10 Апрель 2019

Творчество как подвижничество: организация социальных практик для одаренных детей на основе базовых национальных ценностей

oboznik.ru - Как прогресс усложняет жизнь
#творчество#ценности#человек

«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его… любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное»

В. Франкл

Проблема творческого самоопределения является одной из центральных в жизнедеятельности человека и актуальной в современном образовании. Она включает в поле зрения процесс творчества – творческую деятельность человека (его труд, актуализация им внутреннего потенциала, креативность) и ее результат (произведение, продукт). Творчество неотделимо от культуры. Изобретатель инновационной технологии или открыватель пространственных сфер в разной степени наследник предыдущего опыта. Любое открытие в науке или искусстве связано с достижениями предков и их ценностями. Новатор всегда наследник, который обогатил новым качеством свое наследие. В этом заключается первостепенная значимость творчества: оно – связующее звено в цепи становления каждой личности в отдельности и народа в целом. Наследование напрямую связано с формированием идентичности.

Не случайно, в старину традицией было передавать тайны ремесла по наследству от отца к сыну, от матери к дочери, при чем каждое поколение добавляло к достигнутому что-то свое новое и уникальное. Отсюда цель творчества – «обогащение родовой человеческой сущности» [1, с. 32], того, что дано человеку от рождения – его способностей и талантов; и того, что ему передано предками – ценностей, заложенных в традициях его культуры. Исходя из толкования, что личность – это «принцип и общий способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний» [3, с. 22], можно утверждать, что творческое самоопределение человека играет ведущую роль в становлении личности. Б.С. Братусь выделяет две пары побудителей к деятельности: 1) причинно-обусловленные и причинно-сообразные, связанные с прошлыми обстоятельствами, понуждающими человека действовать по образцу, превращающими его в «вещь среди вещей»; 2) целесообразные и целеобусловленные, указывающие на устремленность человека в будущее и наличие у него навыков целеполагания, целепроектирования, целетворения жизни. Реагирование на вторую пару побудителей характеризует одаренного учащегося, который в силу своих даров и талантов не может «действовать по образцу», но всегда стремиться этот образец преобразовать в иное произведение, качественно или количественно отличное от предыдущего. Для творчества нужна мотивация.

Ее вектор – потребность в познании, правде, красоте или желание славы, признания, успеха – предопределяет результат – подвижничество или конкурентноспособность. Творчество одаренного ученика сродно подвижничеству тогда, когда оно обретает форму социальной практики, а его результатом является не только новое произведение (опредмеченная идея), но и личностное достижение – преобразование своего «я», и социальное – благо для «мы». Творческим результатом может стать как конкретное произведение (например, нарисованные открытки для ветеранов, оформленная ко дню учителя школа, сделанные своими руками игрушки для сирот); так творческая деятельность (роль в ученическом спектакле, игра на музыкальных инструментах). Важно, чтобы результат был направлен на благо другим и самотворение себя – самостроительство своей личности. По мнению Братуся, путь человека в процессе самотворения себя задан, но не дан. Человек самостоятельно идет по нему, обогащая свою «родовую сущность». Мотивированный на благо для «мы» ‒ социальную общность, с которой учащийся идентифицирует себя по ряду признаков (родовых, гражданских, национальных, территориальных и др.), он осуществляет «целетворение» в русле базовых национальных ценностей. Одаренный учащийся может стать лидером, способным привлечь к реализации своих целей других учащихся, не одаренных талантом «целетворения», но хороших исполнителей. Действуя по заданному одаренным учащимся образцу, они тоже могут самореализоваться в социальной практике.

Творчество как подвижничество в форме социальной практики на основе базовых национальных ценностей, на первый взгляд, исключает возможность конкуренции (лат. сoncurrere – соперничество), имеющей целью выгоду – личное приобретение, а не благо – общественную пользу. Однако, в современном образовании понятие «творческой инициативы» нередко сопрягается с конкурентоспособностью – еще одним показателем успешности учащегося. Но, если способность к творчеству – дар, а область творчества находится в сфере заданного возможностями человека, то, как рассматривать деятельность одаренного учащегося, направленную на благо в какой-либо социальной сфере, если при этом: – он реализует свои таланты и способности, но вытесняет другого учащегося, тоже одаренного, но не конкурентоспособного в силу характера и темперамента; – трудится усердно и бескорыстно, не имея цели личного обогащения, но при с радостью принимает предлагаемое вознаграждение; – его деятельность утверждает в социуме базовые национальные ценности и направлена на созидание блага для других, но вызывает негативную реакцию у соперников (зависть, гнев, обиду). Основные противоречия заключаются в том, что творчество присуще одаренному человеку, потребность конкурировать с кем-то приобретается; творческие стремления могут оказать влияние на выбор профессии или открыть учащемуся пути для самореализации; желание быть передовым, наоборот, может дезориентировать его, сбить его с истинного пути. Для творчества человеку нужна вера (Б.С. Братусь, С.Л. Соловейчик): «Человек без веры, ни во что не верящий – это человек без будущего, без нравственных перспектив и опор в жизни, ни способный к преодолению и преобразованию себя» [1, с. 36].

В отличие от слепого фанатизма и самонадеянности на свои собственные силы (способствующей формированию конкурентоспособности) вера граничит с убежденностью в верность проторенного предками пути, в силу добра и правды. Такая вера мотивирует к творчеству не во имя личного себя, но на благо других и определяет внутреннее состояние человека. В традициях отечественной культуры творчество изначально связывается только с проявлением любви, а результат творчества – с благом. Здесь уместно вспомнить А.С. Пушкина, говорившего: «И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал», и что «гений и злодейство – две вещи несовместные». В такой трактовке творческий акт можно рассматривать как благотворное воздействие «Я» (творца) – одаренного учащегося на «Мы» (социум, частью которого он тоже является). В социальной практике такое воздействие становится взаимодействием: – «я» – одного одаренного учащегося с «ты» – другим тоже одаренным учащимся, менее или более конкурентоспособным, по принципу соработничества и сотворчества; – «я» с «мы» – определенной группой (ветераны, друзья, дети-сироты в др.), на которую нацелен творческий результат (нарисованные открытки, сделанные своими руками подарки, исполнение музыкального произведения и др.), по принципу взаимообогащения: преобразования своего «я», и социальное благо для «Мы». Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что в современном социуме творчество одаренного учащегося антиномично: оно может быть одновременно и подвижничеством, направленным на благо, и способностью к конкуренции, подразумевающей не вытеснение соперника, а вовлечение его в свою деятельность, и содружеству и соработничеству.

Использованная литература

1. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах / М.И. Даль. М.: Русский язык, 2002. – 4 т.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Издво ПСТГУ, 2013. – 384 с.

Гусакова В.О. (Санкт-Петербург, Россия)

Другие новости и статьи

« Помощь и поддержка в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи

О богословском понимании брака и семьи »

Запись создана: Среда, 10 Апрель 2019 в 0:20 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика