19 Август 2019

Современные стратегии развития бизнес-образования в РФ

#бизнес#образование#бизнесобразование

Среди всех программ бизнес-образования, самой популярной является MBA (в России также встречается МДА), именно эту программу и ее различные виды мы можем увидеть и в России. Реализация программ бизнес-образования в России началась лишь в 1994 году тогда, как за рубежом данная отрасль существовала более ста лет, и продолжает пополнять рынок труда квалифицированными специалистами по сей день. Несмотря на двадцатилетнюю историю, российский рынок бизнес-образования продолжает проигрывать по качественным и количественным показателям в сравнении с зарубежными странами, предсказанный еще в 2008 году спрос в этой сфере себя не оправдал, сменившись падением уже через год, а абитуриенты по-прежнему склоняются в сторону китайских, европейских или американских бизнес-школ. Изучением данной проблемы занимались Панкрухин А. П., Жуковская М.Э., Мешков А.А. Сегодня в России можно наблюдать относительную закономерность, касаемую спроса и предложения в данной отрасли рынка образования.

Спрос на знания в области бизнеса и способов его управления всегда присутствовал и продолжает расти, но по мнению большинства слушателей таких программ, качество услуг, предлагаемых отечественными учебными заведениями, оставляет желать лучшего, соответственно и спрос на эти услуги в нашей стране небольшой. Стоит отметить, что говоря о данной сфере образования, которая обладает такими отличительными признаками как тесные отношения между покупателем и учебным заведением, основание общей ценности между покупателем и учебным заведением и наличие метаценности (добавочной ценности) у потребителя по отношению к данной услуге [2], мы говорим о сфере бизнес-образования как об образовательной услуге и рассматриваем ее не только с позиции части образовательного пространства, но и с позиции элемента структуры маркетинга. Данный факт играет немаловажную роль в продвижении и дальнейшей успешной реализации подобных программ в образовательном пространстве РФ и является препятствием на пути к становлению конкурентоспособности отечественных бизнес-школ в сравнении с их зарубежными коллегами.

Маркетинговый подход вносит существенные изменения в устоявшийся порядок, так как классифицирует бизнес-образование не просто как набор дисциплин, который любой желающий может получить в рамках вузовской программы подготовки, а как услугу, на которую есть спрос как со стороны общества, так и в лице конкретных компаний, нуждающихся в квалифицированных рабочих кадрах. Чтобы разобраться в данной проблеме потребуется рассмотреть международные критерии оценки эффективности бизнес-образования. Самыми авторитетными являются ежегодные рейтинги: «Times Higher Education”, предоставляемый журналом Financial Times и «Академический рейтинг университетов мира Шанхайского университета».

Оба рейтинга включают в себя такие наиболее весомые показатели как человеческие ресурсы (количество преподавателей, количество студентов, соотношение числа лиц, имеющих степень бакалавра к числу лиц, имеющих степень магистра, количество студентов), финансовые ресурсы вуза (доход от научной деятельности, в частности), репутация вуза (цитирование преподавателей), научная деятельность (соотношение числа публикаций к численности преподавателей и научных сотрудников, число цитирования другими исследователями опубликованных в вузе работ, доля статей, написанных в международном соавторстве). Выдержать подобные критерии непросто для отечественных школ, как минимум, в силу их весьма непродолжительной традиции существования, поэтому неудивительно, что в первой сотне они не присутствуют ни в одном из рейтингов. Для дальнейшего решения, сложившейся ситуации нам необходимо проникнуть внутрь структуры программ МBA и выявить ключевые отличия современного российского видения содержания данных программ от зарубежных.

Сама по себе программа изначально рассчитана на то, что ее слушатель уже имеет некий опыт управления бизнесом или работы в компании и способен им поделиться, для России это составляет некоторую сложность, ведь по опросам Российской лиги MBA за 2013 год всего 7% слушателей данных программ имеют свой бизнес, остальные же в основном менеджеры высшего и среднего звена, поэтому перед бизнес-школой стоит непростая задача: как организовать работу, чтобы происходил обмен опытом, если у большинства участников процесса обучения опыт отсутствует. Также для полного функционирования данной системы необходим «особый» преподавательский состав – люди, которые владеют теоретическими основами и на настоящий момент имеют свою бизнес или владеют какой-либо его частью, понимают законы функционирования бизнеса. Здесь скрывается первая загвоздка. Связь преподавания и практики определяется как неотъемлемая часть функционирования системы бизнес-образования, студенты получают классических преподавателей вуза, привлекаемых в основном из университетов, на базе которых программы MBA были открыты [1]. Однако то, что хорошо и актуально для студента вуза, у слушателя программ часто вызывает чувство потери времени, так как основная часть ориентирована на практику.

Краеугольным камнем всей системы является метод кейсов, он был впервые использован во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес- школе и существенно отличается от остальных методов обучения, тем что для его реализации требуется особая парадигма, призванная обратиться к творческому потенциалу, что возможно только в условиях широкой демократизации процесса обучения и большой творческой свободы. Что, как мы уже выяснили, является препятствием в условиях образовательного процесса вуза. Большинство стран стремятся сделать кейсы ориентированными для собственного экономического пространства, что в дальнейшем как помогает слушателям внедриться в экономическую обстановку страны, в которой они учатся, так и смотивировать их в дальнейшем работать в рамках этого рынка. Эту черту метода кейсов наиболее ярко могут продемонстрировать кейсы китайских бизнес-школ, которые содержат ситуации, характерные для того региона, в котором находится школа, что также побуждает слушателей программ в дальнейшем работать в знакомой местности, а именно – оставаться в Китае, по другому эта особенность кейсов называется национальным компонентом.

В российской среде на данный вопрос существуют различные точки зрения: около 44% процентов слушателей программ считают, что кейсов, ориентированных на российскую экономическую ситуацию, не хватает, тогда как некоторые преподаватели склонны к мнению, что человек, параллельно работающий в какой-либо бизнес-сфере уже получает опыт и не к чему перегружать учебный план ситуациями, так как готовых решений на все просто не существует. [1] В своей статье мы уже упоминали, что преподавательский состав должен владеть знаниями относительно функционирования именно современной экономической ситуации, но так же стоит отметить и тот факт, что в зарубежных странах большую роль играют и крупные компании и корпорации, с которыми сотрудничают вузы [4]. Предприятия предоставляют не только стажировку на местах, но также проводят семинары, привлекают внимание аудитории к реальным и существенным проблемам бизнеса, что представляет собой наиболее сложный для решения вопрос, потому что за последние годы, роль частного предпринимательства в России выросла ненамного, а для вуза заручиться поддержкой крупного предприятия очень сложная задача, но школы продолжают работать над ее реализацией.

Стоит упомянуть, что большинство бизнес-школ существуют не обособленно, а в расширенной сети, включающей в себя несколько бизнес-школ, связанных между собой, чего мы не можем наблюдать на местном рынке. Примеры такого сотрудничества показывают бизнес-школы США и Великобритании, открывая свои филиалы в Европе и прекрасно реализуя программы дистанционного обучения. Это способствует расширению образовательной среды и продвижению бизнес-образования в удаленных регионах, что, в свою очередь, стимулирует спрос на услуги бизнес-образования и повышает престиж уже конкретных школ в мировых рейтингах. При этом ценность дипломов, выданных учебными заведениями такого типа ничем не отличается от ценности дипломов головных офисов. Большинство российских бизнес-школ пока не могут заручиться поддержкой более крупных институтов и все, на что им приходиться опираться при определении наполненности содержания своих программ – это институты, на базе которых они организованны и доступный преподавательский состав, что плохо сочетается с потребностями местного рынка и требованиями потребителей данной образовательной услуги. В образовательном пространстве РФ ценность дипломов MBA неоднозначна, это связанно с тем, что российские бизнес-школы больше не выдают государственный диплом МВА, чаще всего подобные курсы непродолжительны и имеют существенное отличие от классического образования, которое можно получить в высшем учебном заведении.

Что так же негативно влияет на процесс обучения будущих специалистов в области бизнеса. В данной статье мы рассматривали опыт реализации программ бизнес-образования на территории РФ, вычленив слабые места, существующие в этой сфере. На основе сведений, изложенных выше, можно выстроить стратегии развития бизнес-образования в России, в их числе: рассмотрение бизнес-образования как системы дополнительного образования, налаживание связей с местными предприятиями и компаниями для дальнейшего сотрудничества и практики студентов, налаживание метода «обмены опыта» между слушателями, разработка кейсов, на основе опыта местных компаний, увеличение сети контактов с местными корпорациями для решения их реальных экономических проблем. Некоторые положительные преобразования в данной сфере уже отмечаются, российские школы намерены сокращать время обучения на курсах MBA [1], что способствует совмещению обучения и практики полученных знаний в рамках конкретной области, но в целом бизнес-образованию, как отрасли образования и как элементу структуры маркетинга, необходимо претерпеть существенные изменения, чтобы соответствовать зарубежным бизнес-школам по многим показателям и занимать лидирующие позиции в международных рейтингах в будущем.

Литература

1. Малыхин, М. А. MBA без степени магистра / М.А. Малыхин // Ведомости. – 2015. - № 3832.

2. Мешков, А.А., Жильцова , С.В. Создание "совместной" ценности услуги в области бизнес-образования на основе маркетинга партнерских отношенийь/ А.А. Мешков, С.В. Жильцова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №5.

3. Панкрухин, А.П. Рейтинг учреждений профессионального образования. Маркетинговый подход, где ты? / А.П. Панкрухин // Практический маркетинг. – 2012. - №12.

4. Пугач, В.Ф., Жуковская, М.Э. Рейтинги вузов: международный и российский подход / В.Ф. Пугач, М.Э. Жуковская // Практический маркетинг. - 2009. -№8-9.

Митрович К.З.

Другие новости и статьи

« Освещение Русско-японской войны (1904–1905 гг.) в русской публицистике на примере журнала «Славянский век» (1900–1904 гг.)

Перспективы развития электронной коммерции в России »

Запись создана: Понедельник, 19 Август 2019 в 0:10 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика