Ценностные аспекты формирования духовности в образовательной деятельности
Действенность духовных ценностей, которые транслируются образовательной системой, по формированию духовности личности, определяются прежде всего их вплетением в ее внутренний мир и соответственно влиянием на процесс индивидуальной жизнедеятельности. Сегодня подход к формированию ценностей человека, исходя из понимания последних как трансцендентальных сущностей, вызывает все большую критику как философов, так и педагогов.
Определение духовных ценностей как таковых, не должны анализироваться человеком и вписываться в его духовный мир и вообще бытия, а должны быть усвоены людьми просто как общепризнанные истины, не дает необходимого результата воспитательной работы. Отсутствие у личности сознательного выбора ценностей провоцирует такую же бездуховность, как и отсутствие положительных ценностей вообще, и это прямо определяет задачи ценностной переориентации образовательной деятельности постнекласичного типа. «Можно в результате выделить два типа бездуховности: что порождается неразвитостью личностного начала (отсутствием потребности и способности к самостоятельному выбору) и что есть результатом выбора в виде прямого выбора приоритета НЕ духовных ценностей…
Предупреждение первого типа бездуховности может быть достигнуто в системе образования и воспитания методами развития личностного начала в индивида, который формируется, а предупреждение второго типа бездуховности методами, направленными на развитие приоритета духовных ценностей »[5, с.103]. Духовные ценности, которые транслируются в образовательном процессе, уже не просто связывают личность с системой непонятных ей жизненных установок, которые определяют ее картину мира, границы дозволенного и констатируют интерсубьективные взаимоотношения через механизм предписания, а на основе анализа своего места в социокультурном окружении и коммуникативных механизмов осуществляется обеспечение констатации нравственного измерения самости.
Определяя методологические основы процесса формирования духовных ценностей в образовательной деятельности, необходимо четко осознавать пути преодоления традиционного принудительно-нормативистского навязывания личности образцов поведения, восприятия себя и внешнего мира. Мы согласны с известной отечественной исследовательницей проблем духовности, И.Степаненко, которая считала, что современный ценностный контекст образовательной деятельности, характеризуется интерсубъективностью и выраженным этическим акцентом, требует трансформации нормативной модели духовных ценностей исходя из того, что модель духовного мира и духовного здоровья личности должна приобретать дискурсивного характера. Дискурсивность в данном случае обеспечивает возможность перевода духовных ценностей из сферы внешнего (аргументации в процессе образовательного воздействия) в сферу внутреннего (личностные убеждения, которые образуются в процессе усвоения ценностных норм как составной собственного духовного мира) за счет совершенствования как первого, так и второго.
Образовательное влияние в процессе трансляции духовных ценностей должно обеспечивать требования по универсализации, интерперсонализации и институализации духовного мира личности и его включения в духовную жизнь социума. С точки зрения духовного здоровья за счет такого внешнего воздействия формируется его логико-рефлективная составляющая, в рамках которой его характеристики аргументируются с точки зрения социокультурной данности и адаптационных потребностей личности [4].
Таким образом, можно считать обоснованным для современного образования методологический подход, при котором идеальное содержание духовых ценностей выводится не из определенных нормативных предписаний, имеющих для личности трансцедентно-абсолютный характер, а с ее социокультурной среды, с ее реального бытия в конкретной социокультурной среде. Именно бытийные, онтологические истоки духовных идеалов и норм превращают сформированные на них личностные конструкты духовности в мультиверсийные модели, которые совмещают универсальное и контекстное, социокультурное и индивидуальное, внешние воздействия и внутренние убеждения, собственные стремления и заботу о других. Через формирование ценностей образование создает возможность для личности стать субъектом деятельности, характер и духовная наполненность ценностей при этом определяют ее направленность в условиях наличия свободы выбора личности в ориентациях на объективное содержание явлений и процессов.
В связи с этим можно говорить о смысловой полисодержательности ценностного наполнения духовного мира человека как одну из изменяющихся характеристик его бытия. Поэтому для определения ценностей, которые должны быть транслируемые в образовательной деятельности, особое значение приобретает экзистенциально-личностный анализ процесса смыслообразования духовно-осознанных цилевых задач каждой личности в контексте социокультурной динамики страны и цивилизации в целом. Современные социальные реалии в целом не способствуют формированию духовного здоровья личности. Девальвация духовных, нравственных ценностей, отчуждение личности от институтов воспитания, смещение приоритетов в сторону материального благополучия требуют повышенного внимания к функционированию воспитательных механизмов, адекватных как реальной социокультурной ситуации, так и задачам в области формирования духовности личности.
Многие исследователи констатируют образование в современном обществе своеобразного «духовного вакуума», что неизбежно приводит к деформации мотивационно-потребностной сферы личности, существенного разрушения традиционных ценностных ориентаций, что в целом приводит к мировоззренчески духовной дезориентации людей в результате внутренне-личностного конфликта ценностей [2, c.13].
И это понятно ведь именно духовные ценности выполняют регулятивную, оценочную функцию, мотивируют жизнедеятельность человека и помогают осуществлять выбор форм и методов поведения, и в случае их несоответствия критериям духовного здоровья вся жизнь личности приобретает контраверсивный характер. К ценностным деформациям можно отнести такие распространенные ценностные девиации на личностном уровне, как субъективная неудовлетворенность, потеря идентичности и относительной автономности от источников удовлетворения разнообразных страстей и потребностей, неадекватное восприятие реальности, снижение толерантности, социальной солидарности, коммуникативности и тому подобное. Такие деформации ценностного характера, перерастая в массовое явление, создают предпосылки и бездуховности всей страны.
Поэтому формирование духовных ценностей личности представляет собой единство двух процессов спонтанного духовного становления человека в пределах своего социального окружения под действием вцелом нерегулируемых и часто деструктивных воздействий и целенаправленного процесса создания условий для освоения и присвоения духовных ценностей, который должен предупредить и устранить негативные последствия указанных действий. Что касается образовательной составляющей этого процесса, то принадлежность к формам целенаправленной воспитательной деятельности обусловливает такие ее характеристики как интенциональность, нелинейность, стадийность, вариативность, ситуационный характер, принципиальная незавершенность и другие, которые определяют личностно ориентированный характер образовательного воздействия. Исходя из общей ориентации постнеклассического образования на личностное развитие, направляющим элементом которого и является формирование духовных ценностей, можно определить и черты образовательной деятельности в данном направлении. Содержание процесса формирования духовных ценностей должно проектироваться с учетом особенностей и противоречий становления духовной сферы личности на том или ином этапе социализации и включения в социокультурную среду.
Образовательные формы и средства формирования духовных ценностей определяются, исходя из принципов личностно ориентированного (с максимальным учетом особенностей человека, его потребностей и направленности) и культурологически-антропологического (с формированием на основе интериоризированных духовных ценностей личностной духовной культуры) подходов. В целом образовательная проблема ценностного обеспечения духовности заключается в создании образовательного пространства, обеспечивающего достаточную педагогическую поддержку в сложном процессе становления и развития духовного мира и духовных ценностей личности. По нашему мнению, на сегодня формирование духовных ценностей является важнейшей задачей не только духовного развития, но и вообще культурно-образовательного воздействия социума на личность.
Его значимость определяется не только местом духовных ценностей в современном мире, но и неадекватностью имеющегося образовательного инструментария решению проблемы. Ведь при очень интенсивном росте влияния информационно-коммуникационной среды и медиа-культуры на духовный мир личности система духовного воспитания личности в отечественном образовании остается очень инертной и консервативной. Между тем именно формирование духовных ценностей все больше выступает как сущность постсовременного образования, которую прежде всего можно охарактеризовать как процесс, где «происходит передача, становление, воспроизводство ценностных ориентиров, происходит то, что принято называть воспитанием» [1, c.14].
Выход из современной ситуации духовного кризиса на сегодня все больше специалистов видят в наращивании гуманитарной направленности образования, актуализации ее превентивного духовно-ценностного потенциала. Духовные ценности при этом понимаются как обобщенные смысловые образования, отрефлексированных субъектом восприятия и становятся ориентирами поведения в различных жизненных ситуациях, служа своего рода духовной защитой личности от негативных воздействий социума и собственных материально ориентированных устремлений. За счет духовных ценностей обеспечивается целостность личности на основе духовности как основе выбора смысложизненных приоритетов и духовная безопасность как превентивная защита против негативных воздействий.
По нашему мнению, сегодня среди ценностных аспектов формирования духовности личности в образовательном процессе духовная безопасность становится все более значимой, прежде всего как превентивно-образовательный механизм обеспечения духовности. Духовная безопасность отражает рост психологически коммуникативной сложности социального пространства в условиях формирования масс-медиа и все более интенсивном воздействии электронного медиа-пространства на личность. Проблема такого воздействия заключается в нарастающем процессе духовных подмен, продуцируемых СМИ и широко распространяющихся в медиа-пространстве. Опасность несут манипуляционные деструктивно-ценностные влияния, когда через СМИ целенаправленно осуществляется навязывание людям частных интересов, утилитарных ценностей, деструктивных моделей поведения, агрессивных субкультур и т.д., по сути лишают человека возможности сознательного выбора духовных ценностей и конструктивных моделей поведения.
Между тем духовное состояние личностной свободы возникает у человека при осознании им наличия внешних возможностей выбора и сложившейся готовности осуществить этот выбор. Учитывая профессиональную организацию таких манипулятивных воздействий и их интенсивность, противостоять им можно только на основе не менее профессионально и целенаправленно организованной образовательно-воспитательной работы превентивного характера по формированию у личности духовных ценностей, на основе которых она сможет сознательно и компетентно осуществлять жизнедеятельность в медиа-пространстве. Фактически сегодня отечественное образование не осуществляет активного противодействия негативным воздействиям социума и медиа-среды по культивированию ценностей потребления, навязыванию примитивных потребностей и желаний, снижению содержания бытия до уровня удовлетворения примитивных инстинктов, а очень часто и сама потакает этим процессам. Одним из аспектов этого процесса является изменение духовных ценностей в процессе внедрения новых социокультурных стандартов образовательной деятельности, когда ценности образовательного процесса некритично переосмысливаются под предлогом внедрения общецивилизационных подходов или зарубежных инноваций вместо того, чтобы осуществить процесс трансформации чужеродных ценностей в отечественные, соответствующие национальным традициям.
Традиции в социокультурном процессе действуют как память, духовное достояние, которое обеспечивает не просто связь поколений, а непрерывность духовного развития народа. Любые разрывы в этом процессе чрезвычайно вредны для духовного здоровья народа, о чем свидетельствует и недавнее трагическое прошлое нашей страны, связано с попыткой системного пересмотра социокультурных основ бытия и системы духовных ценностей. Сегодня украинское общество также находится в трансформационном периоде своего развития, и поэтому особенно важно в процессе радикальных изменений всех сфер его жизнедеятельности обеспечить преемственность традиций в виде национальных духовных ценностей.
Безусловно, их нужно понимать в консервативно-ортодоксальном смысле. С изменениями социума традиции также испытывают эволюции, их адаптация в новой культуры осуществляется как динамический процесс согласования стабильности и изменчивости, взаимодействия старого и нового, что является проявлением диалектического обновления бытия. В определенном смысле можно говорить и о конфликтности традиций и современности, при конструктивном понимании этого феномена может рассматриваться как механизм эффективного отбора наиболее целесообразных духовных приоритетов и ценностей, опыта духовной жизни прошлого для поколения, живущего сегодня. Более того, противостояние традиции и новации в духовной области обеспечивает традиции фундаментальную роль основы бытийного единства времени и осуществления будущего на основе постоянного осовременивания прошлого. Конфликтность традиций и современности способствует осознанию стержневых духовных ценностей народа, на основе которых обеспечивается его целостность в историческом развитии, что особенно актуально в эпоху системных трансформационных изменений.
Акцентирование внимания на идеях гуманизма, проявляются в духовных ценностях украинского общества, актуальных для всех времен, обеспечит практически-бытийный фундамент формированию духовного здоровья современного поколения украинцев на основе идеалов и ценностей общества XXI века. «Образование в этой связи рассматривается как социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность (трансляцию культурных норм, ценностей, идей) и развитие человеческой индивидуальности как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре» [3, c.20]. По нашему мнению, основным направлением развития отечественного образования для обеспечения духовности личности должна стать максимизация ее духовно-ценностной составляющей.
В современных условиях, когда приоритетными является направления, связанные с аксиологическим аспектом образования, когда едва ли не самой актуальной задачей образования становится сохранение духовности личности и общества, приоритетным должен быть определен ценностно-смысловой компонент учебных программ и воспитательной работы, включающий в себя программы духовно-нравственного воспитания, приобщения к национальным ценностям, отечественной культуры, традиций. Нужна ориентация, которую А.С. Запесоцкий назвал как «основополагающие координаты культуры» [3, c.14], что позволит увидеть каждую индивидуальную судьбу как носителя определенной системы ценностей и соответственно определить реальные, приближенные к каждой личности направления формирования духовных ценностей. Задача духовно-ценностного воспитания личности в системе образования осложняется тем, что образовательное влияние должно осуществляться преимущественно на детей и молодежь, духовный мир которых находится в процессе становления или находится под влиянием различных молодежных субкультур.
В обоих случаях можно говорить о возрастной специфике духовного мира субъектов образовательного процесса, которая далеко не всегда способствует овладению высокими духовными ценностями. Безусловно, находясь в социуме представители подрастающего поколения в качестве основы духовных ценностей имеют аксиологические доминанты, в значительной мере совпадающие с приоритетами всего общества, однако содержание этих ценностей трансформируется с учетом особенностей социокультурной среды, спецификой коммуникации и экзистенциальных проблем молодого возраста. Особо следует отметить инновационный потенциал духовного мира подрастающего поколения, поскольку именно в ценностном сознании молодежи чаще всего возникают новые приоритеты, обусловленные трансформационными социокультурными процессами.
При таких условиях важным возникает такое освоения духовных ценностей общества личностью, которое способствует созданию у нее целостного ценностного «образа мира» как результата формирования духовного мира личности на основе присвоения ценностей социума и согласования с ними и систематизации собственной шкалы ценностей. Результатом этого процесса является определение смысложизненных приоритетов личности, которые возникают на основе формирования «образа будущего» и собственной жизненной перспективы. Будут ли эти жизненные ориентиры проявлением духовности, в решающей степени зависит именно от системы образования, поскольку интериоризация духовных ценностей напрямую зависит от образовательной среды и происходит в процессе образовательной коммуникации при создании условий для самопознания, самоактуализации и самореализации. Выводы.
Таким образом, формирование духовности в образовательном процессе рассматривается как создание условий для личностной оценки и осознанного выбора тех духовных ценностей, которые утвердились как национальные духовные традиции и соответствуют социокультурному контексту цивилизационного процесса духовного развития человечества. На личностном уровне это процесс самоопределения по отношению к ценностным установкам и создание индивидуальной системы ценностей, которая обеспечивает духовность как в виде приоритетов жизнедеятельности, так и в виде конкретного образа жизни. Как интегрированное в пределах индивидуального духовного мира личностное образование, духовные ценности обеспечивают высокую мотивацию к самосовершенствованию и духовному росту, когнитивному аспекту ценностных ориентаций, проявлению соответствующих эмоциональных качеств и соблюдение соответствующих ценностей в различных жизненных ситуациях.
Использованная литература
1. Валицкая А.П. О духовности и духовном образовании / А.П.Валицкая // Вестник герценовского университета. 2008. № 9. С. 13-18. 1.
2. Жбанков А.Б. Духовное развитие общества как фактор национальной безопасности: дис. … Кандидата философских наук: 09.00.11 / А.Б.Жбанков. М., 2010. 18 с.
3. Запесоцкий А.С. Основные парадигмы и модели образовательной деятельности // Философия социальных и гуманитарных наук: учеб. пособие / под ред. С. А. Лебедева. М.: Акад. проект, 2006. С. 8-28.
4. Степаненко И.В. Духовность: философские конструкты и социокультурные репрезентации: Автореф. дис … д-ра филос. наук: 09.00.04 / Институт философии им. Сковороды НАН Украины / И.В.Степаненко. М., 2004. 32 с.
5. Степанова И.Н. Духовность личности как проблема философии образования / И.Н.Степанова, С.М.Шалютин // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 2. С. 99-107.
Протоиерей Сергий Резников (Днепропетровск, Украина)
Другие новости и статьи
« Полагается ли военным пенсионерам страховая пенсия по старости в дополнение к военной?
Социально-духовные проблемы цифровой эпохи »
Запись создана: Вторник, 2 Июнь 2020 в 0:17 и находится в рубриках Новости.
метки: образование, духовность
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика