10 Апрель 2019

Доверие в православной культуре и практике воспитания личности

oboznik.ru - Русская духовность и Русское Православие
#доверие#культура#личность

Проблемы личности в контексте феномена «доверие» исследовались в современной психологии в диапазоне от пра-доверия до доверия как социального института. Доверие является базисным феноменом по отношению к ментальной, эмоциональной, психологической и социальной жизни как ребенка, так и взрослого, в каждом обществе существует своя культура и свой институт доверия.

Одна из самых первых попыток рассмотреть доверие как базовую категорию в структуре человеческого существования была предпринята американским ученым Э. Эриксоном, который рассмотрел феномен пра-доверия как базисного чувства, формирующегося у ребенка на основании опыта первого года жизни по отношению к себе и миру, и лежащего в основе любви, дружбы, в сферах человеческого взаимодействия, прежде всего в семье [5]. Отечественный психолог В.П. Зинченко в своей работе «Психология доверия» развивает положения Эриксона и обосновывает психологию доверия (внутренняя форма слова «доверие» вера) как проблему, имеющую отношение ко всем формам жизни, деятельности, поведения и сознания человека [1].

На глубинном уровне осмысления и на анализе большого объема фактического материала Фрэнсис Фукуяма рассматривает сущность социальных трансформаций на основе феномена «доверие», который, по его мнению, является ключевой характеристикой развитого современного общества, проявляющийся как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. Именно доверие является своего рода «наградой» обществу за внутреннюю гармонию, отсутствие которой препятствует его развитию [4]. Поскольку объединение людей зависит от доверия между ними, а доверие в свою очередь, обусловлено существующей культурой, Фукуяма делает вывод, что в разных культурах человеческие сообщества будут развиваться в разной степени. Доверие – это возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих и на основе некоторых общих норм.

В этом случае возникает социальный капитал общества как результат наличия доверия между его членами на всех уровнях (семья, коллектив, нация). Люди, не доверяющие друг другу, могут сотрудничать лишь в рамках системы, требующей правил и регламентаций [4]. В данном докладе предпринята попытка рассмотреть феномен доверия на уровне универсального триадического принципа культурогенеза: «первозданный рай» – «потерянный рай» – «обретенный рай». Инвариантные метаструктуры выделяют прежде всего дуальные оппозиции, типа, земля-небо, свет-тьма. Этот бинарный комплекс лежит в глубинах человеческой ментальности, при этом открытая бинарная структура стремится к снятию дуальных отношений, а именно, к триадичности, выраженной в концепции великого триадического принципа (один рождает два, два рождают три, три рождают тьму вещей (Лао-Цзы). Универсальный принцип триадичности или тройственный принцип структурирования состоит в переживании самой направленности сознания на идею единства начала, середины и конца и их неразрывности.

Триадичность как структура симметрийных отношенией выступает и как группирующий принцип, где центр – источник симметрии и не подлежит трансформациям; сохранение «осевого» срединного элемента проявляется прежде всего в религии: сколько бы пар святых апостолов ни сидело вдоль стола, все они обращены к сидящему в центре Христу. Триадический принцип, как механизм смыслообразующих процессов, стержневой каркас культурного целого (прежде всего античная мифология и Священное писание) маркируется мифологемой: рай изначальный (первозданный) – рай потерянный – рай обретенный.

Выход из состояния дуальности предпринималась неоднократно под девизом – назад к природе или вперед к Богу [3: 138]. Рассмотрим феномен «доверие» на уровне мифологемы «первозданный рай». Концепция Э. Эриксона представляется убедительной для большинства специалистов в области психологии развития ребенка. Пра-доверие как базисное чувство формируется у ребенка на основании опыта первого года жизни, прежде всего в общении с матерью при грудном вскармливании. Чувство доверия, раз возникнув, переживается ребенком и дает начало надежде и многим другим чувствам. Детские доверие и надежда могут переходить во взрослую веру, в том числе и в религиозную.

Базовое доверие формируется в первые годы жизни ребёнка. И основным действующим лицом здесь является мама. От того, насколько заботлива мать с ребёнком, как она выстраивает внутреннюю связь с ним, привязанность, телесный контакт, зависит развитие доверия малыша. Он учится доверять миру, взаимодействуя с мамой. Ребёнок учится доверять, в первую очередь, доверяя маме. Базовое доверие – это фундамент личности, фундамент отношения к себе и к другим людям. Это основа для формирования положительного ощущения себя и окружающего мира, это интуитивная уверенность, что всё будет хорошо, это умение просить и принимать помощь других людей.

Ежедневно взаимодействуя со своей матерью, маленький ребёнок чувствует себя желанным, его принимают, учится близким отношениям. Первичное значение слова вера – это доверие, второе значение – верность, дальше – то содержание веры, которое мы обыкновенно называем верой и которое является результатом того, что через доверие Богу и верность Ему мы познаем Его. Праотец Авраам, когда вчитываешься в его жизнь, поражает тем, что его вера прежде всего и исключительно была совершенным, неограниченным доверием к Богу. Он берет своего сына и ведет на заклание, его вера – это безграничное, полное, спокойное доверие, именно оно давало возможность оставить душу открытой для боли и для чуда. Такая вера и такое доверие подобно наследству для тысяч и миллионов христиан.

Вера – это доверие к личному, Живому Богу. Рассмотрим феномен «доверие» на уровне мифологемы «потерянный рай». Если базового доверия к миру нет, то формируется недоверие и, как следствие, уход в себя, отчуждённость, человеку трудно ладить с другими людьми и с собой, в том числе. Потребность в доверии остаётся неудовлетворенной. Нет фундамента, и человек будет чувствовать неуверенность, неустойчивость, ощущение отсутствия твёрдой почвы под ногами. При несформированном базовом доверии взрослому человеку сложно переживать периоды фрустрации, невозможности удовлетворять потребности. Если в детстве ребёнок находится мире, в котором много стрессов, противоречивости и непонимания, то человек вырастает подозрительным, недоверчивым, у него много страхов. Для того, чтобы формировалось доверие, необходимы ощущение безопасности в отношениях и значимость для других людей.

Если этого не хватает, то доверительные отношения нарушаются, а непредсказуемые для ребёнка события (ссоры родителей, их исчезновения) увеличивают его неуверенность. В процессе взросления и воспитания дети начинают осознавать и приобретать опыт, кому можно доверять и что доверять. А вот если ребёнок испытывает дефицит родительской заботы и внимания, то ощущение доверия деформируется, и ребёнок не понимает, кому можно доверять, а с кем нужно быть осторожным. Особенно, это характерно для детей, которые растут в детском доме. Эмоции – это ядро личности, поэтому чувство доверия не следует рассматривать как внешнее по отношению к ней свойство. Доверие играет по отношению к личности формообразующую роль. Но если уровень и культура доверия в социуме понижается, то это сказывается на воспитании личности ребенка. Чувство глубокого доверия к себе, к людям, к миру — это краеугольный камень здоровой, витальной личности. У взрослых наблюдается резкое снижение глубокого доверия и превалирование глубокого недоверия, что проявляется в форме выраженного отчуждения, характеризующего индивидов, которые уходят в себя, если оказываются не в ладах с другими людьми или с самим собой.

На уровне «потерянного рая» проявляется неспособность людей практически довериться Богу, что является результатом нескольких серьёзных изъянов в духовном развитии ребенка и взрослых. Существует несколько проблем, которые чаще всего не позволяют нам доверяться Богу полностью. Во-первых, мы являемся Божьим творением, и Бог имеет полное право на нашу жизнь. Бог сотворил нас, и только Он обладает правом управлять нашей жизнью (Пс. 134:6; Кол. 1:16; Дан.4:31-32; Ис.64:8). Он наш Творец и Господин, и даже самое маленькое недоверие оскорбляет Бога. В каждом таком недоверии проявляется наша претензия на божественность, на роль управителя жизни, что является вызовом, бросаемым Богу. Во-вторых, мы принадлежим Ему ещё и потому, что Он выкупил нас, своих детей из рабства греха, и поэтому мы не принадлежим себе.

Вся наша жизнь, до её мельчайших деталей принадлежит Ему, и поэтому каждый раз, когда мы сами распоряжаемся ею, мы узурпируем Божью власть, ставя себя на место, которое принадлежит только Ему (1 Петра 1:16-19; 1 Кор. 6:19-20). В-третьих, мы созданы Богом так, чтобы Он был нашим руководителем. Он открывает нам Свою волю в Слове и нам необходимо понять, что Его воля в отношении нас, какой бы она ни была, есть абсолютное благо. Нам не нужно её бояться, а только нужно принять и послушно подчиниться (Рим 12:2; Иак 1:17). И последнее, нам необходимо знать, что мы зависимы от Бога полностью и ниче-

го не можем без Него (Деян. 17:28; Иоанн 15:5; Рим.11:36). Мы абсолютно беспомощны без Бога. Бог – наш любящий Отец, и Его решения и действия в нашей жизни продиктованы Его абсолютной любовью. Любое наше недоверие приносит боль Его любящему сердцу. Отсюда следует, что нам следует настроить ум на правильное понимание замысла Творца о каждом из нас. Рассмотрим феномен «доверие» на уровне мифологемы «вновь обретенный рай». Можно начать рассуждение со слов Юза Алешковского: «Свобода – это абсолютное доверие Богу». Не вера, а именно, доверие. То есть я не просто верю в Тебя, я доверяю Тебе во всем. И потому свободен. Главный шаг, ведущий к практическому доверию Богу, научиться читать Писание, честно сравнивая наши представления о Боге и о себе с тем, что говорит об этом Библия. Нередко наши представления не соответствуют истине. Когда мы обнаруживаем, что это так, надо немедленно выбросить их из головы. Надо позволить Божьей истине освободить нас и нашу жизнь для Его славы.

Это первые шаги в познании Богу и доверии к Нему. Если мы освоим их, мы познаем истинный «вкус» христианства, открыв для себя взаимоотношения с Тем, Кто превыше всего. Тогда доверие Богу будет радостным и естественным в каждом аспекте нашей жизни и жизни наших детей. На уровне мифологемы «вновь обретенный рай» вся жизнь святых отцов – есть подвиг веры, доверия Богу. Можно привести несколько высказываний о доверии: Доверие Богу делает нашу жизнь райской; Молитва – это доверие Богу; Исповедь – это доверие Богу; Полное доверие Богу – это наше спасение (И. Крестьянкин); Смирение – это доверие Богу (Антоний Сурожский). Любовь изначально является источником доверия Богу (Д. Сысоев). Святые отцы говорили, что самое главное – доверие Богу, без него ничего не получится. П. Святогорец говорил, что нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар Божий. Целиком доверьтесь Богу, отдайте все в Его руки и ни о чем не тревожьтесь. Люди всегда стремятся найти в жизни опору и поддержку. И если их не поддерживает вера, если они не предали себя Богу до такой степени, чтобы уповать на Него абсолютно во всем, то им не миновать скорбей. Это великое дело – доверие Богу.

На уровне «вновь обретенный рай» появляется детское доверие Богу. «Будьте, как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Мк.10:13-15). Стратификация доверия на основе триадического принципа, как механизма смыслообразующих процессов, как стержневого каркаса культурогенеза: «рай изначальный (первозданный) – рай потерянный – рай обретенный» позволяет проследить динамику становления феномена «доверия» от пра-доверия и доверия себе к базовому доверию к миру (первозданный рай).

Доверие как социально–психологическое явление, как стержневой элемент психического и социального благополучия индивида и условие взаимодействия индивида и общества претерпевает изменения, что свидетельствует в некоторых случаях о дефиците и кризисе доверия, о недоверии и скепсисе (потерянный рай). Новая ипостась доверия зарождается на основе пра-доверия, когда любовь удовлетворяет тягу человеческой души к совершенству, когда любовь изначально является источником доверия Богу, о чем свидетельствуют высокие подвижники благочестия. Бог проявляет свою любовь и являет человеку Свою благую и совершенную волю, а человек предает себя Богу до такой степени, чтобы уповать на Него абсолютно во всем. В таком случае доверие Богу – это самое великое дело (вновь обретенный рай).

В общеобразовательных учреждениях РФ, как известно, для 4-5 классов введен обязательный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В программу модуля «Основы православной культуры» можно включить занятие по теме «Доверие». Доверие в системе «учитель-ученик» как в учебной, так и в воспитательной работе является системообразующим. Кроме того, хотелось бы рекомендовать и обратить внимание преподавателей этого курса и преподавателей Воскресных школ на то, что в серии «Библиотека Всемирной Литературы» в 2015 году вышел том «Молитвы русских поэтов» (17-20 вв.) от Симеона Полоцкого до Бориса Пастернака [2], представляющий собой полифонический синтез великой русской литературы и духовной практики. Корреляцию «первозданный рай» – «потерянный рай» – «вновь обретенный рай» можно рассматривать как парадигму понимания феномена «доверие» в становлении и развитии. Доверие — это благо, а недоверие может иметь место только на уровне «потерянного рая», но важно, чтобы оно не превращалось в главный жизненный принцип. На уровнях «первозданный рай» и «вновь обретенный рай» доверие доминирует, оно является основой любви, оно всегда неотъемлемо от любви и стремится, качественно видоизменяясь, к Божественному Доверию и к Божественной Любви.

Использованная литература

1. Зинченко В.П. Психология доверия. 2-е исправ. и доп. Издание. Самара: Издательство СИОКПП. – 104 с. http://psychlib.ru/mgppu/Zpd-001/Zpd-001.htm

2. Молитвы русских поэтов /сост. В.Л. Коровина. – Москва: Издательство «Э», 2015. – 640 с. – (Библиотека всемирной литературы).

3. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. – 376 с.

4. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. /Ф. Фукуяма. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. – 730 с. 5. Эриксон Эрик Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб и доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с

Галушко Т.Г. (Санкт-Петербург, Россия)

Другие новости и статьи

« О богословском понимании брака и семьи

Влияние православного воспитания кадет на формирование личности »

Запись создана: Среда, 10 Апрель 2019 в 0:26 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика