Дискуссии о концепции «Москва – третий Рим» в начале XX в.



Дискуссии о концепции «Москва – третий Рим» в начале XX в.

oboznik.ru - Город-герой Москва
#историяроссии#история#москва#рим#третийрим#мифологема

Концепция «Москва – Третий Рим», созданная в начале XVI в. старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем, стала одной из самых влиятельных мифологем русского исторического сознания. Несмотря на это, научный интерес к ней появился достаточно поздно. «Активное обсуждение концепции в научной и особенно публицистической среде происходит во второй половине XIX в. Ранее мы как-то не видим заметных следов ее бытования» . Это было связано с первой полной публикацией посланий Филофея, которые содержали в себе эту концепцию. Следующий всплеск научного интереса к концепции произошел в 1880-х гг.: «В работах 80-х гг. представлен почти полный спектр оценок, которые в будущем повторятся в разных комбинациях» .

Однако особый характер дискуссия вокруг концепции приняла после публикации в 1901 г. монографии профессора Киевской духовной академии В. Н. Малинина «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания», которая долгое время оставалась единственным фундаментальным трудом по данной проблематике. Помимо публикаций текстов посланий в ней содержался ряд оригинальных авторских исследований. Так, Малинин предположил, что перу Филофея принадлежит гораздо больше трудов: «Кроме известных уже трех посланий: к вел. кн. Василию III и дьяку Мунехину (по случаю морового поветрия во Пскове и против звездочетцев) Филофею несомненно принадлежат: 1) послание к царю и вел. кн. Ивану Васильевичу, 2) утешительное послание во Псков в беде сущим, 3) дьяку Мунехину о покорении разума вере и Откровению, 4) вельможе, в мире живущему, 5) Ивану Акиндеевичу (Акиндиновичу) о злых днях и часах, – со всей вероятностию: 6) утешительное послание к неизвестному опальному вельможе… 7) послание в Царствующий град» . Кроме того, Малинин разделил все обнаруженные послания на три группы, собранные «в отношении к раскрытию идеи провиденциализма» : «В одних из них раскрывается проявление Промысла Божия в судьбе отдельных лиц, в других – промышление о судьбе целых народов, и в третьих – говорится о Промысле Божием в жизни как отдельных лиц, так и целых народов» .

При этом из достоверно принадлежащих перу Филофея текстов послания Мунехину отнесены ко второй группе, а послание Василию Ивановичу – к третьему. В своем труде Малинин артикулировал идеи, которыми Филофей руководствовался при написании своих посланий: «Это – идеи богоизбранности народов и преемства царств» , доказывал восхождение концепции Филофея к книге пророка Даниила и его пророчеству о четырех царствах, при этом четвертое царство – Римская империя – постепенно переходило с места на место (из Рима в Византию, из Византии на Русь).

Также Малинин указывает на то, что Филофей разделял эсхатологические настроения, свойственные рубежу XV– XVI вв., что позволяло отнести концепцию к разряду текстов, наполненных идеей конца света, а не политическими смыслами. Стоит также отметить, что Малинин не ограничивается рассмотрением посланий и дает широчайший контекстуальный анализ, привлекая другие тексты, содержащие идею преемства царств (например, «Сказание о белом клобуке»). В то же время монография Малинина имела ряд недостатков, на которые обратили внимание другие исследователи концепции. Так, А. И. Соболевский в своей статье «Исследование В. Малинина «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания» отмечает, что «В. Н. Малинин знаком главным образом с теми рукописными собраниями, которые имеют печатные описания, то есть приблизительно с половиною общедоступного материала; прочие рукописные собрания, даже имеющие приличные рукописные каталоги, остались ему почти совсем неизвестными» .

Соболевский указывает четыре рукописных сборника, в которых содержатся послания Филофея и которые не вошли в работу Малинина. Кроме того, Соболевский дает оригинальную трактовку привязки «Сказания о белом клобуке» к концепции Филофея: «Послание Димитрия к Геннадию из Рима заключало в себе рассказ, со слов какого-то римлянина, о похищении из папской казны в 1485 году драгоценной тиары… Этот мало интересный рассказ был лет сто после написания заменен другим, русского сочинения, но первая часть послания Димитрия осталась без изменений» , после чего оно стало идейно схожим с концепцией «Москва – Третий Рим».

На ряд недочетов и фактических ошибок Малинина указывает С. П. Казанский. Так, он обращает внимание на неточности в датировке первого упоминания посланий Филофея как источников концепции: «Филофей впервые сделался известным, “как писатель”, не в 1846 г., а уже к 1827 году, причем тогда вернее, чем первыми, по мнению г. Малинина, открывателями литературного наследства Филофея, было определено время написания его послания по поводу моровой язвы» .

В то же время Казанский указывает, что Малинин упустил из вида еще несколько текстов, принадлежащих Филофею: «Предполагаемая нами принадлежность упомянутых канонов (и повестей) [каноны Чирской иконе Божией Матери и Всеволоду-Гавриилу, князю Псковскому. – прим. автора] старцу Филофею станет еще вероятнее, если мы обратим внимание на цель составления занимающей нас рукописи, состоявшую, почти несомненно, в том, чтобы распространить за пределы Псковской области значение местных праздников». Кроме обозначенных исследований, можно привести в пример работу С. Голубева «Отзыв о сочинении профессора В. Н. Малинина под заглавием: “Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания” – историко-литературное исследование», статью Ф. И. Титова12 и пр. Итак, основные дискуссии вокруг концепции «Москва – Третий Рим» в начале XX в. разворачиваются на фоне выхода первой специальной монографии по данному вопросу и заключаются в критических статьях, в которой авторы попутно с замечаниями к работе Малинина излагают свое видение темы.

Страхов Александр Борисович (МГУ имени М. В. Ломоносова)



Другие новости и статьи

« Русское общество эпохи реформ

Формирование секретного делопроизводства в аппарате ЦК РКП(Б) в 1919–1924 гг. »

Запись создана: Понедельник, 18 Март 2019 в 0:02 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы