Ценностно-политическая проекция образа будущего в России
Аннотация. В статье предпринимается попытка очертить контуры образа будущего нашей страны, исходя из анализа ценностных установок россиян, отраженных в многолетних социологических исследованиях, фиксации специфических для России трендов. К ним относятся ориентации на современный традиционализм, выраженный этатизм, запрос на политическую стабильность и социальную справедливость. Автор ставит перед собой задачу осветить ценностные сдвиги в трансформирующемся российском обществе и сравнить процессы, происходящие в России и Европе в условиях и нарастающих глобальных вызовов и угроз.
Ключевые слова: ценности, ценностно-политический проект, образ будущего, политическая субъектность, современный традиционализм, социальная справедливость
В настоящее время ценностный дискурс в политике все более актуализируется, что проявляется в выражении крайних мнений о третьей мировой войне и «войне ценностей». Ценности лежат в основе любой социокультурной и политической общности и в наибольшей степени определяют ее идентичность [3]. Ценности общества органично вырастают из исторического прошлого, трансформируются под влиянием настоящего и формируют определенный образ общего будущего, выстраивая таким образом определенную идентичность и сохраняя эту общность как определенный устойчивый исторический субъект. Ценность как особый вид реальности всегда интенциональна, не возможна без субъекта. Ценности понимаются как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления, как «концентрированное выражение опыта жизнедеятельности конкретной социальной общности» (Д. Леонтьев). Она выступает как идеальная цель и принцип, способ ее достижения, детермирированный культурой (Э. Гидденс). Ценности одновременно детерминированы культурой общества и являются ее частью. Таким образом, субъектом, формулирующим ключевые ценности, является общество, а не индивид.
Ценность иногда определяется как благо, в котором общество испытывает определенный недостаток. В таком случае потребность в определенном уровне доступности этого блага (безопасность, справедливость, равенство перед законом) для всех членов общества может выходить на первый план в ценностной иерархии общества, а удовлетворенность уровнем доступности этого блага, наоборот, может снять акцентацию на той или иной ценности. В условиях, когда происходит смена доминирующей социальной парадигмы или экономического уклада (С. Глазьев), ценностную матрицу общества выявить особенно сложно. Ученые изучают систему ценностей в трансформирующемся обществе посредством лонгитюдных социологических исследований. Анализ многолетних исследования ЕСС и Института социологии РАН позволяет сравнить состояние умонастроений, ориентаций и заметить сдвиги в ценностных предпочтениях. Учеными зафиксировано, что в современном российском обществе единое нормативно-ценностное ядро распалось [1].
Тем не менее, есть общие тренды в ценностных сдвигах, характерные для всего российского общества. И сдвиг к постматериальным ценностям, что также характерно для других обществ (Р. Ингхарт), для российского общества просматривается. Так, в элитном дискурсе обществу транслируется ряд ценностных установок, среди которых рост экономики и финансовая состоятельность, концентрация граждан на собственных проблемах, модернизация и мобилизация в условиях неблагоприятного внешнего окружения. В целом общество восприняло эти посылы. В условиях глобализации и развития рыночной экономики в России отчетливо сформировался ориентир на общество потребления. В то же время, россияне не замкнулись лишь в рамках своих частных интересов и тренд на гражданское участие в 2010-х годах устойчиво растет. Важнейшей общей чертой всех россиян остается запрос на традиционные ценности: традиционная семья, подлинная жизнь (сочетание материального и духовного), гуманизм, сохранение разнообразия мира – это тот набор ценностей, который присутствует во властном дискурсе, транслируется обществу и обществом воспринимается.
Большинство россиян отличает «современный традиционализм», представление о цивилизационном устроении России, включающем в себя содружество народов и конфессий, скрепленное сильным государством. Этатизм остается важной общей характеристикой политических устремлений. 76% россиян выступают за усиление роли государства во всех сферах жизни общества [1]. При этом за последние 20 лет наши сограждане стали меньше рассчитывать на государство и больше на себя. В сфере политики преобладает установка на сильное независимое государство, обеспечивающее целостность государства и безопасность граждан. Всеми гражданами отмечается необходимость консолидации общества. Все россияне хотят законности, достатка и эффективных институтов, но предполагают для достижения этих целей диаметрально противоположные пути: «если для россиян активного типа социальная справедливость должна достигаться через обеспечение прав человека, демократию и свободу самовыражения личности, то для россиян инертного типа более характерна ориентация на жесткую власть, которая, по их мнению, сможет обеспечить справедливость и порядок, а также возвращение к традиционным ценностям» [4].
Таким образом, спор между либеральными демократами и сторонниками «авторитаризма развития» идет не о финальных целях, а о средствах их достижения. Но ценностями являются, как уже было сказано выше, и первые, и вторые. Поэтому ценностный консенсус в России далеко не достигнут. Важным общим моментом для всех групп населения России является то, что идея социальной справедливости оказывается в приоритете над идеей свободы. Социальная справедливость как благо, которого не хватает, остро актуализируется, в особенности в условиях кризиса. Пути достижения этого блага, повторимся, видится не одинаково. Так, предпочтительный социальный строй будущего в России – это особый строй. Лишь 20% россиян хотят видеть в будущем рынок, и всего 16% – социалистический строй. Значительная же часть наших граждан 53% в будущем видит иной строй, сочетающий элементы социалистической и капиталистической экономики [1].
Идея особого пути характерна для России не только в экономике. Идея уникального пути соотносится со способностью вообще осознать свое место в общей судьбе человечества и предложить свой ценностно-политический проект. Поскольку стабильность остается одной из важных ценностей россиян, а идея революционных преобразований не воспринимается даже малой частью общества, можно предположить, что образ будущего России будет формироваться в границах треугольника того идейно-политического дискурса, который существует сегодня: лево-государственническая идея – укрепление национальной государственности и восстановление базовых принципов социальной справедливости, лево-либеральная – социал-демократическая идея социальной справедливости, либеральной свободы и следования европейском ценностям ради экономической и социальной модернизации и правогосударственническая – современный властный дискурс. Но судя по тому, что в условиях экономического кризиса социальный характер государства будет все больше сворачиваться, спрос на социальную справедливость как ценность будет только расти. Что касается представления о сценариях будущего России, то «более трети опрошенных считают маловероятными, но в принципе не исключенными революцию, столько же – войну со странами запада, «дворцовый переворот». Более четверти – гражданскую войну, диктатуру, распад России.
Столь высокий процент колеблющихся свидетельствует о том, что у многих россиян нет отчетливого видения будущего России» [5]. Это выражается в усиленных попытках осмыслить национальную идентичность, поиски национальной идеи и попытки сконструировать национальный бренд России в условиях многополярного глобального миропорядка [2]. Интересно, что вероятными, в той или иной степени, большинство опрошенных считает только те события и процессы, которые уже имели место и могут иметь продолжение: военные конфликты с некоторыми из ближайших соседей, межэтнические и межконфессиональные конфликты. Другие тиражируемые российскими СМИ варианты прогнозов граждане России всерьез не воспринимают. Потерю государственного суверенитета России, введение над ней «внешнего управления» не допускают 76%; в
распад страны (71%) не верят. Для россиян крайне низка вероятность «дворцового переворота» или введение в России жесткой диктатуры. Революционную смену власти и гражданскую войну считают вероятными 11 и 9% респондентов соответственно [5]. В целом в отношении места России в глобальном мире большинство россиян воспринимает Россию как особую цивилизацию, где западный образ жизни не привьется, где центр политики будет смещаться на Восток, а главный акцент следует все же сделать на развитии добрососедских отношений с ближайшими соседями, а не со «старой» Европой [4].
В то же время, россияне в условиях столкновения с глобальными вызовами реагируют на них так же, как и европейцы. Там под воздействием террористических угроз, миграционных вызовов и экономической турбулентности также происходит определенный пересмотр ценностных установок. За последние несколько лет значительно выросла доля европейцев, считающих терроризм (49% в 2015, 33% в 2011) и религиозный экстремизм (20% в 2015, 6% в 2011) главной угрозой, а идея свободы как высшей ценности постепенно оттесняется возросшим запросом на безопасность [6]. Сходные тенденции обнаруживаются и в России: в оценке внешнеполитической опасности главную роль играет распространение религиозного экстремизма [4]. В случае с внутриполитической угрозой межнациональных и межрелигиозных конфликтов они воспринимаются как политические, а не как собственно религиозные.
Таким образом, при отсутствии единого ценностного ядра российского общества, фиксируются, тем не менее, ряд общих характеристик, установок, трендов. Они формируют не отчетливый образ будущего, но некое поле, в котором он будет формироваться. А общие для россиян и европейцев вызовы создают общие негативные ноты образа будущего и актуализируют ценности безопасности и диалога. По мнению члена Валдайского клуба, профессора П. Дуткевича, для начала сближения в отношениях между РФ и ЕС, Россией и Западом вообще, преодоления «войны ценностных дискурсов», необходимо осознание всеми глобальными акторами угроз терроризма и религиозного экстремизма как угроз экзистенциальных.
Литература:
1. Актуализированные ценности современного российского общества: [монография][Электронный ресурс] / отв. ред. И.А. Халий. – Электрон. текст. дан. (объем 2,2 Мб). – М.: Институт социологии РАН, 2015. – 273 с. Илл. 1 CD-ROM
2. Данилова Е.А. Поиск идеи российского национального брендинга в логике построения многополярного глобального миропорядка// Вестник РУДН серия Политология №2, 2016, №2. – С. 61-69
3. Казаринова Д.Б. Ценностно-политические проекты и геополитическая субъектность в современном мире// Поиск. Альтернативы. Выбор, 2016, №2. – С. 182-189
4. Российское общество в контексте новых реалий (тезисы о главном) Информационно-аналитическое резюме по итогам общенационального исследования http://www.isras.ru/files/File/publ/resume_isras_28.01.2015.pdf
5. Российское общество весной 2016-го: тревоги и надежды Информационно-аналитическое резюме по итогам общероссийского социологического исследования http://www.isras.ru/rezyume_ross_obschestvo_vesna_2016_trevogi_i_nadezhd y
6. Europeans’ attitudes towards security. Special Eurobarometer 432 March-April 2015
Казаринова Д.Б.
Другие новости и статьи
« Будущее России: преодоление власти образов
Что учитывается при назначении военной пенсии за выслугу лет? »
Запись создана: Среда, 1 Апрель 2020 в 0:21 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика