Духовно-нравственные основы Великой Победы и современные реалии



Духовно-нравственные основы Великой Победы и современные реалии

oboznik.ru - Духовно-нравственные основы Великой Победы и современные реалии

oboznik.ru - Духовно-нравственные основы Великой Победы и современные реалии

Великая Отечественная война, которую вел советский народ за свое освобождение против германского фашизма, была наполнена как драматизмом и трагизмом событий, так и величием героизма и радостью Победы. Важную роль в обеспечении сплочения народа и армии для разгрома немецко-фашистских войск на всех этапах войны играл духовно-нравственный фактор. Несмотря на неудачи, ошибки и даже просчеты, допущенные в начальный период ведения войны с ненавистным врагом, именно духовно-нравственный фактор дал возможность сплотить все общество и, в конечном счете, обеспечить Великую Победу.

Важным его слагаемым, вдохновляющим и сплачивающим народ и Вооруженные Силы страны, стала разнообразная патриотическая и идейно-воспитательная деятельность, организованная и проводимая в тылу и на фронте под руководством Государственного комитета обороны и Ставки Верховного Главнокомандования.

Глубокому уяснению справедливого характера и целей Отечественной войны способствовала перестройка идейно-воспитательной работы в армии и на флоте в соответствии с директивой ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 29 июня 1941 г. В ней содержались рекомендации по организации идейно-политического воспитания личного состава в боевых условиях. Директива требовала разъяснять воинам захватнический характер войны со стороны Германии, мобилизовать личный состав на проявление патриотизма, честное выполнение военной присяги, своего долга перед Родиной.

Могучая сила слова, боевой призыв, оперативная информация о сложившейся обстановке вдохновляли защитников Родины. Не ослабляя внимания к наступательной пропаганде, Государственный комитет обороны принимает меры к усилению всей массово-воспитательной работы. К 1 октября 1941 г. на фронт было послано около 150 тыс. политбойцов, которые разъясняли воинам политику государства, создавшуюся обстановку, демонстрируя личным примером отвагу, вдохновляли их на подвиги, укрепляли моральный дух.

Большую организаторскую и идеологическую работу среди населения, в армии и на флоте вели видные деятели государства: М.И. Калинин, В.М. Молотов, А.А. Жданов, А.С. Щербаков, К.Е. Ворошилов, Н.А. Вознесенский, Д.З. Мануильский и др.

С первого до последнего дня войны Государственный комитет обороны и Ставка Верховного Главнокомандования во главе с И.В. Сталиным делали всё для повышения боеспособности армии и флота, снабжения их всем необходимым для боевых действий, укрепления морального духа войск.

16 июля 1941 г. Государственный комитет обороны принял решение о введении института военных комиссаров в Красной Армии, а 20 июля – на Военно-Морском Флоте. Одновременно отделы и управления политической пропаганды реорганизуются в политотделы и политуправления. При Главном политическом управлении РККА был создан Совет военно-политической пропаганды. Совет обсуждал актуальные вопросы воспитательной работы, обобщал опыт, вырабатывал рекомендации. Важное место в его деятельности занимала организация агитационно-пропагандистской работы среди населения на оккупированной территории и войск противника. Совет сыграл важную роль в повышении уровня идеологической и организаторской работы политорганов.

Обобщая опыт воспитательной работы в войсках, Государственный комитет обороны чутко реагировал на растущие потребности жизни, вносил необходимые коррективы в деятельность воспитательных структур, в их задачи и содержание.

Командиры, политические органы и партийные организации действующей армии направляли основные усилия на то, чтобы наращивать наступательный порыв войск. Они учили личный состав трезво оценивать свои силы и силы противника, не зазнаваться, проявлять повышенную бдительность, предостерегали от беспечности и благодушия. Все это сыграло важную роль в дальнейшем укреплении Вооруженных Сил, в усилении политической работы в войсках, что было необходимо для завершения разгрома гитлеровских захватчиков и успешного выполнения Красной Армией своей исторической миссии.

Следует подчеркнуть, что в период боевых действий в армии широко использовалась духовная сила печатного слова. Вообще за годы войны в Вооруженных Силах была создана широкая сеть военных газет. Так, уже в июле 1942 г. издавалось 19 фронтовых, 93 корпусных и армейских, несколько сотен дивизионных газет. Вместе с тем расширялась и укреплялась центральная военная печать. В редакцию газеты «Красная звезда» вошли известные писатели: А. Сурков, И. Эренбург, П. Павленко и др.

Характерно, что только в первые недели войны ушли на фронт военными корреспондентами 140 членов Союза писателей, а всего в армии и на флоте работало более 900 писателей, поэтов, драматургов и журналистов.

Военная печать страстно и вдохновенно раскрывала справедливые цели и всенародный характер Великой Отечественной войны, разъясняла ход военных действий, рассказывала о патриотическом подъеме советских людей в тылу, массовом героизме воинов и партизан в боях за Родину.

Многие газеты конкретно учили воинов примерам борьбы с танками и самолетами противника. Все это имело большое значение для формирования морально-боевых качеств у личного состава. Важную роль на фронте сыграло в борьбе с танкобоязнью и самолетобоязнью распространение памяток и листовок. В них раскрывались оправдавшиеся в боях методы и способы борьбы с техникой немецко-фашистских войск. Об этом можно судить по «Памятке красноармейцу», изданной Главным политическим управлением РККА еще в июле 1941 г. В ней рассказывалось о способах и приемах уничтожения вражеских танков и самолетов, об организации атаки, указывалось на необходимость и важность защиты командиров в бою, взаимовыручки товарищей.

К концу войны в действующей армии издавалось около 800 газет, разовый тираж которых составлял более 3 млн. экземпляров. Фронтовая печать наряду с освещением вопросов внутренней жизни страны широко раскрывала политику правительства по отношению к освобождаемым народам Европы.

В свою очередь армейские и флотские политорганы разъясняли воинам Красной Армии, что они вступили на территорию зарубежных стран не как завоеватели, а как освободители.

Политическая работа была направлена также на то, чтобы разъяснить населению освобожденных стран – Польши, Чехословакии, Югославии, Румынии, Болгарии, Венгрии – политику правительства в отношении этих государств, задачи Красной Армии как армии-освободительницы. Политические органы сделали многое, чтобы советские войска с уважением относились к демократическим организациям, традициям и обычаям этих государств, не оскорбляли религиозных чувств населения.

Газета 3-го Украинского фронта «Советский воин» во время боев в Болгарии писала: «Помни, товарищ, о многовековой дружбе русского и болгарского народов, помни о славных подвигах доблестных русских воинов – героев Плевны и Шипки, помни о традициях кровного братства русских и болгар и на каждом шагу старайся укрепить и умножить эти славные традиции» [1]. Так газета удачно использовала героическое прошлое нашего народа в интересах борьбы с фашистской армией и укрепления дружбы с болгарским народом.

Красная Армия по своему составу была многонациональной. Учитывая это обстоятельство, ГлавПУ РККА уже в сентябре 1942 г. издало директиву «О воспитательной работе с красноармейцами и младшими командирами нерусской национальности». В этом документе подчеркивалось, что военные кадры много сделали, чтобы помочь бойцам нерусской национальности стать умелыми защитниками Родины. На страницах газет, издававшихся на национальных языках, воинам широко разъяснялись цели войны и освободительная миссия Красной Армии, велась пропаганда дружбы народов и популяризировались боевые подвиги бойцов и командиров нерусской национальности. Примечательно, что фронтовые газеты выходили не только на русском, но и на других языках народов нашей страны. Иногда на фронте использовалось несколько газет для воинов разных национальностей. Тираж этих газет устанавливался из расчета одна газета на 5 бойцов. Кроме того, на национальных языках издавались газеты в дивизиях и бригадах национальных формирований.

Важным слагаемым духовно-нравственных основ Победы явилось отечественное искусство, его различные виды и жанры. По своей популярности, воздействию на сознание людей первое место занимала, несомненно, литература.

Литература вдохновляла защитников Родины на героические подвиги, способствовала укреплению морального духа среди народа и воинов. Уже в самые тревожные дни, когда фашистские орды рвались к Москве, было написано и опубликовано стихотворение Д. Бедного «Я верю в свой народ», в котором он призывал к морально-политическому единству советских людей в борьбе с врагом:

Пусть приняла война опасный поворот,
Пусть немцы тешатся фашистскою химерой,
Мы отразим врага. Я верю в свой народ
Несокрушимою тысячелетней верой
[2].

С первых тревожных дней обороны столицы «к штыку приравняли перо» известные московские художники слова: А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, К. Симонов, А. Сурков, М. Светлов, А. Гайдар, М. Шолохов и многие другие. В самые тяжелые дни обороны Москвы деятели литературы и искусства в своих выступлениях, статьях, художественных произведениях отражали патриотическую тему. В них деятели культуры говорили о самом важном – о судьбе Родины, об историческом месте Москвы в ней, о долге каждого воина и гражданина. А.Н. Толстой писал: «Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, но великий народ, находя в себе больше и больше сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, все настоятельнее требует от своей литературы… подняться до уровня моральной высоты героических дел воюющего народа»[3].

Великая Отечественная война убедительно показала огромное значение духовно-нравственных основ в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками. И в первую очередь, таких как долг, честь и достоинство, нравственный идеал и др. Воинский долг представляет собой выражение обязанностей личности по защите Отечества, которые закреплены в нравственных убеждениях и военном праве. Он предполагает обязательное выполнение требований, ведущих к достижению нравственных целей. Это означает, что наиболее высокой нравственной оценки заслуживает тот поступок, в котором долг и доминирующее желание составляют единое целое.

Воинский долг заключается не только в том, чтобы знать и принимать определенные жизненные идеалы, но и в том, чтобы отстаивать их. В годы Великой Отечественной войны воинский долг был связан с идеей справедливой борьбы, со жгучей ненавистью к фашистским захватчикам, которые разрушали материальные и духовные ценности нашей страны, сеяли горе и страдания ее народам. Суть воинского долга того периода удачно передана в строках:

Бей врага. Над твоей головою
Вьется русского знамени шелк.
Каждый недруг, убитый тобою, –
Это Родине отданный долг
[4].

Воинский долг активизирует деятельность человека, положительно влияет на все процессы его духовного развития. О нравственном достоинстве воинов судят, прежде всего, по их действиям, поступкам и практическому исполнению долга. В военной службе он неразрывно связан с сознанием личной ответственности за безопасность своей Родины, с постоянной боевой готовностью, совершенствованием воинского мастерства.

Воинская честь и достоинство выступают как признание общественным мнением и осознанием самим воином высокой социальной значимости выполнения воинского долга. Добровольное исполнение воинского долга становится необходимым условием утверждения личного достоинства и чести. Осознание чести не позволяет поступиться требованиями воинского долга, стимулирует его выполнение.

В годы Великой Отечественной войны воинская честь находила выражение в справедливой борьбе с фашизмом. Честь и достоинство защитников отечества, наполненные чувством патриотизма, любви к Родине, выступали как естественная потребность в мужественных поступках на поле боя. Эти качества в полной мере проявились в героизме защитников столицы – политрука В. Клочкова, генерала И. Панфилова, летчика В. Талалихина, партизанки 3. Космодемьянской… «И эта потребность сделать почти невозможное, а не только собственная смелость, толкает людей на подвиг» [5], – писал К. Симонов.

Воинская честь и достоинство неразрывно связаны с традициями Вооруженных Сил, воинского коллектива. Традиции коллектива, части, Вооруженных Сил РФ в целом изменяются, наполняются новым содержанием. Вместе с тем современная Армия России не может успешно развиваться и формировать морально-боевые качества у воинов без бережного отношения к историческому прошлому, особенно мужеству, стойкости и героизму, проявленному старшим поколением в годы Великой Отечественной войны.

Синтезирующая роль в духовных ценностях воина принадлежит нравственному идеалу. Идеал и действительность связаны между собой: идеал отражает действительность, порождается ею, он воодушевляет людей на борьбу за преобразование существующей действительности.

Одна сторона нравственного идеала предполагает стремление человека следовать в поведении положительному образу, в котором воплощены героические подвиги предшествующих поколений. И такие образы – нравственный пример служения Отечеству. Это, например, образы А. Маресьева, Г. Жукова, А. Матросова, Л. Чайкиной, Н. Гастелло, И. Кожедуба. Другая сторона заключается в решении вопроса о цели и смысле жизни, ее предназначении. Нравственный идеал советских воинов в годы войны выражался в том, что смысл их жизни был неотделим от защиты Отечества. Погибая в борьбе за Родину, отстаивая высокие нравственные идеалы, советские воины верили в торжество справедливости и конечную Победу над врагом.

Вот как выразил эту идею воин-патриот:
Я вернусь еще к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов
[6].

Нравственные ценности воинов наряду с такими понятиями этики, как воинский долг, честь и достоинство, идеал, находят также специфическое проявление в моральном состоянии армии.

Выделение данной категории необходимо, во-первых, для понимания реальных процессов вооруженной борьбы, войны в целом. Во-вторых, анализ морального состояния позволяет оценить духовную связь между обществом, народом и его Вооруженными Силами. В-третьих, знание морального состояния выступает важной предпосылкой наращивания духовных сил народа и армии.

Моральное состояние по специфике проявления отличается устойчивостью. Известно, в каком сложном положении оказались наше государство и его армия в результате нападения фашистской Германии. Однако народ и армия не дрогнули перед трудностями и поражениями первых дней войны, не потеряли веру в конечную победу над врагом.

С этим обстоятельством были вынуждены считаться даже противники. Так, через неделю после начала войны начальник генерального штаба сухопутных войск Германии записал в дневнике: «Сведения с фронта подтверждают, что русские люди всюду сражаются до последнего человека» [7]. Один из руководителей немецкой военной разведки, генерал Типпельскирх отмечал позже, что «русские держались с неожиданной твердостью и упорством, даже когда их обходили и окружали» [8].

В общественном сознании нашей страны в тот период концентрировалась максимальная целеустремленность политических установок руководства государства с активной моральной мобилизацией народа и армии на решительную борьбу с немецкими захватчиками.

Совершенно иное положение было в государствах Европы, противостоящих фашистской Германии, которые оказались в моральном отношении не способными к активному противоборству с агрессорами. В своих воспоминаниях французский генерал де Голль писал: «В действительности же потрясенная армия ни во что не верила, а государственная машина крутилась в обстановке полнейшего хаоса» [9].

Моральное состояние в войне в защиту Отечества детерминировано политическими идеями, выражающими справедливый характер борьбы народа, позволяющими вырабатывать личную мировоззренческую позицию и осуществлять практические действия по защите своего Отечества. Такая война оценивается ими как явление высоконравственное. Она вызывает духовный подъем и побуждает к готовности во имя победы над врагом преодолеть все преграды, пройти через любые бедствия и лишения.

Высокая действенность морального состояния народа и армии в период войны реализуется в массовом героизме. Так, известно, что за годы Великой Отечественной войны подвиг А. Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, был повторен 300 раз, а Н. Гастелло и его экипажа, направившего самолет на вражескую колонну с боевой техникой, свыше 300 раз. Патриотическая ценность таких героических поступков заключается в том, что они не только зовут на подвиг других, но и как бы раскрывают конкретную форму морального поступка, которая может распространяться в массовом масштабе.

Значительное внимание в период войны отечественная художественная литература различного жанра уделяла отражению таких духовно-нравственных качеств советских воинов, как мужество, отвага, смелость. Об этих качествах достаточно емко и образно написал 25 августа 1943 г. замечательный писатель А.Н. Толстой в рассказе «Русская сила». Характеризуя духовный облик русского солдата в боях на Курском выступе, он обобщенно писал: «Наши войска просачиваются, прорываются в тыл врага, окружают, нападают со всех сторон, расчленяют фронт, опережают немца и в скорости передвижения, и в скорости соображения. В основе всего этого прежде всего лежат русский талант, русская отвага и разбуженная русская ярость. Горд и храбр русский человек. Слава ему» [10].

Нар яду с яркой прозой, раскрывающей высокие моральные качества советского воина, поэзия также отмечала мужество, несгибаемую стойкость и отвагу защитников Отечества. Хорошо известно, что в сражении на Курской дуге немецкое командование, применяя новые для того периода танки «тигр» и «пантера», пыталось сломить сопротивление Красной Армии, нанести ей не только военное поражение, но и духовно надломить сопротивление советских воинов. Однако этого не случилось, а духовная стойкость советского солдата выдержала с честью напор вражеских танков и одержала верх над германскими войсками.

Эта мысль весьма убедительно раскрыта у поэта А. Л. Головкова, участника Великой Отечественной войны.

В сорок третьем, под Понырями,
Враг пытался в смертельном бою
Бронированными кулаками
Выбить русскую душу мою.
Был огнем и железом испытан
И под Курском я, и под Орлом.
Ну а выжил и не был убитым,
И проверен на страх, на излом
[11 .

Героика повседневных боев нашла отражение в поэтических строках, показывающих такое важное качество духовного мира воина, каким является братская взаимопомощь в бою, ведущая к желанной цели – разгрому врага. Сжатым, немного суровым языком эта идея четко выразилась в стихотворении «Герой» П.Е. Панченко, участника Великой Отечественной войны.

Он крикнул гневно: «Вставай, пехота,
Мы не на пляже, а на войне!»
И лег на колючку, обвившую доты,
И сотни солдатских сапог – полроты –
Прошли по его спине.
Не он, а другие ушли в атаку,
Глушили гранатами блиндажи,
Кололи врагов и сжигали танки,
Чтоб знамя победы поднять спозаранку,
Чтоб ринуться снова на рубежи!

В годы войны стали появляться крупные художественные произведения, многие из которых справедливо относятся к лучшим образцам литературы, раскрывающие морально-политическое превосходство Красной Армии, мужество ее воинов. Так, в конце войны увидели свет первые главы романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину», вышли повести Л.М. Леонова «Взятие Великошумска» и А.О. Саксе «Возвращение в жизнь». Значительным событием в поэзии явились стихи Д. Джабаева «Песни войны», М. Джалиля «Письмо из окопа», новые главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин», призывавшие к разгрому фашистов, вере в Победу.

Писатели и поэты уделяли большое внимание такой важной теме, как освободительная роль Красной Армии, духовным качествам ее воинов. Я. Колас (К.М. Мицкевич) и П.Ф. Глебка, С. Нерис (Бачинскайте-Бучене) и Н.Л. Нагнибеда, П.Г. Тычина и А.М.Упит и многие другие воспевали героический подвиг воинов-освободителей.

Важную патриотическую роль играли и рассказы. Большую известность в тот период получил рассказ А.Н. Толстого «Русский характер». В нем писатель ярко показал отличительные черты русской нации: несгибаемую волю, благородство, смелость, умение преодолевать трудности. «Да, вот они, русские характеры! – писал А. Толстой. - Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота» [12]. Такие произведения воспитывали у всех советских людей мужество, вселяли в них непоколебимую веру в свои силы, укрепляли волю к победе. «Мы не могли без волнения читать этот рас56сказ, – писали фронтовики А. Н. Толстому, – столь простой и доходчивый до солдатской души» [13].

Широкую популярность приобрели в народе стихи, ставшие впоследствии настоящими народными песнями: «Землянка», «Огонек». Символом народной отваги и мужества стали стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война», А. Суркова «Песня защитников Москвы», К. Симонова «Жди меня», А. Жарова «Друзья москвичей», М. Лисянского «Моя Москва» и др.

Мысли и чувства воинов, их любовь к Отчизне нашли свое выражение во многих песнях. Ярким примером тому служит песня М.И. Блантера на стихи М.В. Исаковского «Под звездами балканскими»:

И под звездами балканскими
Вспоминаем неспроста
Ярославские, да брянские,
Да смоленские места
.

Одним из могучих средств нравственно-эстетического воздействия являлось киноискусство. Так, в апреле 1944 г. советское правительство наградило орденами и медалями около 500 работников кинематографии. В сложной обстановке военного времени было создано много патриотических художественных кинофильмов. На экранах страны появилось большое количество полнометражных кинокартин. Некоторые из них, например «Зоя», «Нашествие», «В шесть часов вечера после войны», «Два бойца», «Котовский», «Во имя Родины», «Она защищала Родину», «Секретарь райкома», выдержали испытание временем и получили признание народа.

В кинокартинах, посвященных борьбе народов СССР с гитлеровскими захватчиками, ярко раскрывались лучшие черты советского человека. Кинофильм «Зоя» запечатлел бессмертный подвиг верной дочери нашей Отчизны Зои Космодемьянской. Для многих тысяч советских граждан, особенно юношей и девушек, образ Зои стал примером служения своему народу. В этом огромное нравственно-эстетическое значение фильма.

Картина «Нашествие» режиссера А.М. Роома, снятая по одноименной пьесе Л.М. Леонова, рассказала о суровой и мужественной борьбе советских людей в тылу врага. Непримиримость к фашизму, несгибаемая воля, готовность к самопожертвованию – таковы основные моральные качества героев этого кинопроизведения, на которых стремились быть похожими защитники Родины.

Наряду с художественными фильмами в годы войны создавались и значительные документальные фильмы. Они правдиво отображали героизм и высокое воинское мастерство бойцов и офицеров, трудовой подвиг работников тыла.

Важнейшие военные события находили свое отражение в таких документальных фильмах, как «Победа на Правобережной Украине», «Битва за Севастополь», «Освобождение Советской Белоруссии», «Вступление Красной Армии в Бухарест», «Вступление Красной Армии в Болгарию», «Освобождение столицы Югославии – Белграда», «Будапешт». Эти кинопроизведения вошли в историю как запечатленная на пленку летопись военных событий.

Значительную роль в мобилизации духовных сил народа на окончательный разгром врага сыграло театральное искусство. В начале 1944 г. коллектив старейшего в стране Государственного Академического Малого театра обратился ко всем театральным работникам с призывом усилить размах военно-шефской работы. Этот призыв горячо подхватили деятели советской сцены. Вскоре в действующую армию и на флот было направлено более 100 концертных и театральных бригад, в состав которых входили артисты крупнейших театров страны: Государственных Академических Большого и Малого театров, МХАТ им. М. Горького, театра им. Е. Вахтангова, Музыкально-драматического театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немирович-Данченко, Харьковского театра украинской драмы им. Т.Г. Шевченко, белорусских драматических театров и многих других.

На фронт выезжали многочисленные бригады артистов Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик и других городов. «…Играя на сцене, выступая перед нашими доблестными воинами, читая газеты, письма, встречая аплодисменты зрителей, – вспоминала Народная артистка СССР В. Пашенная, – мы постоянно чувствовали, что наше советское искусство – это то же оружие, оружие острое, как меч; оно живет, сияет, греет сердца» [14].

В письме работникам Малого театра после их выступления на фронте один военнослужащий писал: «Спасибо, дорогие товарищи. Сколько сил и энергии влили вы в нас своим искусством!» [15].

На стационарной сцене ставилось много спектаклей, отражавших героическую борьбу советского народа с немецкими захватчиками. Пьеса В.В. Вишневского, А.А. Крона и В.Б. Азарова «Раскинулось море широко» была написана в течение семнадцати дней по заказу политуправления Балтийского флота.

oboznik.ru - Духовно-нравственные основы Великой Победы и современные реалии

Вахтанговцы показали спектакль «Живые источники» Н.Ф. Погодина, где говорилось о патриотическом движении советского народа – сборе средств в фонд Красной Армии. Московский театр им. Ленинского комсомола поставил пьесу «Так и будет» К.М. Симонова. Эти спектакли, как и многие другие, свидетельствовали о настойчивом стремлении деятелей театра – драматургов, режиссеров, актеров – полнее и глубже раскрыть моральные качества советского человека, источники его трудовых и ратных подвигов, вдохновить соотечественников. Необходимо отметить, что за время войны на фронте выступили 3800 театральных, концертных и цирковых бригад в составе более 40 тыс. артистов. Из 1 млн. 300 тыс. спектаклей и концертов почти 500 тыс. были даны непосредственно на фронте. Делу духовно-нравственного и патриотического воспитания в годы войны способствовала разнообразная концертная деятельность отечественных музыкантов, мастеров кино и театра, певцов в составе фронтовых бригад, которые успешно трудились в войсках, госпиталях в тылу. Такая деятельность способствовала укреплению морального духа, формировала возвышенные чувства у воинов. В концертах участвовали такие всенародно любимые артисты, как В. Пашенная, М. Жаров, Б. Бабочкин, Б. Чирков, Л. Русланова, Л. Утесов, К. Шульженко, А. Райкин и др.

Таким образом, достижение Великой Победы советским народом и его Красной Армией в годы Великой Отечественной войны неразрывно связано с духовными основами, которые реализовывались в героических поступках как воинов, так и тружеников тыла.

Вместе с тем гигантское сражение Великой Отечественной войны, характер справедливой борьбы нашего народа и Вооруженных Сил против германского фашизма побуждают к определенным выводам применительно к процессам, происходящим во всех сферах жизни России, и перспективам ее развития.

Первое. Подвиг народа и армии в годы Великой Отечественной войны требует всесторонне взвешенного отношения к важному этапу исторического пути, пройденного страной. Это обязывает политических деятелей и исследователей, представителей науки и культуры прочно опираться на факты в анализе драматического и героического во всех сражениях Великой Отечественной войны. В таком контексте нравственно опасны разного рода нигилистические отношения и искажения результатов победного итога войны.

Формирование историзма мышления (включая военно-историческое) – необходимая составная часть действительно научного мировоззрения граждан России, молодежи в особенности [16]. Именно взвешенный подход, исключающий предвзятость и субъективизм в оценке гигантских битв за Родину, позволяет видеть Великую Отечественную войну без схематизма и упрощенчества, постигать значимость подвига советского народа и его армии.

Между тем нельзя не замечать, что за последние годы в печати и телевидении допускаются искаженные трактовки хода и операций Великой Отечественной войны, ее итогов. Особенно при этом подчеркивается якобы решающее значение для итогов победы военной и военно-экономической роли союзников в ней.

Однако следует, во-первых, объективно признать, что такая помощь составила сравнительно небольшую долю от общего объема отечественного военного производства. Например, по самолетам 13%, по танкам 7%, по зенитным орудиям 2% [17].

Во-вторых, на советско-германском фронте были разгромлены и пленены 607 дивизий противника, в то время как западными союзниками разгромлено и пленено 176 дивизий.

Историзм мышления характеризуется также способностью мыслить противоречиями, не бояться временных поражений, трудностей, уметь преодолевать их. Именно взвешенный, аналитический подход к пройденному нашим обществом пути, включая Великую Отечественную войну, позволяет субъектам видеть общественные процессы такими, какими они есть, без схематизма и упрощенчества, постигать настоящее, прошлое и будущее во всем их многообразии и сложности.

В раскрытии социальных и политических проблем развития российского государства важно исходить из философских положений, адекватно отражающих существо и характер современного этапа развития российского общества. Значительное изучение и реальную практику приобретает на современном этапе состояние и перспективы развития в РФ таких ее сфер жизни, как: политическая, экономическая, социальная, духовная, военная.

Второе. Великая Отечественная война высветила известную истину, что только при духовном единстве народа и армии можно одержать победу над сильным противником. В общественном сознании страны на всех этапах войны доминирующими были призывы государственного и политического руководства Родины: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами. Всё для фронта! Все для Победы!». В них сплавлялась максимальная целеустремленность политических установок государства с активной мобилизацией народа и армии на решительную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Минувшая война показала, что, несмотря на начальный период тяжелых отступлений и горечь потерь, Красная Армия не была духовно сломлена. Многочисленные потери на полях сражений, унижение тех, кто попал в плен, не поколебали веру в конечную победу, сокрушительный разгром фашистской Германии.

Более того, только благодаря духовному единству народа и армии нашей страны в годы Великой Отечественной войны был нанесен удар по человеконенавистнической идеологии фашизма, стремившейся превратить наш народ в рабов. Такой идеологии противостоял дух справедливости защитников Отечества, усиливающий самосознание народа и армии.

Вот как писал об этом известный полководец К.К. Рокоссовский: «Фашизм принес немецкому народу позор, несчастье, моральное падение в глазах всего человечества. Но гуманен и благороден советский солдат. Он протянул руку помощи всем, кто был ослеплен и обманут» [18].

Бесценный опыт духовного единства народа и армии требует объективно от властных институтов России творческого его применения в условиях современного противоречивого состояния общества. В этой связи следует иметь в виду, что важным стабилизирующим фактором российского общества выступает гражданское согласие, опирающееся на духовное единство всех его субъектов.

Третье. Духовный фактор победы раскрыл роль и значение патриотической идеи, неразрывно связанной с преемственностью героических традиций народа и его Вооруженных Сил. Она воплощена в образе великих предков: А. Невского, Д. Донского, К. Минина, Д. Пожарского, А. Суворова, М. Кутузова. Эти национальные герои, вдохновляя советских воинов на подвиг, помогли им не только остановить врага, но и одержать духовную и военную победу над ним.

Опираясь на преемственность героических традиций, суровая реальность войны выдвинула из народных масс героев. В их числе выдающиеся полководцы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.М. Василевский, летчики И.Н. Кожедуб и А.И. Покрышкин, 28 панфиловцев, бессмертная партизанка З. Космодемьянская и другие. Всего за годы войны 11603 воина удостоены высокого звания Героя.

Историческая память народа запечатлела в общественном сознании определенные героические идеалы. Потребность людей к объединению в наше сложное время для совместного преодоления возникающих проблем в жизни российского общества обусловливает консолидирующую роль в общественном сознании героических идеалов, рожденных в боях за Родину. Они отождествляются с высокими принципами патриотизма, гуманизма и духовности. Все это должно органично реализовываться в концепции патриотического воспитания молодежи современной России.

Очевидно, что концепция патриотического воспитания в условиях современного состояния российского общества и тенденций его развития должна бережно опираться на духовные, социокультурные отечественные основы. Они накоплены и закреплены в общественном сознании народа, его культуре, боевых и трудовых традициях. Именно на это обстоятельство обращал внимание русский философ И.А. Ильин. Он отмечал, что построение системы духовного воспитания нужно начинать не с коренной ломки социальных условий существования, а с обновления души человека, формирования у него веры, чувства любви к родине, патриотизма и национальной гордости. «Именно таким, – писал Ильин, – должен быть дух национального воспитания, необходимый русскому… народу. Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа, и притом в формах возрастающей одухотворенности, национального благородства и международной справедливости» [19].

Четвертое. Великая Отечественная война по своему характеру и политическим целям была справедливой, освободительной. Это обстоятельство особенно важно учитывать, когда со стороны ряда стран Восточной Европы, освобожденных от фашистской оккупации, искажается историческая правда. На необходимость борьбы с ее искажением обращает внимание Президент РФ В.В. Путин: «На наших глазах разворачивается кампания по пересмотру итогов Второй мировой войны. Уменьшается вклад Красной армии в Великую победу. Эти обстоятельства не могут оставить нас равнодушными и безучастными. Мы должны твердо противостоять любым попыткам фальсификации исторических фактов, защищать правду о минувшей войне» [20].

Современная Россия переживает сложные и противоречивые годы в своём развитии. Вместе с тем, анализируя ход и исход Великой Отечественной войны, необходимо отметить следующее. В духовном потенциале наших современников необходимо не только сохранить светлую память о тех, кто погиб, защищая Родину, но и беречь честь и славу живущих фронтовиков. Наряду с этим весьма важно в патриотическом воспитании молодёжи формировать глубокое уважение к духовному богатству и героическим подвигам участников Великой Отечественной войны, приумножать их славу, всесторонне и взвешенно оценить Великую Победу, делать из неё объективные и перспективные выводы.

Примечание:
[1] Советский воин. – 1944. – 23 сентября
[2] Цыбенко В. А. Поэзия Демьяна Бедного. – Новосибирск, 1961. – С. 265.
[3] Толстой А. Н. Родина (ноябрь 1941 г.) // Венок Славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. Т. 2. – М., 1984. – С. 40–41.
[4] Инбер В. Избранные произведения. Т. 1. – М., 1958. – С. 209.
[5] Симонов К. С. Двадцать дней без войны // Знамя. – 1972. – № 10. – С. 23.
[6] Говорят погибшие герои. – М., 1973. – С. 436.
[7] «Совершенно секретно! Только для командования». Документы и материалы. – М., 1967. – С. 237.
[8] Типпельскирх. История Второй мировой войны. – М., 1956. – С. 190, 228.
[9] Де Голль Ш. Военные мемуары. Т. 1. – М., 1957. – С. 87.
[10] Толстой А. Русская сила // Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. Т. 5. Курская дуга. – М.: Современник, 1984.
[11] Головков А. «В сорок третьем, под Понырями…» // Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. Т. 5. Курская дуга. – М.: Современник, 1984. – С. 174.
[12] «Правда». – 1944. – 10 мая.
[13] Писатели в Отечественной войне 1941–1945 гг. Письма читателей. – М., 1946. – С. 26.
[14] Своим оружием. – М., 1961. – С. 253.
[15] Малый театр на фронтах Великой Отечественной войны: сборник статей. – М.; Л., 1949. – С. 160.
[16] См.: Лавров С. В. История реальная и мнимая // Вестник МГИМО-Университета. Специальный выпуск. – 2009. – С. 17–19.
[17] См.: Военная энциклопедия. В 8 т. Т. 2. – М.: Воениздат, 1994. – С. 45, 46.
[18] Рокоссовский К. К. Солдатский долг. – М.: Воениздат, 1985. – С. 360.

oboznik.ru - Духовно-нравственные основы Великой Победы и современные реалии

[19] Ильин И. А. Путь к очевидности. – М., 1993. – С. 241.
[20] Источник: http://censor.net.ua/n323070.

Ксенофонтов Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор, полковник в отставке

См. также:
1. Факторы, определившие Победу в войне
2. Экономическая база могущества страны и ее Вооруженных Сил
3. Военно-стратегические основы Победы

См. далее:
5. Партизанское движение как один из факторов победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Материал из монографии «Не смолкнет слава Великой Победы», Финансовый университет, М., 2016.



Другие новости и статьи

« Н.М. Карамзин – реформатор русского литературного языка

Русское дело »

Запись создана: Воскресенье, 1 Январь 2017 в 15:28 и находится в рубриках Вторая мировая война, Новости, О патриотизме в России.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Контакты/Пресс-релизы