, в их темные глубины. Все тонкости и нюансы исчезли или искажены.

Кстати, 29 декабря на большие экраны выходит историческая сага Андрея Кравчука «Викинг» о приходе к власти князя новгородского и киевского Владимира Святославича. Что ждет зрителей — экшн в духе «Игры престолов» или попытка понять историю страны? Посмотрим.

___________________________________________________________
*Как известно, римский император Константин I перенес в 330 году столицу Римской империи Константинополь, официально переименовав город в «Новый Рим». Сами византийцы называли себя «ромеями», то есть римлянами, а свою страну «Ромейской империей». Во главе ее с 395 года на протяжении десяти веков стояли императоры (более 20 династий), но никак не президенты или парламенты. Играть на том, что в периоды борьбы за власть проявлялись некие республиканские признаки псевдонародовластия, можно для эпатажа. Византия — это классическая монархия.

Е. Кузьмина, novved.ru



Другие новости и статьи

« Самооборона, ее правовые рамки

Выселение из служебного жилья »

Запись создана: Понедельник, 19 Август 2019 в 0:34 и находится в рубриках Кашеварная часть.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы