4 Июль 2020

Идея свободы в консерватизме Н. М. Карамзина

#Карамзин#идея#литература

Н. М. Карамзин (1766–1826) – русский историограф, идеи которого сегодня приобретают новую актуальность, а внимание к его наследию в 2016 году особенно высоко в связи с 250-летним юбилеем со дня его рождения. Понятие свободы обычно связывают с либерализмом. Однако и в рамках консервативного мировоззрения идея свободы может играть заметную роль. Это хорошо видно на примере социально-философской мысли Н. М. Карамзина. Мы не найдем у великого историографа специального учения о свободе, но размышления о свободе в самых разных ее аспектах и в самых разных контекстах постоянно встречаются в его трудах.

Свободу он понимает особым образом, раскрывая ее через ограничения, через соблюдение законов в условиях монархии, в целом – через порядок, в консервативном ключе. Так, в исторической повести «Марфа-посадница» (1802), он рассказывает об одном из самых трагических и спорных моментов русской истории – о завоевании Новгорода Иваном III. Карамзин очень точно и с глубокой симпатией к Новгороду передает весь драматизм ситуации, чувства горожан, их стремление отстоять свою свободу. Он приводит все правовые и нравственные аргументы в пользу прав Новгорода и его граждан на свободу, но в то же время понимает, сколь сильна необходимость объединения Руси, которое должно состояться несмотря ни на что.

Роль такого объединителя в данном случае он отводит Провидению, действующему неотвратимо на благо объединения. Самодержавие, по Карамзину, не враг свободы в гражданском обществе, а является ее гарантом. Вот как он определяет самодержавие в «Историческом похвальном слове Екатерине II»: «Оно есть не что иное, как спокойствие духа, происходящее от безопасности, и право делать все дозволяемое законами; а законы не должны запрещать ничего, кроме вредного для общества; они должны быть столь изящны, столь ясны, чтобы всякий мог чувствовать их необходимость для всех граждан; и в сем-то единственно состоит возможное равенство гражданское! Законодатель сообразуется с духом народа; мы всего лучше делаем то, что делаем свободно и следуя природной нашей склонности. Когда умы для лучших законов не готовы, то приготовьте их; когда же надобно для счастия народа переменить его обычаи, то действуйте одним примером» .

Таким образом, функция монархии как раз и состоит в том, чтобы выработать соответствующие духу своего народа законы. Есть и еще одна мысль, очень близкая консервативному мировоззрению: мы свободно делаем то, что соответствует духу и нравам народа. Таким образом, по Карамзину, свобода всегда тесно связана с устоями и склонностями конкретного народа. Свобода – это в первую очередь возможность действовать в соответствии со своими склонностями и обычаями в условиях спокойствия духа и соблюдения условий безопасности. Подрыв этих условий есть главная опасность для свободы. В России только самодержавие может обеспечить свободу. Карамзин отмечает также, что именно спокойствие духа обеспечивает возможность гражданину излагать свои мысли, без страха наказания, поэтому и полная цензура излишня и опасна, так как становится угнетением разума. Монарх не должен воспринимать неприятную критику в свою сторону в качестве преступления, так как это ведет к невежеству, «отнимает охоту писать и гасит дарования ума» . Свобода не есть своеволие, она ограничивается рамками закона, поэтому Карамзин не предлагает полностью отказываться от цензуры.

Цензура должна направлять людей в правильное русло, она должна запрещать только явное зло: «Разум может уклоняться от истины, подобно как сердце от добродетели, и неограниченная свобода писать столь же безрассудна, как неограниченная свобода действовать»4 . Также мы можем видеть, что Карамзин считает возможным, а в некоторых случаях даже необходимым проведение монархией либеральных реформ, таких как свобода слова, определенные гарантии частной собственности, обеспечение личной свободы и равенства всех перед законом. Он считает их вполне возможными и допустимыми в монархическом государстве, потому что эти идеи не противоречат справедливости и нравственным требованиям, а скорее закрепляют их. Память о крайностях Великой французской революции сказывалась и на этих его размышлениях: все свободы должны допускаться вместе с возможностью их ограничения. По мысли Карамзина, если человеку дать свободу и не объяснить, для чего она ему нужна, то он будет не должным образом ею пользоваться, что может привести к похожим революционным событиям. Задача монарха здесь заключается в том, чтобы не дать человеку запутаться в его мыслях и идеях, чтобы человек не встал на путь зла, отсюда Карамзин делает вывод, что свобода должна быть широкой, но существовать под чутким контролем монарха, иначе это может привести к несчастью. Поэтому и политические свободы могут предоставляться в государстве только при определенном уровне нравственного развития общества, а точнее – всех его граждан.

В России, считал Карамзин, этого уровня развития общество еще не достигло. В частности, в связи с этим он критикует проекты М. М. Сперанского, содержащие идею ограничения власти монарха и предлагающие введение некоторых форм представительного правления. Он опасается, что все это приведет лишь к тому, что между монархом и народом встанет корыстная и мощная аристократия, которая займется не общим благом, а собственным обогащением. Монарх, ограниченный в правах, не сможет противостоять разрушению страны, сползанию ее к всеобщей борьбе корыстных интересов. Свобода преследовать свои интересы для одних обернется несвободой для всех. Согласно Карамзину, монархия и свобода в России тесно связаны.

Без самодержавия в Росси не будет условий для свободы (спокойствия духа и безопасности), но главное, считает Карамзин, без самодержавия нравственный закон перестанет быть основанием устройства русской жизни, поскольку только в лице монарха нравственность в России обладает реальной силой. Подводя итоги, следует сказать, что свободу он понимает в первую очередь как возможность для человека жить в соответствии со своими наклонностями, то есть в соответствии с исторически сформировавшимся народным духом.

При этом Карамзин подчеркивает, что это не подчинение некой внешней традиции, а самореализация, которую осуществляет человек в условиях общности представлений и убеждений. В силу единства убеждений наклонностей людей, а это единство и есть признак наличия народного духа, этот процесс самореализации должен происходить бесконфликтно. Но конфликты в реальной жизни неизбежны, важно, чтобы они не приводили к нарушению порядка и спокойной жизни общества. Наличие конфликта, приводящего к беспорядку, это первый и главный признак несвободы. Таким образом, для Карамзина свобода и порядок взаимосвязаны, и существовать друг без друга они не могут. Друг без друга каждый из них превращается в свою противоположность: свобода без порядка превращается в несвободу, а порядок без свободы – в принуждение и насилие.

Чижков Николай Сергеевич (Институт философии РАН)

Cм. также:

Основные даты жизни и творчества Н.М.Карамзина

Летописец государства российского

История, безусловно, является наукой

«Последняя гражданка новгородская». Судьба Марфы Борецкой и ее сыновей

Колумб российской истории

Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала XIX в.

Н. М. Карамзин — человек и писатель — в истории русской литературы

Эстетические взгляды Н.М. Карамзина

«Историк не Летописец»

Созвучие души и мыслей дерзновенных…

«Скрижаль откровений и правил» Николая Карамзина

Личность и творчество Карамзина в русской культуре

Мотив родного края в письмах Н. М. Карамзина

История буквы Ё

Другие новости и статьи

« Сбор металлолома на полуострове Ямал

Исполнение судебными приставами-исполнителями определений судов об обеспечения иска в принудительном порядке »

Запись создана: Суббота, 4 Июль 2020 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика