Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Реквизиты счета:
Субсчет марафона «Твои защитники, Москва!»
МРОО «Кремль»
ИНН 7743057200, КПП 774301001, ОГРН – 1037700236694, р/с 40703810001200020001 в АО «ГЕНБАНК» г. Москва, к/с 30101810245250000382, БИК 044525382
Наименование платежа: пожертвование на создание мемориального комплекса Кремлевским курсантам «Свечи»

Инициативной группой ветеранов Московского высшего общевойскового командного училища совместно с Министерством обороны России, межрегиональной общественной организацией «Кремль» при поддержке Правительства Москвы принято решение увековечить память о подвиге Кремлевских курсантов, защищавших столицу России. Для этого будет создан мемориальный комплекс Кремлевским курсантам «Свечи». Данная акция проходит в рамках марафона «Твои защитники, Москва!»
Просим всех, кому дорога память о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. принять посильное участие в пожертвованиях на создание комплекса.

Комоды, столы и стулья. Бильярдные столы, кии, комплектующие и пр
motivmebel93.ru
Все что вам нужно для успешного трейдинга
xelius.ru
Трактовка русского образования в трудах Н.М. Карамзина
oboznik.ru - Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала  XIX в.

В современных условиях глобализации интеграционных процессов в образовательной сфере, стремлении России войти в мировое образовательное пространство немаловажным является сохранение собственных образовательных традиций, ориентированных на «свой» идеал воспитания, который складывался веками. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они отражают совокупность гуманистических ценностей, соответствующих потребностям развития общества и развивающейся личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.

Проблема идеала воспитания – одна из наиболее значимых проблем педагогической науки. Решению этой фундаментальной проблемы, осмыслению исторического опыта в области воспитания способствует рассмотрение и изучение педагогических идей великих мыслителей прошлого. Уникально русское понимание идеи народности просвещения, ее связи с необходимостью государственного регулирования школьной системы, собственные представления об идеале воспитания были отражены в трудах не только известных педагогов, но и представителей других наук, государственных и политических деятелей. Ученые-историки внесли значительный вклад в отечественную и мировую науку и культуру.

Их мысли актуальны и ценны для современной научной и преподавательской деятельности и для общественного сознания в целом. Воспитание как педагогическую категорию историки отождествляют в широком смысле с социализацией в её современном значении, рассматривая нравственное, культурное развитие человека в контексте общественно-исторического. В рамках культурноантропологического подхода, придерживаясь аксиологической концепции, они обосновывали необходимость воспитания в опоре на общечеловеческие ценности, патриотизм, не замкнутый национальными пределами общего образования.

Президент РФ в Посланиях Федеральному Собранию РФ не раз подчеркивал необходимость возрождения духовных, нравственных традиций России, призывая для определения правильных ориентиров развития страны опираться на базовые морально-нравственные ценности, такие как патриотизм, «уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории». В связи с государственной программой возрождения России, возникает потребность в воспитании гражданина, отвечающего требованиям нового времени, и обладающего, в первую очередь, такими нравственными качествами, как гражданственность и патриотизм.

Но возрождение России немыслимо без обращения к историческому наследию. Поэтому вновь становятся актуальны взгляды Н.М. Карамзина, для которого вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, возрождения духовных, нравственных традиций России были основными. П.Д. Шестаков в статье «Мысли Н.М. Карамзина о воспитании», написанной для произнесения в торжественном собрании Казанского университета в столетний юбилей Карамзина (1866 г.), отмечал: «Н.М. Карамзин по справедливости может быть назван истинным воспитателем молодого поколения первой половины XIX в. Хотя педагогия не была его специальностью, хотя у него нет ни одного сочинения, исключительно посвященного воспитанию, хотя поэтому мы не можем представить Карамзинской системы воспитания; но тем не менее в его произведениях рассыпано много замечательных педагогических мыслей весьма полезных как для нас, так и для учащегося юношества».

В трактовке Н.М. Карамзина образование представляет собой обусловленный исторической традицией и культурным наследием русского народа фактор прогрессивного развития страны, объединяющий различные поколения. Специфика его трактовки развития образования заключается в опредмечивании всех аксиологических категорий национальными особенностями мышления, психологии, т.е. менталитетом народа. Н.М. Карамзин – историк, писатель и публицист. В 1802–1803 гг. он издавал журнал «Вестник Европы», в котором с позиций умеренного либерализма приводил свои мысли о просвещении, пропагандировал идею всесословного, хотя и неодинакового для разных сословий, просвещения, высказываясь об актуальных вопросах образования в статьях: «О новом образовании народного просвещения в России», «О верном способе иметь в России довольно учителей» и др.

В этих статьях Н.М. Карамзин пишет о необходимости нравственного образования России, «которое есть корень государственного величия и без которого самые блестящие царствования бывают только личною славою монархов, не Отечества, не народа…» («О новом образовании народного просвещения в России»); о подготовке учителей, отмечая, что «успехи просвещения должны более и более удалять государства от кровопролития, а людей – от раздоров и преступления; как же благородно ученое состояние, которого дело есть возвышать нас умственно и приближать счастливую эпоху порядка, мира, благоденствия» («О верном способе иметь в России довольно учителей»). Н.М. Карамзин видел в приходских училищах, как школах подлинно народных, изначальные основы системы просвещения.

С восторгом отзывается он об устройстве народных училищ, с уважением – о труде народного учителя: «Эти училища могут и должны быть полезнее всех академий в мире, действуя на первые элементы народа; и смиренный учитель, который детям бедности и трудолюбия изъясняет буквы, арифметические числа, и рассказывает в простых словах любопытные случаи истории, или, развертывая нравственный катехизис, доказывает, сколь нужно и выгодно человеку быть добрым, в глазах философа почтен не менее метафизика, которого глубокомыслие и тонкоумие самим ученым едва вразумительно<…>. Народные училища, – продолжает Карамзин, – разливают богатство света по всему государству. Сии школы, образуя учеников, могут образовать и самих учителей, и таким образом быть всегдашним и время от времени яснейшим источником просвещения» . Обозревая западноевропейский опыт, Н.М. Карамзин выступал против его механического перенесения на русскую почву.

Система образования, считал он, должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. Карамзин осуждал подражательность и пристрастие к иноземному. «Есть всему предел и мера: как человек, так и народ начинает всегда подражанием; но должен со временем быть сам собою! Теперь мы уже имеем столько знаний <…>, что могли бы жить, не спрашивая: как живут в Париже и в Лондоне? <…> Патриот спешит присвоить Отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках, оскорбительные для народной гордости», – писал он в статье «О любви к Отечеству и народной гордости». Стремление дворян воспитывать детей за границей побудило Н.М. Карамзина опубликовать статью «Странность», поводом для которой явилось намерение основать недалеко от Парижа пансион для русских юношей: «Мы знаем первый и святейший закон природы, что мать и отец должны образовать нравственность детей своих, которая есть главная часть воспитания; – отмечал он, – мы знаем, что всякий должен расти в своем Отечестве и заранее привыкать к его климату, обычаям, характеру жителей, образу жизни и правления; мы знаем, что в одной России можно сделаться хорошим русским –а нам, для государственного счастия, не надобно ни французов, ни англичан!». Н.М. Карамзин – сторонник сильной власти, единообразного законодательства, опирающегося на идею народного просвещения.

Задача просвещения, по его мнению, не только распространение знаний, образованности, но обязательно – воспитание нравственности. «Просвещение – есть палладиум благонравия», – писал историк. «Сколь благородно, сколь утешительно помогать нравственному образованию такого великого и сильного народа, как российский!» – восклицает _Карамзин в предисловии к первой книге журнала «Вестник Европы» (январь 1802 г.). Просвещение, по мнению Н.М. Карамзина, всегда благотворно; «просвещение ведет к добродетели, доказывая нам тесный союз частного блага с общим; просвещение есть лекарство для испорченного сердца и разума; в одном просвещении найдем мы спасительный антидот для всех бедствий человечества». Приведем основные принципы воспитания по Карамзину. Для Карамзина нет воспитания без любви к отечеству.

По принципам Карамзина «воспитание должно корениться на любви семейной, на чувстве религиозном, на благоговении к монарху, на беспредельной любви к отечеству». В противовес либеральной, им была сформулирована и консервативная интерпретация гражданственности – с акцентированием на ответственность индивида и важность сохранения существующего исторически сложившегося социального порядка и укрепления общественного организма, как единого государственного целого. В данном подходе гражданственность – это ответственность за судьбу государства и общества. Как следствие консервативной интерпретации гражданственности, возник вопрос о воспитании нового человека, обладающего определенными добродетелями, и, в первую очередь, качествами патриотизма и гражданственности как нравственных характеристик личности.

При этом необходимо заметить, что патриотизм – эта начальная степень воспитания гражданина, только на основе воспитания патриотизма, возможно, перейти к формированию устойчивой гражданской позиции. Патриотизм – это любовь к Родине, привязанность к местам, где человек родился и вырос, готовность приложить все усилия для процветания отечества. Причем патриотизм предполагает глубоко личностное, заинтересованное отношение к отечеству, Родине и выступает нравственной обязанностью по отношению к ней. Осознание принадлежности к своей стране, уважение к ее нравственной и духовной культуре составляют духовнонравственную основу личности. Патриотизм, по мнению Н.М. Карамзина, состоит в осознанных действиях на благо отечества просвещенной личности.

Счастье русского человека состоит не в деятельности на собственное благо, которое ведет только к стяжательству, но в деятельности на пользу отечества. Н.М. Карамзин поставил вопрос о необходимости формирования российского гражданина, ответственного за судьбу родной страны. В «Историческом похвальном слове Екатерине II» (1802 г.) мыслитель, впервые в истории России обращаясь к соотечественникам со словами «Сограждане», изложил свои взгляды на понимание гражданина и рассмотрел основные пути его формирования.

Гражданин, по мнению мыслителя, это человек, обладающий гражданскими правами, такими как право на жизнь, защиту чести и собственности, активно участвующий в жизни страны, находящийся под защитой закона и подчиняющийся ему. Н.М. Карамзин считал, что одна из сторон воспитания включает в себя нравственное и религиозное воспитание любого человека, а патриотизм и гражданственность – воспитание именно гражданина. Гражданин должен быть благонравным, любить добро, помогать другим, уважать семейные ценности – любить супругу и детей, заниматься воспитанием подрастающего поколения, блюсти нравственную чистоту, уважать старших. Мир в семье является основой государственного благополучия.

Гражданин должен быть, в первую очередь, патриотом, воспитанным в русле религиозных и нравственных идей и поступающий добродетельно. Гражданственность есть не просто нравственное качество гражданина, участвовавшего в деятельности на благо Родины, данное качество достигается только через осознание своих прав и обязанностей по отношению к отечеству добродетельных граждан, обладающих определенными нравственными качествами, и, в первую очередь, добродетелью патриотизма. Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание, по мнению Н.М. Карамзина, должно складываться из четырех основных составляющих: нравственность, семья, религия, патриотизм; и, что на формирование молодого поколения оказывает влияние не только наука и учебные заведения, но и, во-первых, домашнее воспитание, во-вторых, общественная обстановка, и, в-третьих, культура. Для Н.М. Карамзина основным недостатком проводимой правительством политики является невнимательное отношение к воспитанию в семье, которое является начальным и основным этапом формирования патриотизма. Мыслитель планомерно проводит мысль, что воспитание детей – это подлинные ценности, составляющие основу личного счастья и счастья отечества. Но, воспитание детей – не только счастье, но и гражданский долг родителей. Н.М. Карамзин писал, что «первый и святейший долг природы», это родительский долг «образовать нравственность детей своих, которая есть главная часть воспитания».

В просвещении и нравственном воспитании народа немаловажную роль играет религия. Религиозность (набожность), по мнению Карамзина, заменяет непросвещённым людям разум, наставляя их к добру и добродетельной жизни. С успехами просвещения Карамзин связывал улучшение благосостояния крестьян, считая, что истинное просвещение вполне совместимо со «скромными трудами земледельца». Для этого нужно было, по его мнению, иметь «добрых господ» и «средство просвещения». Н.М. Карамзин предъявлял большие требования к личности воспитателя, особенно ратуя за подготовку отечественных учителей. Карамзин отмечал важную роль Православия в деле воспитания гражданина: «правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире…».

Сама идея образования, воспитания силой одаренной, гуманной, благородной личности (учитель, священник), является основным началом формирования гражданственности. К значимым для современной отечественной педагогики подходам к воспитанию можно отнести: определение специфики женского воспитания. Рассуждая о женском образовании, историк отмечал: «Нравственность есть главный предмет [в воспитании девиц], но и разум должен обогащаться всеми знаниями, всеми идеями, нужными для того любезного существа, которое должно быть сокровищем супруга и первым наставником детей». необходимость патриотического воспитания (для Карамзина нет воспитания без любви к Отечеству). осознание важности национального и православного воспитания и образования в их единстве (актуальный для современный России вопрос о соотношении национального и общечеловеческого воспитания в школе должен обсуждаться с учетом отечественного исторического опыта в этой области). Воспитание добродетельных граждан под влиянием сильной личности (монарха), способствует формированию гражданского общества.

Следствием формирования гражданского общества, духовную составляющую которого являются добродетельность и просвещенность его членов, может стать, по мысли Н.М. Карамзина, установление республиканской формы правления. Подданный в самодержавном государстве, в понимании Н.М. Карамзина, не бесправный раб, а мужественный гражданин, обязанный не только повиноваться монарху, но и имеющий возможность свободно излагать свое мнение на государственные дела. Отсюда вытекает нравственное обоснование идеи самодержавия как формы правления, при которой возможна забота о счастье подданных и соблюдение их прав и свобод. Большое значение в деле формирования национального самосознания Н.М. Карамзин придавал русскому языку, считая, что «язык важен для патриота». Он был не против изучения иностранных языков, но считал, что их можно изучать, не выезжая за границу. Считая, что «Россияне одарены от природы всем, что возводит народы на высочайшую степень гражданского величия», Н.М. Карамзин поставил перед художественной литературой задачу нравственного воспитания русского народа, ибо «вернейшая опора политических или государственных прав есть государственная добродетель», то есть патриотизм.

И литература, посредством прекрасного и доброго, должна выступить главным проводником народного самолюбия и народной гордости у россиян. Таким образом, в публицистических произведениях Н. М. Карамзина начала XIX в. содержатся идеи патриотического воспитания, которые не утратили актуальности и по сей день. Это, прежде всего, идея необходимости защиты самобытности России, которая проявилась в форме обоснования роли самодержавия в истории нашей родины, а также идея воспитания гражданина в семье. Кроме того, в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» изложено общее понимание патриотизма Н. М. Карамзиным, которое может быть использовано в качестве методологической основы для формулирования идей патриотического воспитания. Актуальность идей патриотического воспитания Н. М. Карамзина в современном российском обществе определяется тем, что сегодня, как никогда ранее, оно подвержено вредным иноземным влияниям, в связи с чем существует угроза потери национальной самобытности, а с ней и государственности России. Помочь преодолеть этот тяжёлый исторический период и призваны идеи Н. М. Карамзина.

Литература

1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 64.

2. Шестаков П.Д. Мысли Н.М. Карамзина о воспитании //Статьи,написанные для произнесения в торжественном собрании Казанского университета в столетний юбилей Н.М. Карамзина. Казань, 1866. С. 122-123.

3. История педагогики в России: хрестоматия /сост. С.Ф. Егоров. М., 2000. С. 115.

4. Карамзин Н.М. Избранные произведения. М.,1966. С. 184.

5. Шмидт С.О. Н.М. Карамзин и его «История государства Российского» // Н.М. Карамзин об истории государства Российского. М.,1990. С. 336.

6. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003. С. 184.

7. Кувшинова, Н.В. Карамзин о воспитании и образовании [Текст] / Н.В. Кувшинова // Проблемы повышения качества подготовки учителя: Материалы международной научной конференции. – Шуя: ШГПУ, 1999. – 288 с. – С. 54-55. – 0,1 п.л.

8. Карамзин Н. М. О новом образовании народного просвещения в России // Вестник Европы. 1803. № 5. С. 54.

Н.И. Казначеева, О.В. Плотникова ГБПОУ ВО «ВГПГК»

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Метки: , , ,

Запись создана: Суббота, 31 Декабрь 2016 в 16:45 и находится в рубриках Новости. Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв, или trackback с вашего собственного сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.