1 Апрель 2020

Будущее России: преодоление власти образов

#Россия#образ#будущее

Аннотация. Современное общество – общество глобальной информации и коммуникационных технологий. Однако их «вторжение» ведет зачастую к искажению картины социальной реальности, что обусловлено их природой. Реальность искусственно задается образами масс медиа, не столько отражающими настоящее, сколько формирующими будущее и создающими версии прошлого с соблазнительной документальностью. Образы обретают статус власти. Вхождение в информационное общество не должно нарушать суверенитета государства и будущее России не калька образов мира, транслируемых медиа, а формирование своей собственной реальности, основанной на опыте истории.

Ключевые слова: информационное общество, человек, коммуникация, реальность, образ, власть, масс медиа

Современное общество – общество глобальной коммуникации, в котором господствуют ценность информации и применение информационнокоммуникационных технологий во всех сферах, в том числе и в формировании представлений о государстве, власти, обществе и личности. Новые компьютерные технологии невозможно описать без человека, смотрящего на экран, который стал важнейшим атрибутом его бытия. Мир оказался очевиден, прозрачен и поэтому симулятивен [3; 5]. Однако «вторжение» новых техник и технологий коммуникации в сознание ведет зачастую к искажению картины реальности, создавая безграничные возможности для ее постоянного моделирования, потому что мир воспринимается как череда сменяющих с огромной скоростью друг друга сообщений-событий, фиксируемых «камерой-глазом».

Средства массовой коммуникации и информации из структурного компонента общества становятся силой, способной властвовать над обществом [11]. Восприятие реальности глазом сегодня доминирует в силу того, что она предстает в виде образов высокотехнологичных средств масс медиа, значительно отличающихся от самой реальности. Формирующийся в сознании человека мир видения неизмеримо богаче и мощнее по своему эмоциональному окрасу, что продиктовано природой образов. Поэтому в общественном и индивидуальном сознаниях закрепляются зрелищные и яркие образы-модели мира, непрерывно поставляемые средствами коммуникации и информации. Они легко воспринимаются и усваиваются сознанием, обретая статус поставщиков стандартов поведения и мышления.

Науке хорошо известна убедительная доказательность зрения. Так еще в глубокой древности при доказательстве теоремы Пифагора рисовался чертеж, сопровождавшийся словами: «Смотри!» [6, с. 35]. Естествознание, начиная с середины прошлого столетия, постоянно указывает на преобладание зрительной модальности в освоении мира над всеми другими [4; 5; 22]. Однако следует обратить особое внимание, что сегодня смотрит и видит непосредственно не сам человек, а «смотрит и видит» камера, установленная и настроенная определенным образом. Воспринимая образы, человек приобретает возможность выражать не только то, что он знает и представляет, но и то, что он видит.

Кроме того, глаз человека не в состоянии отличить подделку от подлинника, поскольку новые технологии предлагают не мир как таковой и возможность его исследования, а его готовые образы или симулякры, природа которых достаточно полно исследована в работах, как отечественных, так и зарубежных мыслителей, начиная с времен Античности [3; 12; 17]. Это позволяет нам говорить о проявлении в образах эффекта материализации мысли-формы или «эффект наблюдателя» в квантовой физике, когда одно присутствие наблюдателя способно повлиять на проводимый эксперимент [9]. Идеи не возникают ниоткуда, они «творятся» в реальности масс медиа [2; 19].

Кроме того, техника и технологии коммуникации задаются техническими параметрами (время и место съемки, фокус, разрешение, расстояние до объекта и т. п.), что позволяют менять «картинку» незаметно для глаза, корректируя ее содержание в нужном направлении. Сочетание в себе одновременно динамику цвета, света и звука имеет специфическое воздействие на психику человека. Так возникают симулякры, предстающие как первичный источник знаний о мире, что позволяет осмысливать его не только логическими средствами, но и средствами непосредственного видения [13]. Более того, образ предъявляет картину реальности целиком (ее не нужно достраивать сознанием) и одновременно поставляет ее, снижая уровень рационально-критического мышления при восприятии. К примеру, при устном восприятии информации или ее прочтении требуется работа воображения для получения более полного представления о том или ином событии, нужны усилия воли и некоторое время для того, чтобы выслушать или дочитать и т. д. При визуальном восприятии этого делать уже не нужно – все предъявлено, только смотри. Так возникает ситуация возможности «выбора реальности», когда событие абсолютно не разрешено и не запрещено – оно вероятностно, оно может быть похоже на событие медиа-реальности [12]. Устанавливается диктат «картинки» видения-узнавания.

Как следствие, человек постепенно утрачивает важные умения и навыки, столь необходимые для понимания происходящего вокруг – он оказывается не способным «прочитывать» реальность в деталях, представлять и анализировать ее, его речь становится краткой и примитивной, что отнюдь не способствует установлению диалога с миром и взаимопонимания. Яркие примеры этого можно найти не только в работах и переписке школьников и студентов настоящего времени, но и в речи журналистов, политических и общественных деятелей, дипломатов. Оговорка, неправильное ударение или искажения фактов становятся нормой. Например, в эфире программы «Вести-Южный Урал» на канале «Россия 24» 16 февраля 2013 г. губернатор Челябинской области М. Юревич проинформировал аудиторию о природе метеорита, который «был газообразным, то есть жесткий газ. Лед из газа. Газовый лед или как? То есть, возможно, что его структура была не металлической, а именно ледяной. Из газа» [24]. Программы «Время покажет» с Е. Стриженовой и П. Толстым на «Первом канале», «Прямой эфир» на канале «Россия 1» с Б. Корчевниковым и подобные им на других телеканалах постоянно решают судьбы людей, подменяя собой государственные и иные структуры не только в России, но и на международном уровне. «Звезды» шоу-бизнеса ежедневно раскрывают свои сокровенные тайны.

На экране «прокачиваются» тела, проводятся медицинские консилиумы лучших врачей страны, предлагаются кулинарные рецепты и советы стилистов, выносятся не только «модные приговоры» и т. п. Реальность приобретает черты предельно насыщенного сообщениямисобытиями и сообщениями-фактами пространства, в котором вся организация жизнедеятельности общества стала большой театрализованной игрой, направленной на извлечение прибыли не только в виде материального капитала, но и символического в режиме on-line. С целью привлечь внимание к своим материалам в пространстве Интернет кемеровские подростки выложили сюжет о том, как они жарили сосиски на Вечном огне под гимн России [23]. «Коренной переворот» в системе образования привел к тому, что место серьезных размышлений о событиях истории и сюжетах литературных произведений занимают обсуждение их интерпретаций во всевозможных реалитишоу и всеобъемлющее тестирование. Форма начинает господствовать над содержанием. Главным и фактически единственным источником знаний становится «Википедия», основополагающий принцип которой – «любой может редактировать» [8] и т. п. Ценность знания значительно снижается, а память вообще признается ненужной – все есть в Интернете и можно найти («загуглить») в любое время. Даже творчество превращается в креатив, а продукт творчества – в товар, который должен быть обязательно востребован рынком [14].

Человек попадает в плен своего представления о собственном всемогуществе и обретает статус Бога – он может все – он не только «сам себе режиссер», но и врач, учитель и судья. Так постепенно власть «захватывают» стереотипы массового сознания, а ценности духовного развития личности и гуманизма заменяются разрекламированными модой свободой и безответственностью, продиктованными цензурой рынка. В результате, человек оказывается в плену иллюзии самовидения, что отчетливо демонстрирует сюжетно богатая панорама образов. Рассматривая практически безграничные возможности современной техники и технологий коммуникации необходимо всегда помнить, что они созданы людьми, находятся в конкретных «руках» и управляются конкретными «головами»: от пожеланий заказчика и требований редактора до непосредственного исполнителя. На каждом этапе возможно привнесение своего в сюжет как нечто нового. Поэтому образы не есть отражение реальности – они результат деятельности человека и созданы в соответствии с логикой цифрового кода. Значит, они не просто отражают день настоящий, они формируют образы будущего и дают возможность заглянуть в прошлое креативно – «по-новому» – с соблазнительной документальностью.

Все вышесказанное позволяет нам образы, создаваемые, тиражируемые и транслируемые в масс-медиа, рассматривать как специфический язык, искусственно созданный человеком. Основываясь на положении П. Бергера и Т. Лукмана о том, что «язык реализует мир» в двояком смысле слова – постигает и производит его [1], можно утверждать, что медиа-образы как язык современной коммуникации, производят мир в сознании людей и конструируют его, что и есть проявление власти. Поэтому не безынтересно обратить внимание на значение термина «власть», т. к. язык, несмотря на свою собственную историю и сложную архитектуру представляет собой не что иное, как особый код власти. Язык всегда связан с властью, ибо сам является ею, в силу своей природы – он существует лишь в сознании людей, говорящих на нем, базируется на совокупности коллективных представлений и «навязывает» себя каждому из говорящих, предшествует реальности и «переживает ее» [10, с. 9].

В древнегреческом языке слово άρχή (arche) одновременно с нашим традиционным представлением о том, что власть есть господство и сила, означало «задающее начало бытия» [7, с. 202-203]. Аргументом этому служат сегодня слова греческого происхождения с корнем «архэ» в значении первый и дающий начало – архитектор, архиепископ, архетип и т. п. Близкие к этому значения встречаются в латинском языке: «potestas» – сила и потенциальная возможность, позволяющая распоряжаться не только чужими имуществом, жизнью и смертью, но и задавать смыслы и ценности [15, с. 484]. В этом значении термин власть вошел в романо-германские (power) и русский языки [18, с. 304-305]. Исторический экскурс в историю термина можно продолжать, однако нам нет необходимости проводить подробный анализ, который может стать предметом самостоятельного исследования. Достаточно лишь отметить, что власть наряду с господством и управлением всегда есть способность и возможность занимать определенную позицию и задавать начало чего-либо как некий первообраз. Такой первообраз рождается при помощи образов средств информации и коммуникации в телефильмах преимущественно в форме сериалов (даже новостные и детские программы строятся по законам сериала), компьютерных программах, социальных сетях и т. д. При этом можно увидеть, что в них доминирует один мотив – непрерывные информация и обмен сообщениями в общении. Настоящее и будущее в обществе информации и коммуникации – это интерактивные, постоянно обновляемые медиа и борьба за обладание ими, интерпретация и переинтерпретация сообщений в поисках правды. Находясь среди образов, человек не стремится обрести смысл жизни – он предъявлен ему в их сюжетах, теперь они являют собой и задают смысл жизни. Образы охватывают, «захватывают» и объясняют весь мир, становясь формулами-обобщениями бытия. Они приобретают новое назначение – становятся властью, проникая во все сферы жизнедеятельности общества и человека, оказывая влияние на него, играют главную роль не только в описании прошлого-

настоящего-будущего, но и в их конструировании и переконструировании. Образы, проявляя мир, одновременно проектируют его. Тем не менее, новейшие средства и технологии коммуникации и информации не привели к качественно новому уровню гуманизации отношений между людьми и государствами, напротив, они втянули их в жестокую борьбу за доступ и обладание масс медиа и к новым формам войн – информационным – войнам за умы людей [16]. Современные информационно-коммуникационные средства и технологии становятся мощнейшим оружием и инструментом манипулирования общественным и индивидуальным сознаниями, уводя их от стремления к поиску истины и отказу от нее, не к осмыслению происходящего, а к его медийному образцу. В этом плане можно вспомнить слова известного немецкого философа Д. Кампера, что «люди никогда не были властителями образов. Как никогда не станут властителями знаков. Средства власти могущественнее того, кто использует их» [21, с. 96] и позволить не согласиться с ними, потому что образы созданы человеком, они – результат его деятельности. Следовательно, нельзя оценивать однозначно влияние образов: только негативно или только позитивно.

Они выполняет ряд функций, как той, так и другой направленности. Человек способен самостоятельно делать свой выбор, каким и как ему быть. Для России вхождение в информационное общество чрезвычайно важно. Однако этот процесс не должен нарушать суверенитета ее государственности и разрушать личность путем «вторжения» новых технологий в ее жизненный мир. Будущее России, как и любой другой страны, формируется в настоящем, «вырастая» из прошлого, и не является слепой калькой образов мира, зафиксированных в медиа-средствах и предложенных ими, оно должно быть основано на всестороннем осмыслении своей собственной и богатой истории [20]. Важную роль в этом может сыграть обращение к истокам культуры и традициям России. В июле 1994 г. Комиссия Европейского сообщества приняла «Европейский путь в информационное общество» (Europes Way to the Information Society.

An Action Plan), предусматривающий основные направления деятельности Евросоюза в новых условиях. Подобным образом действуют многие страны мира, защищая свое информационное пространство. Настало время выбрать свой путь и России. Поэтому не случайно об этом говорили на Первом съезде «Общества русской словесности» и Президент Российской Федерации В. В. Путин, и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Таким образом, сегодня в Российской Федерации необходимо вести речь о формировании – не цензуры, а именно формировании информационно насыщенной и безопасной среды для человека и общества.

Литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания; пер. – М.: Медиум, 1995. – 322 с.

2. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Дергсон А. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М.: Московский клуб, 1992. – С. 147-155.

3. Бодрийяр Ж. Соблазн; пер. с фр. – М.: Добросвет, 2000. – 317 с.

4. Грегори, Р. Разумный глаз; пер. с нем. – М.: «Мир», 1972. – 209 с.

5. Грегори Р., Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение; пер. – М.: Мир, 1990. – 239 с.

6. Грановская Р. М., Березная И. Я.. Интуиция и искусственный интеллект. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. – 272 с.

7. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. Репр. воспр. 5-го изд. 1899 г. – М.: Греко-латин. кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. – 1370 с.

8. Википедия: Заглавная страница (англ.) // https://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page (Время обращения 23.05.20ё6 г.).

9. Крипке С. Загадка контекстов мнения; пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 18. Логический анализ естественного языка. – М.: Прогресс, 1986. – С. 193-240.

10. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении: пер. – М.: Педагогика-пресс, 1994. – 603 с.

11. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека; пер. с англ. – М.: Жуковский, 2003. – 346 с.

12. Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами // Вопросы философии. – 2004. – № 6. – С. 64-74.

13. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 624 с.

14. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 344 с.

15. Петрученко О. Латинско-русский словарь. – М., 2001. – 810 с.

16. Прилукова Е.Г. Время симуляции ценностей // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2015. – № 3. – С. 133-136.

17. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. – СПб.: Изд-во РХГА, 2013. – 339 с.

18. Словарь современного русского литературного зыка в 20 томах. Т. 2. 2-е изд., переб. и доп. – М.: Русский язык, 1991. – 1010 с.

19. Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения / ред. Миронов. – М.: Издатель Савин С.А., 2007. – 480 с.

20. Bohm D. Wholeness and the Implicate Order. – London, 1983. – 190 p.

21. Dietmar Kamper: Der Januskopf der Medien. Дsthetisierung der Wirklichkeit, Entrьstung der Sinne // Digitaler Schein, Дsthetik der elektronischen Medien / Hrsg. von Florian Rцtzer. – Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1991. – S. 95-97.

22. Retina adapts to seek the unexpected, ignore the commonplace / Press release of the Harvard University // http://www.eurekalert.org/pub_releases/2005-07/hurat070705.ph (Время обращения 04.06.2016 г.).

23. Новости радио «Вести ФМ» 13:30 04.06.2016 г. // http://radiovesti.ru/article/show/article_id/198155 (Время обращения 04.06.2016 г.).

24. УралПолит.Ru. Юревич поразил всех знаниями о метеорите: «Жесткий газ, газовый лед». Его уже пародируют // http://uralpolit.ru/news/polit_vlast/reviews/1361244791-vystuplenie-yurevicha-osostave-meteorita-sparodirovali-na-youtube (Время обращения 11.-5.2016 г.).

Прилукова Е.Г

Другие новости и статьи

« Какие риски влечет отсутствие приписного удостоверения

Ценностно-политическая проекция образа будущего в России »

Запись создана: Среда, 1 Апрель 2020 в 0:18 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика