Свобода личности и государственный интерес в «революционной пропаганде» Коминтерна



Свобода личности и государственный интерес в «революционной пропаганде» Коминтерна

oboznik.ru - Коммунистический Интернационал — Коминтерн — КИ — ставил своей целью разрушение старой социально-экономической системы путем пролетарской революции
#Коминтерн#интернационал#история

Коммунистический Интернационал, или Коминтерн, был основан в 1919 г. как мировая коммунистическая партия. За время его существования коммунистами была создана мощная система пропаганды. Цель данного исследования – ответить на вопрос о том, была ли коминтерновская пропаганда голосом революционной свободы или же являлась лишь приводным ремнем для лоббирования интересов Советского Союза в мире, распространения авторитарного влияния советского руководства на широкие массы населения в странах мира. Пропаганда с первых дней победы большевиков в России была одним из важнейших направлений их деятельности как в молодом советском государстве, так и в странах мира, где предполагалось усиливать влияние коммунистов с целью свершения социалистических революций.

При этом разъяснение теории в пропагандистской деятельности сочеталось с обучением практическим навыкам революционной борьбы (в том числе и вооруженной), а также с целенаправленным формированием определенного отношения к конкретным политическим событиям, партиям и личностям. Трактовка любого политического события в коммунистической печати и агитационных материалах с точностью приводилась в соответствие с идеологической доктриной. Приведем пропагандистски окрашенное описание внутриполитической обстановки в Эстонии в 1924г.: «…экономическое и политическое положение эстонской буржуазии, теряющей с каждым днем почву под ногами, полный хозяйственный развал, острые противоречия между правящими кликами, с одной стороны, безработица, дороговизна, рост недовольства в широких массах – с другой – толкают эстонских лавочников и спекулянтов на новые преследования рабочего движения» .

Наличие подобных сообщений об экономическом и политическом положении в каком-либо государстве в коммунистических информационных материалах и печати преследовало не только цель информирования читающего или слушающего эту информацию, но и четкого формирования у него определенного отношения к событиям. О сущности пропаганды Коминтерна можно судить по особенностям организационной структуры органов пропаганды. Отдел пропаганды Коминтерна был образован почти сразу же с момента основания Интернационала. Руководство пропагандой осуществлял Агитационно-пропагандистский отдел Исполкома Коминтерна, а также агитпропотделы в секциях Интернационала. Предполагалось, что агитпропотделы секций Коминтерна будут создаваться в точном соответствии с Агитпропом ИККИ. Агитпропотделы Коминтерна, в свою очередь, были ориентированы на опыт большевиков и Агитпропа РКП(б) – ВКП(б). Это зачастую приводило к обоснованным обвинениям в слепом копировании опыта СССР, без учета национальных традиций коммунистических движений. Исследователь Коминтерна А. Ю. Ватлин отмечает: «Недостаток практического опыта коммунистов “первого часа” вел к абсолютизации опыта большевиков, что впоследствии стало ахиллесовой пятой всего коммунистического движения» .

Действительно, перенесение методов работы Агитпропа ВКП(б) на ИККИ и секции Коминтерна лишало национальные компартии политической гибкости, способствовало их оторванности от политической культуры конкретной страны. Попытки учесть исторический опыт национальных компартий и их традиции предпринимались, однако, за редким исключением, были безуспешны. Эта черта – одно из проявлений авторитарного характера коммунистической пропаганды, что не всегда отвечало самим интересам коммунистов. В задачи пропаганды входила систематизация и руководство политпросветом секций, партийно-воспитательной работой, выработке программ партийных школ и разработке учебных пособий, объединение теоретической и литературной деятельности.

Особое значение, безусловно, отводилось печати как главному источнику информации для широких слоев населения. В пропагандистских целях использовался зарождающийся кинематограф. Во второй половине 1930-х гг. и особенно во время Второй мировой войны широкое развитие получает радиопропаганда. Кроме того, в задачи, имеющие пропагандистское значение, входило развитие культурных организаций, связанных с компартиями . Жесткая структура органов пропаганды делала их неотъемлемой частью системы функционирования Интернационала и одновременно бюрократизировала пропаганду. Агитпроп настаивал на том, что «агитационно-пропагандистская работа должна проводиться не каким-нибудь замкнутым аппаратом специалистов; она должна проводиться планомерно и систематически всеми звеньями партийной организации, в целях наиболее полного охвата и обслуживания широких масс» .

Тем не менее широкое ведение агитационной и пропагандистской работы всеми секциями так и осталось коминтерновской мечтой – в большинстве случаев пропаганда в секциях либо исходила от ИККИ, либо осуществлялась узким кругом функционеров национальной компартии, либо вовсе не велась в виду отсутствия кадров или возможностей (в частности, из-за политического преследования коммунистов). Всемерная поддержка Коминтерном действий Советского Союза была и остается одним из важнейших аргументов в пользу тоталитарного характера коммунистической пропаганды, защищающей интересы жесткой авторитарной власти.

Одним из главных направлений коминтерновской пропаганды было информирование секций о политическом и экономическом положении в СССР, обоснование его внутренней и внешней политики с точки зрения марксистско-ленинского учения. Сложно спорить с тем, что пропаганда Коминтерна служила советскому руководству методом воздействия на общественное мнение и правящие круги государств мира, в том числе с целью формирования благоприятной внешней политики в отношении СССР. Так, в 1924 г. Агитпроп в своей директиве требовал от компартии Польши в рамках борьбы против антисоветских сил «открыть широкую политическую кампанию… против всей правительственной политики, направленной против Советской России… издать популярную брошюру против связи правительства с русской контрреволюцией, и за тесный союз с Советской Россией» .

В условиях внешнеполитической изоляции, в которой оказалась Россия после победы Октябрьской революции, использование подобного метода было неизбежным политическим шагом. Нельзя не отметить и глубокую связь между стратегией и тактикой Коминтерна, которая вырабатывалась его руководством с учетом меняющейся обстановки в мире, и задачами пропаганды. Пропагандистский механизм немедленно поворачивал в сторону, которая указывалась ИККИ. Однако вопреки сложившемуся о коммунистической пропаганде широкому мнению, за идеологизированной интерпретацией часто скрывалась и выверенная политическая стратегия и дальновидность. 2 августа 1935 г., выступая на VII конгрессе, генеральный секретарь Коминтерна Г. Димитров говорил: «…германский фашизм выступает как ударный кулак международной контрреволюции, как главный поджигатель империалистической войны, как зачинщик крестового похода против Советского Союза – великого отечества трудящихся всего мира»6 . При всей одиозности терминов, суть остается неизменной: за четыре года до начала Второй мировой войны коммунисты настойчиво предупреждали о результатах, к которым может привести политика государств Европы.

В пропагандистских лозунгах Коминтерна звучал призыв к борьбе с фашизмом и пересмотру решений Версальского договора 1919 г. тогда, когда правительства крупнейших европейских государств не видели угроз существующему европейскому порядку. Это наиболее яркое, но не единственное свидетельство разумности политической стратегии коммунистов. Подводя итоги, нужно отметить, что, исходя из ее изначальных целей и задач, коминтерновскую пропаганду с уверенностью можно назвать рупором революционной свободы: она была призвана доказать миллионам трудящихся всего мира практическую осуществимость идей К. Маркса, продемонстрировать реальный успех большевиков и призвать к повторению опыта русских товарищей.

Кроме того, и это, возможно, самое важное для нашего современного понимания мировых событий 1920–1930-х гг., многие пропагандистские лозунги коммунистов оказались пророческими. С одной стороны, одиозность этих лозунгов, зачастую отталкивавшая от них современников, не дала государствам и народам избежать многих роковых политических ошибок. С другой – бескомпромиссный тон коммунистической пропаганды позволил ей быть замеченной и привлечь достаточное количество сторонников (об этом свидетельствуют, в частности, прочные позиции коммунистов в правительствах Народного фронта во Франции и Италии). Таким образом, с нашей точки зрения, пропаганда Коминтерна представляет собой многогранную, сложную структуру, объективно осмыслить которую можно лишь учитывая все ее проявления в совокупности.

Довжик Наталья Николаевна (МГУ имени М. В. Ломоносова)



Другие новости и статьи

« Психология бедности и богатства

Московский университет – фронту в годы Первой мировой войны »

Запись создана: Понедельник, 19 Август 2019 в 0:01 и находится в рубриках Гражданская война, Межвоенный период.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы