18 Март 2019

Дискуссии о концепции «Москва – третий Рим» в начале XX в.

oboznik.ru - Город-герой Москва
#историяроссии#история#москва#рим#третийрим#мифологема

Концепция «Москва – Третий Рим», созданная в начале XVI в. старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем, стала одной из самых влиятельных мифологем русского исторического сознания. Несмотря на это, научный интерес к ней появился достаточно поздно. «Активное обсуждение концепции в научной и особенно публицистической среде происходит во второй половине XIX в. Ранее мы как-то не видим заметных следов ее бытования» . Это было связано с первой полной публикацией посланий Филофея, которые содержали в себе эту концепцию. Следующий всплеск научного интереса к концепции произошел в 1880-х гг.: «В работах 80-х гг. представлен почти полный спектр оценок, которые в будущем повторятся в разных комбинациях» .

Однако особый характер дискуссия вокруг концепции приняла после публикации в 1901 г. монографии профессора Киевской духовной академии В. Н. Малинина «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания», которая долгое время оставалась единственным фундаментальным трудом по данной проблематике. Помимо публикаций текстов посланий в ней содержался ряд оригинальных авторских исследований. Так, Малинин предположил, что перу Филофея принадлежит гораздо больше трудов: «Кроме известных уже трех посланий: к вел. кн. Василию III и дьяку Мунехину (по случаю морового поветрия во Пскове и против звездочетцев) Филофею несомненно принадлежат: 1) послание к царю и вел. кн. Ивану Васильевичу, 2) утешительное послание во Псков в беде сущим, 3) дьяку Мунехину о покорении разума вере и Откровению, 4) вельможе, в мире живущему, 5) Ивану Акиндеевичу (Акиндиновичу) о злых днях и часах, – со всей вероятностию: 6) утешительное послание к неизвестному опальному вельможе… 7) послание в Царствующий град» . Кроме того, Малинин разделил все обнаруженные послания на три группы, собранные «в отношении к раскрытию идеи провиденциализма» : «В одних из них раскрывается проявление Промысла Божия в судьбе отдельных лиц, в других – промышление о судьбе целых народов, и в третьих – говорится о Промысле Божием в жизни как отдельных лиц, так и целых народов» .

При этом из достоверно принадлежащих перу Филофея текстов послания Мунехину отнесены ко второй группе, а послание Василию Ивановичу – к третьему. В своем труде Малинин артикулировал идеи, которыми Филофей руководствовался при написании своих посланий: «Это – идеи богоизбранности народов и преемства царств» , доказывал восхождение концепции Филофея к книге пророка Даниила и его пророчеству о четырех царствах, при этом четвертое царство – Римская империя – постепенно переходило с места на место (из Рима в Византию, из Византии на Русь).

Также Малинин указывает на то, что Филофей разделял эсхатологические настроения, свойственные рубежу XV– XVI вв., что позволяло отнести концепцию к разряду текстов, наполненных идеей конца света, а не политическими смыслами. Стоит также отметить, что Малинин не ограничивается рассмотрением посланий и дает широчайший контекстуальный анализ, привлекая другие тексты, содержащие идею преемства царств (например, «Сказание о белом клобуке»). В то же время монография Малинина имела ряд недостатков, на которые обратили внимание другие исследователи концепции. Так, А. И. Соболевский в своей статье «Исследование В. Малинина «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания» отмечает, что «В. Н. Малинин знаком главным образом с теми рукописными собраниями, которые имеют печатные описания, то есть приблизительно с половиною общедоступного материала; прочие рукописные собрания, даже имеющие приличные рукописные каталоги, остались ему почти совсем неизвестными» .

Соболевский указывает четыре рукописных сборника, в которых содержатся послания Филофея и которые не вошли в работу Малинина. Кроме того, Соболевский дает оригинальную трактовку привязки «Сказания о белом клобуке» к концепции Филофея: «Послание Димитрия к Геннадию из Рима заключало в себе рассказ, со слов какого-то римлянина, о похищении из папской казны в 1485 году драгоценной тиары… Этот мало интересный рассказ был лет сто после написания заменен другим, русского сочинения, но первая часть послания Димитрия осталась без изменений» , после чего оно стало идейно схожим с концепцией «Москва – Третий Рим».

На ряд недочетов и фактических ошибок Малинина указывает С. П. Казанский. Так, он обращает внимание на неточности в датировке первого упоминания посланий Филофея как источников концепции: «Филофей впервые сделался известным, “как писатель”, не в 1846 г., а уже к 1827 году, причем тогда вернее, чем первыми, по мнению г. Малинина, открывателями литературного наследства Филофея, было определено время написания его послания по поводу моровой язвы» .

В то же время Казанский указывает, что Малинин упустил из вида еще несколько текстов, принадлежащих Филофею: «Предполагаемая нами принадлежность упомянутых канонов (и повестей) [каноны Чирской иконе Божией Матери и Всеволоду-Гавриилу, князю Псковскому. – прим. автора] старцу Филофею станет еще вероятнее, если мы обратим внимание на цель составления занимающей нас рукописи, состоявшую, почти несомненно, в том, чтобы распространить за пределы Псковской области значение местных праздников». Кроме обозначенных исследований, можно привести в пример работу С. Голубева «Отзыв о сочинении профессора В. Н. Малинина под заглавием: “Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания” – историко-литературное исследование», статью Ф. И. Титова12 и пр. Итак, основные дискуссии вокруг концепции «Москва – Третий Рим» в начале XX в. разворачиваются на фоне выхода первой специальной монографии по данному вопросу и заключаются в критических статьях, в которой авторы попутно с замечаниями к работе Малинина излагают свое видение темы.

Страхов Александр Борисович (МГУ имени М. В. Ломоносова)

Другие новости и статьи

« Русское общество эпохи реформ

Формирование секретного делопроизводства в аппарате ЦК РКП(Б) в 1919–1924 гг. »

Запись создана: Понедельник, 18 Март 2019 в 0:02 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика