Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.


oboznik.ru - Духовные истоки русской культуры в творчестве А.А. Ахматовой

Анна Андреевна Горенко родилась в в Большом Фонтане близ Одессы. Начала писать стихи с 11 лет , а также свои дневники. Вот как она сама пишет о себе.... Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, "Крейцеровой сонатой" Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня (Midsummer Night). Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем.

См. также:

Духовные истоки русской культуры в творчестве А.А. Ахматовой

Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

Великая Отечественная война раскрыла военно-экономические возможности страны, способность реализовать их в сложных условиях и достичь решающего военно-технического превосходства над сильным противником.

Перед началом войны Германия располагала экономическим потенциалом всей Европы. В 1942 г. ее союзники обеспечивали 93 % импорта нефти и нефтепродуктов, 70 % бокситов, около половины свинца и цинка. Масштабы награбленных запасов металлов, моторного топлива и других ресурсов в оккупированных странах превышали объемы годового дохода самой Германии в два раза. К моменту нападения на СССР Германия превосходила нас по выплавке стали в 3 раза, по добыче угля – в 1,5 раза, по выработке электроэнергии в 2,3 раза [1].

Уступал СССР своему противнику и в объеме производства военной продукции. К моменту окончания войны наша страна вдвое опередила Германию по производству основных видов военной техники и вооружения.

Успехи в развитии военной экономики страны были достигнуты ценой мобилизации в специфических условиях войны максимума людских и материальных ресурсов. Вся история развития экономики страны за советский период была связана с преодолением колоссальных трудностей. Экономический потенциал страны формировался в ходе строительства нового общественного устройства на базе хозяйства, разрушенного почти десятилетием военных испытаний 1914–1922 гг. Восстановление экономики и решение вопросов индустриализации страны осуществлялось в условиях враждебного окружения и в опоре только на собственные силы. Возникавшие вызовы безопасности страны вследствие усложнения международной обстановки сжимали время, необходимое для решения экономических и военно-экономических проблем развития. Поэтому наш народ все предвоенные годы опирался в целом на свой основной источник – на духовные силы, на развитие методов и стратегии мобилизации, выбор основных, главных направлений решения возникающих проблем.

В годы войны имевшийся богатый опыт развития в условиях жесткой, централизованной системы предвоенного периода был полностью использован и приумножен.

Война вызвала отток большой массы наиболее деятельного мужского населения из производственной сферы. Чтобы компенсировать выбытие из производства мужчин и решать сложные военно-экономические проблемы, в начале войны были приняты меры к активному привлечению в производство женщин, пенсионеров, допризывной молодежи, повышалась длительность рабочей недели. В конце июня 1941 г. были введены обязательные сверхурочные работы продолжительностью до трех часов, отменялись отпуска. В декабре 1941 г. на военных предприятиях все работающие были объявлены мобилизованными, самовольный уход с предприятий приравнивался к дезертирству в армии.

С мая 1942 г. стали принимать на производственное обучение подростков, достигших 14-летнего возраста, установив для них шестичасовой рабочий день.

Предпринятые меры по активизации работы по использованию резервов трудовых ресурсов для обеспечения армии и флота военной техникой и вооружением дали необходимые результаты. Это произошло потому, что советские люди понимали важность проводимых мер, сознавали, что от их работы зависел успех на фронте и судьба страны.

В годы войны духовные силы народа нашли свое выражение и в трудовом энтузиазме. На производстве широко распространилось движение «двухсотников», т.е. работа за себя и за того парня, который ушел на фронт.

Успех движения «двухсотников» породил и массовый переход на выполнение трех и более норм. Патриотизм тружеников тыла проявился в движении молодежных комсомольских бригад в соревновании за звание «фронтовых бригад».

Смертельно опасная обстановка для страны, для будущего всех этносов советских людей, населявших Россию, активизировала процесс концентрации духовных сил народа, реализацию всех возможностей, ранее скрытых в его недрах. Одним из примеров этого является высокая степень эффективности военного производства. С мая 1942 г. по май 1945 г. производительность труда рабочих промышленности в целом выросла на 43 %, а в оборонных отраслях – на 121 %. В 1944 г. себестоимость всех видов военной продукции была в среднем в 2 раза ниже, чем в 1940 г. Экономический эффект от ее снижения за 1941–1944 гг. составил почти половину всех расходов государственного бюджета СССР на военные нужды в 1942 г.

Повышение эффективности военного производства было осуществлено в условиях, когда общая численность работающих составляла 60–70 % по сравнению с 1940 г., 59 % работающих были женщины, и 10,5 % – подростки [2].

Важным направлением сохранения экономического потенциала страны были мероприятия по эвакуации наиболее важных промышленных предприятий с запада на восток в районы Сибири, Поволжья и Урала. Мероприятия по эвакуации промышленных гигантов из зоны возможной оккупации – это великий подвиг нашего народа, золотая страница в общей истории нашей великой Победы. Необходимо отметить, что эвакуированные предприятия явились на местах основой, базой для создания новых предприятий и новых видов производства.

Утрата экономического потенциала вследствие оккупации немцами части нашей территории и перебазирование большой массы предприятий привели к тому, что во второй половине 1941 г. сократился объем промышленного производства, в том числе и в оборонных отраслях, что отразилось на основных показателях развития экономики в тот период.

В конце 1941 г. – начале 1942 г. падение промышленного производства удалось приостановить, а с марта 1942 г. начался процесс его наращивания. В 1943 г. объемы промышленного производства почти сравнялись с довоенным 1940 годом.

Основные показатели экономики СССР в годы войны в процентах к 1940 г. отражены в таблице № 1 [3].

.
oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

Данные таблицы красноречиво говорят о тех трудностях, которые испытывала экономика, и о высоком качестве мобилизационной работы, в ходе которой в объективно сложных экономических условиях страна изыскивала возможности повышать уровень производства военного продукта и достигать преимущества над немецко-фашистскими захватчиками в объемах производства основных средств вооруженной борьбы. Это было достигнуто героическим трудом работников науки, тружениками тыла, всем нашим народом, положившим на алтарь Отечества все, что он мог, и даже больше этого.

Объемы производства военной продукции оборонными наркоматами в процентах к 1940 г. представлены в таблице № 2 [4].

.
oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

Увеличение производства военной продукции в стране изменило соотношение объема основных средств вооруженной борьбы по сравнению с противником. В 1942 г. СССР уже выровнял соотношение сил и средств с фашистской Германией, а в 1943 г. превзошел объемами военного производства врага.

Соотношение сил и средств СССР и Германии в ходе войны [5]
oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

Таким образом, в ходе Великой Отечественной войны экономическая база как один из важных факторов Победы показала свое преимущество над экономическими возможностями фашистской Германии. Экономическое и военно-экономическое могущество СССР в ходе войны возрастало, что явилось следствием ряда обстоятельств, и прежде всего героического труда народных масс, умелой организации экономики страны в условиях государственной собственности на орудия и средства производства, жесткого планирования всех процессов экономического развития и строгой командной системы управления.

Концентрация всех усилий народа и государства отразилась не только на том, что были удовлетворены все потребности фронта для победы над сильным противником, но и на том, что удалось достичь очень нужной в условиях крайнего напряжения в ходе войны экономии ресурсов при производстве средств вооруженной борьбы. Это подтверждается тем, что удельный вес затрат на войну в нашей стране составил 55% национального дохода, а в Германии этот показатель равнялся 68%. И это в условиях, когда в военное производство нацисты привлекали миллионы бесправных рабов из оккупированных стран.

В достижении экономической победы над фашистской Германией в ходе войны важную роль сыграли финансы.

oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

Финансы глубоко проникают в каждую отрасль хозяйства, они опосредствуют движение всех видов ресурсов. Перед финансами «открыты все двери», и в этом их колоссальные возможности по мобилизации средств, концентрации их на обеспечении необходимых потребностей, по рациональному распределению по всем сферам деятельности государства. Такими возможностями обладают только финансы благодаря их денежной основе, и это обстоятельство особенно высоко ценимо в условиях формирования военной безопасности государства.

В предвоенный период успешное выполнение пятилетних планов развития хозяйства, государственных бюджетов страны создавало возможность выделять необходимые ресурсы на оборону страны в соответствии со складывающейся международной обстановкой.

В годы предвоенных пятилеток ускоренными темпами увеличивался национальный доход страны, составивший в 1928 г. 25 млрд. руб., в 1932 г. – 45,5 млрд руб., в 1937 г. – 96,3 млрд руб. и в 1940 – 128,3 млрд руб. (в неизменных ценах 1926/27 гг.). Таким образом, в 1940 г. национальный доход страны увеличился по сравнению с 1928 г. в 5,1 раза [6].

Внезапное нападение на СССР гитлеровской Германии потребовало от финансовой системы страны кардинальных решений по изысканию ресурсов для обеспечения противодействия нависшей угрозе. На финансирование срочных мер были обращены бюджетные резервы, свободные ресурсы предприятий и другие источники, что позволило справиться с первыми финансовыми трудностями начального периода войны. Необходимо было изменить конкретные формы и методы мобилизации ресурсов: существенно снизились доходы от народного хозяйства и надо было изыскивать новые источники финансирования возрастающих потребностей.

В годы войны доходы от народного хозяйства (налог с оборота и отчисления от прибыли) упали в государственном бюджете по сравнению с 1940 г. на 20 % (с 70 % в 1940 г. до 50 % по итогам финансирования войны). Существенно выросли налоги и различные сборы с населения (включая государственные займы). Они поднялись с 12,5 % в 1940 г. до 27 % по итогам войны, причем налоги с населения выросли с 5,2 % в 1940 г. до 13,2 %. Так, были повышены цены на алкоголь, табак, парфюмерию; ограничивалось изъятие населением вкладов из сберегательных касс (максимальная сумма возможного изъятия – до 200 руб., а всего в сберкассах находилось вкладов населения около 7 млрд. руб.). Начиная с июля 1941 г. вводились: надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогам; специальный военный налог, который за годы войны дал бюджету 72,1 млрд. руб.; налог на холостяков и малосемейных граждан; были выпущены 4 государственных займа (от них в бюджет поступило 76 млрд руб.). В 1941–1945 гг. патриотическими усилиями трудящихся был создан фонд обороны, в который поступило денежных средств на сумму 17,8 млрд. руб., не считая ценностей в валюте, драгоценностей, золота и серебра.

Особенно тяжелым был 1942 год. Расходы на обеспечение потребностей войны составили в тот год 59,3% общей суммы расходов бюджета, т. е. достигли возможного предела для функционирования экономики страны в целом. Дефицит бюджета составил 17,8 млрд руб., что было покрыто дополнительной эмиссией денег. Надо отметить, что к дополнительной эмиссии денег государство прибегало для сбалансирования государственного бюджета в связи с дефицитом, а также и для кредитования работ, связанных с восстановлением народного хозяйства страны в освобожденных районах.

Дополнительная эмиссия (а за 1941, 1942 и 1943 гг. дефицит бюджета составил 37,8 млрд руб.) привела к тому, что денежное обращение за годы войны выросло в 3,8 раза, при сокращении товарного оборота в 1945 г. по сравнению с 1940 г. примерно в 3 раза, что, естественно, отразилось на покупательной способности рубля [7]. Государственный бюджет 1944 г. был сведен без дефицита.

В период Великой Отечественной войны финансовая система удовлетворяла прежде всего то, что было связано с обороной страны. За годы войны государственный бюджет мобилизовал 1 117,1 млрд руб., из которых 582,4 млрд руб. (или 50,8%) пошло на военные нужды. Следует считать этот объем военных ассигнований почти пределом того, что может выделить государство на армию и флот без существенного ущерба для развития производства при сохранении необходимого уровня жизни.

Устойчивые тенденции в развитии финансовых отношений в стране в предвоенный период, активизация роли финансов в мобилизации необходимых денежных ресурсов, высокая маневренность и избирательность конкретных форм и методов работы, режим экономии в решающей степени влияли на развитие военных финансов, на систему финансирования Вооруженных Сил.

Народное хозяйство и хозяйство армии и флота – это был единый воюющий финансово-экономический механизм, централизованно управляемый на государственном уровне. Все финансовые мероприятия в армии и на флоте, осуществляемые в интересах Победы, были частью общих задач финансовой системы государства в целом по обеспечению невиданных по масштабу сражений. Это четко проявилось в работе финансовой службы армии и флота в период войны.

Мобилизация всех сил нации под лозунгом: «Все для фронта, все для победы над врагом», колоссальные ассигнования из бюджета на эту цель, героические усилия всего народа привели к созданию мощного, соответствующего требованиям кровопролитной войны военного хозяйства – экономики Вооруженных Сил. «Все для фронта» значило не только изыскание источников питания войны материальными и финансовыми ресурсами, но и достижение высокой эффективности использования всех видов ресурсов, создания режима строжайшей экономии. Для выполнения такой крайне важной экономической задачи в хозяйстве армии и флота был классический рычаг, хорошо показавший себя во всех сферах хозяйствования, – финансы с их контрольной функцией.

Расходы на вооружение, военную технику и военное имущество занимали ведущее место в общей структуре военных расходов, и это обстоятельство требовало особого внимания финансовой службы. Удельный вес расходов на оплату заказов вооружения и военной техники в смете Наркомата обороны составлял в 1941 г. – 33,5%, в 1942 г. – 33,7%, в 1943 г. – 33,9%, в 1944 г. – 34,7%. Некоторое снижение расходов отмечается в 1945 г. [8]

Темп роста расходов на вооружение и боевую технику был выше темпа роста других расходов на оборону, и в этом сказывался возрастающий объем поставок.

В системе экономических мер финансовой службы в области повышения эффективности расходов на формирование материальной базы вооруженной борьбы главное место уже с началом войны занял контроль над ценами на военные поставки.

Быстрый рост объемов производства по всем видам вооружения и военной техники, переход к их массовому производству, привлечение к выпуску оборонной продукции предприятий, не имевших опыта работы по производству товаров военного назначения, приводили к резкому росту расходов на эти цели, а в начале войны – к неоправданному завышению цен. Кроме того, сложно складывалось военное производство на эвакуированных предприятиях. Вследствие этого в начальный период войны наблюдались серьезные различия в уровне цен. Решить задачу по анализу условий ценообразования, складывавшихся в новых обстоятельствах, финансовая служба в штатной организации мирного времени не могла, да и не было необходимого опыта работы в этой области.

Специально созданной Государственной комиссией под руководством заместителя председателя СНК СССР А.И. Микояна для исправления создавшегося положения было предложено существенно расширить возможности финансовой службы Наркомата обороны по контролю над системой экономических отношений по поставкам вооружения и военной техники, определив основной задачей контроль за системой ценообразования на военные поставки и состоянием расчетов за поставленное имущество.

Для этого в составе Финансового управления Наркомата обороны был создан мощный отдел цен и калькуляции, на который возлагались обязанности по организационному и методическому руководству работой по ценам в главных и центральных управлениях, а в составе их были расширены и укреплены органы по калькуляции цен и контролю за их обоснованностью.

Наглядное представление о динамике цен на военные поставки дает следующая таблица, в которую включены основные виды вооружения и военной техники периода войны (в тыс. руб.).

.
oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

Министр финансов СССР А.Г. Зверев в своей книге «Записки министра» писал, что финансовому управлению Наркомата обороны и финансовым органам главных и центральных управлений «удалось вследствие одного лишь умелого пересмотра калькуляции цен на изделия и разумной экономии материалов оборонных заводов сохранить для государства 50,3 млрд руб. – гигантская сумма, равная расходам за 138 дней войны» [9].

oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

Расходы на денежное довольствие военнослужащих в общей структуре расходов в годы войны характеризуются следующими данными (в процентах к итогу): в 1941 г. – 18,8; 1942 г. – 24,4; 1943 г. – 25,9; 1944 г. – 25,5; 1945 г. – 38 [10].

Характерной особенностью мероприятий по совершенствованию системы денежного довольствия был ее поощрительный характер. Материальное стимулирование активных боевых действий военнослужащих, роста их боевого и профессионального мастерства было одним из факторов, способствовавших достижению победы над врагом через повышение личной заинтересованности в результатах боевой деятельности, качественных показателей воинского труда.

Стимулирование активной боевой деятельности осуществлялось не только политикой дополнительных выплат к существовавшим окладам содержания, но и за счет изменений тарифных ставок. Начало этому было положено введением повышенных окладов в сентябре 1941 г. личному составу четырех гвардейских дивизий, а затем и другим частям и соединениям, удостоенным гвардейских званий.

Меры материального стимулирования за успешную боевую деятельность часто касались определенных, наиболее ценимых и важных в данный период воинских специальностей.

Так, в мае 1942 г. новые, более высокие оклады были установлены снайперам, с сентября 1941 г. были повышены оклады военнослужащим воздушно-десантных войск.

В ходе войны большое распространение получили различные добавочные виды денежного довольствия, связанные с результатами боевой деятельности военнослужащих: денежные вознаграждения за сбитые самолеты, подбитые танки, уничтоженные корабли противника.

Удельный вес денежного довольствия на фронтах в общих расходах фронтов составлял 80–85%. Всю сумму причитающегося денежного довольствия военнослужащие в первые месяцы войны получали наличными деньгами. Это приводило к ненужному и опасному накоплению наличности в войсках.

Надо было создать такую систему, которая сохраняла бы денежные накопления военнослужащих и давала бы военнослужащим уверенность в сохранности средств. Функции мобилизации временно свободных средств были возложены на полевые учреждения Госбанка. Это осуществлялось через вкладные операции военнослужащих на фронте.

В системе мобилизации финансовых ресурсов в годы войны важное ме-сто занимали и другие методы, направленные на сокращение обращающейся денежной наличности во фронтовых условиях: система почтовых переводов безналичным порядком, взыскание различных удержаний (в т. ч. и взносов по государственным займам) – тоже безналичным порядком.

Военные финансисты в итоге создали такую систему, по которой заранее, с согласия военнослужащих, определялась сумма, которая могла быть удержана полевой кассой Госбанка СССР, и объем этого удержания был денежной массой, которая не выпускалась Госбанком СССР в обращение.

Для сокращения объема наличности в войсках была развернута большая работа непосредственно в финансовых службах фронтов. В результате, в 1943, 1944, 1945 гг. удельный вес безналичных расчетов на фронтах колебался на уровне 70–80% от общих расходов фронта.

В создании слаженного военного хозяйства периода Великой Отечественной войны система экономических мер по сохранению устойчивости рубля имела огромное значение, так как устойчивый рубль – это надежный стержень военной экономики страны.

Задачу сохранения устойчивости рубля очень четко проводило в жизнь руководство страны. В сохранении покупательной силы рубля сказалось сохранение довоенных розничных цен государственной и кооперативной торговли на товары ширпотреба, введение нормированного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами в основном по низким довоенным ценам. Индекс государственных розничных цен на товары нормированного снабжения в 1943 г. составлял 100,5% по сравнению с довоенным уровнем [11].

Устойчивость и прочность системы финансового обеспечения Победы основывалась на экономических достижениях нашей страны в предвоенные пятилетки, на творческом использовании имеющегося потенциала, укреплении его в годы войны, на преданности народа и готовности его к испытаниям и жертвам войны.

Финансовая система армии и флота, опираясь на экономический потенциал государства, специфическими методами, свойственными Вооруженным Силам, умело внедряла в свою деятельность новые подходы к практической реализации функций финансов в тяжелейших условиях вооруженной борьбы.

Денежные связи армии и флота со всеми сферами военной экономики при реализации мобилизационно-распределительной и контрольной функций финансов объективно оказывали мультипликативный эффект на объекты взаимодействия.

Экономическая работа по наведению порядка в системе ценообразования на военную продукцию, осуществляемая совместно с коллективами оборонных предприятий, непосредственно влияла на организационно-технические преобразования в производстве и выражалась в формировании слаженного военного хозяйства, замедлении темпа роста военных расходов. Так, если военные расходы 1943 г. по сравнению с 1942 г. выросли на 16,6 млрд. руб., то в 1944 г. (в году стратегических ударов, предрешивших исход войны) военные расходы по сравнению с 1943 г. выросли только на 12,7 млрд. руб., хотя доходы бюджета выросли по сравнению с предыдущим годом на 64,360 млрд. руб. Большой организационный эффект оказывали мероприятия финансовой службы по решению социальных вопросов военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

Высокой оценки заслужила деятельность военных финансистов в изыскании различных источников экономии денежных средств в период войны. И здесь важна не только система вкладных операций, экономия на сборе стреляных гильз, работа финансовой инспекции по сбережению материальных средств и взысканию начетов, но и большая работа, проводимая непосредственно в войсковом хозяйстве: заготовка продовольствия на местах, использование трофейного продовольствия и имущества, изготовление силами войск различных предметов хозяйственно-бытового назначения из местных материалов. Так, для заготовленного в войсках сена потребовалось бы в 1943 г. 254144 вагона, а в 1944 г. – 258927 вагонов, не считая железнодорожного тарифа, составлявшего несколько миллионов рублей [12].

Кадры работников финансовой службы комплектовались частично из офицеров, окончивших до войны специальное финансовое училище, но по ходу войны все большее место занимали финансово-банковские специалисты, призванные из запаса. Надо сказать, что призванные из запаса финансисты успешно справлялись со своими обязанностями. Специальные исследования деятельности финансово-банковских работников и работников учета на фронте дают такие данные: за годы войны 313 представителей этих гражданских финансовых специальностей стали Героями Советского Союза, 68 – полными кавалерами орденов Славы [13].

1418 дней и ночей шла тяжелая кровопролитная война. Дорого обошлась она нашему народу, экономике страны. Общие материальные потери советского государства от прямого уничтожения имущества составили громадную сумму – 679 млрд. рублей. Но наш народ выстоял и победил, и Победа эта – следствие героизма наших солдат на фронте и тружеников в тылу.

Достигнутая Победа – это превосходство военное над опаснейшим врагом и победа экономическая. Тыловой труд требовал не меньшего мужества, и упорства, и величия души, чем сражения в окопах. Громадная, всеохватывающая организаторская работа государства превратила страну в единый военный лагерь под девизом: «Всё для фронта, всё для Победы!».

Примечание:
[1] Агеев А. Н. Казак из стали. – М.: Русский биографический институт, 2015. – С. 225
[2] Великая Россия, Великая Отечественная война. – М.: Олма Медиа Групп, 2015. – С. 209–210.
[3] Великая Отечественная война. 1941–1945: энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – С. 815.
[4] Военная финансово-экономическая служба России: История и современность.- М.: ИНЭС.- 2003. - С.149.
[5] Военная финансово-экономическая служба России: История и современность. – М.: ИНЭС, 2003. – С. 149.
[6] Кравченко Г. С. Военная экономика СССР 1941–1945. – М.: Воениздат, 1963. – С. 16.
[7] Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. – М.: Воениздат, 1967. – С. 31.
[8] Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. – М.: Воениздат, 1967. – С. 66.
[9] Зверев А. Г. Записки министра. – М.: Издательство политической литературы, 1973. – С. 220 .
[10] Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. – М.: Воениздат, 1967. – С. 214–215.
[11] Дьяченко В. П. История финансов СССР. – М., 1978. – С. 390.

oboznik.ru - Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил

[12] Финансовая служба Вооруженных Сил СССР в период войны. – М.: Воениздат, 1967. – С. 56.
[13] Военные финансисты в Великой Отечественной войне. Вклад в победу. – М., 2005. – С. 296–309.

Ермаков Семен Михайлович, генерал-майор, кандидат экономических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны.

См. также:
1. Факторы, определившие Победу в войне

См. далее:
3. Военно-стратегические основы Победы

Материал из монографии «Не смолкнет слава Великой Победы», Финансовый университет, М., 2016.

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , , , , ,

Запись создана: Среда, 28 Декабрь 2016 в 8:37 и находится в рубриках Вторая мировая война, Новости, О патриотизме в России, Финансовое. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.