Варианты построения единой системы тылового обеспечения
Почему не удается воплотить в жизнь, действующую сегодня концепцию единой системы тылового обеспечения? Прежде всего, потому, что, когда вопрос касается нескольких федеральных органов власти, фактически равных по своим полномочиям, необходимо определять орган, координирующий проведение совместных мероприятий.
Создание временных межведомственных комиссий, собирающихся периодически и регулирующих некоторые вопросы соответствующими протоколами заседаний, должного эффекта не приносит и не принесет. По всей видимости, необходимо создавать такой орган управления, который бы работал на постоянной основе и впоследствии трансформировался в новую государственную структуру. Это, например, может быть Государственный комитет РФ по созданию единой системы повседневного жизнеобеспечения войск (сил).
По мере реализации такого варианта должны создаваться структуры, подчиненные непосредственно комитету, при одновременном сокращении соответствующих отделов силовых ведомств. Скажем, если создается единая система воинских перевозок, то во всех ведомствах органы воинских перевозок исключаются из штатов и переводятся в подчинение комитета. В отношении воинских перевозок исключение может быть сделано только Генштабу, в структуре которого необходимо оставить незначительный по численности орган планирования воинских перевозок.
Новая система может быть создана постепенным переводом в ее структуры вертикальных или горизонтальных звеньев существующих систем обеспечения или сформирована по определенным территориям (субъектам Федерации, военным округам или регионам). Соответственно сроки ее создания и финансовые расходы при различных вариантах будут существенно отличаться друг от друга.
Вертикальный вариант: в ведение комитета передается целый вид обеспечения. Тогда все структуры, начиная от центрального аппарата и заканчивая объектами низового звена передаются из подчинения Тыла ВС в подчинение комитета. Проводится постепенное изъятие из каждого силового ведомства гражданских функций с соответствующими элементами структуры и передача их комитету. Никакого особого привлечения бюджетных денег здесь не требуется. Нужно осуществить лишь некоторые изменения в структуре финансирования. Средства на содержание структур будут планироваться, и поступать не по линии Минобороны, а по линии комитета.
Горизонтальный вариант предполагает передачу стационарных объектов по гарнизонам (военным городкам) независимо от того, к какой службе или ведомству они относятся. Здесь самым эффективным может быть территориальный вариант, когда в пределах одного субъекта РФ (региона, военного округа) все обеспечивающие структуры объединяются в одну под региональным управлением, а региональные управления, в свою очередь, подчиняются Центру. При этом они тесно взаимодействуют с администрацией субъекта Российской Федерации (командованием военного округа). Такой подход уже существует в структуре отдельных министерств и ведомств (МЧС, ФПС и др.), но распространяется он только в пределах одного ведомства.
В соответствии с первой, на территории военного округа должна быть создана одна сопряженная территориальная система тылового обеспечения под единым управлением. В качестве органа управления предлагается использовать управление тыла СКВО. При этом часть задач обеспечения остается в ведении региональных органов управления тыла силовых ведомств. По техническому обеспечению по тому же принципу создается своя единая система.
Новый вариант имеет следующие отличия.
Во-первых, предлагается иметь территориальную систему не в составе военного округа, а только в границах его территории. Соответственно есть различие и в функциях управлений военного округа. Они не руководят процессом обеспечения войск в мирное время, их функции в нем крайне ограничены. Фактически эти функции сводятся к формированию заказов (заявок) и контролю своевременности и качества их выполнения. Кроме того, органы военного управления непосредственно несут ответственность только за сохранность имеющихся в войсках запасов материальных средств и боевую готовность своих войск, в том числе и подвижной части тыла. Соответственно ввиду ограничения круга обязанностей (функций) органов военного управления в мирное время должна быть ограничена их штатная численность.
Во-вторых, этот вариант создает абсолютно равные условия для воинских частей и учреждений любой подчиненности в границах определенной территории. Все они обеспечиваются по заявкам (заказам) в соответствии с установленными правительством России нормами и лимитами в пределах назначений по соответствующим статьям бюджета. При этом каждая воинская часть имеет свой “маленький” подвижный тыл, предназначенный только для ее обеспечения в особый период. Принципиальное отличие заключается в том, что в условиях мирного времени военные имеют материальные средства, но ими не распоряжаются.
В-третьих, предлагаемый вариант почти исключает или в значительной степени ограничивает ведение всякой хозяйственной деятельности военными структурами. Эти задачи возлагаются на созданную систему. Войска будут участвовать только в обновлении запасов и техническом обслуживании штатных технических средств. Кроме того, фактически создается дополнительный государственный орган контроля над использованием бюджетных средств, выделяемых на оборону. Ведь структуры комитета смогут отпустить материальные средства и услуги только в пределах бюджетных назначений и по соответствующим нормам. То есть с введением новой системы обеспечения войск произойдет разделение функций и по финансовым вопросам.
Если же система будет оставлена в составе Минобороны России, то непременным условием ее развития и совершенствования должно быть создание самостоятельного департамента всестороннего обеспечения войск. Логика здесь проста: в мирное время департамент организует выполнение гражданских задач, несвойственных военным органам, а Генштаб, напротив, организует решение мобилизационных, боевых и других военных задач, не свойственных гражданским. Оба органа управления решают задачи оборонной направленности и преследуют одну общую цель. Исходя из этого, они должны тесно взаимодействовать, но не находиться в подчиненной зависимости. Если в военное время ими руководит президент РФ, Главнокомандующий Вооруженными силами страны, то в мирное время допустимо подчинение министру обороны. Здесь нет противоречий. Ведь необходимая часть специалистов тыла и технического обеспечения в любом случае будет иметься в составе воинских частей, соединений и органов управления. Другое дело, что она станет не такой значительной по составу и структуре, а функции ее будут совершенно иными, чем сегодня.
См. также: “Две составляющие единой системы тылового обеспечения”
По материалам: Петр Корытин. “Тыл следует объединить” - 2000 г.
Другие новости и статьи
« Две составляющие единой системы тылового обеспечения
Запись создана: Вторник, 28 Октябрь 2008 в 21:31 и находится в рубриках Расквартирование войск, Реорганизация 90-х годов, Транспорт, Управление тылом.
метки: обеспечение, Транспорт, снабжение, тыл, тыловой район
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика