31 Октябрь 2019

Сентиметализм в трудах Н. М. Карамзина. историографический аспект

oboznik.ru - Н. М. Карамзин — человек и писатель — в истории русской литературы
#Карамзин#история#историк

Способ быть счастливым в жизни есть: быть полезным свету и в особенности Отечеству. Николай Карамзин

XVIII век (точнее период, предшествовавший Великой французской революции1789-1994гг.) получил наименование «Век разума». Протест поднимающейся буржуазии и всего третьего сословия против феодального гнета и церковных догм выражался в основном в том, что все прежние формы государства и общества были признаны неразумными, а новые идеи возвещали наступление царства разума.

Но в рамках просветительской идеологии в XVIII в. возникло и течение, которое отрицало решающую роль разума и возводило в основном критерий ценности чувств. Это течение получило наименование « сентиментализм» и было распространено в Англии, Франции, в германских землях, России. Иногда приобретало радикальный , а иногда консервативный характер.

Выдающимся представителем сентиментализма в философии являлся Жан-Жак Руссо. Система взглядов Руссо не может быть сведена к одному сентиментализму, но многие русские образованные люди( в том числе молодой Карамзин) восхищались в его произведениях именно апелляцией к чувству, «отражением жизни сердца» (В.Г. Белинский). Руссо сочувствовал горестям крестьян и бедняков, осуждал безнравственность и праздность богачей и призывал возвратиться к прекрасному человеку, созданному природой и испорченному цивилизацией Он утверждал, что разум подавляет и принижает человека, а внутреннее чувство возвышает и облагораживает. Истина постигается не рассудком, а сердцем. Но восставая против рационализма, Руссо призывал к переустройству общества все-таки в соответствии со свои-

ми идеями, со своим разумом. Таким образом, отрицание роли разума в деле общественного переустройства базировалось у Руссо на рационалистических принципах критического мира. Но, вероятно, наиболее значительным историческим трудом , проникнутым духом сентиментализма, явилась «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. Но если сентиментализм и чувственность Карамзина отличались от действенного порыва революционных последователей Руссо, то все же, как считал Белинский, это значительный шаг вперед. В повестях Карамзина «публика в первый раз увидела имена любви, дружбы, радости, разлуки не как пустые, отвлеченные понятия и риторические фигуры, но как слово, находящие себя отзыв в душе читателя». К тому же Карамзин погружал читателя в мир любви и горестей «Бедной Лизы» которая « не имела чести быть даже просто дворянкою». 1 Изображая « жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», Карамзин своими повестями приблизил литературу к народу, к той его части, которой было тогда доступно печатное слово.

В 1780-1800-е годы, в значительной степени благодаря литературной и журналистской деятельности Карамзина, расширился круг читающей публики. Избранные идеологи того времени, и среди них Новиков и Карамзин, распространяли образование, приближали культуру к обществу, насаждали мораль без морализации. Одной из важнейших черт этой работы была реформа языка. Карамзин много сделал для разрыва языка с церковной архаикой и сочетания русских национальных форм литературного изложения с европейским. «Карамзин первый на Руси заменил мертвый язык книги живым языком общества» писал В.Г. Белинский. 2 В 1789 году Н.М. Карамзин едет в Европу, когда во Франции начинаются революционные события. Глубоко потрясенный этими событиями он сожалеет об окончании «Века просвещения» и философии. Все это нашло свое отражение в его «Письмах русского путешественника» и показало различие его сентиментализма, где «волки сыты и овцы целы » от революционного сентиментализма, который проявил себя в действии. Насильственные потрясения автор « Писем» считал гибельными. Взгляды Николая Михайловича становятся более консервативными, он склоняется к монархии для России, как единственно возможной форме правления. Эти принципы дворянско-консервативного сентиментализма присущи и «Истории Государства Российского». Что он выразил в своем творчестве. В начале 19 века он преступает к работе над историей России. В 1818 году вышли первые 8 томов « Истории Государства Российского».

Этот труд отличался от всех предшествующих тем, что содержал не только сухую констатацию фактов, но и эмоциональную окраску присущую сентиментализму. Так историк отмечал, что древним славянам присуще добродушие, гостеприимство, целомудрие. В духе сентиментализма он описывает древних славян , как естественных людей, не испорченных цивилизацией( добрыми, гостеприимными, целомудренными).3 Татарское завоевание Карамзин объяснял не раздробленностью на Руси , а численным превосходством противника над русским воинством. «Сила Батыева несравненно превосходила нашу и была единственной причиною его успехов». А русское ратники были столь малочисленны, что «могли искать в битвах одной славы и смерти, а не победы». 4 Еще одним ярким примером сентиментализма в «Истории Государства Российского» служит то, что автор считал иго привело не только к потери самостоятельности, «ужасной тьме неустройства» неустройства, массовым убийствам, грабежам, и «наглости иноземных тиранов», но и к нравственному унижению народа. «Мы выучились низким хитростям рабства», стали корыстолюбивее и бесчувственнее к обидам, к стыду». 5 Подробно раскрывая зависимость Руси от Орды, историк заявляет, что Москва обязана своим величием ханам. Таким образом, отмечая положительное влияние Орды на нашу историю. Карамзин творчески подошел к изложению истории России.

В его трудах, написанных живым, доступным языком. Исторические личности показаны живыми, думающими, обладающими всей палитрой чувств. На страницах этого труда, появляется простой народ; в ряде случаев говорится об отношении народа к князьям; с одной стороны, в радужных красках описывается, благодушие и другие благородные качества народа, а с другой – выражается сожаление по поводу его легковерности и заблуждений. Действующие лица истории (в основном князья) приобретают под пером Карамзина черты не только думающих, но и чувствующих людей. При этом «История» написана живым языком, который становится все более ясным, сочным языком от тома к тому. Описывая личности великих людей, Карамзин сравнивал их с солнцем, вокруг которого крутятся планеты. Он считал, что только великие люди вершат судьбы человечества.

Однако, с этими восторженными воззрениями, он не боялся и критически оценивать те или иные события. Сентиментализм особенно проявился при объяснении пагубного для Киевской Руси раздробления земли между членами княжеской семьи. Причины раздробления виделись историку в том, что в действиях киевских князей «здравая политика … не могла противиться действию любви родительской, которое обратилось в несчастное обыкновение».

При написании Карамзин старался быть беспристрастным, хотя мог считать благом то, что оказывалось злом. Однако все он писал в согласии со своей совестью и своими взглядами. Все же сентиментализм Н.М. Карамзина был не только литературным жанром, но и его идеологией, основанной на жизненных ценностях. Все его сочувствие, жалость к народным массам переплеталось с убеждением о сохранении привилегий помещиков и дворянства. Его представлением о мироустройстве оставалась мечта о добром господине, который заботится, сочувствует, защищает своих крестьян. Искренне веря, что просвещение , благородные идеи и чувства исправят общество и нравы без ущерба интересов дворянства.

Литература

1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. М., 1954.с.539

2. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 7. М., 1954.с. 132

3. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917года. М.: Культура,1993. с.304.

4. Карамзин Н.М. История Государства Российского .Т.4 стр. 12,13.

5. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917года. М.: Культура,1993. с.309.

И. В. Зайцева Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области "Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Другие новости и статьи

« Льготы по оплате жилья и коммунальных услуг

Воспитание свободного человека: методология и практика »

Запись создана: Четверг, 31 Октябрь 2019 в 0:20 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика