Доверие в православной культуре и практике воспитания личности
oboznik.ru - Русская духовность и Русское Православие

Проблемы личности в контексте феномена «доверие» исследовались в современной психологии в диапазоне от пра-доверия до доверия как социального института. Доверие является базисным феноменом по отношению к ментальной, эмоциональной, психологической и социальной жизни как ребенка, так и взрослого, в каждом обществе существует своя культура и свой институт доверия.

Одна из самых первых попыток рассмотреть доверие как базовую категорию в структуре человеческого существования была предпринята американским ученым Э. Эриксоном, который рассмотрел феномен пра-доверия как базисного чувства, формирующегося у ребенка на основании опыта первого года жизни по отношению к себе и миру, и лежащего в основе любви, дружбы, в сферах человеческого взаимодействия, прежде всего в семье [5]. Отечественный психолог В.П. Зинченко в своей работе «Психология доверия» развивает положения Эриксона и обосновывает психологию доверия (внутренняя форма слова «доверие» вера) как проблему, имеющую отношение ко всем формам жизни, деятельности, поведения и сознания человека [1].

На глубинном уровне осмысления и на анализе большого объема фактического материала Фрэнсис Фукуяма рассматривает сущность социальных трансформаций на основе феномена «доверие», который, по его мнению, является ключевой характеристикой развитого современного общества, проявляющийся как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Именно доверие является своего рода «наградой» обществу за внутреннюю гармонию, отсутствие которой препятствует его развитию [4]. Поскольку объединение людей зависит от доверия между ними, а доверие в свою очередь, обусловлено существующей культурой, Фукуяма делает вывод, что в разных культурах человеческие сообщества будут развиваться в разной степени. Доверие – это возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих и на основе некоторых общих норм.

В этом случае возникает социальный капитал общества как результат наличия доверия между его членами на всех уровнях (семья, коллектив, нация). Люди, не доверяющие друг другу, могут сотрудничать лишь в рамках системы, требующей правил и регламентаций [4]. В данном докладе предпринята попытка рассмотреть феномен доверия на уровне универсального триадического принципа культурогенеза: «первозданный рай» – «потерянный рай» – «обретенный рай». Инвариантные метаструктуры выделяют прежде всего дуальные оппозиции, типа, земля-небо, свет-тьма. Этот бинарный комплекс лежит в глубинах человеческой ментальности, при этом открытая бинарная структура стремится к снятию дуальных отношений, а именно, к триадичности, выраженной в концепции великого триадического принципа (один рождает два, два рождают три, три рождают тьму вещей (Лао-Цзы). Универсальный принцип триадичности или тройственный принцип структурирования состоит в переживании самой направленности сознания на идею единства начала, середины и конца и их неразрывности.

Триадичность как структура симметрийных отношенией выступает и как группирующий принцип, где центр – источник симметрии и не подлежит трансформациям; сохранение «осевого» срединного элемента проявляется прежде всего в религии: сколько бы пар святых апостолов ни сидело вдоль стола, все они обращены к сидящему в центре Христу. Триадический принцип, как механизм смыслообразующих процессов, стержневой каркас культурного целого (прежде всего античная мифология и Священное писание) маркируется мифологемой: рай изначальный (первозданный) – рай потерянный – рай обретенный.

Выход из состояния дуальности предпринималась неоднократно под девизом – назад к природе или вперед к Богу [3: 138]. Рассмотрим феномен «доверие» на уровне мифологемы «первозданный рай». Концепция Э. Эриксона представляется убедительной для большинства специалистов в области психологии развития ребенка. Пра-доверие как базисное чувство формируется у ребенка на основании опыта первого года жизни, прежде всего в общении с матерью при грудном вскармливании. Чувство доверия, раз возникнув, переживается ребенком и дает начало надежде и многим другим чувствам. Детские доверие и надежда могут переходить во взрослую веру, в том числе и в религиозную.

Базовое доверие формируется в первые годы жизни ребёнка. И основным действующим лицом здесь является мама. От того, насколько заботлива мать с ребёнком, как она выстраивает внутреннюю связь с ним, привязанность, телесный контакт, зависит развитие доверия малыша. Он учится доверять миру, взаимодействуя с мамой. Ребёнок учится доверять, в первую очередь, доверяя маме. Базовое доверие – это фундамент личности, фундамент отношения к себе и к другим людям. Это основа для формирования положительного ощущения себя и окружающего мира, это интуитивная уверенность, что всё будет хорошо, это умение просить и принимать помощь других людей.

Ежедневно взаимодействуя со своей матерью, маленький ребёнок чувствует себя желанным, его принимают, учится близким отношениям. Первичное значение слова вера – это доверие, второе значение – верность, дальше – то содержание веры, которое мы обыкновенно называем верой и которое является результатом того, что через доверие Богу и верность Ему мы познаем Его. Праотец Авраам, когда вчитываешься в его жизнь, поражает тем, что его вера прежде всего и исключительно была совершенным, неограниченным доверием к Богу. Он берет своего сына и ведет на заклание, его вера – это безграничное, полное, спокойное доверие, именно оно давало возможность оставить душу открытой для боли и для чуда. Такая вера и такое доверие подобно наследству для тысяч и миллионов христиан.

Вера – это доверие к личному, Живому Богу. Рассмотрим феномен «доверие» на уровне мифологемы «потерянный рай». Если базового доверия к миру нет, то формируется недоверие и, как следствие, уход в себя, отчуждённость, человеку трудно ладить с другими людьми и с собой, в том числе. Потребность в доверии остаётся неудовлетворенной. Нет фундамента, и человек будет чувствовать неуверенность, неустойчивость, ощущение отсутствия твёрдой почвы под ногами. При несформированном базовом доверии взрослому человеку сложно переживать периоды фрустрации, невозможности удовлетворять потребности. Если в детстве ребёнок находится мире, в котором много стрессов, противоречивости и непонимания, то человек вырастает подозрительным, недоверчивым, у него много страхов. Для того, чтобы формировалось доверие, необходимы ощущение безопасности в отношениях и значимость для других людей.

Если этого не хватает, то доверительные отношения нарушаются, а непредсказуемые для ребёнка события (ссоры родителей, их исчезновения) увеличивают его неуверенность. В процессе взросления и воспитания дети начинают осознавать и приобретать опыт, кому можно доверять и что доверять. А вот если ребёнок испытывает дефицит родительской заботы и внимания, то ощущение доверия деформируется, и ребёнок не понимает, кому можно доверять, а с кем нужно быть осторожным. Особенно, это характерно для детей, которые растут в детском доме. Эмоции – это ядро личности, поэтому чувство доверия не следует рассматривать как внешнее по отношению к ней свойство. Доверие играет по отношению к личности формообразующую роль. Но если уровень и культура доверия в социуме понижается, то это сказывается на воспитании личности ребенка. Чувство глубокого доверия к себе, к людям, к миру — это краеугольный камень здоровой, витальной личности. У взрослых наблюдается резкое снижение глубокого доверия и превалирование глубокого недоверия, что проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые уходят в себя, если оказываются не в ладах с другими людьми или с самим собой.

На уровне «потерянного рая» проявляется неспособность людей практически довериться Богу, что является результатом нескольких серьёзных изъянов в духовном развитии ребенка и взрослых. Существует несколько проблем, которые чаще всего не позволяют нам доверяться Богу полностью. Во-первых, мы являемся Божьим творением, и Бог имеет полное право на нашу жизнь. Бог сотворил нас, и только Он обладает правом управлять нашей жизнью (Пс. 134:6; Кол. 1:16; Дан.4:31-32; Ис.64:8). Он наш Творец и Господин, и даже самое маленькое недоверие оскорбляет Бога. В каждом таком недоверии проявляется наша претензия на божественность, на роль управителя жизни, что является вызовом, бросаемым Богу. Во-вторых, мы принадлежим Ему ещё и потому, что Он выкупил нас, своих детей из рабства греха, и поэтому мы не принадлежим себе.

Вся наша жизнь, до её мельчайших деталей принадлежит Ему, и поэтому каждый раз, когда мы сами распоряжаемся ею, мы узурпируем Божью власть, ставя себя на место, которое принадлежит только Ему (1 Петра 1:16-19; 1 Кор. 6:19-20). В-третьих, мы созданы Богом так, чтобы Он был нашим руководителем. Он открывает нам Свою волю в Слове и нам необходимо понять, что Его воля в отношении нас, какой бы она ни была, есть абсолютное благо. Нам не нужно её бояться, а только нужно принять и послушно подчиниться (Рим 12:2; Иак 1:17). И последнее, нам необходимо знать, что мы зависимы от Бога полностью и ниче-

го не можем без Него (Деян. 17:28; Иоанн 15:5; Рим.11:36). Мы абсолютно беспомощны без Бога. Бог – наш любящий Отец, и Его решения и действия в нашей жизни продиктованы Его абсолютной любовью. Любое наше недоверие приносит боль Его любящему сердцу. Отсюда следует, что нам следует настроить ум на правильное понимание замысла Творца о каждом из нас. Рассмотрим феномен «доверие» на уровне мифологемы «вновь обретенный рай». Можно начать рассуждение со слов Юза Алешковского: «Свобода – это абсолютное доверие Богу». Не вера, а именно, доверие. То есть я не просто верю в Тебя, я доверяю Тебе во всем. И потому свободен. Главный шаг, ведущий к практическому доверию Богу, научиться читать Писание, честно сравнивая наши представления о Боге и о себе с тем, что говорит об этом Библия. Нередко наши представления не соответствуют истине. Когда мы обнаруживаем, что это так, надо немедленно выбросить их из головы. Надо позволить Божьей истине освободить нас и нашу жизнь для Его славы.

Это первые шаги в познании Богу и доверии к Нему. Если мы освоим их, мы познаем истинный «вкус» христианства, открыв для себя взаимоотношения с Тем, Кто превыше всего. Тогда доверие Богу будет радостным и естественным в каждом аспекте нашей жизни и жизни наших детей. На уровне мифологемы «вновь обретенный рай» вся жизнь святых отцов – есть подвиг веры, доверия Богу. Можно привести несколько высказываний о доверии: Доверие Богу делает нашу жизнь райской; Молитва – это доверие Богу; Исповедь – это доверие Богу; Полное доверие Богу – это наше спасение (И. Крестьянкин); Смирение – это доверие Богу (Антоний Сурожский). Любовь изначально является источником доверия Богу (Д. Сысоев). Святые отцы говорили, что самое главное – доверие Богу, без него ничего не получится. П. Святогорец говорил, что нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар Божий. Целиком доверьтесь Богу, отдайте все в Его руки и ни о чем не тревожьтесь. Люди всегда стремятся найти в жизни опору и поддержку. И если их не поддерживает вера, если они не предали себя Богу до такой степени, чтобы уповать на Него абсолютно во всем, то им не миновать скорбей. Это великое дело – доверие Богу.

На уровне «вновь обретенный рай» появляется детское доверие Богу. «Будьте, как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Мк.10:13-15). Стратификация доверия на основе триадического принципа, как механизма смыслообразующих процессов, как стержневого каркаса культурогенеза: «рай изначальный (первозданный) – рай потерянный – рай обретенный» позволяет проследить динамику становления феномена «доверия» от пра-доверия и доверия себе к базовому доверию к миру (первозданный рай).

Доверие как социально–психологическое явление, как стержневой элемент психического и социального благополучия индивида и условие взаимодействия индивида и общества претерпевает изменения, что свидетельствует в некоторых случаях о дефиците и кризисе доверия, о недоверии и скепсисе (потерянный рай). Новая ипостась доверия зарождается на основе пра-доверия, когда любовь удовлетворяет тягу человеческой души к совершенству, когда любовь изначально является источником доверия Богу, о чем свидетельствуют высокие подвижники благочестия. Бог проявляет свою любовь и являет человеку Свою благую и совершенную волю, а человек предает себя Богу до такой степени, чтобы уповать на Него абсолютно во всем. В таком случае доверие Богу – это самое великое дело (вновь обретенный рай).

В общеобразовательных учреждениях РФ, как известно, для 4-5 классов введен обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В программу модуля «Основы православной культуры» можно включить занятие по теме «Доверие». Доверие в системе «учитель-ученик» как в учебной, так и в воспитательной работе является системообразующим. Кроме того, хотелось бы рекомендовать и обратить внимание преподавателей этого курса и преподавателей Воскресных школ на то, что в серии «Библиотека Всемирной Литературы» в 2015 году вышел том «Молитвы русских поэтов» (17-20 вв.) от Симеона Полоцкого до Бориса Пастернака [2], представляющий собой полифонический синтез великой русской литературы и духовной практики. Корреляцию «первозданный рай» – «потерянный рай» – «вновь обретенный рай» можно рассматривать как парадигму понимания феномена «доверие» в становлении и развитии. Доверие — это благо, а недоверие может иметь место только на уровне «потерянного рая», но важно, чтобы оно не превращалось в главный жизненный принцип. На уровнях «первозданный рай» и «вновь обретенный рай» доверие доминирует, оно является основой любви, оно всегда неотъемлемо от любви и стремится, качественно видоизменяясь, к Божественному Доверию и к Божественной Любви.

Использованная литература

1. Зинченко В.П. Психология доверия. 2-е исправ. и доп. Издание. Самара: Издательство СИОКПП. – 104 с. http://psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm

2. Молитвы русских поэтов /сост. В.Л. Коровина. – Москва: Издательство «Э», 2015. – 640 с. – (Библиотека всемирной литературы).

3. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. – 376 с.

4. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. /Ф. Фукуяма. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 730 с. 5. Эриксон Эрик Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб и доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с

Галушко Т.Г. (Санкт-Петербург, Россия)

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , ,

Запись создана: Суббота, 24 Декабрь 2016 в 10:20 и находится в рубриках Новости. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.