Творчество как подвижничество: организация социальных практик для одаренных детей на основе базовых национальных ценностей



Творчество как подвижничество: организация социальных практик для одаренных детей на основе базовых национальных ценностей

oboznik.ru - Как прогресс усложняет жизнь
#творчество#ценности#человек

«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его… любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное»

В. Франкл

Проблема творческого самоопределения является одной из центральных в жизнедеятельности человека и актуальной в современном образовании. Она включает в поле зрения процесс творчества – творческую деятельность человека (его труд, актуализация им внутреннего потенциала, креативность) и ее результат (произведение, продукт). Творчество неотделимо от культуры. Изобретатель инновационной технологии или открыватель пространственных сфер в разной степени наследник предыдущего опыта. Любое открытие в науке или искусстве связано с достижениями предков и их ценностями. Новатор всегда наследник, который обогатил новым качеством свое наследие. В этом заключается первостепенная значимость творчества: оно – связующее звено в цепи становления каждой личности в отдельности и народа в целом. Наследование напрямую связано с формированием идентичности.

Не случайно, в старину традицией было передавать тайны ремесла по наследству от отца к сыну, от матери к дочери, при чем каждое поколение добавляло к достигнутому что-то свое новое и уникальное. Отсюда цель творчества – «обогащение родовой человеческой сущности» [1, с. 32], того, что дано человеку от рождения – его способностей и талантов; и того, что ему передано предками – ценностей, заложенных в традициях его культуры. Исходя из толкования, что личность – это «принцип и общий способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний» [3, с. 22], можно утверждать, что творческое самоопределение человека играет ведущую роль в становлении личности. Б.С. Братусь выделяет две пары побудителей к деятельности: 1) причинно-обусловленные и причинно-сообразные, связанные с прошлыми обстоятельствами, понуждающими человека действовать по образцу, превращающими его в «вещь среди вещей»; 2) целесообразные и целеобусловленные, указывающие на устремленность человека в будущее и наличие у него навыков целеполагания, целепроектирования, целетворения жизни. Реагирование на вторую пару побудителей характеризует одаренного учащегося, который в силу своих даров и талантов не может «действовать по образцу», но всегда стремиться этот образец преобразовать в иное произведение, качественно или количественно отличное от предыдущего. Для творчества нужна мотивация.

Ее вектор – потребность в познании, правде, красоте или желание славы, признания, успеха – предопределяет результат – подвижничество или конкурентноспособность. Творчество одаренного ученика сродно подвижничеству тогда, когда оно обретает форму социальной практики, а его результатом является не только новое произведение (опредмеченная идея), но и личностное достижение – преобразование своего «я», и социальное – благо для «мы». Творческим результатом может стать как конкретное произведение (например, нарисованные открытки для ветеранов, оформленная ко дню учителя школа, сделанные своими руками игрушки для сирот); так творческая деятельность (роль в ученическом спектакле, игра на музыкальных инструментах). Важно, чтобы результат был направлен на благо другим и самотворение себя – самостроительство своей личности. По мнению Братуся, путь человека в процессе самотворения себя задан, но не дан. Человек самостоятельно идет по нему, обогащая свою «родовую сущность». Мотивированный на благо для «мы» ‒ социальную общность, с которой учащийся идентифицирует себя по ряду признаков (родовых, гражданских, национальных, территориальных и др.), он осуществляет «целетворение» в русле базовых национальных ценностей. Одаренный учащийся может стать лидером, способным привлечь к реализации своих целей других учащихся, не одаренных талантом «целетворения», но хороших исполнителей. Действуя по заданному одаренным учащимся образцу, они тоже могут самореализоваться в социальной практике.

Творчество как подвижничество в форме социальной практики на основе базовых национальных ценностей, на первый взгляд, исключает возможность конкуренции (лат. сoncurrere – соперничество), имеющей целью выгоду – личное приобретение, а не благо – общественную пользу. Однако, в современном образовании понятие «творческой инициативы» нередко сопрягается с конкурентоспособностью – еще одним показателем успешности учащегося. Но, если способность к творчеству – дар, а область творчества находится в сфере заданного возможностями человека, то, как рассматривать деятельность одаренного учащегося, направленную на благо в какой-либо социальной сфере, если при этом: – он реализует свои таланты и способности, но вытесняет другого учащегося, тоже одаренного, но не конкурентоспособного в силу характера и темперамента; – трудится усердно и бескорыстно, не имея цели личного обогащения, но при с радостью принимает предлагаемое вознаграждение; – его деятельность утверждает в социуме базовые национальные ценности и направлена на созидание блага для других, но вызывает негативную реакцию у соперников (зависть, гнев, обиду). Основные противоречия заключаются в том, что творчество присуще одаренному человеку, потребность конкурировать с кем-то приобретается; творческие стремления могут оказать влияние на выбор профессии или открыть учащемуся пути для самореализации; желание быть передовым, наоборот, может дезориентировать его, сбить его с истинного пути. Для творчества человеку нужна вера (Б.С. Братусь, С.Л. Соловейчик): «Человек без веры, ни во что не верящий – это человек без будущего, без нравственных перспектив и опор в жизни, ни способный к преодолению и преобразованию себя» [1, с. 36].

В отличие от слепого фанатизма и самонадеянности на свои собственные силы (способствующей формированию конкурентоспособности) вера граничит с убежденностью в верность проторенного предками пути, в силу добра и правды. Такая вера мотивирует к творчеству не во имя личного себя, но на благо других и определяет внутреннее состояние человека. В традициях отечественной культуры творчество изначально связывается только с проявлением любви, а результат творчества – с благом. Здесь уместно вспомнить А.С. Пушкина, говорившего: «И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал», и что «гений и злодейство – две вещи несовместные». В такой трактовке творческий акт можно рассматривать как благотворное воздействие «Я» (творца) – одаренного учащегося на «Мы» (социум, частью которого он тоже является). В социальной практике такое воздействие становится взаимодействием: – «я» – одного одаренного учащегося с «ты» – другим тоже одаренным учащимся, менее или более конкурентоспособным, по принципу соработничества и сотворчества; – «я» с «мы» – определенной группой (ветераны, друзья, дети-сироты в др.), на которую нацелен творческий результат (нарисованные открытки, сделанные своими руками подарки, исполнение музыкального произведения и др.), по принципу взаимообогащения: преобразования своего «я», и социальное благо для «Мы». Исходя из вышесказанного, сделаем вывод, что в современном социуме творчество одаренного учащегося антиномично: оно может быть одновременно и подвижничеством, направленным на благо, и способностью к конкуренции, подразумевающей не вытеснение соперника, а вовлечение его в свою деятельность, и содружеству и соработничеству.

Использованная литература

1. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах / М.И. Даль. М.: Русский язык, 2002. – 4 т.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Издво ПСТГУ, 2013. – 384 с.

Гусакова В.О. (Санкт-Петербург, Россия)



Другие новости и статьи

« Помощь и поддержка в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи

О богословском понимании брака и семьи »

Запись создана: Среда, 10 Апрель 2019 в 0:20 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы